ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ Автор работы Сухарева Ольга Матвеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская СОШ» п.Первомайский Тамбовской области
Цель урока: углубление понятия об определениях, выраженных причастными оборотами Задачи: повторить правила орфографии и пунктуации (подготовка к сдаче ГИА); дать представление об определениях, выраженных прилагательными и приложениями; выработать пунктуационный навык.
I. Подготовка к сдаче ГИА
1.разв...вать (ум), р…цензия, зап…реть 2.доб...ваться (успеха), д…кларация, перест…лать 3.выч...слить, д…апазон, изб…рательный 4.сл...гать, выр…сла, ск…кать В каком ряду пропущена одна и та же буква?
В каком ряду во всех словах пишется ь? 1.Без…ядерный, руч…и, реж… 2.Восем…надцать, мыш…, сбереч… 3.Нян…чить, могуч…, настеж… 4.Сплош…, думаеш…, лиш…
В каком ряду в обоих случаях пропущена буква я ? 1.(они) суд…т по делам, та…щий снег 2. родители похвал…т, улыба…щийся человек 3. часы разбуд…т, терп…щие бедствие 4. волны плещ…тся, дыш…щие свободно
На месте каких цифр должны быть запятые в предложении? Альпинисты не могут позволить себе (1) неосмотрительности (2) или небрежности (3) или забывчивости (4) или самоуверенности. 1) 1,3 2) 2,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1. Вода может находиться как в жидком, так и в твёрдом состоянии. 2. Мал золотник, да дорог. 3. Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья и бросал в траву. 4. Никакие преграды: ни холод, ни пурга, ни льды не остановили полярников.
II. Повторение знаков препинания при причастном обороте
Задание: найти причастный оборот, перестроить предложение так, чтобы причастный оборот стал обособленным, записать полученное предложение, объяснить знаки препинания. После ужина я танцевал с нею обещанную мне кадриль.
Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела. Задание: вспомните, что такое приложение? Найдите в предложении приложение, объясните постановку дефиса.
III. Изучение новой темы ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
IV. Закрепление нового материала
Задание: прочитайте предложения, запишите, найдите обособленные определения и приложения, объясните знаки препинания. Был я в последний день Масленицы на бале у губернского предводителя добродушного старичка богача – хлебосола. Отец Вареньки очень красивый статный высокий был полковником. Приближающееся ко мне был оголённый по пояс человек привязанный к ружьям двух солдат. Это был её отец с своим румяным лицом и белыми усами.
Был я в последний день Масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача – хлебосола. Отец Вареньки, очень красивый, статный, высокий, был полковником. Приближающееся ко мне был оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами.
Лев Николаевич Толстой
Александр Сергеевич Пушкин
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь.
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей.
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей.
Делать нечего. Она, чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную…
Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий...
Вдруг шатёр распахнулся… и девица, Шамаханская царица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя.
Работа с учебником Упражнение 289
Домашнее задание § 29, упр. 300, повторить орфограммы 5-7 кл., пунктограммы 8 кл., словарные слова.
Информационные ресурсы CD-диск «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий». М.Н.Махонина, Н.М.Девятова. Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык. 8 класс. – М.: Интеллект – Центр, с.