Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Advertisements

Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Педагога - психолога Костенко Елены Владимировны..
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
ИНТЕГРАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДЕЛЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовила классный руководитель 5 класса МБОУ средней школы 3 Суслина.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Воспитательная концепция: «Стань Человеком…» Разработала классный руководитель 10 класса Шамсутдинова Зинира Альфритовна.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Транксрипт:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Асбестовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» Составитель: Юдина Ирина Николаевна, воспитатель I кв. категории 2009 год

Моя педагогическая философия Моя мечта с детства – стать учителем. И она реализовалась. Образцом учителя для меня была моя классная руководительница – учительница русского языка и литературы. Её отличают необыкновенная любовь к детям, трудолюбие, творчество, ответственность за каждого ребенка, его судьбу. К достижению своей цели я шла легко и радостно. И на протяжении многих лет я остаюсь верной своему любимому делу – быть педагогом! Главное для педагога – когда дети за знаниями идут к нему с радостью! Захожу к своим детям, вижу добрые, нежные, широко открытые глаза, которые смотрят на меня с надеждой и - чуть-чуть со страхом. Для них я Добрая Волшебница, и мне нужно оправдать их надежды и ожидания. Какие мои ученики? Любознательные, подвижные, живые, с прекрасным чувством юмора. В трудных ситуациях я их убеждаю, никаких наказаний, окриков! Дети развиваются свободно, способны к самовыражению, творчеству, потому что они чувствуют в педагоге Друга!

Ребенок очень чувствителен к отношению учителя. Моя любовь к нему создаёт атмосферу полного доверия и взаимопонимания! Быть педагогом очень интересно. Понимаете, дети нуждаются в помощи. Их надо готовить к познанию мира и к самопознанию. Моя задача – помочь каждому ребёнку найти путь в жизни, максимально раскрыв возможности и таланты. Моя педагогическая философия – сеять доброе, светлое, чистое в души и сердца каждого ученика. Это может сделать только добрый человек. Только творя добро, я смогу достучаться до каждого сердечка, именно моя доброта помогает мне воспитывать достойного чуткого человека.

Мои педагогические заповеди: - улыбнись; - обними; -выслушай и пойми; - уважай. Делай это каждый день. Зажигай яркой звездой, гори и согревай своим светом учеников и людей вокруг себя. Самый радостный и одновременно горький миг моей работы – это миг расставания. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.

Основные разделы программы «Возрождение» Аннотация к программе «Возрождение» Теоретическое обоснование программы Актуальность программы «Возрождение» Цель, задачи программы «Возрождение» Ожидаемые результаты реализации программы Сроки и механизмы реализации программы Практическая реализация программы «Возрождение» Планирование работы по программе Выводы и заключения по реализации программы

Аннотация к программе «Возрождение» Школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. Каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности выпускника школы. Хороший педагог в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Программа «Возрождение» предназначена для социально- педагогической коррекции несовершеннолетних подростков с нарушением поведения и склонных к асоциальным формам деятельности. Необходимость данной программы обусловлена возрастающей потребностью общества в активной социально- педагогической коррекции подростков с нарушением развития и поведения.

Практика и теория социально-педагогической работы показывает, что главными причинами подобных процессов являются воспитательная и педагогическая запущенность детей, склонных к асоциальному типу поведения, и низкая степень их социализации, то есть сформированности необходимых социальных компетенций (обновление социальных представлений, ценностных ориентаций, совершенствование творческих и коммуникативных умений и навыков), обеспечивающих нормальное существование в обществе. Поэтому целью программы является развитие социальных компетенций: обновление социальных представлений, ценностных ориентаций, совершенствование творческих и коммуникативных умений и навыков. Программа призвана решать следующие задачи: 1. Организовать развивающую социально-психологическую работу по формированию качеств социальной компетентности. 2. Формировать позитивные жизненные установки. 3. Развивать потенциальные возможности и творческие способности воспитанников. 4. Приобщать к восприятию общечеловеческих нравственных ценностей. 5. Формировать навыки коммуникативной деятельности и навыки работы в коллективе. 6. Сформировать и закрепить у ребенка и его родителей устойчивую психологическую базу позитивных партнерских коммуникативных отношений, которая будет способна распространиться и на дальнейшее его жизненное определение.

Теоретическое обоснование программы «Возрождение» Анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение опыта воспитательной работы в других учебных заведениях позволил определить теоретическую часть разработки программы. Анализ научной литературы позволил мне уточнить ключевые понятия для разработки программы: «воспитание», «социализация личности», «воспитательная система», «компетентность», «социальная компетентность». Отталкиваясь от позиции ряда отечественных исследователей, мы видим закономерность и значимость для практической работы соотнесенности направлений воспитания и таких составляющих социальные компетентности, как: * информационно - познавательные компетентности (сферы познавательной деятельности); *профессиональные компетентности (социально-трудовая сфера); *духовно-нравственные, гражданско-правовые компетентности; *эстетические компетентности (сфера культурно-досуговой деятельности).

Каждая из составляющих социальной компетентности включает в себя: - готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); - опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); - отношение к содержанию компетентности (ценностно-смысловой аспект). Данная программа формирования социальной компетентности учащегося опирается на философские, педагогические основания воспитательной системы, заложенной в концепции воспитательной системы школы, и представляет собой описание задач, содержания и тематики воспитательных часов по основным составляющим социальной компетентности, (с учетом возрастной специфики, ценностных предпочтений, выявленных в ходе социологического исследования «Ценности, которые мы выбираем»). Программа является руководством в профессиональной деятельности воспитателя при планировании воспитательной работы, как всего классного коллектива, так и отдельной программы работы с учащимися.

Актуальность программы «Возрождение» К результатам работы школы стали предъявляться социо-культурные общественные требования - соответствовать развитию страны. Сам факт наличия знаний не задает пространство жизненного пути, перспектив молодежи: Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель ( из речи президента Д.А.Медведева). Какие качества или компетенции необходимо развивать воспитателю в работе с детьми, чтобы профессиональная жизнь выпускника не была бы исковеркана несоответствием запросам рынка? Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста. Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов. Без педагогов ребенок трудно идет к достижению главной внутренней цели детства – взрослению.

Без педагогов ребенок трудно идет к достижению главной внутренней цели детства – взрослению. Причем зачастую ученик не может самостоятельно разрешить проблемы из-за множества «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, как никогда, нуждаются в совете, помощи, любви, защите. Я являюсь воспитателем Асбестовской специальной(коррекционной) школы- интерната 5. В настоящее время в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлений все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ним социальных проблем. Такая проблема возникла и в моем классе. У нескольких учеников были выявлены черты асоциального поведения. Они стали пропускать уроки, появились вредные привычки.

Методом наблюдения, собеседования, анкетирования и различных диагностик у данных воспитанников был выявлен низкий уровень социальных компетенций, что выразилось в следующем: низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности; неспособность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни; отсутствие самокритичности и навыков самоанализа; невнимательное отношение к окружающим; безволие; склонность к вредным привычкам и формам асоциального поведения (курение, нецензурные выражения); неспособность критически оценивать поступки окружающих в соответствии с нормами морали и права. Поэтому была составлена программа «Возрождение», к реализации, которой я приступила с сентября 2006 года.

Цель, задачи программы "Возрождение" Цель программы: создание условий для развития социальной компетентности учащихся с ОВЗ: обновление социальных представлений, ценностных ориентаций, совершенствование творческих и коммуникативных умений и навыков. Задачи программы: 1. Организовать развивающую социально-психологическую работу по формированию качеств социальной компетентности. 2. Формировать позитивные жизненные установки. 3. Развивать потенциальные возможности и творческие способности воспитанников. 4. Приобщить учащихся к восприятию общечеловеческих нравственных ценностей. 5. Формировать навыки коммуникативной деятельности и навыки работы в коллективе. 6. Сформировать и закрепить у учащихся и их родителей устойчивую психологическую базу позитивных партнерских коммуникативных отношений, которая будет способна распространиться и на дальнейшее жизненное определение воспитанников.

Ожидаемые результаты реализации программы "Возрождение" Исходя из вышесказанного, можно сформулировать рабочую гипотезу, которая будет сформулирована как предположение о том, что если создать условия для оптимального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то результатами реализации данной программы хотелось бы видеть следующие: готовность ребенка к принятию активной социальной роли взрослого человека, быть способным принять на себя значительную социальную ответственность; способность к обеспечению личной психологической, физической и социальной безопасности, забота о сохранении своего здоровья как фактора физического, духовного и социального благополучия; выработать в ребенке самомотивацию и стремление к жизненным достижениям, постоянному социальному саморазвитию и самосовершенствованию.

Сроки и механизмы реализации программы «Возрождение» Сроки реализации программы: Сентябрь 2006 года – май 2009 года. (7 – 9 класс) Механизм реализации программы 1-ый этап – проблемно-диагностический. (август - сентябрь 2006 года) На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и проведение диагностик). По результатам работы составляется «Психологический портрет», обсуждается и составляется перспективный план на три года, в котором предполагается: выявление имеющихся ресурсов; постановка цели на предстоящий учебный год; определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.

2-ой этап – организационно - деятельностный (октябрь 2006 года – май 2009 года) Воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. На этом этапе работы на основе установленного уровня воспитанности учащихся воспитатель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьников. Проектирование личности отдельных учащихся предполагает знание воспитателем уровня воспитанности коллектива класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются прежде всего конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе. Этот этап призван разнообразить процесс развития творческих способностей и спортивных возможностей учащихся. Этому способствует проведение следующих мероприятий: 1. Создание системы задач для обеспечения оптимального и плавного перехода каждого воспитанника с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход его развития. 2. Получение дополнительного образования в различного рода кружках и секциях. 3. Консультации для поддержания в самостоятельной работе детей творческого начала.

3-ий этап – контрольно-диагностический (ежегодно – сентябрь, январь, май) Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка. Задачи: 1. Проведение психолого - педагогического обследования учащихся с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления: - диагностика познавательной деятельности учащихся; - диагностика эмоционально-личностной сферы; - диагностика межличностных отношений; - диагностика психологического здоровья; - исследование в области профориентации. 2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации. Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, т.к. дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.

4-ий этап – коррекционный (ежегодно – май, сентябрь) Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, коррекционных, воспитательных программ. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Как уточняющий способ он используется и при составлении характеристик школьников, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельности. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися.

5-ий этап –результирующе-закрепляющий (сентябрь 2008 – май 2009 года) Его цель – реализация индивидуальных программ развития воспитанников класса. На основе диагностических данных (с помощью психолога, воспитателя, классного руководителя и родителей) подростками определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей их собственного развития на предстоящий период времени. Включение подростков во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство воспитателя, классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Практическая реализация программы «Возрождение» Программа «Возрождение»- практическая реализация изложенных выше теоретических позиций, в которой соблюдаются ряд принципов. - возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; - оптимистической стратегией при определении задач воспитания; - учет интересов, потребностей и способностей ребёнка; - подготовленностью детей к социальной самозащите. - включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; - стимулированием научного и морального познания и самопознания детей; - оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации. Особенностью данной программы является то, что она строится на принципах организации процесса и создание условий для развития социальной компетентности учащихся с ОВЗ: *обновление социальных представлений, ценностных ориентаций; *совершенствование творческих и коммуникативных умений и навыков, которая предполагает выделение следующих этапов реализации программы, отображенные в таблице:

Практическая реализация программы «Возрождение» Планирование работы Этап Содержание этапа Практическая реализация Примерная дата 1 Этап диагностики Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Определение у воспитанников и родителей уровня готовности к коммуникации и выявление их потребности к изменению себя как коммуникатора август - сентябрь 2006 года 2 Этап планирования Разработка программы «Возрождение», определение ее цели и задач, а также методов, приемов средств реализации данной программы. Определение, совместно с учащимися, родителями цели, задач и содержания программы с учетом потребностей, индивидуальных особенностей, подбор методик октябрь - ноябрь 2006 года 3 Этап реализации Реализация выявленных педагогических условий, внедрение программы «Возрождение» Внедрение выявленного комплекса педагогических условий определенными формами, методами сентябрь – май г.г. 4Контрольно- коррекцион- ный этап Оценка результатов проведенной совместной работы, рефлексия и самооценка собственной деятельности. Оценка проделанной работы, внесены определенные коррективы и намечены пути дальнейшей работы Ежегодно - сентябрь, январь, май

Собственно программа состоит из комплекса мероприятий по созданию условий для развития социальной компетентности учащегося. Занятия проводились два раза в месяц. На занятиях программы проходил обмен опытом между учащихся, проводились консультации родителей воспитанников с педагогами и психологом школы по решению различных жизненных ситуаций. Все методики для реализации данной программы были подобраны с помощью Службы психолого - педагогического сопровождения и реализованы при деятельной поддержке школьного психолога и социальных педагогов в соответствии с календарно- тематическим планом программы.

Тематика занятий с учащимися 7 класса «Учимся общаться и дружить» Тема занятий Кол-во часов 1Умение знакомиться с людьми. Техники при знакомстве.1 час 2Почему люди ссорятся? Причины непонимания между людьми.2 часа 3Техники эффективного общения с людьми.2 часа 4Как понимать человека без слов? Техники невербального общения.2 часа 5 Умение высказывать свое мнение и доказывать, отстаивать свою точку зрения. Развитие умения задавать вопросы. 2 часа ИТОГО:9 часов Тема занятий Кол-во часов 1Почему мы чего-то боимся?1 час 2Где взять силы?2 часа 3Техники уверенного поведения.2 часа 4Умение сказать "нет".2 часа 5Я люблю себя.2 часа ИТОГО:9 часов Тематика занятий с учащимися 7 класса «Уверенность в себе»

Тематика занятий с учащимися 8 класса «Кто Я?» Тематика занятий с учащимися 8 класса «Решаем конфликты» Тема занятий Кол-во часов 1Мой характер: положительные и отрицательные качества.2 часа 2Что я могу? Мои способности.2 часа 3Мои интересы.2 часа 4Все люди разные. Как находить с ними контакт?2 часа 5Как использовать свои сильные стороны.1 час ИТОГО:9 часов Тема занятий Кол-во часов 1Почему возникают конфликты?2 часа 2Способы ухода от конфликта.2 часа 3Учимся слушать и слышать.2 часа 4Учимся правильно выражать то, что нам не нравится.1 час 5Бесконфликтное общение. Компромисс 2 часа ИТОГО:9 часов

Тематика занятий с учащимися 9 класса «Я люблю учиться» Тематика занятий с учащимися 9 класса «Мои эмоции» Тема занятий Кол-во часов 1Почему я не люблю школу?1 час 2Что я люблю делать? Чему я люблю учиться?2 часа 3Учусь ли я вне школы? Учимся не говорить: "не знаю".2 часа 4Мое будущее. О чем я мечтаю?2 часа 5Чем мне помогает школа?2 часа ИТОГО:9 часов Тема занятий Кол-во часов 1Как различать эмоции?1 час 2Негативные эмоции: как с ними бороться?1 час 3Гнев: отреагирование.1 час 4Агрессия.2 часа 5Страх.2 часа 6Обида.2 часа ИТОГО:9 часов

Выводы и заключения по реализации программы «Возрождение» Работа в пространстве программы «Возрождение» только часть моей работы как воспитателя, так как предполагает индивидуальную работу с конкретным ребенком. В этот план как особый раздел включена работа с родителями, так как считаю, что без поддержки родителей невозможно эффективно выполнять обязанности воспитателя. Все годы работы с классом я придерживалась собственной концепции организации взаимодействия с родителями. Основной целью своей работы с родителями воспринимала в оказании им помощи в развитии успешности детей в школе. Основные задачи работы воспитателя с родителями видела в оказании социальной и эмоциональной поддержки родителям, взаимном обмене информацией, укреплении и развитии диалога родителей с детьми, развитии вовлеченности родителей в обучение ребенка в школе и дома, в оказание помощи и поддержки детям в дальнейшем обучении и профессиональном развитии.

Главным и обязательным в этой работе для себя я считала: 1. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей. 2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей и оказание им помощи в воспитании ребенка. 3. Активное включение в работу с семьей классного руководителя, учителей - предметников, педагога-психолога, социального педагога. 4. Работа по улучшению взаимопониманию детей и родителей. Кроме этого в своей работе придерживалась определенных принципов: - возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; - учет интересов, потребностей и способностей ребёнка; - подготовленностью детей к социальной самозащите; - включением ребенка в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; - стимулированием научного и морального познания и самопознания детей; - оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

Считаю, что программа формирования социальной компетентности «Возрождение» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья эффективна и полезна. Годы работы по программе сумели изменить систему взаимоотношений учащихся как с родителями, так и с педагогами и сверстниками. И, конечно, я сама находилась в постоянном контакте и с детьми и с родителями. Это главное, что есть в нашей работе и сущность нашего педагогического счастья. Научить детей и родителей, педагогов, понимать друг друга - это ли не маленькая победа. Когда я думаю об этом, то вспоминаю слова великого Гетте, который сказал: «Знание, что существует человек, с которым ты чувствуешь взаимопонимание, несмотря на различие в выражении мыслей, может превратить землю в цветущий сад». Пусть как можно больше будет подобных садов, выращенных в наших школах и возле наших сердец.

Результаты воспитательной деятельности по программе «Возрождение»

Уровень воспитанности динамика показателей результата воспитанности 2004 – 2009 учебные года

Уровень познавательных интересов динамика показателей охвата воспитанников дополнительным образованием 2004 – 2009 учебные года

Уровень социального творчества воспитанников динамика показателей результатов участия воспитанников в мероприятиях 2004 – 2009 учебные года

Литература для педагогов и родителей 1. Данкел Ж. Ораторское искусство – путь к успеху., М., Кашанов Р.Р., Курс практической психологии. М Кон И.С. Психология ранней юности. М., Кон И.С. Дружба. СПб., Мухина В.С. Возрастная психология. М., Римская Р., Римский С., Практическая психология в тестах. М., Скворцов Л.И. Культура русской речи. М., Шеламова Г.М. Этикет делового общения. СПб, 2007 Литература для учащихся 1. Бенуа А.Н. Мои воспоминания (любое издание) 2. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. М Грецов А.Г. Практическая психология для девочек. СПб, Грецов А.Г. Практическая психология для мальчиков. СПб, Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. М., Соколов В. Культура речи и культура общения. М., Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.Л., Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб, Набоков В. Другие берега (любое издание) 10. Пушкин А.С. Евгений Онегин (любое издание) -