Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж», Пермский край, 2014 г. Урок по обществознанию Подготовил преподаватель истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально- педагогический колледж», Пермский край Урок по обществознанию Для группы АМ-26 профессия «Автомеханик»
Advertisements

Мифы и мифология Что такое миф ? Вытеснен ли миф наукой ? Мифы в современной жизни.
Выполнила Игнатович НА, 416 группа. Миф как форма культуры Роль мифа в первобытной культуре Первобытные системы верований Миф как отрицание индивидуальности.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Философия и ее роль в жизни общества Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
ДЕ 1. Что есть философия? Тема 1. Что есть философия? (4 часа) Мировоззрение и его исторические типы Предмет и специфика философского знания Функции и.
А. Ф. Лосев Профессор Нижегородского Университета Член Академии художественных наук; Профессор Московской консерватории Член философского.
Методология научного познания. 1.Методология научного познания - совокупность определенных правил, приемов, способов познания. По степени общности и сфере.
Подготовил : Пономарёв Михаил 10 « А ». Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового.
Мировоззрение – система или совокупность представлений, знаний, взглядов о мире, природе, обществе и человеке, об отношениях между ними. Мировоззрение.
Духовный мир человека и деятельность Мировоззрение, убеждение, вера Серга Г., Сумарокова Д. 10 «А»
«Для чего нужна философия?» Выполнила: Ширшикова Екатерина студентка группы Преподаватель: Белая И.А.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
Сущность человека как проблема философии. Проверим себя! Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ ИРИНА ГАЛКИНА, 1 КУРС МАГ., ТФО.
Транксрипт:

Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж», Пермский край, 2014 г. Урок по обществознанию Подготовил преподаватель истории Головкова Наталья Витальевна

Очень многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образа мышления.

Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю.

Изучением мифовв в разные периоды времени занимались: Эвгемер, Вико, Шеллинг, Мюллер, Афанасьев, Потебня, Фрейзер, Кассирер,

Фрейд, Юнг, Леви-Строс, Малиновский, Леви-Брюль,

Лосев, Топоров, Мелетинский, Фрейденберг, Элиаде и многие другие. Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе. Безусловно, в трудах исследователей существуют и точки соприкосновения. Отталкиваясь именно от этих точек, нам представляется возможным выделить основные свойства и признаки мифа.

Различные словари по-разному представляют понятие «миф». Наиболее четкое определение, на наш взгляд, дает Литературный энциклопедический словарь:

«Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно- конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными»

Признаки мифа. В статье Арсения Владимировича Гулыги перечислены так называемые «признаки мифа»:

Разные исследователи отмечают следующие характеристики мифа: сакрализация мифического «времени первой творения», в котором кроется причина установившегося миропорядка (Элиаде); нерасчлененность образа и значения (Потебня); всеобщее одушевление и персонализация (Лосев);

тесная связь с ритуалом; циклическая модель времени; метафорическая природа;

символическое значение (Мелетинский).

В статье «Мифы» в Литературном энциклопедическом словаре названо 6 типов художественного мифовлогизма. Создание своей оригинальной системы мифовлогем.

Воссоздание глубинных мифов - синкретических структур мышления (нарушение причинно- следственных связей

Реконструкция древних мифовлогических сюжетов, интерпретированных с долей вольного осовременивания.

Введение отдельных мифовлогических мотивов и персонажей в ткань реалистического повествования, обогащение конкретно- исторических образов универсальными смыслами и аналогиями.

Воспроизведение таких фольклорных и этнических пластов национального бытия и сознания, где еще живы элементы мифовлогического миросозерцания.

Притчеобразность, лирико-философская медитация, ориентированная на архетипические константы человеческого и природного бытия: дом, хлеб, дорога, вода, очаг, гора, детство, старость, любовь, болезнь, смерть и т.п.

Значение мифовлогии. Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг в работе «Историко- критическое введение в философию мифовлогии» говорит о начале человеческой истории через призму таких явлений, как религия и язык.

Он связывает происхождение мифовлогии и языка с появлением народов, показывая, что народ не может породить мифовлогию (так же, как и язык), в силу их одновременного происхождения.

При этом философ предлагает в качестве причины разделения некогда единого человечества на качественно неоднородные части (народы) именно актуализацию изначально заложенного в первичном (относительном) монотеизме политеизма, который разъединяет сознание человечества, разобщая само человечество.

Шеллинг предлагает эволюционную модель эпох, отражающих различное состояние религиозного откровения, причём мифовлогия является неотъемлемой и имеющей самостоятельную ценность, частью процесса становления человеческого сознания.

Он также говорит об общих для мифовлогических и откровенческих религий чертах, тем самым подтверждая свой тезис о равноценности обоих видов.

Среди таких черт выделяется отсутствие зависимости религий от рациональных и когнитивных аспектов сознания. Таким способом снимаются концепции, называющие мифовлогию человеческим изобретением, сознательной выдумкой

При этом Шеллинг утверждает, что мифовлогическая религия всё же не приходит к человечеству извне (она ещё не есть откровение), но продуцируется в недрах сознания, в силу естественной способности сознания полагать Бога.

Таким образом, Шеллинг предлагает совершенно новую модель осмысления роли мифовлогии в историческом процессе, утверждая самостоятельную ценность мифовлогической религии, необходимо присутствовавшей в человеческом сознании на одном из этапов его становления.

Мифология, или естественная религия, позволяет человеческому сознанию продвинуться на пути своего становления, исполняя роль катализатора и фактора разделения человечества на качественно неоднородные части.

Следовательно, являясь самоценным образованием, мифовлогия становится также важнейшим фактором, продвинувшим человеческую историю с этапа неподвижного, абсолютно доисторического времени к последующим этапам становления сознания.

Литература: 1. Черницкий Александр. Мифы народов мира для детей. Изд. 2-е Ростов н/Д: Феникс, Черницкий Александр. Большой мифовлогический словарь. М.: Гелеос, Берёзкин Ю. Е. Мифы заселяют Америку. М.: ОГИ Берёзкин Ю. Е. Ареальное распределение фольклорно-мифовлогических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов. М.: Ком Книга, Кристофер У. Блакуэлл, Эйми Хакни Блакуэлл. Мифология для «чайников» (Mythology For Dummies) М Диалектика 6. Семенов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифовлогия и первобытная религия // Скепсис. 3/4. Весна Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., Элиаде, Мирча. Аспекты Мифа. М., Сайт ФЦИОР uglublennogo-izucheniya-predmeta.htmlhttp://fcior.edu.ru/card/23290/mifologiya-priznaki-i-znachenie-iu-dlya- uglublennogo-izucheniya-predmeta.html