Муниципальное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа 1 Автор опыта: учитель математики МОУ Уренской средней общеобразовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моделирование – это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности. Под моделью (от лат. modulus – мера, образец,
Advertisements

Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
МОУСОШ с. Донское Выполнила: учитель математики Фролова И.И г.
Индивидуальная образовательная траектория ученика 8 класса Разработчик: учитель математики Дорогопулько Т.А год.
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. Глухова Светлана Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Пяльма Пудожского района Республики Карелия Учитель математики Венскович.
Дифференцированный подход к решению задач как условие формирования проблемной компетенции младших школьников. Учитель начальных классов МОУ «СОШ 20 с углублённым.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Скворцова Светлана Алексеевна доктор педагогических наук ЮНПУ им.
Разнообразные подходы к решению текстовых задач Храбан А.И. учитель математики МБОУ «Нестеровский лицей»
Основные направления работы с учащимися, испытывающими затруднения при изучении математики с учащимися, владеющими основными навыками решения заданий.
Практическое занятие Тема: Задачи в обучении математике. Методика работы над задачами. Методика работы над задачами.
ЭТАПЫ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ Подготовила: учитель начальных классов школы 58 Январёва Нелли Сергеевна.
Общеучебные Постановка и решение задач Познавательные УУД логические.
Тема проекта: «Работа над задачей- актуализация мыслительной деятельности младших школьников»
Тема : система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике Учитель математики Бойко Т. В. с. Малиново.
Развитие логического мышления при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач.
Учитель: Бобылева О.С.. Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Замена одного объекта (процесса или явления )
УМК «Алгебра. 7 класс», «Алгебра. 8 класс», «Алгебра. 9класс» Г.К.Муравин,К.С.Муравин,О.В.Муравина МОУ «СОШ 82» г. Котлас Учитель Паломодова Н.С.
«Алгебраический тренажёр». Общее количество часов: 34 (1 час в неделю) в 9М, 9Ю1 классах, 68 (2часа в неделю) в 9Ю2 классе Преподаватель: Бурко Татьяна.
МОУ «Харанжинская СОШ» Организация самостоятельной работы на уроках математики ( из опыта работы учителя математики Сарджанц О.М.)
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа 1 Автор опыта: учитель математики МОУ Уренской средней общеобразовательной школы 1 Рябова Татьяна Сергеевна

Концептуальная идея педагогического опыта Развитие логического мышления, самостоятельности, креативности учащихся при решении текстовых задач, используя метод математического моделирования

Цель: Цель: обучение решению текстовых задач методом математического моделирования. задачи: создавать на уроках и во внеурочное время среду способствующую овладению методом математического моделирования в процессе решения текстовых задач; способствовать развитию навыков решения текстовых задач с использованием различных математических моделей, развивать самостоятельность учащихся, творческую активность; дифференцировать и рационализировать учебный процесс на основе индивидуальных особенностей математического мышления учащихся и возрастных особенностей.

Выписка из тематического планирования по математике Класс Тема Кол-во часов 5Задачи на совместные действия с натуральными числами Задачи на совместные действия с десятичными дробями Задачи на проценты Задачи на нахождение дроби от числа Задачи на нахождение числа по его дроби Задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости Решение задач с помощью уравнений Решение задач с помощью систем уравнений Решение задач с помощью квадратных уравнений 3 9Решение задач с помощью систем уравнений

Результаты решения текстовых задач на ЕГЭ

Математическое моделирование на разных ступенях обучения 5-6 классы. Не вводя понятие «модель» используем модели: вспомогательные – рисунок, чертёж, словесная форма, краткая запись, таблица; решающие – по действиям, выражение, уравнение. 7-9 классы. Вводится понятие «модель». К моделям которые применяем в 5-6 классах добавляю следующие: график, граф, система уравнений классы. Углублённо используем все рассмотренные ранее модели. Преимущественно – график, чертёж, уравнение, система уравнений.

Обозначение данных при схематическом моделировании задач - объект; - искомое значение величины объекта a, b a, b - значение величины объекта; - значение величины объекта дано; - значение величины объекта не дано или задано опосредовано; - вид арифметического действия.

Сыну 15 лет. Отец на 25 лет старше сына. Мать на 5 лет младше отца. Сколько лет им вместе? 15 лет Сын Отец на 25 лет больше всего Мать Отец Мать На 5 лет меньше

Этапы процесса моделирования задачи Мотивационно – ориентировочный этап. Это постановка учебной задачи. Преобразование условий предметной задачи с целью выявления в ней основного отношения. Исполнительский этап. Ряд учебных действий по решению задачи. Рефлексивный этап. Перевод полученного результата на язык, на котором была сформулирована задача. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме. Преобразование модели для изучения свойств отношения. Построение системы частных задач, решаемых общим способом.

Собственная скорость лодки 8,5 км/ч, а скорость течения реки 1,3 км/ч. Какое расстояние пройдёт лодка по течению реки за 3,5 часа и против течения реки за 5,6 часа? Движение по реке. Один. Собственная скорость лодки, скорость течения реки, время, расстояние. По две. Так как сначала лодка движется по течению, а затем против течения. Две.

Вспомогательная модель - таблица Ситуации Собственная скорость v (км/ч) Скорость течения реки v (км/ч) Время t (ч) Расстояние S (км) По течению реки 8,5 1,3 3,5 ? Против течения реки 8,5 1,3 5,6 ?

Собственная скорость лодки 8,5 км/ч, а скорость течения реки 1,3 км/ч. Какое расстояние пройдёт лодка по течению реки за 3,5 часа и против течения реки за 5,6 часа? Скорость лодки и время движения по течению реки. Да. Нужно сложить собственную скорость лодки и скорость течения реки. Нужно вычесть из собственной скорости лодки скорость течения реки.

Типы задач текстовая задача на движениена работу на смеси и сплавы на проценты на пропор- циональную зависимость логическая с геометри- ческим со- держанием

Решение всех задач, даже на первый взгляд «устных», сопровождается записями на доске и обязательно (!) в ученических тетрадях. Непременным условием успешности обучения является систематичность, регулярность решения задач и адекватность их уровня сложности возможностям учеников. Начиная со второго-третьего урока по данной теме для экономии времени можно давать задания в виде таблицы: в одном столбце записывается словесная модель, а в другом алгебраическая модель условия задачи. Получив такую заготовку ученик экономит время. С целью экономии времени целесообразнее составить более широкий набор вопросов к одному сюжету, нежели решать несколько задач с одним, двумя вопросами к каждой. Построив решаемую модель и преобразовав её, ученик должен обязательно вернуться к условию задачи. Необходимо сопоставить результат с исходными данными, с ограничениями величин. Правила по организации работы над задачей в классе

Диагностика уровня тревожности учащихся в ситуации проверки знаний Исследование уровня креативности учащихся Исследование динамики логичности мышления

Шапкин Сергей 2 место в очном туре олимпиады по математике, 2006 г. Сорокина Дарья 1 место в очном туре олимпиады по математике, 2008 г.

Литература 1. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений по математике. – М. Просвещение, Вернье Ж. Ребёнок, математика и реальность. Проблемы преподавания математики. Перевод с французского.- М.: Институт психологии РАН, Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей – 2-е изд., доп., перераб. – Луганск: СПД Резников В.С., Захарова А.Е. Диалог в ходе решения задач на движение. ; ж. «Математика в школе», 2002 год, Игнатьева Г.А., Дмитриев В.В., Шишкина О.П. Преемственность в развивающем обучении. Практико ориентировочная монография. Н.Новгород: издательство ННГУ, Каплунович И.Я., Иванова Н.Ю. Влияние индивидуальных особенностей математического мышления на процесс решения задач.; ж. «Математика в школе», 2004 год, Кочагина М.Н. ГИА М: Сборник заданий: 9 кл. – М. ЭКСМО, Куликов Ю.М. Уроки математического творчества. – М.: Просвещение, Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.- М.: Тестируем детей/Составитель Т.Г.Макеева. – Ростов н/Дону: Феникс, Целищева И.Ш., Зайцева С.А. Моделирование при обучении решению задач.; ж. «Математика в школе», 2008 год, 5.