Русский рисованный лубок Педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Хабаровска Звонкова Людмила Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Занятие по декоративно-прикладному искусству 4 класс Автор: Звонкова Л.А. педагог дополнительного образования руководитель творческого объединения «Русский.
Advertisements

Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно.
Давным - давно все окружающие предметы простые люди выполняли из дерева. Дерево было дешевым материалом и доступным. Вот дом, в которых жили простые люди.
Х ОХЛОМА С ОДЕРЖАНИЕ Легенда о том, как пришла на волжскую землю хохлома. Что такое хохлома? Виды хохломской росписи. «Верховое» письмо. «Фоновая» роспись.
ЖОСТОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ В начале 19 в. металлические лакированные подносы стали изготавливаться в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосильцеве.
Подготовила Екатерина Чижова, ученица 9 «б» класса.
Городецкая роспись История развития ремесла. Городецкая роспись по дереву – один из многочисленных кустарных промыслов Нижегородской губернии, появившийся.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА Учитель: Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
Городецкая роспись. Городец город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов– крепостей. Городец.
Подготовила Тетерятникова Марина Владимировна Учитель технологии МОУ-СОШ 33 Советского района г. Тулы.
Хохломская роспись - русское барокко. Русское барокко в интерьере Барокко стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Материал к уроку Изобразительного искусства 7 класс.
Школы иконописи. Новгородская школа Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. Новгородская живопись.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 2 п. Эльбан Хабаровского края Амурского района Урок изобразительного искусства.
Составление узора для декоративной посуды по мотивам росписей народных мастеров. Выполнил учитель ИЗО Пономарева О.В год.
«Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом» Панкратовой Марии 2 «Б» МОУ СОШ 10 г. Борисоглебск.
ЖОСТОВО. РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово, сверкающей лаком черной, синей,
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей художественная школа г.о.Железнодорожный Канунникова Татьяна Александровна.
Транксрипт:

усский рисованный лубок Педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Хабаровска Звонкова Людмила Александровна

исованный лубок одна из разновидностей народного изобразительного искусства. Его возникновение и широкое бытование приходится на сравнительно поздний период истории народного творчества середину XVIII и XIX век, когда многие другие виды изобразительного народного искусства роспись по дереву, книжная миниатюра, печатный графический лубок уже прошли определенный путь развития. Русский рисованный лубок конца XVIII- начала XX вв. Из собрания Государственного исторического музея

рисованном лубке аккумулировались идеальные начала фольклорного эстетического сознания, высокая культура древнерусской миниатюры, лубочная изобразительность, базирующаяся на принципах наивно-примитивного творчества. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Древнерусская миниатюра "Парис отправляется в Спарту". XVI век. Новгородский инициал. XIV в. Древнерусская книжная миниатюра. Восстание в Твери против татар в 1327 году.

отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки, придавая каждому произведению импровизационную неповторимость. Рисованные картинки поражают яркостью, красотой рисунка, гармонией цветовых сочетаний, высокой орнаментальной культурой. Печатный лубок Рисованный лубок

Родоначальниками искусства рисованного лубка являются старообрядцы Выговского центра. У идеологов старообрядчества в конце XVII начале XVIII века существовала настоятельная потребность в разработке и популяризации определенных идей и сюжетов, обосновывавших приверженность «старой вере», удовлетворить которую можно было не только перемиской старообрядческих сочинений, но и наглядными способами передачи информации. Русский рисованный лубок конца XVIII- начала XX вв. Из собрания Государственного Исторического музея

Так как в литературе рукописные книги, выходящие из Выго- Лексинского и Усть- Цилемского монастырей, называли поморскими, а также их орнаментальный стиль оформления, то рисованные настенные картинки Выговского центра тоже стали называть поморскими. Название оправдывается не только общим происхождением рисованных картинок и рукописей, но и их стилистическим сходством, которое наблюдается в художественной манере всех имеющихся. Совпадения касаются самого почерка поморского полуустава, больших киноварных инициалов, украшенных пышными орнаментальными стеблями, и заглавий, выполненных характерной вязью. Поморский полуустав

Рисовальщики настенных листов, как правило, были тесно связаны с кругом народных мастеров, которые хранили и развивали древнерусские традиции с иконописцами, художниками- миниатюристами, переписчиками книг. Из этого контингента и формировались по большей части художники рисованного лубка. Местами производства и бытования лубочных картинок нередко были старообрядческие монастыри, северные и подмосковные деревни, сберегавшие древнюю русскую рукописную и иконописную традиции. Евангелист Марк. XIV в.. Св.Георгий или Св. Дмитрий. Новгород, 2 пол. XIII века

Содержание рисованного лубка Тематика рисованных картинок весьма разнообразна: - есть листы, посвященные историческому прошлому России, например, Куликовской битве. Изображение Куликовской битвы. Вторая половина 1890-х гг. Чернила, темпера, золото. 75,5x276

Содержание рисованного лубка - портреты деятелей раскола, А. Денисов и С. Денисов с изображением Выговского общежительства е гг. Неизвестный художник. Чернила, темпера.- 41,3x64

Содержание рисованного лубка - изображения старообрядческих монастырей, Панорама Выговского и Лексинского общежительств и поклонение иконе Богоматери год. Художник Тарасов.

Произведения Печерского центра

Содержание рисованного лубка - иллюстрации к апокрифам на библейские и евангельские сюжеты, Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая. Первая половина 19 века. Неизвестный художник Чернила, темпера. 49x71,5

Содержание рисованного лубка - иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, Иллюстрация к стихам Яворского «Взирай с прилежанием, тленный человече» Середина 19 века. Неизвестный художник Чернила, темпера, белила, золото. 57,5x46 Иллюстрация к притче о краже репы Художник С. Каликина. Чернила, темпера. 35,1x52,9

Содержание рисованного лубка - картинки, предназначенные для чтения и песнопений, настенные календари-святцы. Песнопение «Во святую и великую субботу...». Вторая половина XIX в. Неизвестный художник Чернила, темпера, золото. 79,3x60. Календарь месяцеслов е гг. Неизвестный художник. Чернила, темпера, 72x54

Содержание рисованного лубка - изображение Древ с полезными советами, Древа- разума, познания, двенадцати добродетелей. О добрых друзьях двенадцати. К.18 – нач. 19 в. Неизвестный художник. Чернила, темпера. 54,3x42,9 Древо разума год. Неизвестный художник Чернила, темпера, белила, золото. 71x57

Особой любовью пользовалась у художников притча о блудном сыне. Притча о блудном сыне. Первая половина XIX в. Неизвестный художник. Чернила, темпера, белила, золото. 4,5 х 62 Притча о блудном сыне. Начало 19 в. Неизвестный художник. Чернила, темпера. 76,3x54,6. Бумага голубовато-серого оттенка начала XIX в.

Излюбленными сюжетами рисованного лубка являются изображения сладкоголосых полуптиц- полудев Сирина и Алконоста. В рисованных картинках наличествует особое, «книжное», понимание художниками образа птицедевы, не встречающееся в других памятниках народного изобразительного искусства. Райская птица Сирин. Первая пол. 19 в. Чернила, темпера, золото. 63,8x47,I Райская птица Алконост. К нач. 19 в. Чернила, темпера, 58,5x47,4

Композиция и цвет В картинках можно наблюдать характерную гиперболизацию отдельных изобразительных мотивов, что свойственно именно народному лубку. Птички, кусты, плоды, гирлянды цветов из чисто орнаментальных мотивов, каковыми они были в рукописях, превращаются в символы цветущей природы. Они увеличиваются в размерах, достигая иногда неправдоподобно-условной величины, и приобретают самостоятельное, а не только декоративное значение. Райская птица Сирин. Середина 19 в.

Духовные стихи и песнопения часто размещались в овалах в обрамлении из цветочной гирлянды, поднимающейся из вазона или корзины, поставленных на землю (кат. 36, 37). Однако, при единой манере и общем для многих листов приеме овального обрамления текстов, в рисунках нет одинаковых гирлянд или венков. Художники их варьируют, фантазируют, ищут новые и своеобразные сочетания, добиваясь поистине удивительного разнообразия составляющих овал компонентов. Аптека духовная. Вторая пол. XIX в. Художник И. Собольщиков Чернила, карандаш, темпера. 44,3x35,4

Нередко в осмыслении самого сюжета доминирует фольклорный подход, как, например, в картине «Душа чистая и душа грешная», где противопоставляются добро и зло, где красота торжествует над безобразием. В композиции господствует царственная дева душа чистая, окруженная праздничным сиянием, а в уголке темной пещеры проливает слезы душа грешная маленькая жалкая фигурка. Душа чистая. Конец 18 начало 19 вв. Неизвестный художник Чернила, темпера. 59,5x48,5

Выговские мастера работали в разных манерах, что позволяет выделить несколько отличающихся друг от друга направлений. Одно из них, представленное наибольшим количеством картинок, характеризуется яркостью, праздничностью, наивной лубочной открытостью. На этих рисунках, всегда выполненных на белом незакрашенном фоне яркими мажорными красками, пышно расцветает мир фантастической, сказочной красоты. Так, на картинке, изображающей момент искушения Евы в раю, Адам и Ева помещены у неведомого дерева с пышной кроной и огромными плодами, вокруг них кусты, сплошь усыпанные цветами, над которыми порхают птицы, над ними голубой плоский небосвод с ровными облачками. Цветовое решение рукописных лубков существенно отличалось от печатных. Адам и Ева у дерева Познания. Первая пол. 19 века. Неизвестный художник Чернила, темпера. 42x34,5

Картинки второй категории отличаются удивительно изысканной жемчужно- розовой гаммой. Лубки обязательно большого формата, выполнялись на тонированном фоне: лист целиком покрывался серовато- розовой краской, поверх которой наносился рисунок. Здесь применялись белила, которые в сочетании с розовым и серым дают весьма тонкое звучание. Древо разума год. Фрагмент

Наиболее характерные листы, выполненные в этой художественной манере, «Древо разума» и «Райская птица Сирин». Оба включают общий для всей поморской школы набор орнаментальных украшений: декоративные кусты с сидящими на них птицами, стилизованные фантастические цветы, двухцветные яблоки, небесный свод с облачками и звездами, но отличаются тонким изяществом колорита и мастерством исполнения. Древо разума год. Неизвестный художник Чернила, темпера, белила, золото. 71x57 Райская птица Сирин. Первая пол. XIX века. Чернила, темпера, золото. 63,8x47,I

Отличительная особенность картинок третьей категории использование мотива вьющегося акантового листа. Ровные крупные завитки акантового орнамента главенствуют в композиции. Ими украшены, например, «Родословное дерево А. и С.Денисовых» и «Притча о блудном сыне». Листья аканта сочетаются с теми же традиционными многолепестковыми цветами, яблоками-кругами, чашечками цветов, как бы наполненными горкой ягод, сидящими на ветках миленькими птицами Сиринами. Родословное дерево А. и С. Денисовых. Первая половина XIX в. Неизвестный художник.

Все поморские художники, отдавая предпочтение локальной раскраске предметов и деталей орнамента, постоянно прибегали к высветлению и размывке основного тона для создания светотеневого эффекта, для передачи игры складок одежды, для придания объемности предметам. Жертвоприношение Авраама. Конец 18 начало 19 века. Неизвестный художник Чернила, темпера. 55,6x40,3

Искусство рисованного лубка занимает особое место в системе народного изобразительного творчества по своему промежуточному положению между городским и крестьянским искусством. Развиваясь в среде крестьянских художников или в старообрядческих общежительствах, где подавляющая часть населения была также крестьянской по своему происхождению, рисованный лубок ближе всего стоит к городскому ремесленному искусству посада. Будучи искусством станкового характера рисованный лубок в определенной степени связан с искусством иллюстрации, а не украшения вещей, необходимых в быту, каким в подавляющем большинстве было крестьянское искусство, Отсюда его стремление к «картинности», в нем заметное влияние барочных и рокайльных приемов в композиционных построениях.

Значимость изучения рисованного лубка Знакомство с рисованными лубками призвано заполнить тот пробел, который существует в изучении народного изобразительного искусства XVIIIXIX веков. Столь актуальный в наши дни вопрос о путях дальнейшего развития народных художественных промыслов требует новых углубленных исследований, поисков подлинно народных традиций, внедрения их в художественную практику. Изучение малоизвестных памятников народного изобразительного искусства может помочь в решении и этих задач.

Литература: Иткина Е.И. Русский рисованный лубок. – М.: Издательство «Русская книга»,