Урок 4 Автор Скворцова Т, Н., учитель литературы МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классицизм в русском (литературном) искусстве.
Advertisements

Русская литература 18 века Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века. Учитель русского языка и литературы.
Ренессанс Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерно начало XIV последняя четверть XVI веков. Отличительная.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
Изобразительное искусство классицизма. КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной.
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин. В. И. Федоров называет четыре периода: I период литература петровского времени. Она еще носит переходный.
Основные литературные направления. Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. И.Н. Никитин.Портрет Пётра I В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало. Алимова Алла Викторовна – учитель русского языка и литературы Гимназии 56 Петроградского.
Художественная культура России 2 половины 18 века.
Литература XVIII века Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская общеобразовательная.
Основные литературные направления Урок литературы в 9 классе.
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин.
Классицизм в архитектуре Петербурга Ученица 11 класса Мягкова Наталья.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Петергоф. © Виноградова Наталья, Чурина Елена. Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф» Памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает.
Мария Будяк 7 «Б». На рубеже XVII - XVIII веков Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили.
Скульптура России второй половины 19 века
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Русская литература XVIII века. Историческая эпоха.
Транксрипт:

Урок 4 Автор Скворцова Т, Н., учитель литературы МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области

Основные черты классицизма : обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону, вера в мощь человеческого разума. классицизм - антитеза традиции Возрождения (с утратой единства чувства и разума была утрачено эстетическое переживание мира как гармоничного целого). понятия «общество» и «личность», «человек» и «природа», «стихия» и «сознание», становятся взаимоисключающими. в 17 в. классицизм развивается в острополемическом взаимодействии с барокко. Лишь во Франции сложился в целостную стилевую систему. В 18 в. стал общеевропейским стилем. в основе эстетики классицизма - принципы рационализма. Художественные произведения - плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Эстетической ценностью в классицизме обладает лишь неподвластное времени. этические нормы героев классицизма: стойкость перед жестокостью судьбы, подчинение личного общему, страстей долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. ориентация на разумное начало определила строгую иерархию жанров от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие границы и чёткие формальные признаки. - стиль в европейском искусстве 17 начала 19 вв.

Лондонский особняк Остерли-парк. Андреа Палладио. Для архитектуры классицизма характерны следующие черты: горизонталь преобладает над вертикалью; композиционно выделяется ось симметрии; фасад имеет трехчастное деление с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми ризалитами; украшен фасад ордерным декором, пилястрами, капителями, карнизами; преобладают четкие геометрические формы (треугольный фронтон, полукруглая арка, прямоугольные окна и др.).

Образец зрелого классицизма в архитектуре - восточное крыло Лувра (арх. К. Перро и Л. Лево). Протяженность почти 200 м, фасад расчленен центральным и двумя боковыми ризалитами и украшен сдвоенными колоннами коринфского ордера. Колонны поддерживают высокий антаблемент, а опираются на монументальный и гладкий цоколь с редко расположенными окнами. Центральный ризалит богато декорирован и завершается треугольным фронтоном. Здесь впервые применили горизонтальное перекрытие с плоской крышей, точно копируя античные постройки. Восточный фасад Лувра Клод Перро ( годы)

Версаль. Франция. Дворец молодого Людовика XIV, Короля-Солнце. Самая главная и величественная часть в Версале это не его дворец, а парк. Вся его территория составляет чуть более 100 гектаров. В парке Версальского дворца расположено огромное количество скульптур, террас, площадок, беседок и прочих парковых атрибутов. Всю его территорию пронизывает сеть каналов, которую часто называют Маленькой Венецией. Отдельного внимания заслуживают фонтаны, которые можно сравнить разве что с фонтанами Петергофа.

Вид на Дом инвалидов с высоты птичьего полёта В 1672 г. в честь перехода французских войск через Рейн Ф. Блондель возводит первую в Париже триумфальную арку, так называемые ворота Сен-Дени. Выполнена с подчеркнутой лаконичностью.

Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636)Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784). Основные элементы формы линия и светотень (особенно в позднем классицизме, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика к чистой линеарности). Локальный цвет чётко выявляет предметы и пейзажные планы (коричневый для ближнего, зелёный для среднего, голубой для дальнего планов), что приближает пространственную композицию живописного произведения к композиции сценической площадки.

Антонио Канова. Амур и Психея ( ) Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817). Чёткая разграниченность планов в скульптуре. Пластика, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, отличается сглаженностью форм. Момент движения в позах фигур обычно не нарушает их пластичной замкнутости и спокойной статуарности.

Музыка периода классицизма и 1820 годы. Понятие классицизма в музыке связано с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена (венские классики). Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем. Музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум. Гайдн Франц Йозеф ( ), австрийский композитор. Во́льфганг Амаде́й Мо́царт..27 января 1756, Зальцбург 5 декабря 1791, Вена австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Лю́двиг ван Бетхо́вен крещён 17 декабря 1770, Бонн, Вестфалия 26 марта 1827, Вена немецкий композитор, дирижёр и пианист.

Основатель поэтики классицизма - француз Франсуа Малерб ( ), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин ( ), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер ). Памятник Пьеру Корнелю на Площади Часов в Авиньоне, Франция

Никола Буало. Бюст работы Ф. Жирардона. Париж, Лувр Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джо Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера ( 21 ноября 1694, Париж 30 мая 1778, Париж, имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ один из крупнейших французских философов- просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства ) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.

В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. обращение к "естественности" выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. идеальным окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка. определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь. гражданский пафос и лиричность сочетались в пластике, в мифологической живописи, декоративных пейзажах. конец века - в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры. для поздней фазы классицизма ампира – характерны: в живописи - мужественный драматизм исторических и портретных образах (революционеры), вырождается в официально-апологетическое или сентиментально-эротическое салонное искусство; в архитектуре - нарастает пышная репрезентативность.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения (идеи равенства и справедливости). Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин) В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина Развивался классицизм в России постепенно, наибольшего расцвета он достиг в начале 19 века, тогда он пользовался и наибольшей популярностью. В годы правления Екатерины II классицизм чуть ли не насаждался, поскольку просвещенная правительница поддерживала его проявления в дизайне и архитектуре, и всячески способствовала его распространению. Оказавшись свежей волной после вычурного и изысканного барокко, классицизм легко нашел своих последователей и приверженцев.

Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч.Камерон Отличительные черты классицизма - простота, ясность, геометризм форм. Архитекторы классицизма обратили свои взоры на величественную простоту, внушительность и изящество античной архитектуры. Перенимали не только формы зданий, колонны, отделку, но и сам принцип архитектоники. Фасады зданий строились в виде греческого ордера (главным несущим элементом конструкции использовались колонны, а на них лежал антаблемент, состоящий из карниза, фриза и верхней балки, которая лежит на колоннах – архитрава). Старые стили (барокко и рококо) делали строительство трудоемким. В Европе уже начали строить в классическом стиле, для большего утверждения силы и могущества страны и было решено использовать в строительстве новый стиль. Павловский дворец. Арх. Ч. Камерон

Джакомо Кваренги родился на севере Италии. Обучался живописи в Риме, затем изучал архитектуру. В январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе ( ), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра ( ), Академии наук ( ), Ассигнационного банка ( ), Иностранной коллегии. При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец ( ). В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж ( ), здание «Кабинета его величества» ( ), Мариинская больница для бедных ( ), здания Екатерининского института благородных девиц ( ) и Смольного института благородных девиц ( ). Его работы характернейший пример зрелого классицизма в русской архитектуре. К последним годам творчества мастера относится постройка временных деревянных триумфальных ворот за Нарвской заставой в честь победы над Наполеоном. Д. Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Орловский А.О. Портрет архитектора Дж. Кваренги в красном камзоле е.

Академия наук в Санкт-Петербурге. Арх. Дж. Кварнеги Дж. Кваренги. Здание Ассигнационного банка

В.Баженов - дом Пашкова на Ваганьковском холме против Кремля, церкви в селах Стоянове, Быкове, Виноградове, Михалкове, Михайловский замок, Дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве. У истоков русского классицизма стояли архитекторы В.Баженов, М.Казаков и И.Старов. Именно в построенных ими зданиях определились признаки классической архитектуры.

М.Казаков. Петровского дворца, М. Казаков. Здания Сената в Кремле Церкви Митрополита Филиппа, Здание Благородного собрания

И. Старов (1748 – 1808). Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге

Казанский собор Санкт-Петербурга. Арх. А. Воронихин Невские ворота Петропавловской крепости. Арх. Н.Львов Если в XVIII веке еще чувствовалось некоторое влияние барокко в отделке зданий, то ближе к XIX веку архитекторы русского классицизма уже окончательно определились и создали исключительно классические типы зданий. Это в первую очередь это были дворец и большой жилой дом. Их использовали при строительстве помещичьих владений за городом и парадных городских дворцов. Русский классицизм тем и отличается от мирового, что, взяв за основу достижения иностранных архитекторов, русские придали архитектуре свои отличительные черты, а именно: вместе с классикой в России использовали эклектику – сочетание разных стилей. Искусство создавать дворцово-парковые комплексы за городом – тоже вклад русского зодчества в художественную культуру мира. При строительстве усадеб архитектор Н.Львов использовал палладианство по-русски

Петергоф. Южный берег Финского залива. Основан Петром I в 1709 как летняя царская резиденция Дворцово-парковый ансамбль XVIIIXIX веков бывшая загородная царская резиденция.

Большой каскад - своеобразное фонтанное обрамление парадного входа в Большой Петергофский дворец - представляет собой выдающийся образец синтеза неподвижной скульптуры и стремительно льющейся воды. Включает в себя 64 фонтана, 255 скульптур и барельефов. В состав каскада входят три водопадные лестницы, объединенные гротом. Композиция каскада подчинена единому художественному замыслу – прославлению победоносного могущества России г. (по личным эскизам Петра I и разработанным на их основе чертежам И. Браунштейна) г.

Большой каскад. Самсон. Классическое искусство отличает четкость, порядок, равновесие, симметрия и достоинство.

Римский фонтан Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны (более 150 фонтанов и 4 каскада): Большой каскад с фонтаном «Самсон» перед ним, парные фонтаны «Чаши», фонтаны «Мраморные скамьи» и «Воронихинские колоннады», Морской канал с Аллеей фонтанов, каскад «Шахматная гора», фонтан «Оранжерейный», Римские фонтаны, фонтан «Адам», фонтан «Сноп» и фонтаны «Колокола», фонтан «Солнце», фонтан «Пирамида», фонтаны-шутихи, каскады «Львиный» и «Золотая гора», фонтан «Фаворитный», фонтан «Ева», фонтан «Китовый», «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Клоши».

Верхним парком, расположен перед южным фасадом Большого дворца. Прямоугольный по форме, он занимает 15 гектаров и служит своеобразным парадным подходом к Большому дворцу. Верхний сад представляет собой типичный регулярный сад первой половины 18 века, в котором использованы характерные для регулярных садов и парков декоративные элементы – партер, боскеты, перголы и берсо (крытые аллеи и беседки), геометрической формы пруды, фонтаны и статуи. Парадность Верхнего сада подчеркнута его оградой: 150 массивных кирпичных столбов, украшенных рельефными львиными масками, чередуются со звеньями из деревянных копий.

Нижний парк-регулярный парк (102 га) на берегу Финского залива закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Морской канал от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части. В парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей: Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, Большая оранжерея с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами «для поваренных трав», дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Петергоф. Монплезир. Петергоф. Петродворец. Марли.

Ф. Рокотов. Портрет Александры Струйской Д. Левицкий Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской 1773 В. Боровиковский Портрет князя А. Б. Куракина 1801–1802 Излюбленной областью применения творческих сил русских мастеров XVIII века становится портрет – парадный, камерный, парный.

А. Лосенко. Владимир и Рогнеда 1770 Г. Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным Русский классицизм в живописи наиболее ярко проявился в произведениях исторического и мифологического жанров (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмое, И. А. Акимов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, ранний А. А. Иванов).

А. Иванов. Явление Христа народу К Брюллов. Последний день Помпеи Классицизм как наследник античности относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.

И. Мартос. Монумент Минину и князю Пожарскому Ф. Гордеев. Прометей (Гипс)1769 В изобразительном искусстве развитие русского классицизма тесно связано с петербургской Академией Художеств (основана в 1757). Скульптура русского классицизма представлена "героической" монументально-декоративной пластикой, составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой, исполненными гражданского пафоса памятниками, элегически-просветлёнными надгробиями, станковой пластикой (И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновскии, С. С. Пименов, И. И. Теребенёв).

Э. Фальконе Памятник Петру I в Петербурге М. Козловский. Памятник Суворову

Ф. Шубин. Портрет Екатерины II 1783 Ф. Шубин. Бюст А. М. Голицына 1773 Некоторые черты классицизма присущи также тонкопсихологическим скульптурным портретам Ф. И. Шубина.

четыре периода: I период литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность интенсивный процесс обмирщения (т. е. замены литературы религиозной литературой светской). II период ( ) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. III период (1760-е первая половина 70-х годов) дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. IV период (последняя четверть века) начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций»

Литература петровского времени Первая отечественная газета «Ведомости» Учебники («Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого) Главные жанры: ораторская проза политические трактаты («Рассуждение...» П. Шафирова, «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича, проповеди, направленные против реформ Петра I, Михаила Авраамова, Стефана Яворского) драматургия («комедийная хоромина» на Красной площади, школьный театр). переводные пьесы (комедии Мольера «О докторе битом», «Амфитрион»). Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир». Герой пьесы Прокоповича прославляется как реформатор. Стихотворство (Д. Ростовский, Ф. Прокопович. Особое значение приобрел жанр повести («гистории») «Гистория о российском кавалере Александре», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Особенности Для всех произведений характерны языковая пестрота, варваризмы, славянизмы. Одним из самых образованных людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»). Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.

( ) Антиох Дмитриевич Кантемир ( ). В его сатирах отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность. («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «Об опасности сатирических сочинений» и др.). В сатирах осмеиваются пустая паразитическая жизнь, грабеж власть имущими своих подданных, другие общечеловеческие пороки. Им было написано девять сатир, несколько басен, переводов. В. Г. Белинский о Кантемире: он «первым свел поэзию с жизнью». В. К. Тредиаковский ( ), автор произведений «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России», «Элегия о смерти Петра Великого». Его вклад в развитие русской литературы и формирование классицизма начинается с публикации «Езды в остров Любви». В оде «О непостоянстве мира» мысль о том, что ничего нет на свете постоянного и вечного, кроме Бога. Первая ода, написанная по правилам европейского классицизма, называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска», а лучшим считается стихотворение «Вешнее тепло». Наиболее крупное произведение «Тилемахида». Радищев писал: «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, а в Тилемахиде найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы».

М. В. Ломоносов ( ) один из первых теоретиков классицизма, ученый- экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трех штилей. Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии одах. Поэт убежден, что науки, которые он воспевал в своих произведениях, сделают людей счастливыми, вот почему он выступает как неутомимый и яростный защитник просвещения. Белинскому назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы». Ломоносов и Тредиаковский основали две линии в развитии русской поэзии магистральную и боковую, одна из них связана с расцветом четырехстопного ямба, другая с экспериментальными поисками и обогащением ритма русской поэзии. Александр Петрович Сумароков ( ) - один из теоретиков русского классицизма (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»), автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), близкой к разговорному языку, автор трагедий (9 трагедий «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», «Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец», «Мстислав»). Главное в них борьба страсти и разума, долга и личных чувств. Он автор комедий («Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый»), автор басен (им написано, как известно, около 400 басен «Безногий солдат», «Терпение», «Война Орлов», «Жуки и Пчелы», «Сова и рифмач» и др.). Сумароков - родоначальник стихотворного басенного жанра. «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время», писал В. Г. Белинский.

(1760-е первая половина 70-х годов ). В обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. «Литературно-стилистическое выражение... эпохи русского Просвещения суммарно можно было бы назвать постклассицизмом: здесь мы встречаем и элементы сентиментализма в классицизме, и перерастание классицизма в реализм, и черты предромантизма...» (П. Н. Берков) Тогда же, постигнув «стихов российских механизм», поэты демонстрируют исключительную изобретательность в создании разных поэтических форм. Активно развивались пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В. И. Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх»). В жанре повести выступил М. Д. Чулков. Издаются литературные журналы М. Д. Чулкова («И то, и сио»), В. В. Тузова («Смесь»), Н. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М. М. Херасков, создатель «Россияды» русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук»)

Последняя четверть XVIII века. Литература развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). Расцветает комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина ( ) автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль». Творчество Г. Р. Державина ( ), перу которого принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Ее Величества, сочиненная во время войны и бунта 1774 года», «Фелица»). («Река времен», «Признание», «Властителям и судиям». Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка. Белинский так определил его роль в русской литературе: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым его именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед» А. Н. Радищев ( ), автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Баснописец И. А. Крылов ( ), среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра»), комедии («Сочинитель в прихожей», «Проказники», позднее «Модная лавка», «Урок дочкам»).

Н. М. Карамзин ( ) возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. По высказыванию В. Г. Белинского, он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирика. Все это позволило А. С. Пушкину сказать: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности». Белинский считал, что Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумел «заохотить русскую публику к чтению книг». И. И. Дмитриев ( ) автор песен, сатир, басен. Особой популярностью пользовались его песни («Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветов боле розу я любил...»), но главное место занимали в его творчестве басни, современники называли его русским Лафонтеном («Два голубя», «Искатели фортуны», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Мудрец и Поселянин» и др.).

Литературное направление Отношение к человеку 1. Классицисты Их человек это прежде всего человек общественный. Его поведение обусловлено одним требованием служением обществу. Характер становится образным воплощением основных идей, формируется под их влиянием 2. Сентименталисты (Н. М. Карамзин) Их человек живет личной жизнью. Долг перед государством и обществом заменяется долгом перед собою. Человек не обязан жертвовать собой ради государства или монарха, не обязан подавлять чувства, не совместимые с идеей гражданственности либо просто частные. Смысл бытия в том, чтобы уметь видеть, чувствовать, откликаться на явления бытия, стать вместилищем тонких чувств. Человек совершенный это человек, умеющий страдать, любить, сожалеть, прощать, сочувствовать, сопереживать. 3. Просветители- реалисты (Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев). Плюрализм в подходе к человеку: характер и среда соотносятся в свете воздействия на них многих сил. Общество это не «герои» и «толпа» (безусловно положительные и безусловно отрицательные). Характеры формируются, не рождаются уже готовыми, а среда определяет их формирование. Задача художника воссоздать формирование социально-типических характеров.

Чем же так отличается русский классицизм от европейского? Он удивительно гармонично сочетает в себе идеалы античности и собственной русской, даже православной культуры. В России трудно провести четкую границу между классическим искусством и следовавшим за ним неоклассицизмом, настолько тщательно и велико было переосмысление античной и европейской культур. Россия стала перекрестком всех классических направлений: от аскетического немецкого цопфа до наполеоновского ампира. Художники и скульпторы, кроме античности, чаще, чем их европейские коллеги, обращаются к библейским преданиям и героям (фонтан «Самсона» и полотно «Явление Христа народу»). К концу классического периода уже появляются работы, основанные на событиях отечественной истории (памятник Суворову, Минину и Пожарскому). В этих работах символизм и пафос античных поз сочетается с героизмом российских исторических личностей, именно на их примере, а не на абстрактных мифологических героях, идет воспитание нового поколения.

Современный нам мир создавался в период классицистических взглядов. Классицизм взбудоражил всю континентальную и островную Европу, породив взлет всех жанров и отраслей искусства, дал толчок к новым открытиям в науке, философской мысли. Духовное наследие классицизма велико, а само направление популярно и по сей день особенно в дизайнерском искусстве, где более всего необходимы классический рационализм и гармония. Дав свою интерпретацию классицизма, каждый народ вместе с тем воспринял общие идеи гуманизма, величия разума и необходимости просвещения, которые не смогла уничтожить череда воин и конфликтов бурного XX столетия. Это культурное наследие объединило разные по своему характеру и быту народы.

1. Закончить конспект статьи Г. Макогоненко в учебнике. Подготовить рассказ о периодах развития литературы XVIII века. 2. Подготовить сообщение о Мольере. 3. Прочитать пьесу «Мещанин во дворянстве».

Классицизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия. М.; Просвещение, Москвичёва Г. В. Русский классицизм. М., Фёдоров В. И. Русская литература XVIII века. – М., 1990 Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 9 кл. / Авт-сост. Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. - М.; Просвещение, 2004.