П РОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Татьяна Викторовна Рыжова, преподаватель кафедры дошкольного образования СПб АППО Санкт-Петербург 2011
Н ОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФГТ к структуре ООП ДОО (приказ 655 от 23 ноября 2009 г.) Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от ; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН ", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России 91 от Письмо Минобразования России от 5146ин/1403 ; Письмо Минобразования России от /1912 "О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого- педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого- педагогической ценности игр и игрушек"); Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.); Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
Р АЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ТЕОРИЯ ВОПРОСА Педагогика среды (С. Т. Шацкий), Общественная среда ребенка (П. П. Блонский), Окружающая среда (А. С. Макаренко) Среда Внешние условия Внутренние условия
Социокультурное пространство Образовательное пространство Комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве Единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка Комплекс материально-технических, санитарно- гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых Р АЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ТЕОРИЯ ВОПРОСА
Р АЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА С ВОЙСТВА Гибкость Непрерывность Вариативность Открытость Интегрированность Совместная деятельность
Р АЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Образовательное пространство Креативное пространство Коррекционное пространство Коммуникативное пространство Развивающее пространство
Р АЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА интеллектуального развития и творчества компьютерное пространство физического развития экологического развития игрового развития
Э ЛЕМЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ архитектурно-ландшафтные природно-экологические объекты художественные студии игровые и спортивные площадки и их оборудование игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения
М ОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Организация предметов и оборудования в пространстве Предметное содержание (игры, пособия, оборудование) Организация во времени (изменения, вносимые в среду)
З АДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться; ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; искать пути, способы и средства раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности; ориентироваться на активные методы воздействия на личность
П РИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Требования к проектированию развивающей среды и принципы ее построения (М.Маханева): Учет индивидуальных социально- психологических и возрастных особенностей детей Организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве Учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей Развитие любознательности и творческих способностей Всемерное развитие эмоциональной личностной сферы ребенка
П РИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ организация зон приватности; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная адресованность оборудования и материалов
П РИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Дистанции, позиции при взаимодействии Активности, самостоятельности, творчества Стабильности, динамичности Комплексирования и гибкого зонирования Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия Сочетания привычных и неординарных элементов Открытости - закрытости Учёта половых и возрастных различий детей
П РИНЦИП ДИСТАНЦИИ, ПОЗИЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Личностно- ориентированная модель Установление контакта
Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей П РИНЦИП АКТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСТВА
П РИНЦИП СТАБИЛЬНОСТИ, ДИНАМИЧНОСТИ Сохранение общей, смысловой целостности Возможность изменения Развивающая среда
П РИНЦИП КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ И ГИБКОГО ЗОНИРОВАНИЯ Возможность построения непересекающихся сфер активности
П РИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОМФОРТНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ взаимодействие с различными элементами повышение функциональной активности ребёнка разнообразные и меняющиеся впечатления
П РИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ПРИВЫЧНЫХ И НЕОРДИНАРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДЫ Различные культуры – восточная, европейская, американская. Разные стили – одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистический, абстрактный, комический и т. д.
Открытость природе Открытость обществу Открытость культуре П РИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – ЗАКРЫТОСТИ
П РИНЦИП УЧЁТА ПОЛОВЫХ И ВОЗРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ ДЕТЕЙ
П РИНЦИП СВОБОДЫ - ПРАВО РЕБЕНКА НА ИГРУ. П РЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ЗОНУ « БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ».
А ЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Продумать последовательность внесения изменений Изучить интересы и предпочтения детей Разместить мебель по плану Определить пространственное размещение, составить план-схему Провести ревизию имеющегося оборудования Составить перечень дополнительного оборудования Подбор учебно-методических пособий, игр, игровых материалов, спец. оборудования Цель, задачи
В АРИАНТЫ ( МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППЫ ) Познавательная Хозяйство тётушки Швабры (Туалет) Видеосалон (Группа) Птичий двор (Г) Рыбхоз (Г) Коллекционерная (Спальня) Автосалон (Г) Зелёный паровоз (Г) Таинственная дверца (Г) Лаборатория Знайки (С) Бюро погоды (Г) Книжкин склад (Г) Зоосад на шкафчиках (Прихожая)
В АРИАНТЫ Коммуникативная Чайный столик (Г) Семейная гостевая (П) Именинный стул (С) Островок невезения (Г) Бюро находок «Маша-растеряша»(П) Звенящие занавески (Г) Домик неприкосновенности (Г) Уголок уединения (С) Уютный диванчик (Г) Зеркало-портрет (П) Супермаркет «777» (С) Визитная книга (П)
В АРИАНТЫ Оздоровительная Спортивный островок (П) Стимулятор движения «Бубенчик» (П) Фитоподушка (С) Солнечный витражик (П) Коктейль-бар «Какаду» (Г) Воздушный аквариум (С) Кафе «Сладкоежка» (Г) Лечебница «Пилюлькина» (С) Музыкальный салон «Потапыча» (Г) Дневник настроения (П) Зелёный оазис (Г)
В АРИАНТЫ Творческая Вернисаж (П) Театр Буратино (П) Конструкторская (Г) Стена художеств (Г) Сундучок Мурлокотама (Г) Песочный дворик (Т) Напольная мозаика (Г) Кладовая Лесовичка (П) Супердом (С) Рукодельница (С) Смак (Г) Салон «Очарование» (П)
Л ИТЕРАТУРА Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, с. М. Н. Полякова Создание предметно-развивающей среды в ДОУ: Методические рекомендации. – Центр педагогического образования, Москва, 2008 Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. Сост. Н. В. Нищева. – Детство-пресс, СПб, 2006 Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Детский сад будущего: Методическое пособие. - Творческий Центр Сфера, Москва, 2010 Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание С. 79. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. М., Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика