Материал подготовлен Босовой Татьяной Николаевной, учитель начальных классов ГОУ СОШ 72 ЗАО города Москвы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Advertisements

Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
МОУ "Новопавловская СОШ 2" Использование разных УМК в начальной школе.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Критерии анализа урока при личностно ориентированном обучении.
Организация проблемного обучения в начальной школе Организация проблемного обучения в начальной школе Автор: Зайчикова О.Е., учитель начальных классов.
Технология проектного обучения Составитель: Калинкина М.А.., учитель биологии МБОУ СОШ
Уроки русского языка в форме лабораторной работы Табунникова Е. Е., учитель русского языка и литературы.
Наличие конкретной цели Наличие конкретного задания Четкая форма выражения результата самостоятельной работы Определение формы проверки самостоятельной.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Системно-деятельностный подход Педагогический совет МОУСОШ
Московская средняя общеобразовательная школа имени И.Ярыгина Китаева Вера Георгиевна учитель истории и обществознания высшее педагогическое образование.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Методы и приёмы развития познавательной мотивации обучающихся В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие- нибудь.
Транксрипт:

Материал подготовлен Босовой Татьяной Николаевной, учитель начальных классов ГОУ СОШ 72 ЗАО города Москвы

I.Теория вопроса 1.1. Актуальность исследования 1.2. Объект исследования 1.3. Предмет исследования 1.4. Цель исследования 1.5. Механизм развития 1.6. Условия функционирования II. Практическая часть 2.1. Урок Т.Н.Босовой «Схема – опора мыслей, опора действий» III. Выводы IV. Использованная литература

Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимися социальными заказами общества в значительной мере изменились ориентиры в системе образования. Центральным звеном современного образования является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Самостоятельная познавательная деятельность является незаменимым средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Характер познавательной деятельности может быть воспроизводящим и творческим. И очень важно, как усваиваются новые знания. Благодаря продуктивным видам самостоятельной учебной деятельности, представляется возможным длительное время поддерживать интерес учащихся к занятиям.

Самостоятельная учебная деятельность проводится по разным направлениям, к которым можно отнести и воздействие групповых и индивидуальных форм обучения, формирующие самостоятельное мышление учащихся и их познавательных интересов. Наиболее актуальным становится решение этой проблемы уже на начальном этапе обучения школьника, поскольку именно там закладываются его личностные качества. То есть речь идет о самостоятельном применении, использовании готовых образцов решения задач, полученных ими от учителя, в процессе группового обсуждения или из других источников. Существующая система начального образования, основной задачей которой является приобретение новых знаний и выработка навыков, сегодня нацелена также и на формирование у учащихся способности к самостоятельной поисковой деятельности. Развитие познавательной самостоятельности можно рассматривать как эффективный путь ускоренного перехода ребенка в зону его ближайшего развития. Поэтому решение указанного выше круга вопросов представляет собой актуальную задачу педагогических исследований.

Групповое Мышление определяется как: «осуществляемый группой выбор в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задач». Траектория педагогических задач определяется широким спектром учебно-воспитательных маршрутов: Наблюдательность отдельных лиц в группе возрастает как в количественном, так и в качественном отношении. Коллективное решение по своему характеру является компромиссом индивидуальных, без их крайностей. В выявлении индивидуальных ошибок группа явно превосходит индивида. Группа превосходит индивида в наблюдательности, объеме и прочности запоминания материала. Группа, как правило, предлагает решения более верные по сравнению с индивидуальными в нравственном отношении. Групповое решение способно оказывать положительное влияние на индивидуальные решения, обогащая, улучшая и совершенствуя их. Отдельные особо одаренные личности в индивидуальном творчестве могут превосходить группу. В целом от совместной работы с другими людьми человек выигрывает.

Процесс развития познавательной самостоятельности у учащихся начальной школы.

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в ходе выполнения системы творческих заданий.

Разработка механизма развития познавательной самостоятельности учащихся младшего школьного возраста, включающего комплекс дидактико- методических условий его успешной реализации в системе учебных творческих заданий.

Познавательная самостоятельность основана на поэтапном повышении ее уровня, что означает последовательность усложняющихся учебно-познавательных задач. Каждая из них является проблемной ситуацией для учащегося и разрешается Им в процессе эвристического поиска. Основные требования к системе учебных творческих заданий: проблемность осмысленность коллективное выполнение последовательность логичностьдоступность оптимальное усложнение

Важнейшими условиями функционирования механизма развития познавательной самостоятельности является: Построение учебного материала как развивающейся системы знаний Использование совместных Форм организации обучения Изменение принципа усвоения знаний Внедрение в учебный процесс системы учебных творческих заданий Смещение акцента в деятельности учителя с объяснительно- иллюстративного на личностно- ориентированный Создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя

Вариативность применения на практике методов развития познавательной самостоятельности могут служить урочные занятия по базовым предметом начальной школы. ГОУ СОШ 72 Босова Т.Н. - учитель начальной школы, I квалификационная категория

«Схема – опора мысли, опора действия» «Схема – опора мысли, опора действия» Босова Татьяна Николаевна учитель начальных классов Ученики 3 класса «Б»

(решение задач на нахождение суммы, остатка путем моделирования) Задачи урока: развивать способности детей по нахождению разных форм решения задач; определить выбор решения; развитие опыты работы в малых коллективах (группах); развитие навыка работы по схемам, опираясь на понятие части и целое. Структура урока 1. Ситуация успеха «Блиц-турнир» 4. Групповое обсуждение вариантов решения задач 5. Составление задач по готовым схемам 2. Подбор схемы к сюжету задачи 6. Решение составленных задач 7. ИТОГ УРОКА 3. Групповая работа (решение задач всеми возможными способами)

Создание ситуации успеха (подготовительный этап урока) Задание: 5 простых задач на нахождение части и целого Проверка решения задач индивидуальные доски Сигнальные карточки Технологии контроля

«В столовую привезли 95 кг лука. Расходовали 3 дня по 9 кг. Сколько кг лука осталось в столовой? Дети поднимают номер схемы, подходящей к сюжету данной задачи Вопрос: Подходит ли схема к условию нашей задачи? Почему? Дети обсуждают все схемы и объясняют свой выбор.

Объяснение заданий Поиск решения

Дети собираются в группы и на больших листах фломастерами записывают различные решения данной задачи. При обсуждении ученики спорят, уточняют, дополняют друг друга, находят ошибки у товарищей, анализируют их причины и выявляют, как надо было действовать, чтобы их не допустить. Дети собираются в группы и на больших листах фломастерами записывают различные решения данной задачи. При обсуждении ученики спорят, уточняют, дополняют друг друга, находят ошибки у товарищей, анализируют их причины и выявляют, как надо было действовать, чтобы их не допустить.

Известно выражение «чтобы выжила нация, индивид должен мыслить творчески». В процессе таких уроков ребенок обогащается новыми впечатлениями, и одновременно, создает единственный в своем образе уникальный сплав образов, схем, вариантов, идей. Развитие мышления, умения работать в группе, мотивированно убеждать развивает каждого ребенка и усиливает их интерес к предмету. Разнообразные способы решения задач, выбор наиболее оптимального развивает у детей способность к анализу и принятию правильного решения.

Отчетливо проявляется следующая закономерность развития познавательной самостоятельности младших школьников: целенаправленное использование системы учебных творческих заданий обеспечивает развитие познавательной самостоятельности как интерактивного качества личности, тем самым оказывая положительное воздействие на развитие ребенка и коллектива класса в целом. Систематическое введение учебных творческих заданий, разрешаемых учащимися в совместной форме, во всех видах учебной деятельности (уроки, домашнее задание, контроль) при создании положительного мотивационного и эмоционального фона ведет к интенсивному развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Рогов Е.И. «Психология группы» Выготский Л.С. «Типы мышления» Пиаже Л. «Закономерности развития ребенка» Гальперин П.Я. «Психологическая теория деятельности» Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. «Развивающее обучение» Ананьев А.Н. «Психологические функции развития ребенка» Дайри Н.Г. «Классификация самостоятельных работ» Методические разработки учителя Босовой Т.Н.