ТЕМА ДОКЛАДА: «МОТИВЫ ПОВЕСТИ «СТЕПЬ» А.П. ЧЕХОВА» ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ЗИНЧЕНКО АНАСТАСИЯ, 10 КЛАСС РУКОВОДИТЕЛЬ: СЕМЕЙНИКОВА С.А. МОУ Васильево-Шамшевская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
Advertisements

Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
«Футлярная жизнь» или жизнь без футляра?.. (по произведениям А.П. Чехова)
Чехов и Левитан Цель: познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и с картинами Левитана; рассказать о дружбе писателя и художника; попытаться обозначить.
В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе» 8 класс.
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Антон Павлович Чехов и его рассказы про степь. Писатель А.П.Чехов.
Наша Родина – Россия. Россия на карте мира Главная река России- Волга, ее зовут Волга- Матушка. Она начинается с маленького ручейка, а потом становится.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
ЧЕХОВ И ЛЕВИТАН – ВЕЛИЧАЙШИЙ ПИСАТЕЛЬ И ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК.
Стецкая Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная)
Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка.
Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом». Тема урока: Автор : Тарасова С. С., учитель русского языка и литературы. Дзержинск,
«Человек создан для счастья, как птица для полёта» Ключевые слова исследования: парадокс, феномен, очерк, художественные особенности, авторская позиция.
Есть несколько гипотез объясняющих происхождение человека: «Божественная» -человека сотворил Бог-сначала Адама, после Еву(из ребра Адама). Биологическая-эту.
Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
Антуан де Сент-Экзюпери «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». Авиатор и писатель «Для меня писать и летать – одно и то же»
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета.
Выполнила учитель МОУ Вареновская СОШ Неклиновского района Воскобойникова Е.Н.
Транксрипт:

ТЕМА ДОКЛАДА: «МОТИВЫ ПОВЕСТИ «СТЕПЬ» А.П. ЧЕХОВА» ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ЗИНЧЕНКО АНАСТАСИЯ, 10 КЛАСС РУКОВОДИТЕЛЬ: СЕМЕЙНИКОВА С.А. МОУ Васильево-Шамшевская СОШ 8 секция литературоведения

Цель исследования : сформировать на основе практического анализа текстового материала парадигму мотивов повести. Задачи: 1. Выявить тематические гнезда на основе ассоциативного анализа текста. 2. Определить закономерности, их языковое и смысловое выражение. 3. Сформировать систему мотивировочных гнезд произведения.

даль - этот пейзажный мотив тоже стал многозначительным у Чехова. С ним связана мысль о необходимом для человека постоянном стремлении вперед, к большой цели в жизни. С ним ассоциировалась и патриотическая дума писателя о светлом будущем родины.

Везде у Чехова мотив полета ассоциируется с мыслью о необходимости «крылатой» жизни человека с большим размахом - крылья должны поднимать человека над мещанскими буднями и обывательскими интересами, уносить его в просторы большой, полноценной, свободной жизни. Думается, что этот мотив крылатой, большой человеческой жизни генетически связан с наблюдениями Чехова за красивыми и мощными полетами степных птиц.

Творческое внимание молодого Чехова привлекла широкая степная дорога - «шлях». В описании этой дороги автор «Степи» вложил глубокий идейный смысл. Степная дорога, как и вся степь, поражает прежде всего необычайным простором. Этот простор наводит на «сказочные» мысли - по такой дороге должны шагать только люди- богатыри. «И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!» - заканчивает описание дороги Чехов. В широкой, могучей степи должны жить люди-богатыри, а в ней часто суетятся различные дельцы, стяжатели, хищники - Варламовы. Они потеряли человеческий облик, им непонятен смысл подлинно человеческой жизни на земле.

В повести «Степь» окружающая героев действительность подается через различные уровни мировосприятий. В то время, как взрослые решают свои прозаические бытовые и материальные проблемы, для мальчика Егорушки, впервые покинувшего маленький уездный городок, словно открывается дверь в удивительный сказочный мир. Здесь все одушевлено: степь то «улыбается» утреннему солнцу, то «томится» от летнего зноя; коршун, паря над землей, «вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни»; струйка ручейка бежит, «тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком»; поднятые ветром «два перекати-поля столкнулись в голубой вышине и вцепились друг в друга, как на поединке».

Во время полуденной остановки Егорушка услышал в степи печальную песню, и сначала ему показалось, «что это пела трава; в своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого- то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха.,.». Но выяснилось, что пела баба на краю селения. Эта сцена строится по законам фольклорного параллелизма. В лирических народных песнях увядшее растение обычно становится олицетворением героя, чья судьба погублена житейскими невзгодами.

Ассоциации, навеянные приемами фольклорного параллелизма, скрыты и в подтексте повести. И когда Чехов описывает, как томится степь от засухи, как она сетует, «что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные», то образ степи словно становится символом обездоленной народной Руси. Познакомившись потом с подводчиками, Егорушка увидит, что среди них немало людей самобытных и талантливых, но каждый по-своему несчастен и лишен возможности раскрыть лучшие свои потенциалы. Среди степного однообразия внимание Егорушки привлек «одинокий тополь» на вершине холма: «От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза». Егорушка, воспринимая и его как одушевленное существо, задумался: «Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное всю жизнь один, один...» (…) В чеховской повести пейзаж с тополем также перекликается с человеческой судьбой.

1.Мотивы повести « Степь» Антона Павловича Чехова : мотив полета, мотив простора, мотив дороги, фольклорные мотивы позволяют определить закономерность синтеза реалистического мировидения и глубокой философичности в манере автора, сделать анализ произведения более глубоким и открыть перспективы для дальнейшего исследования

1. А.П.Чехов. « Степь», М.,1987г. 2. Тамарли Г.М. Импрессионизм Чехова, М.1976г.