Властная элита Древнерусского государства не представляла системной целостности; ее системообразующим фактором был восточнославянский генотип и языческий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственная служба в Великобритании. Государственная служба в Великобритании Военные слуги королевы Военная служба Гражданские слуги королевы Государственная.
Advertisements

Устав профессионального союза работников народного образования и науки РФ Изменения и дополнения внесены VI Съездом Профсоюза 31 марта 2010 г.
Управление в Российском государстве в конце XV в. Работу выполнила ученица 10 В класса Степанова Соня «Государь указал, и бояре приговорили»
Петрова С.А. Педагог дополнительного образования МАОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Саратов.
Политическая система в 30-е гг... государственная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии, только члены ВКП(б) занимали все ответственные.
Проект выполнен Ходченковым Валерием Мироновым Артёмом Изотовым Андреем 8В класс.
КОНСТИТУЦИЯ ОСНОВНОЙ ЗАКОН Преподаватель : Христич Л. А.
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Развитие парламентаризма в России гг. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бугровская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная.
Леони́д Ильи́ч Бре́жнев Родился 19 декабря 1906 (1 января 1907)) Умер - 10 ноября 1982) Советский государственный и партийный деятель.
Александр II Николаевич император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский Из династии Романовых. Генерал-фельдмаршал. Удостоен.
Федеральные органы управления государственной службой - государственные органы, обеспечивающие осуществление полномочий Российской Федерации по руководству.
ОТКРЫТЫЙ УРОК «Развитие парламентаризма в России».
СССР в первой половине 1980-х гг.: нарастание системного кризиса советского государства.
Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович ( ).
1 TTÜ virumaa KOLLED ž ÕIGUSÕPETUS. 2 Государственное право Функции государства - это основные направления деятельности государства. Функции государства.
ОТКРЫТЫЙ УРОК «Развитие парламентаризма в России».
АТТЕСТАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА Наталья Максимовна Костромина, начальник отдела кадровой политики.
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен,
Политическая система РФ.
Транксрипт:

Властная элита Древнерусского государства не представляла системной целостности; ее системообразующим фактором был восточнославянский генотип и языческий культурный архетип при катализирующем иноэтническом скандинавском и тюрко-хазарском влиянии; государственные функции выполняли князь и дружина; первые князья соединяли в своих руках политическую, военную и сакральную власть; после крещения Руси греческое духовенство перенесло на киевского князя понятие о государе, поставленном от Бога для защиты не только государства, но и христианских ценностей; в XI - начале XII вв. в руках князя сосредотачивается законодательная, исполнительная и военная власть, а в эволюции его статуса четко видна монархическая направленность; постепенно термин «князь» стал распространяться только на Рюриковичей; бояре как верхний слой дружины не были замкнутой группой, а представляли собой довольно текучий слой: из них назначались все высшие органы управления – посадники, воеводы и тысяцкие; в XII – начале XIII вв. эта система усложнилась за счет слияния аппарата княжеского двора (тиуны, слуги дворные и пр.) с государственным управлением; замена десятичной системы управления дворцово-вотчинной, в которой различались отношения великого князя со своими, назначенными наместниками, посадниками и племенным «княжьем»

Процесс регионализации властной элиты в удельный период создание трех доминирующих и типичных моделей управленческих элит: Галицко-Волынской, Новгородской и Владимиро-Суздальской; в Юго-Западной Руси вассальная зависимость между членами княжеского дома строилась на принципе генеалогического старшинства. Галицко-Волынские князья опирались на служилых феодалов, а контрэлиту представляло галицкое боярство – потомки «княжих мужей», которые через Совет бояр противостояли попыткам усиления власти князя: Совет мог приглашать и смещать князей и фактически контролировал аппарат государственного управления; в Новгороде административная система была выборной, и во всех административных единицах действовало вечевое самоуправление. Властную элиту представлял Совет господ, в который входило до 300 пожизненных членов, включая князя, степенных (находящихся при должности) и старых (ранее находившихся на должностях) посадских и тысяцких, наиболее знатных бояр и в ряде случаев кончанских старост (во главе Совета стоял архиепископ). Высшим должностным лицом, возглавлявшим исполнительную власть, был посадник, а в XII в. как противовес посадничеству возник институт тысяцких, которые до середины XIV в. избирались из небоярской среды; в Северо-Восточной Руси власть принадлежала Мономаховичам. Актом создания самостоятельного государства стало решение Собора 1157 г., на котором присутствовали представители бояр и неродовитой верхушки Ростова, Суздаля, Владимира и Переславля, единогласно избравшего великим князем Андрея Юрьевича. Именно дворянство стало той средой, из которой начала формироваться новая служилая элита. Полицентрическая государственная система со сменой столиц выросла из соперничества за власть между элитными группировками старых и новых городов, и опиралась на значительную роль веча в городах Владимиро-Суздальской земли. В это время к правящей элите добавились новые должности – «путные бояре» или «путники» (если это был не боярин), то есть управляющие какой-либо статьей княжеского дохода («пути»)

Эпоха становления единого Русского (Московского) государства наряду с охранившей свои позиции новгородской элитой, складываются властные элиты Тверского и Московского княжеств; новгородская элита была разрушена и потеряла свой социальный статус, тогда как ликвидация тверского княжения не помешала переходу большей части элиты на службу Москве; правящая элита русского государства представляла собой конгломерат субэлит, ассимилируемых формирующимися структурами централизованного государства: например, участие удельного князя в общегосударственных делах находилось под контролем великого князя; по мере присоединения западнорусских земель, видную роль в элите начинают играть служилые князья, хотя и не имевшие прав на великокняжеский престол: на протяжении первой половины XVI в. шел процесс включения служилых князей в состав старомосковской аристократии; особую категорию представляли перешедшие на службу князю татарские царевичи, получавшие города в кормление, но не имевшие прочных связей на Руси; важную роль играла Боярская дума, вхождение в которую определялось принципом местничества – знатностью рода и службой предков великому князю; реальные административные функции были в руках «введенных» бояр, которым поручалось исполнение какой-либо должности, а исполнителями воли великого князя были дьяки, составлявшие аппарат Боярской думы, Казны и Двора

Властная элита периода сословной монархии XVI-XVII вв. идея об особенном служении каждого сословия: не только светская обязанность, но и религиозная; элита не могла сложить с себя государственные обязанности даже при условии отказа от поместий и других даваемых за службу льгот: даже члены Земского собора целовали крест государю в обязательстве выполнять соборное решение; в боярской элите этого периода было две субэлиты: традиционная группа знати, занимавшая, как правило, высшие военные должности, и бюрократия, рожденная развитием административного аппарата, прежде всего приказного; постепенно служилая бюрократия (дьяки) стала вытеснять и ассимилировать служилую аристократию в высшем управлении и земщину в местном; введение воеводства стало поворотом от земского начала к бюрократическому порядку местного управления

Элита императорской России XVIII ст. создание бюрократических высших, центральных и местных органов на основе принципов рационализма, однообразия организационного устройства и делопроизводства; образование единого господствующего сословия – шляхетства, во второй половине XVIII в. переименованного в дворянство; характерная для мобилизационного типа развития дихотомическая структура элиты – верховная власть и правящий класс; создания бюрократической иерархии («Табель о рангах»): к административной элите можно отнести первые 4 («генеральские») класса и с некоторыми оговорками верхушку штаб-офицерских чинов 5 и 6 классов; она состояла из 4-х субэлит: чиновнической, военной, придворной и духовной; особое место в административной элите фаворитов («эпоха дворцовых переворотов» XVIII в.); процесс консолидации дворянства, чему способствовало масонство, ставшее модным мистико-этическим учением; чрезвычайно высокий как формальный, так и общественный статус военной элиты; особую часть административной элиты составляли придворные, первоначально состоявшие из представителей аристократии; властная элита в значительной степени принадлежала к титулованному дворянству ; Манифест 1762 г. – освобождение дворян от службы; 1785 г. - Жалованная грамота дворянству положила предел периоду абсолютной свободы высшего сословия (оно перечислялось из Военного министерства в МВД);

Элита императорской России XIX ст. в начале XIX в. реальное значение в государственном управлении России приобрела небольшая либерально-бюрократическая субэлита, состоявшая из «молодых друзей» царя и вошедшая в Негласный комитет гг.; в 1809 г. был принят указ «О правилах производства в чины и экзаменах для производства в коллежские асессоры и статские советники», связавший получение чинов 8-го и 5-го классов с наличием университетского образования; в первой половине XIX в. элиту бюрократической иерархии составляли члены Госсовета и министры (II и III классы по Табели), сенаторы (II и IV классы), генерал-губернаторы (II и III), директора министерских департаментов (III и IV), губернаторы и попечители учебных округов (IV), управляющие казенными палатами и губернские предводители дворянства (V класс); в 1857 г. эту группу составляло около 2,5 тыс. чиновников из более чем 86-тыс. аппарата. Этот верхний слой дореформенной бюрократии характеризовался «бюрократическим дилетантизмом», хотя именно при Николае I бюрократия превратилась в самодовлеющую касту. в среде русского дворянства было 168 родов, происходящих от Рюрика, 42 рода другого русского происхождения, 223 – польско-литовского, 229 – западноевропейского, 120 – татарского и 36 – из других народов. При этом в высших центральных органах власти были только представители христианства: 74,5% православных, 16,3% лютеран и 9,2% католиков. По сословной принадлежности элита бюрократии была почти вся дворянской. В 1840-х гг. уже 23% высшей бюрократии имели высшее образование (хотя среди всей бюрократии этот процент был выше – около 42%); «великие реформы» как компромисс между либеральной и консервативной бюрократическими элитами. Американский историк А. Риебер применительно к середине 60-х гг. XIX в. выделил 4 основные бюрократические «партии»: «экономисты», «инженеры», «военные» и группировка П.А. Шувалова; заметное обновление высшего звена бюрократии при Александре III

Элита императорской России начала XX ст. придворная камарилья своеобразный «теневой кабинет министров»: «безобразовская клика» во главе с камергером А.М. Безобразовым; политический вес имели великосветские салоны и Яхт-клуб; самая большая в мире бюрократическая прослойка (436 тыс. чиновников в начале ХХ в.) была тесно связана с интересами государства, так как 70% из 3420 особ первых 4-х классов либо не имели земли, либо владели поместьями менее 100 десятин; по подсчетам А.П. Бородина с апреля 1905 г. по февраль 1917 г. в Госсовете был 431 член: 202 назначенных к присутствию и 229 выборных. 370 из них были потомственными дворянами, и только 92 человека не имели недвижимого имущества. Среди остальных преобладали крупные землевладельцы, а владельцев промышленных предприятий было 116. Около 3/4 имели высшее образование, и в основном преобладали люди преклонного возраста. Процент русских вырос с 66,6% в 1906 г. до 73,7% в 1917 г.; дворяне сохраняли ведущие позиции, особенно среди губернаторов (97%). Снижалось число военных и лиц с военным образованием в гражданской администрации, но рос образовательный уровень бюрократии. Среди представителей высшей элиты преобладали представители правых и умеренно центристских взглядов, которые, например, в Госсовете составляли 71%; Парламентская субэлита на 52,4% состояла из дворян. Депутаты принадлежали к 9 конфессиям, но православными были 58%. Почти половина депутатов имела высшее образование, около 20% - опыт участия в местном и сословном самоуправлении и государственной службы

Временное правительство во всех составах Временного правительства было 38 человек, принадлежавших к 10 различным партиям и течениям. При сохранении примерно одинакового количества кадетов на протяжении всего периода, их удельный вес заметно менялся: занимаемые ими первостепенные посты заменялись второстепенными, тогда как представители социалистов получали все более ответственные портфели; 60% или 23 человека исполняли свои обязанности от 1 до 2 месяцев. Только А.Ф. Керенский и М.И. Терещенко входили во все 4 состава правительства, а А.И. Коновалов и Н.В. Некрасов - в 3; 16 человек (42%) прошли школу «российского парламентаризма», 31 человек имел высшее образование, из них 24 человека закончили университеты. Среди них был один академик (С.Ф. Ольденбург), три профессора (А.А. Мануйлов, Н.В.Некрасов, С.С. Салазкин), пять приват-доцентов (М.В. Бернацкий, И.В. Годнев, А.В. Карташев, Ф.Ф. Кокошкин, П.Н. Милюков); по образованию среди министров больше всего было юристов - 11, врачей - 4, экономистов - 4, инженеров - 4. По роду занятий на первом месте стояли преподаватели вузов – 8; до 1917 г. 10 чел. испытали заключение и ссылки; по сословной принадлежности не менее 20% министров были дворяне, в том числе 3 (Г.Е. Львов, И.Г. Церетели, Д.И. Шаховской) имели титул князя. По своему социальному составу большинство министров принадлежали к интеллигенции; средний возраст министров составлял 45,5 лет

Номенклатура: сущность и генезис в Древнем Риме раб, провозглашавший на приемах имена входивших гостей, назывался «номенклаторою» (от латинского «имя»); термин «номенклатура» в СССР обозначал перечень наиболее важных постов и должностей, кандидатуры на которые предварительно рассматривались и утверждались партийными комитетами. Одновременно этот термин распространялся на людей, которые данные посты занимали и тем самым превращались в особую социальную, правящую группу; в 1919 г. был образован Учраспред – специальный отдел ЦК, который занимался мобилизацией, постановкой на учет и переброской на «горячие» участки соответствующих кадров коммунистов: в результате сложился механизм назначений в противовес принципу выборности; в годы гражданской войны сложилась и система оплаты труда «ответственников»: установление 5 разрядов для партработников (1920), разделение ответработников на первую (высшую) и вторую категории (1921); официальное разделение ответработников по материальному принципу (1922); сложившаяся система преференций включала: процентные надбавки за ответственность, материальные пособия на лечение и различные премии, судебные привилегии и обеспечение дефицитными товарами; Сталин, став в апреле 1923 г. генсеком, выступил в роли теоретика и создателя номенклатуры. На XII съезде партии он выдвинул по отношению к руководящим кадрам следующие требования: умение понять, принять директивы и претворить их в жизнь

Спецраспределение эра спецраспредления была открыта постановлением Оргбюро ЦК 29 мая 1919 г., в котором продовольственному отделу Моссовета было предложено обратиться в центры с просьбой предоставить в распоряжение отдела предметы широкого потребления, чтобы иметь возможность удовлетворить запросы центральных учреждений; была разработана по поручению Оргбюро инструкция, в соответствие с которой Главпродукт Наркомпрода образовывал спецфонд всех предметов широкого потребления. Первоначально эти товары предоставлялись товарищам, командируемым ЦК и ВЦИК, но в декабре 1919 г. СНК вынес решение выдавать «незаменимым специалистам» (200 чел. вместе с семьями) добавочный паек через Московское потребительское общество; в марте 1920 г. СНК увеличил число пайков до 300, а в апреля - до 350; система привилегированных пайков была еще раз расширена и унифицирована постановлением СНК от 14 июня 1920 г.

Постановление ВЦСПС (1921) о тарифе ответработников в профессиональных, советских и партийных организациях установило 6 разрядов: 1-й разряд - 100% средней зарплаты рабочих (служащих) обслуживаемых предприятий; 2-й разряд - 110%; 3-й разряд - 120%; 4-й разряд - 130%; 5-й разряд - 140%; 6-й разряд - 150%. При этом платное совместительство ответработников, как выборных, так и по найму, не допускалось

XII партконференция (1922) решение положить в основу зарплаты кадровых работников постановление наркомата труда и ВЦСПС о ставках для ответственных политических, советских, профсоюзных, кооперативных и хозяйственных работников и применить соответствующую тарифную сетку по отношению к партийным работникам в следующем порядке: 17-й разряд - члены ЦК и ЦКК, секретари областных и губернских комитетов; 16-й - заместители заведующих отделами ЦК, ответственные инструктора, члены губернских контрольных комиссий; 12-й - секретари ячеек на заводах, секретари волкомов и сельских ячеек. причем допускалось персональное повышение ставок на один разряд

Номенклатура датой возникновения номенклатуры стало постановление ЦК партии от 8 ноября 1923 г., согласно которому руководящие работники делились на два списка: 1 (должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро) и 2 (должности, назначение на которые требовало согласия созданного в 1924 г. путем слияния Учраспреда и Оргинструкторского отдела Орграспредотдела ЦК). Дополнительно к номенклатуре 1 вводился список «выборных должностей», на которые назначение производил ЦК. Подбор и назначение на должности, не входившие в списки, должен был производиться по спискам, устанавливаемым каждым государственным учреждением по согласованию с Орграспредотделом ЦК – т.н. «ведомственная номенклатура» 3; по 3-м спискам проходили учреждения только общесоюзные и РСФСР. Причем, по спискам проходили не только госучреждения, но и общественные организации, и назначались по этим спискам и беспартийные; общая потребность в руководящих кадрах, определенная аппаратом ЦК на начало 1924 г чел. В номенклатуру 1 (3500 наиболее важных постов) включались начальники главков ВСНХ, руководители трестов, синдикатов, крупных промышленных предприятий. При этом для утверждения 1590 постов (СНК, ЦИК СССР, ВЦИК, членов президиумов и коллегий наркоматов, руководства ВЦСПС и кооперативных органов) должны были создаваться специальные комиссии ЦК. В номенклатуру 2 входили, как правило, заместители начальников главков, управлений и другие должности. Номенклатура 3 касалась руководящих кадров на местах

Номенклатура в 1920-е гг. в ноябре 1923 г. постановлением СТО были отменены ограничения зарплаты для работников госучреждений и предприятий, АО и смешанных обществ с преобладанием государственного капитала; 31 марта 1925 г. ответработники заняли 7 высших разрядов по 17-ти разрядной профсоюзной шкале; в марте 1927 г. возобновилась выплата наградных (тантьем) для директоров и высших служащих банков, государственных и акционерных промышленных и торговых предприятий под названием «поощрительное вознаграждение»; с самого начала к выдвижению на номенклатурные должности были подключены органы ОГПУ на предмет выявления лояльности кандидатов и их приверженности партийной линии; на всем протяжении 1920-х гг. наблюдались две тенденции: к расширению списков номенклатурных должностей и к расширению номенклатуры ЦК. Все это привело к тому, что в конце 1928 г. было решено пересматривать номенклатурные списки каждые 3 месяца. поначалу приоритет отдавался большевикам с дореволюционным стажем, а затем кадры для номенклатуры и «резерва» черпались в основном за счет выдвиженцев – коммунистов, пришедших в партию в годы гражданской войны («хочешь жить - плати партвзносы»); во второй половине 1920-х гг. были предприняты меры по ускорению профессиональной подготовки и переподготовки номенклатуры; введенная зимой 1928/29 г. карточная система была дополнена созданием закрытых форм торговли

Номенклатура в 1930-е гг. в 1932 г. фактически всеми делами в партии заправляли примерно 30 тыс. работников партийного аппарата различных уровней; в 1934 г. завершилось устранение из руководства партии «ленинской гвардии»; к концу 1930-х годов отличительной чертой номенклатуры становится более высокий уровень образования, хотя сохраняется разрыв в степени образованности между различными уровнями управленческого аппарата; в связи с этим усиливается процесс вытеснения руководящей элиты с «пролетарской закваской», а для нового поколения чувство сопричастности к революционным свершениям уже не имело прежнего значения; в несмотря на клановость номенклатуры в целом, внутри нее складывались ведомственные группы и региональные кланы; группа руководителей в 1930-е годы оставалась самой быстрорастущей; практика «пакетов» - денежных выплат к основному заработку, не проходивших по ведомостям

Номенклатура в е гг. в 1946 г. была введена новая номенклатура должностей: к началу 1950-х гг. номенклатурные должности включали руководителей и директоров всех организаций (вплоть до цирков), преподавательский состав, высший состав армии, дипломатический корпус и руководство общественных организаций; большая стабильность положения партийной номенклатуры, чем в 1930-е гг.; отчетливо обнаружилась тенденция к повышению общественной значимости административно-управленческого слоя министерств и ведомств; восстановление принципа ротации партийных кадров (1961)

Сталинизм породил специфические принципы работы партаппарата бдительное око и направляющая рука партии должны быть всюду и везде; в аппарат надо подбирать людей по фанатической преданности режиму и высокому организаторскому таланту; «диалектический» склад ума партработника - не просто бюрократ исполнитель, но и вернейший интерпретатор воли вождя; инициативность в работе, помогающая крепости режима; «железная дисциплина»

Номенклатура в е за гг. общая численность управленческого персонала приблизилась к 18 млн. чел. (11,5 млн. составлял низовой аппарат). На содержание бюрократического аппарата ежегодно расходовалось до 10% госбюджета; к середине 1980-х гг. в 19-ти миллионной партии аппарат составлял около 500 тыс. чел.; если в 1960-е годы основные решения принимались на ЦК партии, то в 1970-е годы центр властных полномочий смещается в аппарат ЦК, численность которого достигал 1500 тыс. чел.; в это время наиболее интенсивным ростом отличалась номенклатура: ее доля в социальной структуре общества увеличилась в 2,4 раза; существенно изменились и качественные показатели этого слоя: подавляющая часть имела высшее образование, часто дополняющееся вторым дипломом по партийной или управленческой линии или ученой степенью. Практически все руководящие работники были членами партии, но при этом продвижение наверх не было, как раньше, связано с обязательным восхождением по партийной линии; высшая элита на рубеже х гг. превращается в закрытую касту. номенклатура периода «зрелого социализма» демонстрировала растущую роль региональных (особенно «клановых структур» и отраслевых лобби; «эпоха застоя» - время расцвета номенклатурных привилегий

Черты номенклатуры вряд ли оправданно рассматривать процесс обособления управленческой элиты РКП(б) от управляемой партийной массы как злонамеренное деяние кучки властолюбивых бонз. Наиболее рациональным подходом к изучению внутренних свойств РКП(б) может быть обращение к элитистской модели Г. Моски и В. Парето и «железному закону» Р. Михельса, согласно которым любая крупная социальная система, в том числе и политическая партия, нуждается в управлении, что предполагает выделение компактных правящих элит и феномен олигархизации. Просто в применении к РКП это действовало с тем большей силой, что и внешняя среда обитания партии, и коммунистический менталитет всячески этому благоприятствовали; в соответствии с должностью определялись привилегии номенклатурных работников, для чего был установлен некий уровень в пределах партминимума и партмаксимума; наличие номенклатурной солидарности и презрительного отношения к беспартийным не препятствовали размежеванию в партийной среде, наличию чванства старших по должности, чинопочитания и угодничества младших

Особенности формирования советской элиты перемены в революционной власти происходили в соответствии с формулой Карлайля, согласно которой начинают революцию романтики, делают фанатики и результатами ее пользуются прагматики и подлецы; властная иерархия формировалась по патриархально-клановым кодам; по своему составу высшая политическая элита 1920-х годов представляла общество со срезанной верхушкой, общество плебеизированное. Революционная элита обладала гораздо большей степенью однородности с основной массой населения страны, нежели политическая элита дореволюционной России годы стали периодом трансформации элиты переходного характера (революционной маргинальной элиты) в элиту с установившимся статусом; выдвижение на первые роли госаппарата, его увеличение и сращивание с партаппаратом, номенклатурный принцип управления обществом и «чрезвычайщина» становились неотъемлемыми чертами формирующейся административно-командной системы управления; периоды наиболее полного обновления партийной элиты: гг. (сталинские чистки), гг. (реформы Н.С. Хрущева) и после 1986 г.

Фазы развития советской элиты начальная или ленинская; классическая или сталинская; мутационная или хрущевская; прагматически-деидеологизированная или брежневская; приватизаторская или горбачевская

5 генераций партийной элиты начальная или ленинская ( ) – период ее становления (революционеры, ставшие во главе страны); классическая или сталинская ( ) - большевики с дореволюционным партийным стажем, но получившие власть после революции: корпоративная принадлежность к собственности через корпоративное обладание власти как собственностью; сосредоточение реальных функций собственника высшей правящей касте и их персонификация в личности вождя; пирамидальная структура властных субэлит и превращение их в объект бесконтрольного манипулирования со стороны вождя; мутационная или хрущевская ( ) - новое поколение коммунистов, не участвовавших в революции или гражданской войне, а сделавших карьеру в сфере управления народным хозяйством или на партийной работе: «сброс» внутриэлитного террора и ослабление идеологических оков; становление прагматизма в мышлении элитных групп; децентрализация власти и сопутствующее ей усиление пользования властью и собственностью для региональных элит; эволюция кастовой сталинской партийной элиты в смешанную центрально-бюрократическую суперэлиту;

5 генераций партийной элиты прагматически-деидеологизированная или брежневская ( ) - специалисты в определенных областях внешней и внутренней политики: фаза загнивания и упадка коммунистической элиты (рост политического цинизма, коррумпированности и продажности); выдвижение на первый план мотивационного поведения пользования власти и материальными благами; превращение элиты в «новый класс»; быстрая эволюция региональных и национальных субэлит в контрэлиты; рыхлость и фрагментарность пирамидальной структуры элиты; приватизаторская или горбачевская (с 1986) - в основном экономисты-практики, прошедшие все ступени в управлении народным хозяйством: полный отказ от всех идеологических прикрытий и превращение элиты в «частично собственнический» класс; трансформация коммунистической элиты к антикоммунистическую, конвертирующую власть в собственность; заметное ослабление внутриэлитного контроля; переход функций управления, пользования и распоряжения властью и собственностью в руки субэлит и обострение борьбы за владение ими; раскол единой союзной элиты

Высшая партийная элита СССР Численность. В состав руководства партии (Политбюро (Президиум), Оргбюро и Секретариат ЦК) входило 193 человека. За период гг. чл. и канд. в чл. Политбюро (Президиум) ЦК избираюсь 129, чл. и канд. в чл. Оргбюро - 80, секретарями ЦК и канд. в чл. Секретариата - 93 чел. Многие были одновременно секретарями и членами Политбюро, секретарями и членами Оргбюро и т.п. Пол. 188 мужчин и 5 женщин. Возраст. В основном (2/3) в состав Политбюро избирались люди от 40 до 60 лет. Самыми молодыми - в 31 год - в Политбюро вошли Бухарин, Молотов, Андреев и Микоян. С момента прихода к власти Брежнева и до XXVIII съезда в состав Политбюро вошел лишь 1 чел. моложе 50 лет – Горбачев. В возрасте старше семидесяти в Политбюро были впервые избраны: Куусинен (в 71 год), Тихонов (в 73 года) и В. Кузнецов (в 76 лет, хотя до этого был в составе Президиума в гг.). Старейшими в составе Политбюро на момент их освобождения или смерти были: Куусинен (умер в возрасте 83 лет), Пельше (умер в 84 года), В. Кузнецов и Пономарев (ушли на пенсию в возрасте соответственно 85 и 81 год).

Высшая партийная элита СССР Длительность пребывания в Политбюро. Более половины (55%) находились в составе руководящих органов менее 5 лет, 12% - больше 20 лет, 3,6% - больше 30 лет. Дольше всех продержался Микоян - 40 лет, Ворошилов, Молотов и Суслов пробыли в составе руководства партии по 36 лет, Сталин - 34 года, Каганович и Шверник - по 33 года. Партийный стаж. 80 человек вступили в партию до Октябрьской революции, после революции. Из партии исключались 56 человек, восстановлено - 48, из них 46 посмертно. Некоторых исключали дважды, а Каменева и Зиновьева – трижды. Добровольно из партии вышел только один – Ельцин. Данные о репрессиях. Расстреляно - 49, из них реабилитировано 4. Застрелен Киров, убит Троцкий, зарезан в тюремной камере Г.Я. Сокольников, погиб в Лефортовской тюрьме К. Я. Бауман, застрелились Гамарник, Орджоникидзе, Томский и М. Каганович. В автомобильной катастрофе погиб Машеров. Ходили слухи, что покончили с собой Кулаков (1978) и Рашидов (1983).

Высшая партийная элита СССР Национальность. 15 украинцев, 12 евреев, 7 латышей, 5 белорусов, 5 грузин, 2 азербайджанца, 2 поляка, 2 немца, 2 армянина, 2 узбека, 1 казах, 1 финн, 1 болгарин, 1 татарин, 1 молдаванин. Остальные 134 (свыше 65% - русские. Процент русских среди руководителей КПСС значимо больше, чем среди общей массы населения СССР; Социальное происхождение. Большинство членов руководства были родом из крестьян. Уроженцев крупных городов сравнительно немного: 50 чел. из 193 (Москва - 9, Петербург – 7). Практически нет людей, родившихся в таких крупнейших индустриальных районах как Донбасс и Урал. Среди руководителей с дореволюционным партстажем, процент родившихся в крупных промышленных городах был выше, чем среди руководителей, вступивших в партию после революции; Образование. Около 60% получили высшее образование. Если исключить членов Политбюро с дореволюционным стажем, большинство из которых высшего образования не имели, получается, что около 90%, а в последние годы все без исключения избранные в Политбюро и Секретариат имели высшее образование. Почетных академиков среди них два (Сталин и Молотов), академиков - 12, членов-корреспондентов - 3, членов местных академий - 2, докторов наук - 6

Высшая партийная элита СССР Отношение к военной службе. Если взять Отечественную войну, то людей призывного возраста среди руководства партии насчитывается 30. Среди этих 30 в армии (или в партизанских отрядах) было 13 человек. Один из них - Машеров - стал Героем Советского Союза, а 17 во время войны были в тылу; Воинские звания. Генералиссимус - 1, маршалы Советского Союза - 9, генералы армии - 3, генерал-полковники - 5, генерал- лейтенанты - 4, генерал-майоры - 2. Кроме того, 1 армейский комиссар 1-го ранга, 1 генеральный государственный комиссар госбезопасности; Должности. 39 членов и кандидатов в члены Политбюро были секретарями ЦК. В их числе 6 генеральных секретарей. 10 членов Политбюро были Председателями Совмина СССР, 17 - занимали пост первого зам. Председателя Совмина и 22 – зам. Председателя Совмина. Кроме того, в Политбюро в разные годы избрано 10 министров обороны (из 12), 6 министров иностранных дел (из 8), 8 министров госбезопасности (из 16). 11 были Председателями Президиума Верховного Совета СССР и 4 - первыми зам. Председателя. 11 членов и кандидатов в члены Политбюро были председателями ЦКК - КПК при ЦК КПСС; 5 - председателями ВЦСПС, один - главным редактором «Правды».

Высшая партийная элита СССР Отставка. На пенсию ушли всего 34 человека, оставались в составе Политбюро до самой смерти 24 человека, выход из Политбюро совпал с арестом для 9-ти. Из оставшихся 60 3 перешли из Политбюро в Президентский совет. 21, выйдя из состава Политбюро, остались на той же должности, которую занимали и ранее. Для 36 человек уход из Политбюро означал понижение в должности. Профессия. Большинство окончили технические вузы, но всю жизнь провели на партийной работе. Были и четкие профессионалы, например, Громыко и Жуков. Привилегии. С 1938 по 1990 г. в Политбюро входило 107 членов и кандидатов. Из них Героев Социалистического Труда было 52, дважды Героев - 16, трижды Героев – 3. Кроме того, 2 - четырежды Героя Советского Союза, 2 - дважды Героя Советского Союза и четыре Героя Советского Союза. Рекорд, несомненно, поставил Брежнев - четырежды Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда ( 5 золотых звезд). Далее - Хрущев, имевший 4 звезды (трижды Герой Социалистического Труда и Герой Советского Союза)