Повышение самооценки у младших школьников как одна из форм профилактики бродяжничества Составила: учитель начальных классов МБОУ средняя общеобразовательная школа 4 г.Новошахтинск Ростовской обл. Калинина Ольга Викторовна
По разным статистическим данным количество безнадзорных и беспризорных детей в РФ от 2 до 5 млн.
Понятие детской и подростковой безнадзорности Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц».
Факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей социально- экономические медико-санитарные социально- демографические социально- демографические социально- психологические криминальные
Причины безнадзорности и беспризорности: рост числа асоциальных семей; безработные родители; беженцы и вынужденные переселенцы; нестабильные браки (разводы); низкий уровень благосостояния семьи; негативный опыт отношений с родителями; неготовность школы оказывать социально- педагогическую поддержку учащимся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
Причины самовольного ухода из дома: Переживание «драйва» Скука Принадлежность к социальной группе («я как мои друзья») Протест против родителей Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей) Любопытство
Неблагоприятная Я- концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.
Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Главные функции самооценки регуляторная защитная
. Самооценка адекватная (реальная) адекватная (реальная) неадекватная– (завышенная или заниженная )
На неадекватную самооценку влияют: 1. ограниченный круг общения и деятельности; 2. заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми; 3. слабое развитие оценочных отношений в коллективе; 4. случайные успехи или неудачи.
Повышению самооценки способствуют: 1. Формирование адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей 2. Закрепление саногенных состояний 3. Обучение техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов 4. Развитие опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками
Оценить себя положительно помогают: - игра; -действия с предметами; -исследование и экспериментирование; - слушание музыки и сказок; -беседы о рассказанном, услышанном, прочитанном; -возможность задавать вопросы и делать выбор.
Самооценка не остается стабильной, она имеет тенденцию изменяться, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов.
Список используемых источников: Интернет – картинки. М.Р. Битянова «Организация психологической работы в школе». – Москва, 1998 г. С. Миллер «Психология игры». – СПБ, 1999 г.