Разработчик: Костенко Дарья Сергеевна МОУ СОШ 1, 16 лет Руководитель: Бычкова Татьяна Викторовна, учитель истории Муниципальное общеобразовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Советские плакаты времён Великой Отечественной войны Автор презентации – ученик 11 класса МОУ СОШ 7 Афлятунов Евгений Маратович.
Advertisements

Презентацию выполнил ученик 9 класса «В» ГОУ СОШ 186 Скрылёв Артём.
ИСТОРИЯ ВОЙНЫ В АГИТАЦИОННОМ ПЛАКАТЕ ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 9 Б КЛАССА МОУ «СОШ 2» ОВСЯННИКОВА ЮЛИЯ IV Межшкольный фестиваль учебно - исследовательских проектов.
Подготовили ученицы 11 «А» класса Цветкова Юлия и Рощина Мария.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (конкурс эрудитов между 9 и 10 классами) Баймухаметова Аманбике Смагуловна, классный руководитель 9 класса МОУ «Красноярская.
Д е н ь П о б е д ы Майский праздник- День Победы Отмечает вся страна Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовет дорога На торжественный парад,
Культура в годы В.О.В. Выполнил: Юсупов Илья 9 класса.
Великая Отечественная война в произведениях советских художников Исследовательская работа ученика 4 класса МОУ СОШ 1 Кондратьева Михаила.
ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ГГ. КОЛЛЕКЦИЯ ПЛАКАТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ГГ. НАСЧИТЫВАЕТ СОТНИ РАБОТ.
«Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом» художник А. Дейнека художник.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕНАЯ ВОЙНА ГОРОД – ГЕРОЙ МОСКВА. Москва – столица СССР, сердце нашей Родины. Отсюда Центральный Комитет Коммунистической партии. Советское.
В годы Великой Отечественной Войны деятели искусства, и художники, музыканты и поэты, продолжали творить. В эпоху войны созданы великие произведения,
Внеклассное мероприятие-презентация Князьковой Н.П. МОУ «Зубово-Полянская СОШ 1»
С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские.
Великая война и великая победа Яковлева Ирина Валентиновна учитель начальных классов МОУ «Приозёрная СОШ»
ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. Д.Корецкий В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ ХУДОЖНИКИ ЧАСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОБРАЗ МАТЕРИ, ВЗЫВАЩЕЙ К ОТМЩЕНИЮ, ЗОВУЩЕЙ, ПОДНИМАЮЩЕЙ НА.
Первый плакат, расклеенный 23 июня 1941 года Этот плакат был установлен вдоль улиц Москвы в первые недели войны. Автор плаката В.Б. Корецкий.
Творческий проект «Мы помним – мы гордимся» для детей старшего дошкольного возраста Выполнила: воспитатель МКДОУ 6 г.Аши Симонова И.Б. Аша, 2015.
Скрытая сила победителей Выполнила: Назарова Наталья ученица 9 класса Руководитель: Дегтярева Марина Алексеевна - учитель истории и обществознания Ермаковская.
Вставай, страна огромная… 1941 – 1945 годы. П.А. Кривоногов « Защитники Брестской крепости»
Транксрипт:

Разработчик: Костенко Дарья Сергеевна МОУ СОШ 1, 16 лет Руководитель: Бычкова Татьяна Викторовна, учитель истории Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» с. Грачёвка Грачёвского муниципального района Ставропольского края

Название: «Искусство плаката в годы Великой Отечественной войны» Руководитель: Бычкова Т.В. Учебный предмет: история России Заказчик проекта: администрация МОУ СОШ 1 с. Грачевка Межпредметные связи: история, культурология Возраст учащихся, на которых нацелен проект: лет Тип проекта: творческий Цель проекта: Познакомиться с историей культуры в годы Великой Отечественной войны. Задачи проекта: 1)Показать особенности культуры СССР в годы Великой Отечественной войны. 2) Формировать у учащихся чувства патриотизма и представление о культуре своего народа в годы Великой Отечественной войны. 3)Расширение кругозора учащихся путем изучения данной темы. Вопросы проекта: Плакат, как часть советского искусства в годы Великой Отечественной войны. Необходимое оборудование: ПК, проектор, экран. Продукт проекта: презентация « Искусство плаката в годы Великой Отечественной войны» INTERNET – источники: http ://edkult.kbsu.ru http ://Russia.ru Этапы проектной работы: 1)Сбор материала( работа в Интернет – сети) – 2 дня. 2)Подбор материала к подготовке создания презентации. 3)Подготовка и показ электронной презентации.

Отечественная культура, как и культура в целом, это сложная, многоуровневая, всеохватывающая и противоречивая система развития и жизнедеятельности нашего общества, поэтому ее изучение всегда актуально. Тема культуры в годы Великой Отечественной войны принадлежит к числу наиболее актуальных проблем современной российской истории. Говоря об актуальности темы, следует подчеркнуть, что в годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, по существу, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны. В связи с этим исследование данной проблемы приобретает особую и значимость именно в настоящее время, т.к. в республиках бывшего Советского Союза многие факты и события свидетельствуют об отходе от патриотизма и интернационализма, игнорируются исторические завоевания советских людей в годы войны. Актуальность темы определяется и усилением дискуссий на страницах периодических изданий по вопросам истории Великой Отечественной войны, критики мобилизующей и организующей роли государственной власти и роли всего советского народа в победе над фашистской Германией. На современном этапе развития государства и общества необходимо с учетом исторического опыта определить истинную роль деятелей культуры процессе формирования общественного сознания и морально- психологического настроения советских людей в конкретный исторический период, что представляет не только теоретический, но и практический интерес. Таким образом, изучение культуры нашей страны в годы Великой Отечественной войны представляет большой научно-познавательный и воспитательный интерес и имеет существенное практическое значение.

Уже в первые дни войны художественными символами народного сопротивления захватчикам стали песня «Священная война» и плакат «Родина-мать зовет!». Лучшие достижения в культурной жизни военной поры не случайно связаны с тем видом творчества, которое могло в кратчайшие сроки стать достоянием массовой аудитории. Это искусство плаката. Он был широко доступным и быстро тиражировался, поднимал моральный дух миллионов воюющих за правое дело и укреплял веру в победу. Искусство плаката отмечено достижениями замечательных художников, создавших героические образы воинов и исполненные высокой патетики, образы тех, кто так ждал их помощи мирного населения, несшего тяготы войны и оккупации. Персонажами злободневных карикатур объединения трех художников, работавших под псевдонимом «Кукрыниксы» (М.В. Куприянова, П.Н. Крылова и Н.А. Соколова), были гитлеровские главари и их подручные. Кукрыниксы и другие плакатисты военной поры (Б.Е. Ефимов, Н.Э. Радлов) использовали призыв, лозунг, короткие стихи для мобилизации сил во имя победы, воплощали их в ярких и запоминающихся образах. Традицию «Окон РОСТА» времен Гражданской войны продолжали ежедневные выпуски «Окон ТАСС» плакатов с подписями известных поэтов и публицистов, сообщавших о состоянии дел на фронтах. В блокадном Ленинграде выходил журнал эстампов «Боевой карандаш». Уже в первые дни войны художественными символами народного сопротивления захватчикам стали песня «Священная война» и плакат «Родина-мать зовет!». Лучшие достижения в культурной жизни военной поры не случайно связаны с тем видом творчества, которое могло в кратчайшие сроки стать достоянием массовой аудитории. Это искусство плаката. Он был широко доступным и быстро тиражировался, поднимал моральный дух миллионов воюющих за правое дело и укреплял веру в победу. Искусство плаката отмечено достижениями замечательных художников, создавших героические образы воинов и исполненные высокой патетики, образы тех, кто так ждал их помощи мирного населения, несшего тяготы войны и оккупации. Персонажами злободневных карикатур объединения трех художников, работавших под псевдонимом «Кукрыниксы» (М.В. Куприянова, П.Н. Крылова и Н.А. Соколова), были гитлеровские главари и их подручные. Кукрыниксы и другие плакатисты военной поры использовали призыв, лозунг, короткие стихи для мобилизации сил во имя победы, воплощали их в ярких и запоминающихся образах.. Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием. Большая часть советских агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта "Окна ТАСС". Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах. В блокадном Ленинграде выходил журнал эстампов «Боевой карандаш».

На следующий день после начала войны в Москве вышел плакат, изображающий прорванный документ договора о ненападении, гнусное лицо и руку Гитлера, просунувшиеся в дыру, и красноармейца, встречающего врага штыком. Этот плакат обошел всю землю. Его создали К у к р ы н и к с ы (известное творческое содружество трех художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича и Николая Александровича Соколова). Советский плакат эпохи Великой Отечественной войны, бесспорно, способствовал как подъёму боевого духа наших воинов, их сознательности, так и бодрости тыла. Плакат, как и вся графика военных лет, принципиален, высоко патриотичен, и его успех был необычаен. Выставки его устраивались в таких точках земного шара, как Иран и Канада, Китай и США. Июнь 1941 года

В. Б. К о р е ц к ий

Июль 1941 года Советские плакаты времен Великой Отечественной войны являются произведениями изобразительного искусства и отражают элементы советского культурного наследия. Во время Великой Отечественной войны плакаты производились в огромных количествах, поэтому полный обзор этой темы не входит в рамки одной статьи. Однако некоторые мотивы были особенно популярны. например, плакат автора Тоидзе « Родина – мать зовет!». В качестве примеров некоторых из лучших плакатов Великой Отечественной войны можно назвать: "Клянусь победить врага!" И. М. Т о и д з е, "Ты вернул нам жизнь!" В. С. И в а н о в а, "Воин Красной Армии, спаси!" В. Б. К о р е ц к о г о, "Дойдём до Берлина!" Л. Ф. Г о л о в а н о в а, "За Родину!" А. А. К о к о р е к и н а. Плакаты Великой Отечественной войны реалистичны, у каждого из художников-плакатистов - своё лицо. Если Дени и Ефимов осмеивают врага, то Кокорекин, Тоидзе, Голованов создавали прекрасные и благородные образы защитников Родины.

В таких плакатах, как и в плакатах на тему «Молодежь, в бой за родину» и «Снайпер», персональность бойца является центральной темой композиции. Бойцы здесь демонстрируют оптимизм и боевой дух. Как и тема «Под знамена», была гораздо более популярна в стране.

В советском плакате в грозные годы, в эпоху вражеского наступления, проявились все лучшие качества советского искусства. Плакаты выпускались постоянно. Большая часть советских агитационных плакатов выпускались группой художников проекта «Окна ТАСС».."Окна ТАСС", выполняемые от руки через трафареты, яркие по краскам, были подлинно монументальные, боевые и сильные. Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах

В таких плакатах, как « Лихо руби врага» боец часто изображён красным, а неприятель зловеще серым. Неприятель часто был карикатурен.Такой популярный мотив использовался в огромном количестве плакатов. В плакатах Великой Отечественной войны часто изображается разнообразная техника. На плакате с мотивом: «За родину; за Сталина», виден популярный у артистов Т-35, на втором плакате виден Пе-2. Иногда вместо самолетов на заднем плане были изображены легендарные герои или полководцы прошлого, а также фигуры Ленина или Сталина. В течение всей войны встречались плакаты типа «За спиной Москва», отражавшие тяжесть сложившейся ситуации. В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу готовыми стоять насмерть, не делая «ни шагу назад».

Подлинно новым, одинаково важным для современности и для истории явилось развитие в годы Великой Отечественной войны и в непосредственной связи с ней особого рода рисунка - ф р о н т о в о г о, отчётливо реалистического, выполненного очевидцем. Многие наши художники сражались с врагом как воины Армии и Флота. Другие наши мастера бывали на фронтах с карандашом и пером как свидетели трудов войны, её подвигов, жертв, её будней. Эта сторона советской графики замечательна. Зарисовки фронтовых художников выразили народность войны, связь Красной Армии с простыми людьми защищаемых городов, с трудящимися освобожденных земель и областей. Лицо врага хищного и жестокого, было показано его делами. Но, изображая развалины и пожарища, советская графика не теряла своего оптимизма, своей бодрости и веры в победу. Мастера сумели пронести её сквозь все испытания войны до торжества в Берлине.

Стиль фронтового рисунка был реалистичен. К нему обратились и те мастера, которых знали по совсем другим качествам. Так, до войны в Ленинграде такой художник, как Е. Д. Б е л у х а, известен был как умелый рисовальщик обложек. В годы войны он выполнил ряд превосходных рисунков, изображающих партизан в занесенных снегом лесах. Н. А. П а в л о в был в Ленинграде известен как мастер офорта и сухой иглы, работавший преимущественно в области портрета. В дни ленинградской блокады он посвятил себя своему городу, создав ряд прекрасных зарисовок столицы под обстрелом, - израненной, мужественной и прекрасной. Е. Д. Б е л у х а,

Вместе с Великой Отечественной войной против фашизма начались и военные действия (иначе их назвать трудно) ведущих мастеров нашей графики. В конце июня 1941 года появился в Ленинграде первый номер серийных плакатов некрупного формата, "Б о е в о г о к а р а н д а ш а", непрерывно выходившего в течение всех тяжелых героических дней блокады великого города. В "Боевом карандаше" сотрудничали все передовые художники Ленинграда, многие из которых сражались в рядах Красной Армии с оружием в руках; иные погибли славной смертью на фронте.

Боевые плакаты шли вместе с Армией в наступление, появлялись в освобожденных землях немедленно за нашими танками, часто наклеенные на них.

В январе 1943 года, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление и заставили гитлеровцев отступать, в немецких окопах наши бойцы находили необычные игральные карты. В них т у з ы были с узнаваемыми символами фашизма: череп с костями, петля от виселицы, свастика в виде змей и тюремная решётка. Карточных королей художник представил гротескными фигурами фюрера, дуче и двух гитлеровских вассалов - Маннергейма и Хорти. Изображение карточных дам символически обозначало сподвижниц фашизма: разврат и обжорство одних, и голод и смерть других. В карточных в а л е т а х узнавались соратники фюрера: Геббельс, Гимлер, Геринг, Рибентроп. Эти игральные карты - своеобразная антифашистская пропаганда - были отпечатаны по эскизам ленинградского художника Василия Андриановича Власова. Колоды таких карт в расположение войск противника забрасывались партизанами.

Мы здесь упомянули только о небольшой части огромного пласта искусства в годы Великой Отечественной войны, совершенно не затронув живопись, скульптуру, киноискусство. Но и на этом небольшом примере мы видим огромное значение искусства в деле патриотического воспитания, поддержания морального духа и веры в победу бойцов нашей армии и гражданского населения страны.

Список использованных Интернет-ресурсов http ://edkult.kbsu.ru http ://Russia.ru Музыкальный компакт диск «Песни военных лет», ООО «Мир музыки», 2008