Системный подход в деятельности классного руководителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный руководитель – координатор взаимоотношений педагогов, семьи, социума МОУ «СОШ 13 с УИОП»
Advertisements

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
«Диагностика склонностей и интересов учащихся» МО классных руководителей МОУ оош 3 Составила: Ильина Ю.В.
Структура плана ВР классного руководителя МКОУ СОШ 1 Барабинского района Новосибирской области.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
Диагностика в работе классного руководителя. Диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 127 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Перми Зав. МСППС Л.М. Лакирева.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 42 Абинского района Краснодарского края.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
Методическое объединение классных руководителей старшего звена (8-11 классы ) Руководитель МО Струкова Н. А.
«Формирование у родителей мотивации к осознанному взаимодействию семьи и школы»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Мониторинговая деятельность как основа повышения качества воспитания.
Входная диагностика Уважаемые коллеги! Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.
«Родительское собрание в начальной школе» Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью В.А.Сухомлинский.
Кафедра воспитателей классных коллективов МОУ СОШ 5 г.Волжска РМЭ Руководитель кафедры – Иванова Елена Владимировна.
ДИЯНОВ К.С. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «НОВОВАРШАВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Программа индивидуального развития ребенка «Формирование и сохранение мотивационной сферы ребенка» Работу выполнила слушатель курсов повышения квалификации.
Транксрипт:

Системный подход в деятельности классного руководителя

Классный руководитель –это учитель организующий учебно- воспитательную работу, в том классе, который за ним закреплен. Классный руководитель выполняет несколько функций: воспитательная - педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом; организационно-административная - руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов; координирующая - установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.

Цикл воспитательной работы классного руководителя представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы. 1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности). 2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных. 3. Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению. 4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр. 5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.

Технологический цикл воспитательной работы а) диагностика; б) планирование; в) реализация плана; г) анализ результатов.

Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. Она является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. Иначе говоря, с помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и учащихся, как фиксировать и использовать результаты. На практике учителя это делали на донаучном уровне всегда, но только в 20 веке педагогическая диагностика встает на научную основу.

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА! Диагностическая карта призвана помочь решить следующие задачи формирования вашего педагогического профессионализма:1) овладеть технологией педагогической диагностики школьников; 2) получить сведения для самоанализа и формирования вашей педагогической компетентности; 3) продуктивно организовать формирующую деятельность в период педагогической практики. Диагностическая карта_______класса___________________________ __________школы _____________учебный год. Составитель______________________ п/п Фамилия, имя, отчество Число, месяц, год рожден ия Профес сия матери, отца Тип семейн ого воспита ния Здоров ье и физич ес­кое развит ие Успева емость, позна­ вательн ые интерес ы Отношение к учебе Мотив ы учения Увлечен ия, интерес ы, специал ьные умения Повыш енные способ ности

Общая культура, эрудиция Трудовая и соци­ альная активност ь Положени е в группе, отношени я с товарища ми Поручени я и отно­ шение к их выполнен ию Внешколь ные занятия Основные достоинст ва Основные недостатк и Професси ональные намерени я Доминиру ющие воспитате льные задачи

Познавательные интересы школьника (К. Н. Волков) Цель. Определение степени выраженности познавательных интересов школьников. 1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей про­фессии? а) очень тесно; б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствую­щей организацией деятельности; в) никак не связаны. 2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользует­ся ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.? а) постоянно; б) иногда; в) очень редко. 3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невоз­можно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев? а) большинство заданий подчинено этому принципу; б) ставит, но редко выполняет; в) не ставит долговременных задач. 4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (на­пример, выполнять длительное вычисление при решении инте­ресной задачи)? а) делает всегда столько, сколько нужно; б) делает периодически; в) не любит выполнять неинтересную работу. 5. Способен ли при необходимости заниматься продолжитель­ное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлече­ниями, а иногда и отдыхом? а) всегда, когда нужно; б) только изредка; в) неспособен. Обработка данных. О сильной выраженности познавательно­го интереса свидетельствуют ответы а).

Методика. «Что нам интересно?» Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников. 1. Что больше всего вас привлекает в школе? а) Общение с товарищами; б) получение отметок; в) общественная работа; г) узнавание нового; д) сам процесс учения; е) самостоятельная работа; ж) другое (укажите, что именно). 2. Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным? (Назовите его и, если можно, объясните, в чем именно заключается трудность.) 3. Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересным? (Назовите его и укажите, в чем именно состоит ваш интерес к этому предмету, что больше всего вас интересует в этом предмете.) 4. Какой из учебных предметов вы считаете самым полезным для своей под­готовки к жизни после окончания школы? (Назовите его и укажите, почему именно этот предмет вам наиболее полезен.) 5. Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было бы исключить, почему? 6. Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить в обучение и почему? Обработка полученных данных. Анализ содержания ответов позволяет установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников.

Алгоритм анализа данных и формулировки воспитательных проблем 1. Анализируя карту по столбцам, выявить типичные и единичные показатели. 2. Оценить их на соответствие нормам, критериям воспитанности. 3. Выявить связь между различными показателями для понимания причин отклонений, общего уровня воспитанности класса. 4. Сформулировать собственно-педагогические задачи. 5. Определить функционально-педагогические задачи. 6. Составить план работы.

Модель деятельности классного руководителя 1. Диагностика коллектива и личности школьника. 2. Целеполагание. 3. Проектирование деятельности. 4. Организация развивающей и формирующей деятельности. 5. Оценка достигнутого, корректировка.

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Цель исследования: изучение межличностных отношений в группе, определение неформальной структуры детской общности, системы внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива доброжелательны к ребенку насколько сам ребенок расположен к членам коллектива. Опросный лист. Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три. Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном команды? Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?. После каждого вопроса напиши по три фамилии своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши сваю анкету. Спасибо!

Экспресс-диагностика психологического климата в классном коллективе Цель: выявление эмоционального отношение ребенка в школе, сверстникам, учителям, родителям. Учитель называет слова, означающие что-то знакомое «Я». Попросите произнести «про себя» или шепотом «Я» и выразить свои чувства соответствующей картинкой «Мой класс», «Мои одноклассники», «Моя семья», «Мой учитель».

Структура перспективного плана Традиционный вариант 1. Характеристика класса. 2. Воспитательные задачи на определенный период, соответствующие возрасту и характеристике класса. 3. Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице). 4. Работа с учителями- предметниками. 5. Работа с родителями учащихся.

Творческое задание Разработайте задачи перспективного плана воспитания по возрастам ( на основе конкретной концепции) 1. Культурологическая концепция воспитания( Н.Е. Щуркова). Цель воспитания- формирование личности способной строить жизнь, достойную Человека. 2. Концепция И.П.Иванова Цель воспитания- социально-активная личность. 3. Концепция гражданского воспитания школьников Цель воспитания- гражданственность личности школьника как интегративное качество Гражданина России. 4. Концепция миротворческого воспитания школьников Цель воспитания- миролюбивая личность. 5. Концепция трудового воспитания школьников Цель воспитания- личность разносторонне-развитая, подготовленная к самостоятельной жизни и труду. 6. Концепция гражданского воспитания школьников Цель воспитания- гражданственность личности школьника как интегративное качество Гражданина России.

Вариант 2 (Т.А. Стефановской) 1. Краткий анализ воспитательной работы за прошедший год и характеристика класса. 2. Конкретные воспитательные задачи. 3. План программа диагностического исследования. 4. Организаторская деятельность классного руководителя: А) с коллективом учащихся: -план- программа воспитательных мероприятий; -помощь в организации коллективных творческих дел; -учеба актива; -календарь внеучебной работы по предметам; -традиции коллектива. Б) индивидуальная работа с учащимися: прием по личным вопросам; -помощь в организации самообразования и самовоспитания; включение школьников в социально- педагогическую деятельность. В) работа с родителями учащихся: план программа всеобуча(просвещение родителей), привлечение к социально-педагогической деятельности, консультпункт для родителей. Г) координация воспитательной деятельности учителей предметников, работников дополнительного образования и других специалистов. 5. Гностическая деятельность классного руководителя.