Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей 1 имени А.С.Пушкина города Томска Проектная деятельность на уроках литературного чтения (на материале изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») Подготовила: Бондарь Елена Александровна Подготовила: Бондарь Елена Александровна учитель начальных классов
Богатое тематическое пространство позволило на первом этапе проектирования создать ситуацию погружения в мир сказки, с целью выявить круг смысловых и ценностных предпочтений детей в их восприятии и понимании конкретных сказочных произведений
Сочинение по впечатлениям: «Встреча с миром сказок» Задачи формулировались следующим образом: 1. Назвать сказки, которые меня заинтересовали или привлекли, и объяснить причину интереса. 2. Обозначить какие проблемы существуют в этих сказках и почему они оказались для тебя значимыми.
Первый урок был спроектирован как диалог-погружение Для формирования поля смыслов детей использовался прием проектирования карты первичных смыслов. Работа в рамках этого приема осуществляется в определенной последовательности: -выделяется материал (эпизоды, герои, сюжетные линии, проблемы), который привлек читателей; -предлагается сформулировать версию своего видения этого материала (что я думаю о …); -определяются проблемы (совместно с педагогом учащиеся определяют круг проблем, которые стали предметом внимания и осмысления в читательской аудитории класса).
Проблема нравственной состоятельности, духовного совершенства героев литературной сказки Проблема несовершенства натуры и поведения человека
Работа с содержанием смыслового материал позволила в итоге решить профессиональную задачу – сформировать общую проблему для дальнейшей совместной работы по изучению сказки С согласия детей эта проблема была обозначена как проблема человеческих достоинств и недостатков в произведениях этого жанра
Авторская заявка 1. Назови заинтересовавшую тебя проблему в ходе урока. 2. Обоснуй характер своего интереса. 3. В какой форме ты бы хотел поработать над этой проблемой: а) получить информацию от учителя о …; б) поработать в группах (назови учеников группы и формы работы – игра, инсценирование). Завершая первый этап погружения в мир сказки, учитель предложил детям, обращаясь к своим авторским заявкам, на следующем уроке обратиться к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», которая даст возможность обсудить выделенные учащимися проблемы.
На втором этапе проектирования, который был смоделирован как соединение урок-задание с элементами театрализации, предметом внимания педагога и учащихся стало произведение – сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Проектируя этот урок, учитель ориентировался на следующие цели: 1. Погрузить учащихся в творческую лабораторию Пушкина- сказочника: дать представление о соединении эстетической и дидактической функций в его сказочных творениях. «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма» (эстетическая функция). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (дидактическая функция). 2. Актуализировать и развить нравственно психологические смыслы детей, возникшие в контексте обозначенной сказки. 3. Сформировать представление детей о литературной сказке как жанре (сделать акцент на соединении формата народной фольклорной сказки и проявлении авторского начала).
Особенности фольклорной сказки: противостояние добра и зла, при этом добро всегда побеждает; деление героев на положительных, отрицательных и помощников; наличие фантастики и вымысла; присутствие повторяющихся элементов : зачин, повторы (три, девять, двенадцать), устойчивые выражения.
Особенности литературной сказки В литературной сказке определяющим началом является индивидуальность автора, которая обнаруживается во всем: в описании добродетели положительных героев, в обличении героев- злодеев, в удивительных добродетелей героев- помощников, очень важной является позиция автора.
Инсценирование фрагментов сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Для работы, педагогом и детьми были отобраны следующие эпизоды: сцена с зеркальцем; разговор Королевича Елисея с силами природы; эпизод разговора с братьями, в котором проявляются высокие нравственные качества молодой царевны.
Рефлексивный листок 1. Сегодня на уроке я (получил(а) знания, самоопределился)… 2. Мне удалось на этом уроке (выразить свое мнение, дополнить, изменить)… 3. На этом уроке мне понравилось (в своей работе, в работе учителя)… 4. В дальнейшем мне бы хотелось…
Источники иллюстраций jpg jpg jpg jpg
Спасибо за внимание