Игнатьева Елена Константиновна Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Стаж работы – 21 год МОУ «Зональная СОШ» Лексика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слова состояния, частицы, предлоги, союзы. Подготовка к ЕГЭ.
Advertisements

Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
Формообразующие служат для образования формы слова Образуют наклонение глаголов Образуют степени сравнения прилагательных и наречий ПовелительноеУсловное.
Система частей речи Самостоятельные части речи: Самостоятельные части речи: 1.Существительное 2.Прилагательное 3.Числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнил: студент гр. 614 Зуев А. Р. г. Москва 2015.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Понятие о союзах. Учитель МОУ СОШ 40 Королева И.И.
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Культура речи Морфологические нормы Составила – учитель русского языка и литературы Сторожева Т.Ю.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все,
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Союз как часть речи.. 1. Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Транксрипт:

Игнатьева Елена Константиновна Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Стаж работы – 21 год МОУ «Зональная СОШ» Лексика. Фразеология

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. В.Шефнер Слово основная единица языка. Из слов состоят слово- сочетания и предложения. Слова отличаются друг от друга прежде всего звуковым составом и значением. Возьмём слова стол, небо, картина, бег, чтение. Каждое из них имеет своё звучание и собственное (индивидуальное) лексическое значение. Слова называют предметы, людей, животных, птиц (книга, тетрадь; писатель, рабочий; волк, корова; курица, воробей), явления природы (ветер, снег), различные действия (бегать, читать), различные признаки (белый, чистый) и многое другое.

Установить, общеупотребительное ли это слово или слово ограниченного употребления (в последнем случае в словаре будут пометы, указывающие на то, что слово относится к терминологической, профессиональной, диалектной, жаргонной лексике). Однозначное или многозначное (сколько значений указыва­ет словарь; в каком значении употреблено в данном предложе­нии). В прямом иди переносном значении употреблено. Какие синонимы и антонимы имеет то значение слова, в каком оно употреблено в данном предложении. Указать, является ли слово устаревшим (архаизм, историзм) или относится к неологизмам. Описать происхождение слова: исконное или заимствованное (из какого языка).

1) двойные согласные в корне слова: касса, баллотироваться; 2) стечение гласных звуков: оазис, мозаика, адажио, дуэль; 3) в конце слова безударный звук [о]: радио, какао, скерцо; 4) произношение твердого согласного перед [э] (буквой е): пар[тэ]р, портмо[нэ], пю[рэ]; 5) буква э в корне слова: поэт, энергия, сэр; 6) сочетание букв йо и ьо: майонез, бульон; 7) неизменяемость имен существительных и имен прилагательных: пальто, кашне, такси, кенгуру; беж, хаки.

1. Синонимы -это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской. 2. Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами 1. Здесь - тут, жена - супруга, смотреть - глядеть; родина - отечество, отчизна; храбрый – смелый. 2. На сотни верст, на сотни миль, на сотни километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров (Ахматова).

Контекстуальными синонимами называют слова, сближающися по значению только в определенном контексте. Например: Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его(И.Гончаров);...А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами. (И.Тургенев) Вне контекста подобные слова синонимами не являются.

3. Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения. 4. В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: "Волки и овцы". 3. Правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. 4. не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь.

Контекстуальные антонимы это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: По гнался за крохою потерял ломоть (поговорка).

Паронимы (от греч. para «возле» + onyma «имя») однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении: абонемент абонент, враждебный вражеский, домашний домовитый ~ домовый и др. )

ПАМЯТКА ПО ЛЕКСИКЕ Речевая избыточность (плеоназм) - употребление в речи излишних и потому излишних слов: главная суть, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища. Речевая недостаточность - случайный пропуск слова: Картины маслом помещают в рамы (пропущено слово написанные). Тавтология - повтор одного слова или однокоренных слов в пределах предложения или текста (в близко расположенных предложениях): рассказать рассказ, случился случай.

Средства связи предложений в тексте Два основных типа: Путем лексических и грамматических повторов. Путем семантических соответствий (ассоциации). Средства, обеспечивающие тематическую связь: Лексические повторы. Слова- заместители: местоимения (человек - он); наречия (в саду - здесь); синонимы (медленно - неторопливо), контекстные (контекстуальные); синонимы (бобер - строитель) (имелась в виду плотина, построенная животным); метонимии (жители деревни - деревня); родовидовые слова (магнолия - цветок).

Отношения и связи, существующие в системе языка Тематические (дом + крыльцо + стены + крыша + окна и т. д.). Словообразовательные (текст - текстовой, текстологический). Антонимические (вспыхнуть - погаснуть). Средства, обеспечивающие грамматическую связь: Соответствие видовременных форм глагола. Предлоги.

Средства, обеспечивающие синтаксическую связь: Анафора (единоначалие) и эпифора (одинаковая концовка). Параллелизм синтаксических конструкций. Антитеза (противопоставление). Порядок слов (прямой - обратный (инверсия)). Вопрос- ответ. Союзы, частицы. Средства, обеспечивающие логическую связь: Последовательность в изложении мыслей, фактов, событий. Правильность причинно-следственных связей. Слова-организаторы логических связей (поэтому, из этого следует), вводные слова, резюмирующие слова (в итоге, в заключение) и т. п.

Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки. Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком. Мы и не заметили, как поднялся ветер и по небу поплыла темная дождливая туча. Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хотел задать вам личностный вопрос». Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места. Учиться в университете нелегко за короткое время нужно освоить большое количество нового материала. Множество фактов климатические и температурные усло­вия, сроки обработки, характер освещения - влияют на развитие растения. Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели. В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чиновники. Наша туристская группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

(Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»). (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый се­зон) следовало употребить дождевая «несущая дождь»). (Прилагательное личный многозначное, имеет очень широкие сочетательные возможности - от существительных, обо­значающих предметы быта, до понятий внутреннего мира чело­века и общественно-политических понятий. На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело,личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, от­ношение и т.п.). (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочета­емостью: освоить что-либо «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.); усвоить что-либо ~ «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить). (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, дви­жущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».) (Правильно: была предоставлена самой себе).

Фразеологизм (фразеологический оборот) устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица речи: ахиллесова пята, с глазу на глаз, дать стрекача, от корки до корки, подвести под монастырь, тертый калач и др. Весь фразеологизм является одним членом предложения: Выродились под счастливой звездой сказуемое; Как у Христа за пазухой будешь жить обстоятельство; Будут искать козла отпущения дополнение

Фразеология Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразеология - состав фразеологических сочетаний в языке Фразеологизмы или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

Фразеологизм и его признак Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Любое из слов можно заменить другими словами 1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию 2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность 3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания 3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

5 ТИПОВ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА РУССКОГО ЯЗЫКА СВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ РУССКОЙ РЕЧИ ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОЯЗЫЧНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

По стилистической окраске различают следующие фразеологизмы: 1. Нейтральные употребляемые во всех стилях речи: замкнутый круг, правое дело, доживать век, с замиранием сердца, знай себе цену, игра воображения, прийти в сознание. 2. Книжные -употребляются в книжных стилях, преимущественно в письменной речи: зондировать почву, пойти по стопам, искушать судьбу, исчезнуть с лица земли, египетская казнь, камень преткновения, авгиевы конюшни. 3. Разговорные используемые преимущественно в устной форме общения: жить припеваючи, за семью замками, глаз радуется, как на иголках, сквозь зубы, первый блин комом, семь пятниц на неделе. 4. Просторечные отличаются от разговорных сниженностью, грубостью: на кудыкину гору, дать промашку, дурить голову, плевое дело, дойти до ручки, заморить червячка, пустить слезу.

Близнецы были похожи как... Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... От волнения он был бледный, как... Этот район я знаю как... Целый день он занят, кружится как...

две капли воды курица лапой полотно свои пять пальцев белка в колесе

Как дважды два, до седьмого пота, известное дело, проще про­стого. Бить баклуши, труса праздновать, праздновать лентяя, го­нять лодыря. Наставлять нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, клевать носом, морочить голову. Сбросить бремя, разрешиться от бремени, разорвать цепи, раз­вязать себе руки, сбросить хомут. Очертя голову, откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове.

1)До седьмого пота до изнеможения. Общее значение ряда «ясно, понятно». 2)Труса праздновать быть трусливым. Общее значение ряда «бездельничать». 3) Клевать носом спать, засыпать. Общее значение ряда «обманывать». 4) Разрешиться от бремени - родить ребенка. Общее значение ряда «освободиться». 5) Очертя голову безрассудно. Общее значение ряда - «вне­запно, неожиданно».

Служебные части речи предлоги; частицы; союзы.

КРАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ Предлоги непроизводные: в, с, к, о, на, за, от, до, из –за Предлоги производные : наречные предлоги образованы от наречий: вблизи, внутри, около, впереди, вокруг, позади, согласно. отыменные предлоги образованы от существительных: в течение, путем, посредством. отглагольные: благодаря, несмотря на, включая, исключая. Запомни: Слитно: вследствие, наподобие, насчет, ввиду Раздельно: в продолжение, в течение, в связи с, в виде, по мере, по части

ВИДЫ ЧАСТИЦ ПО ЗНАЧЕНИЮ Виды частиц по значению Значение частиц Примеры 1. Смысловые (модальные) 1. Выражают различные смысловые оттенки, т. е. могут уточнять содержание высказывания, или выделять в его структуре наиболее значимые элементы, или усиливать значение всего - высказывания 1. Покой нам только снится... (А. Блок) Лишь воет за окном всё о том же, об одном, ветер в сумраке ночном Но всё же я пою по мере сил... (В. Инбер)

Смысловые (модальные) 2. Выражают модальную оценку высказывания, т. е. передают реальность или нереальность, достоверность или недостоверность сообщаемого. 3. Выражают различные чувства и эмоции. 3. Пусть далеко до полного рассвета... (С. Соловьёв) Не оттого ль, что здесь... к далёким небесам как будто ближе я? (К. Романов) Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К. Чуковский). 3. Что за пламенные дали открывала нам река! (А. Блок) Как жаль её слёз (Б. Пастернак)

2.Отрицательные 2. Участвуют в выражении отрицательных значений. 3. Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин). 3.Формообразующие 3. Служат для образования грамматических форм. 3. Знаешь, если бы ты меня любила, я сгорел бы, точно уголёк. (В. Инбер).

К частицам, выражающим смысловые оттенки, относятся: а) уточняющие частицы (именно, точно, как раз, ровно); б) указательные частицы (вот, вот и, вон, вон и, это, то); в) выделительно-ограничительные частицы (только, лишь, почти, исключительно, единственно, просто, хотя бы); г) усилительные частицы (даже, же, и, уж, ведь, всё, всё же, всё-таки., всё ж таки). Модальные значения выражают: а) побудительные частицы (ну, а ну - ка); б) вопросительные частицы (ли, разве, неужели, а, что); в) сравнительные частицы (точно, будто, словно, как будто).

К отрицательным относятся частицы не, ни, далеко не, отнюдь не, вовсе не. Кроме отрицательного, они могут выражать и иные значения: а) положительное при двойном отрицании (не могу не думать, не могу не помочь); б) усилительное (нет ни души, ни зги не видно); в) обобщающее (что ни делаю, всё получается: чего ни беру, всё не то: куда ни пойду, везде народ). К формообразующим частицам относятся: а) частица бы, образующая форму сослагательного наклонения глаголов; б) частицы давай, давайте, пусть, пускай, образующие формы повелительного наклонения глаголов.

Классификация союзов. Сочинительные союзы Типы сочинительных союзов Выражаемые отношения Примеры 1. Соединительные 2. Противительные 1. Выражают отношения перечисления. 2. Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия. 1. И, да (в значении и), и... и, ни... ни, тоже, 2. Но, а, да (в значении но), однако, зато, же.

3. Разделительные 3. Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков. 3. Или, либо, ли... ли. то... то. не то... не то, то ли... то ли. 4. Сопоставительны е, или градационно- сопоставитель- ные 4. Выражают отношения сопоставления. 4. Как... так и. не только., но и, хотя и... но, если не... то, не столько...

5. Пояснительные 5. Выражают отношения пояснения. 5. А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то. 6.Присоединительные 6. Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное. 6. И то, а то, да и, а также и др.

Подчинительные союзы 1.Изъяснительные 1. Выражают отношения пояснения. 1. Что, чтобы, как и др. 2.Временные 2. Выражают временные отношения. 2. Когда, как только, лишь только, едва. только, лишь, прежде чем, с тех пар как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.

3.Причинные 3. Выражают причинные отношения. 3. Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с... 4.Условные 4. Выражают условные отношения. 4. Если, коли, раз, ежели, кабы. 5.Целевые 5. Выражают целевые отношения. 5. Чтобы, для тою чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др. 6.Сравнительные 6. Выражают сравнительные отношения. 6. Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.

7.Уступительные 7. Выражают уступительные отношения. 7. Хотя, несмотря на то что, пускай, пусть и др. 8.Следственный 8. Выражает следственные отношения. 8. Так что.

Части речи знаменательные служебные междометия имя существительное предлоги имя прилагательное союзы имя числительное частицы местоимение- существительное наречие глагол

Основными дифференциальными признаками имен существительных являются: категориальное значение – предметность; способ отображения – номинация; грамматические признаки: постоянная (классификационная) категория рода, изменяемые категории числа и падежа, в предложении выступает в роли подлежащего, дополнения, обстоятельств разных типов, именной части составного сказуемого, несогласованного определения; с точки зрения словообразования имена существительные могут быть непроизводными и производными (в последнем случае следует назвать аффиксы, типичные только для имен существительных: суффиксы -ок, -онк, -онок и др.). Только для существительных характерна аббревиация.

Следует запомнить род некоторых существительных: к мужскому роду относятся слова: георгин, жираф, помидор, тюль, табель (но табель о рангах ж.р.), толь, рельс, рояль, шам­ пунь; к женскому роду: бандероль, бутыль, вуаль, заусеница, манжета, мозоль, плацкарта.

Категория рода у неодушевленных существительных носит формальный характер: род определяется по окончанию. Однако несклоняемые существительные окончаний не имеют, поэтому при определении их родовой принадлежности возникают определенные трудности. 1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду: новое пальто, шелковое кашне, хрустальное бра, яркое кимоно и т.п. К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни (сыр); кофе; пенальти (штрафной удар); га (гектар); торнадо (смерч), сирокко (ветер); названия языков: хинди, урду, бенгали и др. К женскому роду относятся слова: салями (колбаса); кольраби, брокколи (капуста); авеню, стрит (улица) и др.

2. Названия животных обычно относятся к мужскому роду: ласковый пони, забавный шимпанзе, яркий какаду и т.п., но могут относиться и к женскому роду, если речь идет о самке: Кенгуру кормила детеныша. К женскому роду относятся слова: цеце (муха); иваси (рыба). 3.Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица: женский род: юная мисс, старая леди, очаровательная фрейлейн, сердитая фрекен и др.; мужской род: усталый кюре, чопорный денди, военный атташе, знаменитый идальго и др. К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, парвеню, протеже, янки. К примеру: мой протеже (речь идет о мужчине); моя протеже (речь идет о женщине). Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она -опытный крупье (дипломатический атташе, известный кутюрье и т.п.).

Род несклоняемых имен собственных определяется по родовому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и т.п.): водная Конго (река); безжизненная Гоби (пустыня); солнечный Сухуми (город); знаменитое Онтарио (озеро); мадридский «Атлетико» (футбольный клуб); ежедневная «Тайме» (газета); солидный «Тайм»(журнал).

Вульгарн_ арго, рискован_ антраша, звучащ_ банджо, выдержан_ бри, опасн_ динго, красив_ драпри, ярк_ индиго, юн_ кабальеро, забавн_ гризли, крошечн_ колибри, бескрыл_ киви-киви, остроумн_ конферансье, маленьк_ кули, прохладн_ мацони, уважаем_ кюре, сочн_ манго, молод_ марабу, прекрасн_ пери, стар__ рантье, заброшен_ ранчо, матов_ габбро, справедлив_ рефери, увлекательн_ шоу, установлен_ эмбарго, справедлив_ жюри, вечерн_ Баку, отвратительн_ брокколи, разрушительн_ торнадо, настоящ_ идальго, аппетитн_ сулутуни, древн_ хинди, хрус-тальн_ бра.

Ботинок, валенок, чулок, погон, эполет, лампас Носков, гольфов, клип­сов, брелоков Армян, башкир, болгар, бу­рят, грузин, осетин, лез­гин, румын, татар, турк­ мен, турок, цыган Калмыков, киргизов, мон­голов, таджиков, узбеков, якутов, хорватов Яблок, слив Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген Акров, байтов, граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов Гренадёр, гусар, драгун, улан, партизан Минёров, сапёров, мич­манов

1. Эта модель (туфли) очень популярна среди (армяне, грузины, лезгины и таджики). 2. Стоя около трамвайных (рельсы), она держала букет из (георгины) и банку консервированных (томаты). 3. Матрена уже давно не носила этих (валенки), зато в ее распоряжении был целый арсенал новых (носки, чулок, гольфы) и даже летних (шорты). 4. Бродя среди мрачных (надгробья), Иван не мог избавиться от тяжелых {раздумья) о сыне, которого надо срочно забрать из (ясли); иначе не избежать очередных соседс­ких (козни) и (сплетни). 5. После этих {заморозки) стало понятно, что нам не видать местных (абрикосы, помидоры и баклажаны). 6. Около сорока (гектары) пострадали от налета целых (эскадрильи) саранчи. 7. Мне хочется (макароны, сардины), а также све­ жих (консервы) из (шпроты).

Имена прилагательные имеют следующие дифференциальные признаки: категориальное значение – признак предмета; способ отображения – номинативность; грамматические признаки: согласовательные (отображательные, синтаксические) категории рода, числа, падежа; в предложении выступают согласованными определениями, именной частью сказуемого. У служебных частей речи учитывается их коммуникативная заданность, грамматическая предназначенность и т. д

В заданиях ЕГЭ регулярно приводятся формы степеней сравнения имен прилагательных. Мы должны распознавать ошибки, связанные со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени: *более лучше, *самый кратчайший и т.п., поэтому следует напомнить способы образования этих форм, а также аналогичных форм наречий. Из вариантных форм кратких прилагательных на -ен и на -енен в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ен. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

Правильное склонение имен числительных самый яркий показатель культуры речи. В разговорной речи все чаще встречается форма творительного падежа, в которой первая часть слова изменяется по образцу других косвенных падежей, т.е. говорят и пишут вместо пятьюдесятью *пятидесятью, вместо шестьюстами *шестистами. Это неверно. Также типичны ошибки в косвенных падежах числительных «от двухсот до девятисот: вместо правильных форм пятисот, шестисот и т.п. употребляются неверные *пятиста,*шестиста

с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц (начиная с пяти обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть поясниц); с существительными дети, ребята, люди, а также со словом лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц; с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро; с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое неизвестных.

Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами. Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами. Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей, Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами. Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями. На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители. Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли. До конца экспедиции осталось двадцать двое суток. По обеим сторонам реки тянется живописный лес. В моей библиотеке около полутораста книг.

Функциональными омонимами называются этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. Если лексические омонимы, которые по определению принадлежат к одной части речи, обладают одинаковым общим грамматическим значением, то функциональные омонимы различаются общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками.

1) Я вижу только один способ решить эту проблему. 2) Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною (Н.Гоголь). 3) Мне вспоминается один случай, который произошел со мною несколько лет назад (М.Пришвин). 4) Одни леса стояли стеной вокруг, и только дождь в траве огромной пляшет (И.Бродский).

Во всех предложениях употреблено слово один, которое функционирует в качестве разных частей речи. В первом примере один числительное: обозначает определенное количество, которое может быть обозначено цифрой. Во втором предложении прилагательное: обозначает признак предмета, является синонимом к прилагательному одинаковый. В третьем предложении один местоимение: указывает на неопределенный признак предмета, синонимично неопределенному местоимению некий. В последнем предложении один частица: служит средством логического выделения слова, перед которым стоит, возможна синонимическая замена частицами только, лишь.

Субстантивация - переход в имена существительные слов других знаменательных частей речи: прилагательных: получить в вечное пользование > думать о вечном; местоимений: Ничья помощь ему не нужна > Противник предложил ничью; причастий: бегущие по рельсам поезда » присоединиться к бегущим; числительных: два друга > Учительница вывела в дневнике жирное «два».

Адъективация переход в имена прилагательные: причастий: блестящая поверхность > блестящий ответ; числительных: первый ряд -> первый ученик.

Прономинализация - переход в местоимения: прилагательных: известный ученый > В известном смысле вы правы; числительных: Купи один батон > Один мой приятель рассказал интересную историю; причастий: Талант, данный ему природой-* В данный момент директор занят.

Адвербиализация переход в наречия: существительных: обладать даром организатора > Ему все дается даром; деепричастий: Не глядя под ноги, он мчался через лужи >подписать не глядя.

Переход в слова категории состояния: наречий: Густо и пахуче дымит самовар (И.Бунин) > В кабаке было тепло, привычно пахуче и шумно (М. Горький); кратких прилагательных: Лицо ее было молодо и свежо - На улице свежо; существительных: Нужно выбрать подходящее время -Время ехать

Переход в предлоги: существительных (обычно сочетаний существительного с предлогом): По этому адресу никто не проживает По адресу новой передачи было высказано много критических замечаний; наречий: Море на сотни миль вокруг казалось пустынным(В.Катаев) -> сесть вокруг стола; деепричастий: Она помолилась и теперь, благодаря Бога за свое избавление (С.Аксаков) -> Благодаря отцу я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки А.Чехов).

Переход в союзы: наречий: Точно измерить -> Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали (И.Тургенев); местоимений: Все, что лежало вокруг, было чужим Он говорил, что завтра уедет.

Переход в частицы: местоимений: Ведь ты не изменил себе, дружище, ты не продал себя М.Салтыков-Щедрин) -Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе (А.Пушкин); числительных: один процент -> От этих модных диет один вред; наречий: Сядь прямо!> Ты прямо герой! глаголов: Быт время, процветала в мире наша сторона (А. Пушкин) > Повозка было тронулась, но он остановил ее (Л.Толстой).

1. Нынче ветрено и волны с перехлестом. Скоро осень, все изменится в округе (И.Бродский). 2. Я счастлив был, безумец!., и я мог так ветрено от счастья отказаться (А.Пушкин). 3. Утро сегодня ветрено и промозгло. 4. Сердце у вас здорово, однако нервная система истощена непосильными нагрузками. 5. Лицо его было задумчиво, но глаза бойко и здорово блестели (А.Писемский), 6. Степану Аркадьичу отъезд жены в деревню был очень приятен: и детям здорово, и расходов меньше, и ему свободнее (Л.Толстой).7. Сначала вы встретили мой план довольно-таки прохладно. 8.Ах! под небом северным шелковым так легко, так прохладно спать (А.Ахматова). 9. Лето в тундре всегда коротко и прохладно.

краткое прилагательное: 3, 4, 9; наречие: 2, 5, 7; слово состояния: 1, 6, 8.

1. И как ей не скучно и не совестно! (Л.Толстой). 2. На небе сверкнула, как живой глаз, первая звездочка (И.Гончаров). 3. Что, или вспомнил старую любовь? (К.Паустовский). 4. Было видно по лицу, что ему нехорошо (А. Чехов). 5. Тоже мне художник, утку не может нарисовать! 6. Мальчики и девочки пошли дальше мимо пасшихся коней, которые вздыхали и фыркали (В.Панова). 7. За исключением некоторых деталей, спектакль мне понравился. 8. Он принимал гостей, любезно улыбался, между тем как больше всего на свете ему хотелось побыть одному. 9. Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей (И.Тургенев). 10. Же­ниховой родне согласно уговору поднесли по три рюмки водки (М.Шолохов). 11. Он просто смеется над вами! 12. На темной крыше торча­ли два бельведера один против другого (Н.Гоголъ). 13. Пускай же говорят собаки: «Аи Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» (И.Крылов). 14. Пускай чуть слышен голос твой, негромки темы песнопенья; но ты воспрянешь за чертой неотразимого забвенья! (И.Некрасов). 15. В памяти все было ясно, точно он расстался с Линой Сергеевной только вчера (А.Чехов).

предлог - 6, 7, 9, 10, 12; союз - 2, 4, 8, 14, 15; частица -1, 3, 5, 11, 13.

Ресурсы Правописание предлогов Слитное написание предлогов Русский язык sng.iphil.ru/index.php?option=com_content&task =view&id=77&Itemid=1&limit=1&limitstart=3http://russia- sng.iphil.ru/index.php?option=com_content&task =view&id=77&Itemid=1&limit=1&limitstart=3 Русский язык: Пособие для поступающих в вузы: В 2-х частях. Ч