Автор Денисова И.Н. Преподаватель ГБОУ НПО ПУ -1 г. Удомли Тверской обл.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бородинская битва на страницах романа "Война и мир» Барабанов Максим класс 10-1 ГБОУ 1828 « Сабурово »
Advertisements

Война 1812 года в судьбах русских писателей и в произведениях русской литературы.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Война 1812 года в судьбах героев Философия истории в романе- эпопее «Война и мир» Бородинское сражение- композиционный центр романа.
13. Название деревни, в которой военный совет принял решение оставить Москву. 1.Кто по национальности был Багратион? 2. Расположение войск под открытым.
Купрюхина З. Я. МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» 10 класс.
Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын. Как русский, - сильно, пламенно и нежно.
Работу выполнил Ученик 10 класса Першин Евгений. Для Льва Николаевича война 1812 года – прежде всего война освободительная, на которой русский народ противостоял.
- Здравствуйте, генерал! – сказал он (Наполеон). – Я получил письмо императора Александра, которое вы доставили, и очень рад вас видеть. – Он взглянул.
ТЕМА: Отечественная война 1812 года. 8 класс.. ЦЕЛИ: Ход Отечественной войны, героическая оборона российского населения. Ход Отечественной войны, героическая.
Презентация ученицы 6 кл. Кузьмоловской детской школы искусств Викуловской Арины «ИСТОРИЯГУСАРСКОГОКОСТЮМА» Ноябрь 2012 г.
М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель ( гг.) С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне.
ЧИТАЕМ 3 ТОМ «ВОЙНА И МИР» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского.
НАПОЛЕОН БОНАПАРТ ( ) Русская армия. Виды войск Пехота- Кавалерия- Артиллерия-
Авторы: ученики 7 класса. Но стали ж мы пятою твердой И грудью приняли напор… А.С.Пушкин.
Бородинское сражение в истории и романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В.
«Война и мир» как историческая хроника Изображение войны г.г.
Язык культуры разнообразен. Подготовка к сочинению-описанию по портрету О.Кипренский «Портрет Д. Давыдова» 1809 г.
26 августа 1812 г.. Бородинская битва – победа Франции или России?
Транксрипт:

Автор Денисова И.Н. Преподаватель ГБОУ НПО ПУ -1 г. Удомли Тверской обл.

Описание Бородинской битвы занимает в романе Л.Н. Толстого огромное место: около 60 страниц, 20 глав

Оно включает в себя «теоретическую» часть, где Толстой рассуждает о необходимости сражения, об ошибках командования и потерях с той и другой стороны.

«Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла»

Таким провокационным вопросом Толстой побуждает читателей задуматься об истинном смысле великой битвы, недоступном поверхностному взгляду официальных историков.

«Как ясно должно быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель».

«И столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное теряет Москву».

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны внимательно проследить за ходом мысли Толстого. Отметим, например, что описание самой битвы занимает только третью часть отведенных на Бородинское сражение глав.

Главы описывают день накануне сражения. Действие переносится то в ставку Наполеона, то в лагерь Кутузова, но большую часть этого дня мы проводим в обществе Пьера Безухова.

«25-го утром Пьер выезжал из Можайска». По пути он видит мужиков-ополченцев, «которые с громким хохотом, оживленные и потные, что-то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою»

Пьеру понятно стало, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения мужиков подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор.

Следующая очень важная для понимания смысла всего происходящего сцена – молебен перед иконой Смоленской Божьей Матери, которую сумели вывезти из захваченного французами Смоленска.

«Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе».

Эта сцена составляет явный контраст с театральным представлением, устроенным Наполеоном перед картиной, изображавшей сына императора. В сущности, Наполеон обожествляет самого себя и побуждает свою армию к поклонению себе.

«…он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли».

В это время Борис, с своей придворной ловкостью, с самым естественным видом сказал Пьеру: - Ополченцы – те прямо надели чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф! Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему.

Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, придвинувшись к нему, взял его за руку. - Очень рад встретить вас здесь, граф, - сказал он ему громко и решительно. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.

Князь Андрей думает о смерти, и в холодном белом свете этой мысли вся его жизнь представляется ему «волшебным фонарем с грубо намалеванными картинами»

«Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть отца и французское нашествие, захватившее половину России.

В уста Болконского Толстой вкладывает свои любимые мысли: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть» «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции» «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек» «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям»

«Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти»

Пока сражение не началось, поговорим о тех родах войск, которые будут в нем участвовать

«Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами» – кто это такие? Что такое «редут»? Что такое «флеши»?

Драгуны ( фр. dragon « драгун », букв. « дракон ») название конницы, способной действовать также и в пешем строю. В прежние времена под этим же названием понималась пехота, посаженная на лошадей. фр. конницы пехота лошадей

Парадным и повседневным головным убором во всех драгунских полках за исключением 16,17,18 (составлявших Кавказскую кавалерийскую дивизию) и Приморского полков, служила каска из черной лакированной кожи с волосяным гребнем.

Русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года делилась на тяжелую (кирасиры и драгуны), и легкую (уланы, гусары и конные егеря).

Кирасиры ( в буквальном переводе латники, фр. cuirasse латы ) род тяжелой кавалерии, одетой в кирасы. фр. кавалерии кирасы

Ула́ны наряду с гусарами род легковооружённой (в противовес кирасирам) новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (уланка) [ гусарамикирасирам кавалерии [

Редут – укрепление сомкнутого вида, как правило (но не обязательно) земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороныукреплениеваломрвом Флешь - полевое укрепление в форме тупого угла

Несомненно, гусары были в числе самых знаменитых героев войны 1812 года. У них очень необычная, запоминающаяся форма. Давайте рассмотрим ее повнимательнее.

Как называется головной убор гусар?

Черный, обшитый кожей кивер украшался белым султаном, шнурами этишкетами и р е п е й к о м. Кокарда делалась в виде круглой розетки из черной ленты с оранжевыми каймами и с металлической петлицей по цвету пуговиц. В лейб-гусарском полку на кивере был герб в виде двуглавого орла из красной меди. Подбородный ремень кивера покрывался плоской металлической чешуей.

Гусары впервые появились в Венгрии. Оценив красоту и декоративность гусарского мундира, государи других стран стали вводить их форму в своих армиях.

короткая (до талии) суконная куртка со стоячим воротником – д о л о м а н, поверх которого надевалась еще одна куртка - м е н т и к, узкие рейтузы - ч и к ч и р ы и короткие сапожки - б о т и к и, украшенные черной шерстяной кисточкой.

В снаряжение гусара также входила плоская сумка - "ташка", украшенная галуном и вензелем и крепившаяся к портупее. Основное холодное оружие рядового гусара - сабля в кожаных с железной оправой ножнах, с медным или железным эфесом, носимая на поясной портупее из красной кожи; огнестрельное оружие - два седельных пистолета.

Бородино 7 сентября 1812 года

Небольшое село в 120 км западнее Москвы стало местом самого кровавого сражения эпохи Наполеоновских войн

В КОНЦЕ БОЯ НА ПОЛЕ БРАНИ ОСТАЛОСЬ ТРУПОВ, И ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ, ХОТЯ И ОДЕРЖАЛА ФОРМАЛЬНУЮ ПОБЕДУ, ЗАПЛАТИЛА ЗА НЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ.

Само Бородинское сражение мы тоже видим глазами Пьера. Удивительно, но Пьер «восхищен красотою зрелища». Похоже, и сам Толстой заворожен картиной, разворачивающейся перед его мысленным взором. Главную красоту, как ни странно, производили дымы и звуки выстрелов.

Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы и с бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него.

Это же оживление заметно и на лицах людей, бывших на батарее. Слова «хохот», «веселые крики», «смех» постоянно встречается в описании ситуации на батарее.

Как обычно, Толстой использует прием сопоставления. Оживление там, где люди воюют, то есть заняты работой, увлечены боем. И совсем по-другому чувствуют себя люди, вынужденные стоять в резерве под градом пуль и ядер.

«Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли в бездействии, под сильным огнем артиллерии». Полк потерял около 200 человек, потом еще треть своих людей. «Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны».

-Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни. «Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма. – Я не могу, я не хочу умереть…» - Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят. - Стыдно, господин офицер! Какой… - он не договорил…

В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь. Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.

Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.

Пережитое страдание и было тем потрясением, которое заставило князя Андрея полюбить жизнь и людей. Даже встреча с недавним врагом Анатолем вызывает в нем «восторженную жалость и любовь к этому человеку» «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив».

Даже на Наполеона «страшный вид сражения, покрытого трупами и ранеными», произвел неожиданное впечатление. Он испытывал ужас перед противником, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения.

п

Литература: 1. Л.Н. Толстой «Война и мир» 2. История войн. Энциклопедия для детей Аванта - М. Астрель 2007 Интернет-источники: 1. a1988/mundiry.html 2. html