Из опыта работы Тихоновой Елены Николаевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 6 п. Медвеженский Красногвардейского р-на Ставропольского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»» Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Advertisements

КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных.
Создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольника (описание опыта работы)» Воспитатель МБДОУ Калининский детский сад «Солнышко»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 «Сказка» имеет свои заповеди: Люби воспитанника, доверенного тебе родителями, всей душой,
ПРОЕКТ ПРОЕКТ « Моя семья » 2 мл. группа Автор : Большакова А. Р. Воспитатель 1 кв. категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Подготовила: учитель информатики МОУ СОШ 2 г. Бронницы Штаба Н.В.
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Выступление учителя начальных классов Малолетовой О.А. МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа 1» Реализация программы духовно – нравственного.
Леонова Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 121 Калининского района ГО город Уфа « Роль уроков литературы в подготовке учащихся старших.
Педагогический совет МБОУ СОШ 15 «ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» декабрь 2014.
РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНИНА- ПАТРИОТА.
Я - гражданин. Я – патриот. Программа для учащихся начальных классов.
Если скажут слово Родина Бутина Татьяна Анатольевна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 5 г. Кирова.
Буракова Оксана Александровна Воспитатель старшей группы МБДОУ Турбанского детского сада ТЕМА: «Воспитание любви к родному краю»
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
МБОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А. А. Яковлева Внеурочная деятельность Объединение «Краевед» учебный год.
Транксрипт:

Из опыта работы Тихоновой Елены Николаевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 6 п. Медвеженский Красногвардейского р-на Ставропольского края Из опыта работы Тихоновой Елены Николаевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 6 п. Медвеженский Красногвардейского р-на Ставропольского края

Тема: «Воспитание лучших нравственных качеств личности на уроках и во внеурочное время.

Цель: создать условия для воспитания духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, язык и культуру и уважающего традиции и культуры других народов. Цель: создать условия для воспитания духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, язык и культуру и уважающего традиции и культуры других народов.

Задачи: развивать творческие способности обучающихся, формировать навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; -воспитывать чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности речи.

Руководство в работе. Все испытав, Мы знаем сами, Что в дни психических атак Сердца, не занятые нами, Не мешкая займет наш враг, Займет, сводя все те же счеты, Займет, засядет, Нас разя… Сердца! Да это же высоты, Которых отдавать нельзя! Василий Федоров Василий Федоров

Уроки литературы. Сущность урока литературы - сплав книги, жизни и науки на воспитательной основе «Словесник в школе – главная фигура. Если его не считают за таковую, он сам себе должен знать цену. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества, а уж затем пусть в него закладывают «профильные задатки»,- говорил В.Распутин.

Система методов изучения литературы, разработанная Н.И.Кудряшевым, учитывающая специфику литературы во взаимосвязи с методами нравственного воспитания: творческое чтение убеждение пример упражнение

Первый (необходимый) этап в изучении литературы - метод творческого чтения. Методические приемы: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, постановка на уроке учебной проблемы. Ведущий метод – метод убеждения Реализуется в личной нравственной позиции учителя. Основывается на доверчивости, внушаемости, эмоциональной впечатлительности юного возраста.

Переход от первичного восприятия к аналитическому чтению. Метод нравственного примера Подготовка к восприятию рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (5 кл). Кто знает, что такое плен? Каково бывает отношение к пленникам, в каких условиях они находятся? (Коллективное сопереживание - наиболее сильное эмоциональное состояние) Тема «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Цель: убедить детей в том, что лучшие нравственные качества человека не только ценятся людьми (даже врагами), но и помогают выжить.

Метод упражнения (повторения) Положительные психологические состояния необходимо повторять только тогда они могут влиять на развитие характера. Важную роль играет побуждение и творческому воображению. Истинно добрый человек «…должен уметь представить себя на месте другого и многих… «Воображение – лучшее средство нравственного совершенствования», утверждал английский поэт Шелли.

Внеклассное чтение после изучения темы «Поэты XlX века о Родине и родной природе»-знакомство с поэзией Н.Рубцова. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Эти строки напомнят учащимся о тоске по родине знакомого им Жилина и закрепят их чувства любви и привязанности к родной земле.

Нравственные знания необходимо выверять, находить доказательства, вырабатывать свою точку зрения. Этому способствует эвристические и исследовательские методы Эвристический метод чаще осуществляется в эвристической беседе Приемы: - Построение четкой системы вопросов - Система заданий по тексту - Постановка проблем

Виды деятельности: Виды деятельности: - подбор материала из произведения; - пересказ с элементами анализа текста; - анализ эпизода, образа-персонажа; - составление плана к сочинению; - постановка проблемы. Исследовательский метод близок эвристическому, но существенное отличие - в различии обучающей роли учителя и учебной деятельности учащихся

После прочтения рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» 11-классники выполняют работу по тексту Задания оформляются на карточках: 1-я карточках (общее задание) Описание московского зимнего дня (начало рассказа) Описание московского зимнего дня (начало рассказа) 1. Как воспринимает писатель мир города. 2. Подтвердите неожиданными для вас метафорами, эмоционально окрашенными причастиями.

2-я карточка(групповое задание) 2-я карточка(групповое задание) «Странная любовь (занятия) героини, совместные поездки, надежды героя на счастья). 1. Что лежит в основе отношений героев? 2. Как описывает Бунин их душевное состояние? 3-я карточка (групповое задание) Прощенное воскресенье и Чистый понедельник в рассказе 1. Как соотносятся образы природы с чувствами человека? 2. Каково основное настроение рассказа 3. Как вы понимаете «ее» просьбу не ждать, не искать?

4-я карточка (общее задание) 4-я карточка (общее задание) 1. Как вы думаете, почему то, что было у героя «с нею» в течение нескольких месяцев, и то, что было много лет без «нее» потом-композиционно занимает в рассказе столь различные по объему места? 2. Раскройте отношение автора к любви, жизни, памяти. 3. Так возникает интерпретация одного из самых прекрасных произведений Бунина, в котором он показал неудовлетворенность человека окружающим, поиск цельного и осознанного бытия в истории, в религии.

Современным ученикам трудно понять героиню, они спорят о сущности любви, о роли материального достатка, о счастье вообще. Затем письменно определяем круг проблем, поднятых в произведении, выявляем авторскую позицию, соотносим со своей точкой зрения на это, подкрепляя примерами из художественной литературы(вспоминаем Ивана Васильевича из рассказа «После бала», Пьера Безухова из «Войны и мира» Л.Н. Толстого и др.). Итог-сочинение по одной из наиболее значимой для каждого конкретно проблеме. Эта работа – подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Уроки русского языка В соответствии с программным материалом, возрастными и психологическими особенностям класса- подбор для обсуждения морально-этической темы в начале урока. Планирование тем обсуждений по четвертям в средних и старших классах отдельно.

Различные виды разборов Родина – чужбина Своя 1 земля и в горсти мила 4. О том кукушка и кукует, что своего гнезда 6 нет 4,7. Ищи 3 добра на стороне, а дом люби 2 по старине 4. О труде, ремесле Без дела жить – только небо коптить 2,7. Белые ручки чужие 1 труды любят 4. Бог дал здоровье 1 в дань, а деньги сам 3 достань! 4

Грамота Азбуку учат - во всю 1 избу кричат 7. Кто грамоте горазд 5, тому не пропасть 4. Жених-невеста Бабы каются, а девки замуж собираются 4. Жена не лапоть: с ноги не сбросишь 7. Выбирай 2 корову по рогам, а девку по родам 4 (родителям).

Нравственные качества «Умеющий 3 молчать слышит много признаний, ибо кто же кто откроется болтуну или сплетнику? 4 /Ф.Бэкон/. «Плохое колесо всегда громко 2 скрипит. Пустой колос выше 2 стоит» /Л.Толстой/ «Порча человека сопровождается 2 порчей 1 языка» /Р.Эмерсон/.

Вся система нравственного воспитания, я считаю, не может не быть тесно связанной с работой по развитию речи учащихся. Нравственность человека видна в отношении его к слову. Л.Н.Толстой Особое место уделяю в этом патриотической теме, воспитанию любви к своей малой родине-поселку Медвеженскому.

Пример из своей жизни - строки о Медвеженском. Пример из своей жизни - строки о Медвеженском. Пусть всех приезжих мало чем пленяет, Пусть всех приезжих мало чем пленяет, Стоит вдали от шумных он дорог, Стоит вдали от шумных он дорог, Здесь лишь за труд друг друга почитают Здесь лишь за труд друг друга почитают Да за тепло души, что для людей сберег. Да за тепло души, что для людей сберег. Поля пшеничные, лесные полосы Поля пшеничные, лесные полосы Да милый шепот налитого колоса… Да милый шепот налитого колоса… Ты мой Медвеженский, - одно название Ты мой Медвеженский, - одно название Вдали мне милое воспоминание. Вдали мне милое воспоминание. …А наше озеро известно как Соленое, …А наше озеро известно как Соленое, Здесь люди лечат недуги давно, Здесь люди лечат недуги давно, А в голодные годы, войной опаленные, А в голодные годы, войной опаленные, Кормило солью в округе всех оно. Кормило солью в округе всех оно.

Ученики принимают участие в конкурсах сочинений Ученики принимают участие в конкурсах сочинений «Земля моего детства», «Село моей России», «По фронтовым дорогам», «Детство, опаленное войной» и другие, где раскрывают свои чувства любви к поселку, признательности к землякам- ветеранам войны, труда. «Земля моего детства», «Село моей России», «По фронтовым дорогам», «Детство, опаленное войной» и другие, где раскрывают свои чувства любви к поселку, признательности к землякам- ветеранам войны, труда.

Публикации учащихся

Кружок «Юный корреспондент» Тематическое планирование

Результаты анкетирования воспитанности качеств личности учащихся.

Литература Ю.В.Лебедев. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в двух частях Ю.В.Лебедев. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в двух частях «Методика преподавания литературы» Брандесов В.Ф., Зверс Т.В., Кудряшев Н.И., Маранцман В.Г и др.М., «Просвещение» 1985 г. «Методика преподавания литературы» Брандесов В.Ф., Зверс Т.В., Кудряшев Н.И., Маранцман В.Г и др.М., «Просвещение» 1985 г. Литература 5 класс учебник для образовательных учреждений. В двух частях. Рассказ «Кавказский пленник». Л.Н.Толстой. стр М., «Просвещение» г. Литература 5 класс учебник для образовательных учреждений. В двух частях. Рассказ «Кавказский пленник». Л.Н.Толстой. стр М., «Просвещение» г. Свободное развитие личности школьника. Учебное пособие-хрестоматия для самостоятельной работы по повышению педагогической квалификации. Часть 1. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Ставрополь «СКИПКРО» г. Свободное развитие личности школьника. Учебное пособие-хрестоматия для самостоятельной работы по повышению педагогической квалификации. Часть 1. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Ставрополь «СКИПКРО» г. Справочник классного руководителя. Н.И. Дереклеева и др. «ВАКО». Москва г. Справочник классного руководителя. Н.И. Дереклеева и др. «ВАКО». Москва г. Пословицы русского народа. Сборник В.И. Даля. В двух томах. Москва. «Художественная литература» г. Пословицы русского народа. Сборник В.И. Даля. В двух томах. Москва. «Художественная литература» г.