В мире басен. Козлова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Калаисской сош Кирсановского района Тамбовской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Музыка – главный герой басни. И. А. Крылов Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Чаще всего композиторы.
Advertisements

Басни И.А.Крылова (5 кл)
В мире басен Что такое басня? Басня - литературный жанр; это краткий, обычно стихотворный рассказ, сатирически изображающий в иносказательной форме.
( ). Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы.
Георгий Александрович Струве Александр Сергеевич Пушкин.
(75 лет) Презентацию подготовила: Миллер Эллина.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» И.А.Крылов.
2(13) – 9(21) Автор презентации: Зав. библиотекой Грешак С.И.
БЕРСЕНЕВ ЕГОР ШКОЛА 72. « Уж сколько раз твердили миру…» И.А.КрыловБасни.
Музыка в баснях И.А.Крылова.. МОУ «Еланская средняя общеобразовательная школа» Проект выполнила ученица 5 класса Туйкова Юлия. Руководитель: учитель музыки.
Наверное, ты знаешь фильм "Кин-дза-дза". Жители планеты Кин-дза-дза обходились для всех случаев одним словом "ку". А если бы алфавит у них состоял из двух.
Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.
Крылов Иван Андреевич « Люблю, где случай есть пороки пощипать»
Урок музыки в 5 классе Раздел : Музыка и литература Тема урока: МУЗЫКА – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БАСНИ Урок музыки в 5 классе Раздел : Музыка и литература Тема урока:
БАСНИ И.А. КРЫЛОВА Чмутин Никита 5 А класс. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет.
Елена Александровна Шамаро, учитель русского языка и литературы МБОУ – Погарская СОШ 1.
ВИДЫ СКАЗОК: БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ ВОЛШЕБНЫЕ ВИДЫ СКАЗОК: БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ ВОЛШЕБНЫЕ.
Литература Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И. А.Крылов.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Презентация по литературе "Басни И.А. Крылова"
Иван Андреевич Крылов Ничто так красиво и так легко не выразит взаимоотношения людей и их отношение к миру, как перо поэта и рука художника…. МОУ «Гимназия.
Транксрипт:

В мире басен. Козлова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Калаисской сош Кирсановского района Тамбовской области

Басня, литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Персонажи басни, помимо людей, животные, растения, вещи. В начале или концовке басни обычно даётся афористический нравоучительный вывод ("мораль"). Басня один из древнейших литературных жанров.

Древнейшие басенные сюжеты появились в греческой литературе ещё в VIII – VI вв. до н. э. Но окончательное оформление жанра устной басни греки относили к VI в. до н. э. и приписывали народному мудрецу Эзопу – личности, по – видимому, легендарной. О нём рассказывали, что это был уродливый раб – фригиец из Малой Азии, который принадлежал не очень умному философу Ксанфу. Эзоп много раз посрамлял книжную учёность хозяина своей сметкой и здравым смыслом. За услуги государству он был освобождён и служил лидийскому царю Крезу. Эзоп соперничал славою со знаменитыми мудрецами тогдашней Греции. А погиб Эзоп потому, что стал жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Эти рассказы впоследствии сложились в народную книгу об Эзопе, многократно потом переписываемую.

Считалось, что Эзоп придумал почти все ходившие потом в народе басенные сюжеты. Записи этих сюжетов, сухие и схематичные, стали делаться с IV в. до н. э. Их сборники служили материалом для школьных упражнений. Таких сборников было много, впоследствии тексты легко видоизменялись и свободно перерабатывались. До нас дошло свыше 100 рукописей. Почти все они записаны значительно позже, в XIII – XV вв. В них около 300 различных басенных сюжетов. Кроме того, многие басни, не попавшие в эти сборники, встречаются в более поздних сочинениях разных античных писателей.

Осёл в львиной шкуре. Осёл натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и её хотел напугать; но та услышала, как он ревёт, и сказала ему: «Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику!» Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами.

Волк и цапля. Волк подавился костью и рыскал, чтобы найти кого – нибудь себе в помощь. Встретилась ему цапля, и он стал сулить ей награду, если она вытащит кость. Цапля засунула голову в волчью глотку, вытащила кость и потребовала обещанной награды. Но волк в ответ: «Мало тебе, любезная, что ты из волчьей пасти голову целой вынесла, так тебе ещё и награду подавай?» Басня показывает, что когда дурные люди не делают зла, это им уже кажется благодеянием.

Гусыня, несущая золотые яйца. Один человек особенно чтил Гермеса, и Гермес за это подарил ему гусыню, которая несла золотые яйца. Но у того не было терпения богатеть понемножку: он решил, что гусыня внутри вся из золота, и, недолго думая, зарезал ее. Но и в ожиданиях он обманулся,и яиц с этих пор лишился, потому что в гусыне он нашел одни потроха. Так что люди корыстолюбивые, льстясь на большее, теряют и то, что имеют.

Беременная гора. Давно это было, ещё во время Oно, когда в недрах огромной горы раздался страшный грохот похожий на стон, и все решили, что у горы начались схватки. Толпы народа прибывали со всех концов земли, чтобы только поглядеть на великое чудо – что гора произведёт на свет. Дни и ночи стояли они в трепетном ожидании и, наконец, гора родила мышь! Так и с людьми бывает обещают много, а делают ничего!

Великий итальянец Леонардо да Винчи ( ) был и художником, и скульптором, и архитектором, и музыкантом, и учёным. Он автор самой знаменитой картины – «Мона Лиза». В его учёных тетрадях есть рисунки подводной лодки, летательной машины, парашюта и даже вертолёта. И всё это было задолго до изобретения этих современных нам чудес. Из тончайших листов воска Леонардо лепил игрушки, надувал их воздухом, и они, на удивление всем, летали. Играя на серебряной лире, сделанной собственными руками, великолепный Леонардо не раз побеждал на конкурсе поэтов и музыкантов. Писал Леонардо да Винчи и сказки, басни, притчи. Вот некоторые из его басен.

Ручей. Жадный Ручей нанёс на дно своё так много ила, земли и камней, что совсем обмелел. Пришлось ему искать новое русло.

Кичливое Зеркало. Королева любовалась на своё отражение в зеркале. - Я самое главное! – воскликнуло Зеркало. – Даже королева во мне только отражается! Но отошла королева, и кичливое Зеркало опустело.

Бритва брадобрея. Брадобрей холил и лелеял свою помощницу Бритву. Он правил её на ремне и точил на тонком камне. И она, сияя своими стальными боками на солнце, совсем возгордилась. - Надоело мне брить намыленные бороды всяких простаков! – жаловалась Бритва. – Неужто суждено померкнуть столь блестящей красоте моей в непрестанной работе с утра до вечера? И она забилась в щёлку между досками пола. Немало времени провалялась Бритва на сырой земле. Когда её наконец извлекли на свет, она вся проржавела и зазубрилась за долгое время бесполезного лежания и уже ни на что не годилась.

Лилия. Прекрасная Лилия так гордилась своей красотой, что не пожелала жить среди скромных полевых цветов, усеявших высокий речной берег. Не нравились ей и колючие кусты, хотя те своими цепкими корнями скрепляли зыбкий песчаный берег реки. - Они бросают на меня свою безобразную тень! – капризно покачивала она очаровательной белокурой головкой. Теперь росла Лилия в одиночестве на самом краю обрыва над прозрачными речными водами. С утра до вечера любовалась она своим отражением. Но волны раз за разом подтачивали берег, и осел обрыв, рухнул в воду. С ним унесло течением и надменную красавицу Лилию.

Жан де Лафонтен ( ) – великий французский поэт – баснописец, блестящий представитель французского классицизма. К басне Лафонтен обратился не сразу, сначала пробуя свои силы в драматургии, в героической поэме и в прозе. Большой успех принесли ему стихотворные «Сказки и новеллы», которые продемонстрировали его сатирический и поэтический дар. В этих сказках Лафонтен впервые ввёл «неправильный стих» (сочетание разносложных строк), придавший изложению естественность разговорной речи.

Его басни, которые появились в 1668 г., соединяли в себе античные сюжеты и новую манеру их рассказывания. В отличие от своих современников – баснописцев, считавших, что «основное украшение басен и состоит в том, что они оных украшений не имеют», Лафонтен постоянно подчёркивал, что «голая мораль лишь приносит скуку». Поэтому от книги к книге усиливается лирический характер его басен, а их мораль порою становится лирическим самовыражением. Лафонтен обогатил язык басни говорами всех сословий, а слог – всеми поэтическими стилями. Под его пером басня, почитавшаяся в теории классицизма «низким» жанром, приобрела величие и масштабы истинно высокой поэзии. Произведения Лафонтена во многом определили дальнейшее развитие европейской и русской басни.

Осел и Воры Украв вдвоем Осла, сцепилися два Вора. "Он мой!" - кричит один. "Нет, мой!" В ответ ему вопит другой. До драки вмиг дошла их ссора: Гремит по лесу шумный бой, Друг друга бьют они без счету и без толку; А третий Вор меж тем, подкравшись втихомолку, Схватил Осла за холку И в лес увел с собой. Не так же ль точно часто поступают Державы сильные со слабою страной?! Из-за нее заводят спор между собой, Одна другую в битвах поражают, И обе ничего не достигают; А третий кто-нибудь без шума и хлопот Добычу их себе берет.

Птица, раненая стрелой. Крылатой ранена стрелой И смертною охваченная мглой, Судьбу свою оплакивала Птица: "Где нашим бедствиям граница? Мы все - орудия несчастья своего: Из наших крыл, о люди! без пощады Губительные нам вы сделали снаряды. Но не спешите ваше торжество Вы праздновать над нами злобно; И сами вы страдали нам подобно: Сыны Япетовы! не половина ль вас Оружием другой является подчас?

Водопад и Река С ужасным шумом низвергался Ручей кристальною стеной С горы высокой и крутой, О камни с пеной раздроблялся, Кипел, крутил песок, ревел И в берегах стрелой летел; Ни птица, ниже зверь, к нему не приближались, И ноги смертного в него не опускались. Нашелся наконец Один отважный молодец, Который на коне через него пустился: Он от разбойников бежал, И смелым от боязни стал. До бедр конь только замочился, И вынес на берег противный седока. Разбойники за ним. Он лошадь погоняет; Скакал, скакал и видит, что река Ему дорогу пресекает. Река была не широка, Притом весьма тиха, как зеркало гладка: Итак, он смело въехал в воду. Но что ж? в мгновение одно Пошел с конем на дно, И на съедение немых достался роду. Иной угрюм, суров, сердит, Шумит, но только не вредит; Другой так смирен, тих и на речах прекрасен, Но он-то и опасен.

Иван Андреевич Крылов (1769? – 1844) – величайший русский баснописец – нашёл свой жанр не сразу. В молодости он был драматургом, издателем и сотрудником сатирических журналов. Крылов писал стихи традиционных для своего времени жанров, среди которых было и несколько басен, которые он никогда не перепечатывал. Только в 1805 г., после стилистической реформы русского языка, Крылов снова обращается к басням, и с 1806 г. они начинают появляться в печати. Крылов обычно писал басни к какому – то конкретному случаю. Случай забывался, а басни оставались. Ими искренне восхищался Пушкин, их читали и заучивали наизусть дети и взрослые. Наконец к Крылову приходит небывалый, по русским масштабам, читательский успех. В 1809 г. выходит первое издание его басен, и Крылов прочно занимает в литературе место лукавого мудреца, каким он и запомнился потомству.

Лебедь, щука и рак. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там.

Слон и Моська. По улицам Слона водили, Как видно, напоказ - Известно, что Слоны в диковинку у нас, - Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним. "Соседка, перестань срамиться, - Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. – "Эх, эх! - ей Моська отвечает, - Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!"

Квартет Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! кричит Мартышка. Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдёт. «Постойте ж, я сыскал секрет? Кричит Осёл, мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А все-таки Квартет нейдёт на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, говорят, возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, Им отвечает Соловей, А вы, друзья, как ни садитесь; Всё в музыканты не годитесь».

Стрекоза и Муравей. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет; И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!" – "Кумушка, мне странно это: а работала ль ты в лето?" – Говорит ей Муравей. "До того ль, голубчик, было? В мягких муравах* у нас – Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило". – "А, так ты..." - "Я без души Лето целое все пела". – "Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!"

Лев Николаевич Толстой ( ) – великий русский писатель, был ещё и … учителем в школе. В начале 60-х годов он впервые открыл в своём имении в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Причём это была, наверное, первая в мире свободная школа. Ученики могли приходить и уходить, когда им вздумается, хотя часы уроков были определены. Они выбирали те предметы, которые им нравились. А во время самих занятий располагались, как хотели: одни и на животе лежали, другие – сидели на подоконнике. Лев Николаевич придумал и собственную систему обучения грамоте и арифметике. А поскольку никаких учебников тогда не было, Толстой написал четыре «Русские книги для чтения», куда вошли стихи, былины и басни. В основе басен Толстого часто лежат сюжеты, взятые из басен Эзопа. Но, конечно, великий писатель пересказал их по – своему. Поэтому все произведения Толстого этого жанра представляют собой новый вид басни.

ЧЕРЕПАХА И ОРЕЛ. Черепаха просила орла, чтобы научил ее летать. Орел не советовал, потому что ей не пристало, а она все просила. Орел взял ее в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

Галка и кувшин. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

Собака и её тень. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни при чём.

Басня всегда была и остается до сих пор труднейшей формой поэзии, а баснописец – чрезвычайно редкое явление в литературе.

Аудиокниги

Мультфильмы

Спасибо за внимание!

Использованные ресурсы php srednie-veka.htm html htm reprodukciikartin.lastmedicoinfo.ru/ _pechat_na_kholste_dnepropetrovsk.html- html html

book.spb.ru/catalogue/genre/ ?p=68&PHPSESSID=faa6fb298684c675f5411d0c1e146c ee htm html И.&typeand=1 book.spb.ru/catalogue/genre/ ?p=62&PHPSESSID=faa6fb298684c675f5411d0c1e146c ee

html Классическая басня. – М.: «Стрекоза», Толстой Л. Н. Кот с бубенцом. Басни. – М.: Дет. Лит., licey.netlit/slovar/basnya