Подготовила: Учитель русского языка и литературы филиала МБОУ СОШ с. Троекурово в с. Урусово Чаплыгинского района Липецкой области Трифонова Светлана Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» А. Дистервег «Чтобы быть хорошим преподавателем,
Advertisements

Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме: презентация к уроку И.С.Тургенев "Бирюк"
И.С.Тургенев – великий русский писатель. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица.
Постовалова Г.М., г.Ноябрьск ЯНАО. Иван Сергеевич Тургенев
Портрет в литературном произведении. 1. Выяснить, для чего нужен портрет героя в художественном произведении 2.Что нам может рассказать о персонаже его.
Рассказ «Бирюк» Художественные особенности. Роль пейзажа. Урок по литературе в 7 классе.
Урок русского языка в 6А классе Карабут С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 30» г.Чебоксары.
5 Как отнеслись к книге правительство ? 4 общественность ? Какова тема всех рассказов сборника ? 3 Какова причина ареста и ссылки писателя в 1852 г.?
Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году. В сборник вошло 25 рассказов. Во всех произведениях присутствует один и тот же.
Фотография А. Деньера. Конец 1850-х годов. 1. Проанализировать характер главного героя 2. Выяснить авторское отношение к герою. 3. Совершенствовать работу.
Как часть речи Самостоятельная часть речи Не изменяется Не имеет окончания Отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Синтаксическая роль : обстоятельство.
Крестьянские типы в цикле И.С.Тургенева «Записки охотника» (на примере рассказа«Бирюк») Урок литературы в 7 классе Учитель Парилова О.А.
Н. И. Крамской г.. Создавая в произведении картины жизни, автор не только рисует героя (героев), то есть изображает его внешность, речь, мысли,
Автор презентации : Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ « Лицей 1 » Чамзинского района Республики Мордовия.
Художественные особенности рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским.
Урок литературы. Тема и проблема урока Тема: комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк». Проблема: Как проявляется.
Урок русского языка в 9 классе Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении.
Узнай героя Узнай произведе- ние по картинке Чьи это слова? Автор Термины Вопросы от…
«…главное назначение художника… - вносить в общество и мир отсутствующую в них гармонию, умиротворять души и отношения людей…» (В.А.Недзвецкий) Иван Сергеевич.
Урок литературы 6 класс учитель МОУ СОШ 2 Карасукского района Новосибирской области Секарева Ирина Васильевна Образ учительницы, Лидии Михайловны. Уроки.
Транксрипт:

Подготовила: Учитель русского языка и литературы филиала МБОУ СОШ с. Троекурово в с. Урусово Чаплыгинского района Липецкой области Трифонова Светлана Владимировна

1. Развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении. 2. Развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей постижения идейно- тематического своеобразия художественного произведения. 3. Совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико- литературных знаний. 4. Совершенствование навыков характеристики героя. 5. Развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя. 6. Совершенствование навыков выразительного чтения.

1) Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»; 2) репродукция картины И.И. Шишкина «Перед грозой»; 3) теневой рисунок «Улита» Е.М. Бем, 4) репродукция картины И.Н. Крамского «Полесовщик»; 5) иллюстрация к рассказу «Бирюк» К.Лебедева; 6) рисунки пером к рассказу «Бирюк» А.Кузьмина.

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право. И. С. Тургенев

a) пейзаж b) портрет-впечатление c) интерьер d) внутренний конфликт e) идея произведения

Подсказка: интерьер, портрет, пейзаж, авторская характеристика, поступки, характеристика, данная другими персонажами, антитеза, речь, художественная деталь. При анализе рассказа « Бирюк » мы остановимся на тех, которые выделим как основные средства создания образа, которые играют важную роль: помогают составить целостное представление об образе литературного героя, понять главную идею произведения.

Работа в группах: I. Пейзаж. II. Интерьер. III. Портрет.

И.И.Шишкин. Перед грозой.1884 г.]

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.

Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака.

Во-первых, «гроза» произойдет в доме лесника. Во- вторых, Бирюк - гроза леса. В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен. Задание: выпишите ключевые слова.

Ключевые слова: Комната закоптелая, низкая и пустая, отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей

Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу» «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».

«Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874

Ключевые слова: "Молодец", "плечист и сложен на славу", "могучие мышцы", "суровое и мужественное лицо", глаза "смело глядели"

Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его ненавидят? «…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Вывод: в вину ставится его честность.

«Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобья… При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…».

Бирюк отпускает мужика. Почему?

Какую роль играет портрет в данном произведении? (запись в тетрадь) Портрет, изображенный в рассказе, помог увидеть нам сильного, мужественного человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, не озлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства. Бирюк отличается от других, прежде всего, нравственными качествами.

Внешний конфликт Столкновение между Бирюком и мужиком Внутренний конфликт Воровать – грех, к тому воровство-преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель. Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в лесу мужику – «добрые люди» сживут со свету.

Рассказчик «… во что бы то ни стало освободить бедняка» Идея произведения «Мужик должен быть освобождён от крепостного права» Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества. Крепостное право виновно в том, человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, - становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком.

Тургенев Мастер-пейзажист Мастер-портретист

Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк», учебник литературы 7 класс Репродукция картины И.И.Шишкина «Перед грозой» - Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем – school-collection.edu.ru Репродукция картины И.Н.Крамского «Полесовщик» Иллюстрация к рассказу «Бирюк» К.Лебедева - school- collection.edu.ru Рисунки пером к рассказу «Бирюк» А. Кузьмина – Фома в избе –