Культура России во второй половине 19 века. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения все более.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Братья В. М. и А. М. Васнецовы В. М. Васнецов. Автопортрет, 1873 г. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял Вятской губернии – 1926, Москва), русский.
Advertisements

Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века. Во второй половине XIX века ведущим жанром живописи становится критический реализм Критический реализм – художественный.
Живопись второй половины 19 века Федотова Людмила Ивановна МКОУ Белоярская СОШ, Красноярский край.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры Изобразительное искусство 7 класс.
Исторический жанр в изобразительном искусстве. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого.
Русская живопись 2 половины 19 века. Илья Репин Репин Илья Ефимович (1844–1930), русский художник. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля 1844.
По залам Третьяковской галереи работу выполнила Свириденкова А.В.
Русская Живопись XIX века Проектная работа учеников 8 «Г» класса МОУ Лицей Антонова А. 2. Велиева К. 3. Воронов Д. 4. Гладинина Е. 5. Федорова Е.
Живопись второй половины 19 века Пастушок Алексей, 9 А.
Художники - передвижники Над слайдом работали: Деминова Е, Алымова Т, Ржаницина А..
Василий Григорьевич Перов - живописец, один из родоначальников жанровой картины.
Валентин Александрович Серов Дата рождения: 7 (19) января7 (19) января 1865( )1865 Место рождения:Санкт-ПетербургСанкт-Петербург Дата.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 7 Презентация проекта по теме: «Культура XIX века. Перов Василий.
Исаак Левитан е годы Левитан Исаак Ильич ( ). Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель Московского.
Культура России 2-й половины XIX в.. Введение. 60-е гг. XIX в. в истории России. Период реформ Александра II ( ). Формирование слоя интеллигенции,
Развитие образования во второй половине XIX века.
( ). Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии. Отец его был мелким служащим,
Русская культура второй половины XIX века Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Першина О.Н. МКОУ «Дубневская СОШ» Ступинского района.
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) русский художник.
Транксрипт:

Культура России во второй половине 19 века

Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.

Образование. Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60 70, в уездных до 70 80, в деревне грамотность была редким явлением. "Посещение бедных" "Посещение бедных" 1874

. Несколько позднее, с 80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов- просветителей.

Основой среднего образования стала классическая гимназия.. В конце XIX в. на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века в тех же губерниях их число дошло до 64. Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты.

Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения.В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование.

"Шутники" "Шутники" 1865

Революционные идеи 60-х годов нашли своё отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.

Живопись. Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как Васнецов, Левитан, Репин, Суриков и др. Их имена связаны с « Товариществом передвижных художественных выставок ». Выставки картин стали устраиваться в разных городах России. Поэтому их называли « передвижными выставками », а художников, входивших в это объединение, « передвижниками ». Исаак Левитан( )

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих

Васнецов Виктор Михайлович1848 – великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально- романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862 – 1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868 – 1875). Аленушка Аленушка, 1881 Третьяковская галерея, Москва

Васнецов - основоположник особого « русского стиля » внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки. Богатыри Богатыри 1898 Богатыри Богатыри 1898

Наиболее известные картины: Витязь на распутьеВитязь на распутье, 1878 Русский музей, Санкт- Петербург

Иван Царевич на сером волке 1889, Третьяковская галерея, Москва Иван Царевич на сером волке

Ковер-самолет Ковер-самолет 1880

Снегурочка Снегурочка 1899 Царь Иван Грозный Царь Иван Грозный 1897

Бог Саваоф Бог Саваоф Бог Саваоф Бог Саваоф

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п

"Вечерний звон" "Вечерний звон" 1892 Левитан Исаак Ильич 1860 – Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов;

"Тихая обитель" "Тихая обитель" 1898 окончил училище в Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880 – 1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887 – 1890). Был членом « Товарищества передвижников ».

"Золотая осень" "Золотая осень" 1895 Пейзажи настроения Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. "Золотая осень" "Золотая осень" 1895

"Березовая роща" "Березовая роща" "Березовая роща" "Березовая роща" " Летний вечер. Река" " Летний вечер. Река" 1897

"Март" "Март" 1895 " После дождя. Плес" " После дождя. Плес" 1889 "Март" "Март" 1895

Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина ( ), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности.. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение народу показал Репин в картине « Бурлаки на Волге » (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест.

«Бурлаки на Волге»

Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану 1878 – 1891 Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных

На солнце 1900На солнце Стрекоза Стрекоза 1884

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории.

Утро стрелецкой казни, 1881 Третьяковская галерея, МоскваУтро стрелецкой казни Боярыня МорозоваБоярыня Морозова, 1887 Третьяковская галерея, Москва Работы В.И. Сурикова

Перов Василий Григорьевич( ), Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия « Перов » возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи ( ) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества ( ), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в в Париже (пенсионер Академии художеств). Блаженный Блаженный Блаженны й Блаженны й

Охотники на привале Охотники на привале 1871 Охотники на привале Охотники на привале 1871

Покорение Сибири Ермаком Покорение Сибири Ермаком 1895 Переход Суворова через АльпыПереход Суворова через Альпы 1899 Покорение Сибири Ермаком Покорение Сибири Ермаком 1895

Музыка. Немалые изменения произошли и в музыкальной жизни. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).

Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью « сделать хорошую музыку доступной большим массам публики ». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.

Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был и Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию в 1865 году.

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о « Новой русской школе », или, как её назвал однажды в своей статье Стасов, « Могучей кучке ». В «Могучую кучку», кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков..

Композиторы « Могучей кучки » называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы « Могучей кучки » (кроме Кюи) с большой любовью бережно собирали и изучали русские народные песни.

В своем музыкальном творчестве композиторы « Могучей кучки » стремились опираться на мелодический склад русской и отчасти украинской песни. Подобно Глинке они горячо увлекались и музыкой восточных народов, в особенности Кавказа и Средней Азии.

Чайковский П.И. Рахманинов С.В.