Современные формы работы классного руководителя с родителями 1. Взаимодействие семьи и школы 2. Основные концепции воспитания родителей. 3. Формы педагогического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого- сопровождение раннего возраста. Основные концепции воспитания родителей: Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей(религиозных,
Advertisements

Основные правила воспитания школьника Правило 1 Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию – закрепить.
Психологическа я поддержка Безопасное общение с детьми.
Подготовка дошкольника к обучению в школе это очень важный процесс, необходимый для формирования личности будущего школьника. Семья играет важную роль.
Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей.
Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей Педагог – психолог МОУ СОШ 1 города Можайска Московской области Смирнов Юрий Афанасьевич.
Психологическая поддержка в семье (Аспекты воспитания детей)
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
Особености взаимоотношений в младшем школьном возрасте Автор: педагог-психолог Белова Е.М.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей.
Особенности развития младшего подростка. Особенности адаптации детей к школе.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Методы семейного воспитания. У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать. Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души.
Некоторые аспекты воспитания в семье. По поводу воспитания детей существует множество теорий, созданных в основном теми, кто детей не имеет. Те же, кто.
Школа это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс.
Адаптация первоклассника Родительское собрание в 1 классе.
Транксрипт:

Современные формы работы классного руководителя с родителями 1. Взаимодействие семьи и школы 2. Основные концепции воспитания родителей. 3. Формы педагогического руководства семейным воспитанием 4. Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся.

Основные концепции воспитания родителей «Воспитание родителей» международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. В понятие «воспитание родителей» входит: усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию; приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков; деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить; ориентация на поставленные задачи.

П ри этом под функциями воспитания детей подразумевается создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, т. е. определенного образа жизни се­мьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно, прежде всего, помочь им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответ­ственность за своих детей. В разных концепциях воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание родителей сосредоточено на руководстве по­ведением ребенка, в других на его интеллектуальном развитии, в третьих на развитии личности и социальной компетентности. Задачи воспитания родителей можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно. Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на их потребности в поддержке, во-вторых, на потребнос­ти самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Воспитание родителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.

Адлеровская модель (автор А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, а которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей яв­ляются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По такой модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каж­дому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности.

Учебно-теоретическая модель (автор Б. Скиннер). В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения. Способами формирования поведения являются позитивное под­ крепление (поощрение), негативное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, регулирующих поведение ребенка с помощью указанных выше средств. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диаг­ностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ является обучение родителей наблюдению и оценке поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации (автор Т. Гордон). Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса, согласно которой изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится эта модель воспитания родителей, которые долж­ны усвоить три основных умения: активного слушания; доступного для ребенка выражения собственных чувств; практического использования в семейном общении принципа «оба правы». С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Формы обращения к другому человеку

Модель я - сообщения Я- сообщение состоит из трех основных частей: событие (когда..., если...); событие (когда..., если...); ваша реакция (я чувствую...); ваша реакция (я чувствую...); предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы...; я предпочел бы...; я был бы рад...). предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы...; я предпочел бы...; я был бы рад...).

Модель, основанная на трансактном анализе (авторы М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Восприятие действительности, анализ получаемой информации и реагирование индивидуу­ма на действительность могут осуществляться по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски. «Ребенок» в личности это спонтанность, творчество, интуи­ция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, по­скольку в ней представлено все самое естественное в человеке. «Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное. Положение «родителя» в личности включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитет­ных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется, прежде всего, через трансакции единицы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при ко­торых информация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания родителей научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах, потому что ключ к изменению поведения ребенка лежит в измене­нии отношений между родителями и ребенком.

Модель групповой терапии (автор Х.Дж. Джинотт). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении про­блемных ситуаций. Воспитание родителей, по Джинотту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Групповые кон­сультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации ро­дителям помогают избавиться от чувства вины, показывая анало­гичные переживания в других семьях, родители делятся пережива­ниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (автор И.В. Гребенников). В е годы XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недо­статков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дош­ кольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализаций модели в ее психологических аспектах были отсутствие в учреждениях образования практических психологов, неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания и идеологизированный характер курса «Этика и психо­логия семейной жизни».

Формы педагогического руководства семейным воспитанием Коллективные формы Родительский лекторий Открытые родительские дни в школе Родительские конференции по обмену опытом Групповые и индивидуальные консультации Педагогические диспуты Родительское собрание

Формы педагогического руководства семейным воспитанием Индивидуальные формы Беседа Индивидуальные поручения Совместный поиск решения проблемы Переписка

Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся Групповые формы Тематические консультации Родительские чтения Родительские ринги Руководство родительскими группами Родительские вечера

Методика подготовки и проведения родительского собрания К основным элементам подготовки собрания родителей относят следующие: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. 4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей. 5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников. 6. Приглашение родителей и других участников собрания. 7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. 8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Лекция «Влияние семьи на психическое и психологическое здоровье младшего школьника» Сегодня мы рассмотрим тему «Влияние семьи на психологическое здоровье младшего школьника ». Прежде чем перейти к рассмотрению темы, необходимо разобраться, а что такое психологическое здоровье? Для чего оно необходимо? Основываясь на существующих определениях, здоровье можно понимать как динамическое равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции. Психологическое здоровье, в качестве составного элемента здоровья в целом, включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций. То есть психологическое здоровье позволяет человеку находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром. Эмоциональное благополучие младших школьников в значительной степени зависит от того, как оценивают их учителя и в первую очередь родители. Дело в том, что при поступлении ребенка в школу он попадает в новую социальную ситуацию, повышается его статус, то есть окружающие его взрослые начинают относиться к нему как к взрослому. Но в то же время он становится более чувствительным к проявлению безудержной родительской любви. Впервые в жизни его оценивают по жесткой пятибалльной системе, ведь школьные отметки за знания и старания отождествляются в его глазах с оценкой хорош он или плох. Все это создает в его жизни определенные трудности. Преодолеть их ему легче, если он ощущает надежный тыл: родительскую лю­бовь и поддержку.

Попробуйте сказать какой-нибудь матери, что она не любит сына. Возмущение ее будет очень искренним. Но одно дело чув­ства испытывать, другое -их выражать. Как ни странно, это искус­ство дано далеко не каждому. Правда, любой родитель может воз­разить: «Неужели я не сумею объяснить ребенку, что я чувствую?» Но ведь дети воспринимают не только слова, но и то, как это го­ворится: интонацию, выражение лица, взгляд, улыбку, прикосно­ вения. Всеми этими «несловесными» средствами заботливые, лю­бящие родители могут передать ребенку примерно такую эмоцио­нальную информацию: «Как хорошо, что ты это ты. Хорошо, что ты задаешь вопросы, думаешь. Хорошо, что пытаешься сам преодолеть трудности. Это хорошо, что ты умеешь чувствовать, выражать свои чувства и быть открытым с людьми. Постепенно ты научишься многому, станешь самостоятельным. Я верю, ты добь­ешься всего, к чему будешь стремиться».

Конечно, каждый родитель может выражать это по-своему. Но каждому необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть готовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются. Ошибки ребенка не должны раздражать вас на­столько, чтобы вы почувствовали отчуждение. Не поддавайтесь ис­кушению сравнивать сына или дочь с другими детьми, у которых, на ваш взгляд, больше достоинств. Ваш ребенок всегда должен чувство­вать, что он неповторим и что вы любите его таким, каков он есть. Когда у ребенка одна за другой следуют неудачи в школе, рас­ строенные родители часто упрекают его в этом, и тому начинает казаться, будто никаких достоинств у него нет. У него сильно сни­жается самооценка, опускаются руки, и ему становится сложно преодолевать трудности. Между тем любые усилия ребенка, даже те, что не ведут к непосредственному результату, родитель может одобрить, дать понять, что мама и папа чувствуют его старания, даже если он и не достиг больших успехов. Однако может быть по-другому. Родители вроде бы одобряют поведение ребенка, но тот вовсе не воспринимает их реакцию как одобрение. И это не случайно. Неосознанно взрослые часто выра­жают скрытое недовольство. Между тем главное, что важно знать ребенку, это то как мы его оцениваем и чего ожидаем от него. То, как он интерпретирует реакции мамы и папы, в большой степени определяет его собственные чувства, оценки, которые он дает себе и другими людям, и даже его поведение в будущем.

Давайте разберем ситуацию, в которой может оказаться ребенок. Девятилетняя дочь показывает папе классную работу по математике: «Видишь! Пятерка!» Папина реакция может быть личной. Что мы отвечаем? Вот несколько вариантов: I. Получила пятерку? Тебе кто-нибудь помог? II. Я же говорил можешь, когда захочешь. Только вот не хочешь. III. Держу пари, ты гордишься собой. IV. Теперь я тобой доволен. V. Молодец! Я рад за тебя. Как часто, автоматически «отмахиваясь» привычными репликами, мы не даем себе труда вдуматься в их эмоциональный смысл. А между тем смысл этот очень тонко и точно улавливает ребенок. Для него приведенные выше фразы могут означать: Как часто, автоматически «отмахиваясь» привычными репликами, мы не даем себе труда вдуматься в их эмоциональный смысл. А между тем смысл этот очень тонко и точно улавливает ребенок. Для него приведенные выше фразы могут означать: I. Я знаю, что у тебя мало способностей. Я не верю, что ты в состоянии сама соображать. Думаю, что все твои усилия напрасны, а удача случайна. II. Я знаю, что ты лентяйка. Я не верю, что ты способна к постоянной, добросовестной работе.

Две следующие реплики могут быть расшифрованы ребенком по-разному: III. а) Ты хвастунишка. Победа твоя не так велика, чтобы гордиться, б) Ты гордишься своими достижениями и имеешь на это право. IV. а) Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя, б) Ты учишься ради меня. И я доволен тем, как ты это делаешь. V. Я считаю, что тебе есть чему радоваться, и с удовольствием разделяю эту радость. Для того чтобы оказать поддержку ребенку, родитель должен продемонстрировать ребенку удовлетворенность от его достижений или усилий. Или научить ребенка справляться с различными задачами, создавать у него установку: «Ты можешь это сделать». Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем- то, взрослый должен дать понять, что чувства по отношению к нему не изменились, используя высказывания: - Мне было очень приятно наблюдать за происходящим. -Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже научишься. Таким образом, родитель научится помогать ребенку в достижении уверенности в себе. Родитель должен показать ребенку, что он является больше, чем все связанные с ним проблемы. Создавать ситуацию с гарантированным успехом: - опираться на сильные стороны ребенка; - избегать подчеркивания его промахов; - показать что вы удовлетворены им; - демонстрировать любовь и уважение к нему. - проводить больше времени с ребенком; - внести юмор во взаимоотношения; - позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. Уважаемые родители скажите, пожалуйста, а как можно поддержать ребенка?

Действительно, поддержать можно посредством: - отдельных слов (красиво, вперед и т.д.) - высказываний (Я горжусь тобой, спасибо, Я рада…) - прикосновений (потрепать по плечу, обнять его). - совместных действий, физического соучастия (сидеть рядом, мягко вести его и т.д.) - выражения лица (улыбка, кивок, смех и т.д.). Таким образом, мы не должны удовлетворять свое социальное честолюбие через школьную успешность ребенка. Мы должны помнить, что требования, предъявляемые родителями, должны со­ответствовать возможностям ребенка. Это необходимо для сохранения психологического здоровья ребенка, для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, и это чувство сохранилось на всю жизнь. Если требования не соответствуют возможностям ребенка, то это становится фактором риска и может привести к трудностям в общении с ребенком, тревожности и агрессивности детей, формированию негативных личностных черт. Спасибо за внимание, до свидания.

Памятка для родителей О некоторых общих принципах во взаимоотношениях родителей с детьми: попытайтесь сначала разобраться в поведении ребенка, внима­тельно его выслушайте, а потом уже действуйте. Ваше первое впечатление о том, что реально происходит с ребенком, а зна­чит, и ваша реакция могут быть неверными; попытайтесь сначала разобраться в поведении ребенка, внима­тельно его выслушайте, а потом уже действуйте. Ваше первое впечатление о том, что реально происходит с ребенком, а зна­чит, и ваша реакция могут быть неверными; реагируйте не на все проявления сына или дочери, которые вам не нравятся. В противном случае вы можете добиться лишь того, что закрепите нежелательное поведение ребенка. Если же при этом вы обращаете на него мало внимания в другие моменты (когда он хорошо себя ведет, например), то ребенок получает информацию: «Хочешь, чтобы взрослые обратили на тебя вни­мание, раздражай их»; реагируйте не на все проявления сына или дочери, которые вам не нравятся. В противном случае вы можете добиться лишь того, что закрепите нежелательное поведение ребенка. Если же при этом вы обращаете на него мало внимания в другие моменты (когда он хорошо себя ведет, например), то ребенок получает информацию: «Хочешь, чтобы взрослые обратили на тебя вни­мание, раздражай их»; не копите недовольства ребенком. Многие родители, подобно коллекционерам, копят свое раздражение против детей. Однаж­ды оно лавиной выплескивается на сына или дочь. Вместо это­го попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывает у вас ребенок, обсудите их с супругом или с самим ребенком; не копите недовольства ребенком. Многие родители, подобно коллекционерам, копят свое раздражение против детей. Однаж­ды оно лавиной выплескивается на сына или дочь. Вместо это­го попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывает у вас ребенок, обсудите их с супругом или с самим ребенком; не вступайте с ребенком в «борьбу за власть». Сын или дочь не хотят выполнить ваших требований: «Я не хочу! Не буду, и все!» Как избежать противоборства с ребенком? В каждой семье есть свои правила и запреты. Если число их невелико, они тверды, а главное, логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опирать­ся на них. Эту беседу лучше вести следующим образом. Снача­ла выслушать ребенка, постараться понять его образ мыслей, а затем принимать решение, которое включает в себя некоторые ограничения для него; не вступайте с ребенком в «борьбу за власть». Сын или дочь не хотят выполнить ваших требований: «Я не хочу! Не буду, и все!» Как избежать противоборства с ребенком? В каждой семье есть свои правила и запреты. Если число их невелико, они тверды, а главное, логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опирать­ся на них. Эту беседу лучше вести следующим образом. Снача­ла выслушать ребенка, постараться понять его образ мыслей, а затем принимать решение, которое включает в себя некоторые ограничения для него;

постарайтесь не быть многословным, говорить спокойно и твер­до. Не поддавайтесь искушению включиться с ребенком в бес­плодный спор, который поведет к выяснению, кто главнее. Гла­венство родителя, когда речь идет о 712-летнем ребенке, бе­зусловно. В споре вы лишь подвергаете этот факт сомнению. В особых случаях, когда спор прекратить не удается, можно даже выйти из комнаты, показывая, что разговор закончен, решение принято и нужно переходить к другим делам; постарайтесь не быть многословным, говорить спокойно и твер­до. Не поддавайтесь искушению включиться с ребенком в бес­плодный спор, который поведет к выяснению, кто главнее. Гла­венство родителя, когда речь идет о 712-летнем ребенке, бе­зусловно. В споре вы лишь подвергаете этот факт сомнению. В особых случаях, когда спор прекратить не удается, можно даже выйти из комнаты, показывая, что разговор закончен, решение принято и нужно переходить к другим делам; часто ребенок противоборствует потому, что таким образом пытается утвердить себя. «Я тоже взрослый, тоже самостоятель­ный, могу думать и принимать решения», вот что бы он ска­зал, если бы мог сформулировать свои чувства. Чаще давайте ему почувствовать, что вы считаетесь с его мнением, что и его суждения могут быть для вас авторитетными; часто ребенок противоборствует потому, что таким образом пытается утвердить себя. «Я тоже взрослый, тоже самостоятель­ный, могу думать и принимать решения», вот что бы он ска­зал, если бы мог сформулировать свои чувства. Чаще давайте ему почувствовать, что вы считаетесь с его мнением, что и его суждения могут быть для вас авторитетными; постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много зап­ретов. Но уж те, которые существуют, нарушать нельзя постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много зап­ретов. Но уж те, которые существуют, нарушать нельзя ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет на­казание. При этом родитель должен быть последователен в своем поведении: если уж он пригрозил наказанием, то угроза эта бу­дет исполнена; ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет на­казание. При этом родитель должен быть последователен в своем поведении: если уж он пригрозил наказанием, то угроза эта бу­дет исполнена; не стоит здесь говорить о возможных видах наказаний в каж­дой семье свои. Отметим только, что наказание физическое при кажущейся его действенности быстро снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно оно передает ребенку информацию: «Когда ты на кого-то зол бей»; не стоит здесь говорить о возможных видах наказаний в каж­дой семье свои. Отметим только, что наказание физическое при кажущейся его действенности быстро снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно оно передает ребенку информацию: «Когда ты на кого-то зол бей»; - и последнее, наиболее трудновыполнимое пожелание. Если вы чувствуете, что вы не правы, имейте мужество признаться в этом. Чаще всего, боясь потерять авторитет, родители избега­ют признаваться в своей неправоте. Тем самым они по­дают ребенку пример подобного поведения: упрямо стоять на своем, не желая объективно оценить свои слова и поступки. - и последнее, наиболее трудновыполнимое пожелание. Если вы чувствуете, что вы не правы, имейте мужество признаться в этом. Чаще всего, боясь потерять авторитет, родители избега­ют признаваться в своей неправоте. Тем самым они по­дают ребенку пример подобного поведения: упрямо стоять на своем, не желая объективно оценить свои слова и поступки.