Васнецов Виктор Михайлович 1848 – Жил на нашей земле замечательный художник Он писал картины, рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома. Он прославился своими живописными полотнами на историческую тему и, особенно, на темы русских былин и сказок. Таким богатым было его воображение, что он мог легко представить себе Древнюю Русь, наших предков, их жизнь. Оттого в его картинах есть красота и правда.
Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; ему одному принадлежит слава открытия в нашей живописи волшебного мира былин, сказок преданий. Фольклорно - исторические картины
«Витязь на распутье» 1882 г. «Три царевны подземного царства»1881 г. На смену ранним психологическим новеллам приходят типичные для модерна декоративные картины – панно, переносящие зрителя в мир грез,.. который размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. Творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».
« На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар Злодеев силу, гибель правых… Предвечным ужасом объят, Прекрасных лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..» А. Блок «Гамаюн, птица вещая.»
« Аленушка » 1881 г. «Три богатыря» г.» «Царь Иван Васильевич Грозный» 1897 г. По мнению художника, в народной сказке, в песне или былине запечатлен правдивый внутренний и внешний облик русского народа « с его прошлым и настоящим, а может быть и будущим...Плох тот народ, который не помнит, и не любит, и не ценит своей истории».
«После побоища» 1880 г. «Витязь на распутье» 1882 г. « Песнь о вещем Олеге»
«Богатырский скок» 1914 г. «Спящая царевна» гг. «Иван-царевич на сером волке» 1889 г. «Ковер-самолет» 1880 г.
Архитектура и дизайн Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна. Изучая и исследуя древнерусское зодчество, художник воскрешает в своем творчестве русский орнамент, художественную резьбу, украшения домашней утвари.
По эскизам Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены: церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) Церковь Спаса Нерукотворного
Избушка на курьих ножках (1883)
В Москве : Фасад Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.
Театральный художник В. Васнецов сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского " Снегурочка" на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского - Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885).
Декорации и костюмы к этим постановкам явились подлинным шедевром декоративного искусства.
Они не только были яркой «оправой» спектакля, способствовавшей лучшему выявлению сценических образов, но и имели самостоятельное художественное значение - мечту мирной счастливой жизни народа.
Эскизы костюмов к опере « Снегурочка » Эскиз костюма Царя Берендея Эскиз костюма Купавы
Эскизы костюмов Снегурочки и Леля Берендейки Эскизы костюма Снегурочки
Художник - монументалист Уход В.Васнецова в далекое прошлое человечества, стремление воссоздать былинную русскую героику объясняются неудовлетворенностью окружающей самодержавно- крепостнической действительностью и полный уверенности в силе народа, он искал в образах истории и эпоса глубокую народную мудрость.
Творческой фантазией художника были воссозданы сцены жизни древнейших людей, их характерные особенности, душевные состояния. ( панно « Каменный век » ).
«Каменный век». Деталь фриза г. Пиршество по случаю удачной охоты
Деталь фриза. Повседневный труд первобытных людей
Деталь фриза. Сцена домашнего быта
«… Связь между русской сказкой и русской верой » Самым значительным монументально- декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало.
Андрей Боголюбский Наибольший интерес представляют образы древнерусских князей, причисленных церковью к лику святых. Грозен взгляд обнажающего свой меч Андрея Боголюбского, стремившегося к объединению русских княжеств.
Князь Михаил Тверской Суров и печален облик замученного татарами Михаила Тверского. Александр Невский Великий русский патриот Александр Невский изображен также как воин, все думы которого посвящены судьбам страны.
«Нестор-летописец» Довмонт Псковский Нестор-летописец показан на фоне Днепра и старинной архитектуры холмистого Киева. Величественна фигура и одухотворенно лицо защитника Пскова от иноземных врагов Довмонта Псковского, изображенного опирающимся на меч.
Христос Вседержитель Васнецов возобновил живую и зримую школу иконописания, прервавшую свое существование со времен Феофана Грека. Богоматерь с младенцем
Бог Саваоф Крещение Руси
« Распятый Иисус Христос» « Бог-Слово»
«Царевна-Лягушка»1918 г. «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1918 г. В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор не отпускает его и он создает картины Царевна-лягушка, Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем
Заключение Велико и значительно творческое наследие В.Васнецова. Все его творчество проникнуто одним духом, одной идеей - идеей пламенного патриотизма, верой в силы и величие своей Родины. Они дышат страстным желанием народного счастья. Художник, изображая прошлое, черпает в нем уверенность в грядущем, зовет к светлому и радостному будущему
Источники: « Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Под редакцией А.И.Леонова. Вторая половина 19 века. » Автор А.К.Лебедев Издательство « Искусство » Москва, 1971 год. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Автор-составитель О.В.Свиридова, Волгоград: Учитель, 2008 г. « Мастера и шедевры. 4 том ». Автор И. Долгополов Москва « Терра » 2000 г. Изобразительное искусство. 7 класс.
; ; // ; ; Репродукции: htm html html l
htm