Воспитательная система школы 1. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. 2. Этапы развития воспитательной системы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Advertisements

ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
ПОЛОЖЕНИЕ Исторический опыт показывает необходимость детского движения как явления общественной жизни. Человеческое существо по мере своего роста, взросления.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Идеальная цель: подготовка детей с отклонениями в развитии к полноценной жизни, их социализация, к умению реализовывать в жизни свою индивидуальность.
Принципы толерантного воспитания МБОУ Сукпакская СОШ имени Б.И. Араптана Классный руководитель 6 «в» кл. Сандак Людмила Александровна.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 27 МАРТА 2014Г.. 1. Психологи 2. Анализ системы ВР сегодня и перспективы развития (Дейнеко Н.Н., Беляева С.Н.) 3. Представление проекта.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ( ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ )
Организация воспитательной деятельности в МКШ в современных условиях.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Воспитание как педагогический процесс.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ. Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Липковская средняя общеобразовательная школа 1» администрации муниципального образования Киреевский район.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Транксрипт:

Воспитательная система школы 1. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. 2. Этапы развития воспитательной системы, критерии оценки. 3. Характеристика воспитательных систем.

Воспитательная система школы это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы.

цель, выраженная в концепции; деятельность по ее обеспечению; содержание воспитания; методологический подход; ведущие принципы(позиция воспитателя в работе с детьми); формы, методы средства (если они особенные); условия эффективности реализации концепции; критерии определения эффективности реализации концепции воспитания. Воспитательная система включает в себя следующие структурные компоненты:

Этапы развития воспитательной системы: Первый этап становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируются ее струк­тура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно: прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодей­ ствие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темп продвижения на этом этапе должен быть достаточно высоким.

Второй этап отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системы на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Учителя должны стать инициаторами в организации жизнедеятельности школьного коллектива. Третий этап окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократичного стиля руководства и отношений. Отмечается значительное повышение культуры педагогов- воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания.

Четвертый этап перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису» системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т. д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего они сводятся к появлению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

Система А. С. Макаренко В 2030-е гг. прошлого века в советской Украине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей трудовая колония, затем коммуна). По существу, это школа-интернат, школа- комплекс, где подсистемами воспитания были обучение, труд, коллективная деятельность, самоуправление, клубная работа, все тесно взаимосвязано. Системообразующими факторами можно считать настоя­ щее производство и самоуправление всего коллектива воспитанников. В колонии был завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты, на нем колонисты под руководством взрослых осуществляли весь произ­ водственный процесс и получали начальное профессиональное образова­ ние наряду с общим средним образованием в школе. Великим открытием А. С. Макаренко стало воспитание в коллективе, методика создания и развития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, отношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.

Воспитательная система Селестена Френе В те же 2030-е гг. во Франции Селестен Френе создал педагогическую систему начальной школы в провинции, в «сельской местности». С. Френе в основном разделял принципы «свободного воспитания», школы труда, самоуправления начала XX в. Главное, вокруг чего организовывались и учеба, и воспитание, была школьная типография. В ней ученики набирали и издавали «свободные тексты», дидактические карточки и газету. Свобод­ные тексты основной метод обучения в школе С. Френе: отчеты, сочине­ния учеников по учебным предметам, это и упражнения в языке, это и учебные тексты для младших поколений. С. Френе постоянным учебникам предпочитал особые дидактические карточки, где содержался материал, подлежащий усвоению, упражнения, задания. Каждый ученик с помощью учителя составлял свой набор карточек для занятий. Тексты, карточки, типография активизировали учеников, уводили от зубрежки, будили интеллектуальную и социальную инициативу. В школе С. Френе был школьный кооператив, своеобразный совет школы, орган самоуправления. Учащиеся занимались самообслуживанием, хозяйственной деятельностью, изготавливали предметы для школы и на продажу. Совет кооператива руководил всем порядком в школе, действовал на демократических началах. Каждую субботу проходило собрание коопе­ратива, где обсуждались все вопросы жизни школы. В частности, это дела­лось с помощью своеобразной газеты Френе, в которой было четыре ко­лонки, где каждый мог сделать свою запись: «я критикую» «хвалю» «я хотел бы» «я сделал». Разбор записей, их коллективное обсуждение, поощрения и наказания, выносимые коллективом, были мощным средством воспитания. В настоящее время во Франции имеется общество последователей С. Френе, работающих по его системе.

Школьная система В. А. Караковского Особенностью воспитательной системы при ее создании и системообразующей деятельностью был весенний коммунарский сбор трехдневная жизнь за городом по нормам и законам коммунарского движения. Сбор создавал особый эмоциональный настрой, там устанавливалось неформальное общение, отношения, атмосфера некоего идеального братства, идеальной жизни. В этом его главная цель утверждение особых теплых отношений, установок, норм, ценностей. Второй особенностью системы явились ключевые общешкольные дела в течение года, своего рода традиции: творческая учеба, праздник песни, праздник знаний. В дальнейшем внеурочная досуговая деятельность все теснее соединялась с учебным процессом. Взаимопроникновение учебной и внеучебной сфер школы стало еще одной характерной чертой воспитательной системы школы В. А. Караковского. Формы этого объединения познавательная игра «Робинзонада», дидактический театр, общественный экзамен, аукцион знаний, Ломоносовский месяц, включавший экспедицию в Холмогоры, научную конференцию, межпредметные уроки, затем месяц Москвы и др.

Культурологическая концепция воспитания Н. Е. Щурковой Цель воспитания -формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Поставив такую цель, педагог начинает ориентироваться на конечный результат: выпускник школы это субъект социальных отношений, осознающий смысл происходящего и производимого и соотносящий окружающую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни, а значит, принявший на себя ответственность за свою собственную жизнь и за те стороны общей жизни, которые от него зависят. Задачи воспитания логически вытекают из поставленной цели. Среди них: - формирование образа жизни, достойной человека; - формирование образа достойного человека; - формирование способности быть субъектом собственной жизни; - формирование образа общества и системы общественных связей человека и общества; - формирование образа мира и представления о его устройстве; - формирование жизненной позиции общего отношения к жизни как таковой и к собственной жизни в этом мире; - формирование культурологических умений взаимодействия с миром во всех его проявлениях.

Содержание воспитания. Содержание воспитания это система отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, при этом знания и умения являются средствами проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром. Содержание воспитания определено в Программе воспитания школьников. Общая модель Программы воспитания (для каждого работника школы от директора до технического персонала) такова: 1) формирование ценностных отношений к Природе как общему дому человечества; 2) формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; 3) формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле; 4) формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; 5) формирование образа жизни, достойной Человека; 6) формирование жизненной позиции; развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Программа воспитания школьника (модифицированные программы обращены непосредственно к классному руководителю, воспитателю, куратору и др.) показывает отношение к ценностям: - природе как дому человечества (для первоклассника); - нормам культурной жизни (для младшеклассника); - человеку как феномену мира (для младшего подростка); - обществу как феномену культуры (для старшего подростка); - образу жизни (для старшеклассника); - жизненной позиции личностного «Я» (для выпускника).

К принципам воспитания относятся следующие: 1) основополагающий принцип принцип ценностной ориентации: ориентация на социально-ценностное отношение воспитанника; 2) процессуальный принцип принцип субъектности: учет и признание индивидуальности личности воспитанника; 3) методический принцип принцип ценности: взаимное раскрытие «Я» педагога и «Я» воспитанника, взаимная трансакция «Я». Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он становиться творцом элементов культуры. Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности.

Концепция воспитания И.П.Иванова Смысл воспитания. Воспитание это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целена­правленного преодоления общественно чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Воспитание это процесс целенаправленного развития личности, т.е. развития и преодоления не любых личных отношений человека, а самого сложного их вида личностных отношений. Цель воспитания. Цель воспитания социально-активная личность. Содержание воспитания. Содержание воспитания составляют два типа отношений отношения товарищеского творческого обучения и отно­шения творческого содружества поколений; это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности. К видам деятельности относятся: - поведение образ жизни и действий, общение с окружающим миром (людьми, природой, окружающими предметами); - общение обмен личным опытом (универсальный вид деятельности); - трудовая деятельность создание материальных ценностей и соот­ветственно трудовая забота; - познавательная деятельность открытие явлений и закономерно­стей мира и соответственно познавательная забота; - художественно-эстетическая деятельность создание художествен­ных образов и соответственно художественно-эстетическая забота; - оздоровительно-спортивная деятельность укрепление здоровья, закалка организма и соответственно жизненно-практическая, оздоровительно-спортивная забота; - организаторская деятельность обеспечение условий для решения жизненно-практических и воспитательных задач и соответственно организаторская забота.

Комплексный подход Комплексный (целостно-многосторонний) подход к воспитанию предполагает синтез всех частей воспитания. Это означает, что основу воспитательного процесса составляют такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы как старших, так и младших товарищей об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной творческой личности. В общей творческой заботе в единстве осуществляются многие функции воспитания, происходит: - как открытая, так и скрытая передача готового опыта; - не только открытое, но и незаметное усвоение передаваемого опыта; - создание нового опыта совместно с воспитателями и воспитанни­ками (под руководством воспитателей); - обмен между воспитанниками и воспитателями не только усвоен­ным учебным, но и собственным опытом; - накопление и укрепление вновь созданного опыта и закрепление его в виде традиции и привычек; - преодоление отрицательного опыта.

Ключевая идея. «Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников это главная идея, главный мотив, основа всей концепции воспитания в современных условиях». Формы, методы, средства воспитания. В основе воспитания лежит методика коллективного творческого воспитания. Три условия успеха воспитания. Первое условие развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников. Второе условие развитие отношений творческого содружества воспитанников старших и младших поколений. Третье условие развитие отношений творческого содружества самих воспитателей.

Концепция гражданского воспитания школьников Смысл гражданского воспитания. Гражданское воспитание это совокупность последовательных действий (взаимодействий) воспитателя и воспитанника с целью формирования и развития гражданственности как интегративного качества личности школьника в различных видах дея­тельности под руководством и в результате специальной деятельности педагога. Ведущими социальными ролями гражданина являются роли профессионала, общественника и семьянина. Социальная роль это совокупность норм, правил поведения в конкретной деятельности в определенной социальной группе.

Цель воспитания. Цель воспитания гражданственность личности школьника как интегративное качество Гражданина России XXI в. Модель выпускника. 1. Быть полноправным членом общества, внутренне осознавая себя в различных социальных ролях, и прежде всего в ведущих («профессио­нал», «общественник», «семьянин»), иметь потенциальные способности и реальные возможности для их осуществления (сформированные уста­новки, ценности, стереотипы и картины мира человека). 2. Заботливо относиться к Родине, родному краю, к проблемам охра­ны природы и окружающей среды. 3. Обладать коммуникативной культурой, иметь необходимую степень независимости, свободы в поступках и ответственности за свои действия. 4. Осознавать необходимость «учения через всю жизнь», неустанно овла­девая знаниями, умениями и навыками, способствующими активному, творческому, полноценному включению человека в профессиональную, общественную и социально-педагогическую деятельность, а также предоп­ределяющими его способность к саморазвитию и самореализации в социуме. 5. Стремиться к полноценной жизни в семье, созданной на основе любви, заботы и взаимоуважения, постоянно овладевая и совершенствуя навыки социально- педагогической деятельности.

Концепция миротворческого воспитания {А. Е. Белобородова) Суть воспитания. Миротворческое воспитание это процесс форми­рования миролюбивой личности, характеризующейся способностью адекватного восприятия людей других национальностей и мира как целостного единства, обладающей знаниями о других культурах и народах, умением руководствоваться в поведении гуманистическими принципами, общечеловеческими ценностями. Цель миротворческого воспитания. Цель миролюбивая личность. Содержанием миротворческого воспитания являются такие качества личности, как толерантность, демократичность, социальная ответственность, самостоятельность, справедливость, социальная активность.

Концепция трудового воспитания (составитель Е. В. Набиева) Суть трудового воспитания. Трудовое воспитание это совокупность действий учителя и ученика, направленных на психологическую подготовку к труду, вооружению школьников трудовыми знаниями, умениями и навыками, а также привитие культуры умственного и физического труда (Т.А.Стефановская). Цель трудового воспитания. Цель личность, разносторонне развитая, подготовленная к самостоятельной жизни и труду, рассматриваемому как основа счастья человека. Содержательная структура трудового воспитания. Содержательная структура трудового воспитания состоит из основных видов детской трудовой деятельности: учебный труд, трудовое обучение, внеучебный общественно полезный труд (производительный труд, общественно значимый, бытовой самообслуживающий труд, общественный организационно-управленческий труд).

Основные принципы. К основным принципам трудового воспитания относятся: - воспитание в коллективе и через коллектив; - единство учебного и воспитательного процессов; - индивидуализация процессов обучения и воспитания, основанных на глубоком психолого-педагогическом мониторинге. Ключевая идея трудового воспитания. «Система трудового воспитания должна соответствовать той деятельности, которая наиболее целесообразна в данных условиях и способна вызвать у детей потребность участвовать в ней». Основное средство воспитания. Основным средством воспитания является труд.

Подходы. Ведущими подходами гражданского воспитания являются личностно-деятельностныи, социально-средовой и тендерный подходы. 1. Личностно-деятельностныи подход предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение ее в различные виды деятельности; обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания; предполагает максимальную обращенность к внутреннему миру личности. 2. Социально-средовой подход предполагает учет конкретных условий, социальной среды, конкретных исторических обстоятельств при организации педагогического процесса; подчеркивается актуальность изменения социального окружения. Особое внимание уделяется семье и школе, а также привлечению в педагогический процесс социальных работников, педагогов, представителей различных профессий. 3. Тендерный подход предполагает рассмотрение социализации и воспитания личности в соответствии с исторически сложившимися (устоявшимися) моделями маскулинности и фемининности в обществе и государстве. Принципы воспитания. К принципам воспитания относятся: - принцип природосообразности; - баланс традиций и перемен, сущность которого заключается в том, чтобы изменяя настоящее, добиться его органического слияния с достигнутым прошлым с ориентацией на будущее; - воспитание в коллективе и через коллектив.

Творческое задание Предлагается творческое задание по индивидуальному проектированию. Задание может выполняться в микрогруппах (2-3 человека). Используя материалы школьной практики (наблюдение за учебно- воспитательным процессом), изученный опыт учителей-новаторов и современных воспита­тельных систем школы разработайте проект модели выпускника: 1) идея, согласно которой организуется жизнь учащихся в школе (сущность воспитания); 2) цель воспитания; 3) содержание воспитания; 4) основополагающий подход к воспитанию; 5) ведущие принципы в работе с детьми; 6)критерии определения эффективности реализации концепции воспитания (критерии воспитанности школьников).