Жанр басни.И.А.Крылов «Ворона и Лисица» (урок литературы в 6 классе) Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 17 Г.Рузаевка Республики Мордовия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Карточка 1 1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает? Проворонить – значит _________________________________________. 2. Человека, который.
Advertisements

Обличение человеческих пороков в баснях И.А.Крылова.
«Люблю, где случай есть пороки пощипать» И.А. Крылов.
Внеклассное мероприятие по литературе классов Представление баснописца И. А. Крылова Великий баснописец.
Учитель русского языка и литературы – Миминошвили Малхаз Кукуриевич.
Иван Крылов «Его басни переживут века» К.Н.Батюшков.
Нестандартный урок с элементами викторины. Урок: Литературное чтение по учебнику О.В.Кубасова «Литературное чтение» УМК «Гармония» 4 класс Яковлева Елена.
«Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино…» Н.В.Гоголь.
Басни И. А. Крылова. Выполнила: Лапина Л.В. Учитель МОУ «СОШ 89» Г. Барнаула.
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по - русски говорят.
ВОРОНА И ЛИСИЦА Иван Андреевич Крылов Басня
Басня ВОРОНА И ЛИСИЦА Иван Андреевич Крылов.
2 февраля 1769, Москва 9 ноября 1844, Санкт- Петербург) русский поэт, баснописец, переводчик, писатель. 2 февраля1769 Москва9 ноября 1844Санкт- Петербургбаснописец.
Елена Александровна Шамаро, учитель русского языка и литературы МБОУ – Погарская СОШ 1.
Урок литературного чтения 3 класс разработала учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г.Приозерска Ленинградской области Елецких.
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. М.Исаковский.
ВОРОНА И ЛИСИЦА Иван Андреевич Крылов Басня
? В каких произведениях рассказывается о животных? Приведите примеры сказки, стихотворения, рассказа, загадки…
Игровое полотно Афоризм Кто есть кто Мораль сей басни такова Литературо ведам История басни
Басня Басня Это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – иносказательное.
Транксрипт:

Жанр басни.И.А.Крылов «Ворона и Лисица» (урок литературы в 6 классе) Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 17 Г.Рузаевка Республики Мордовия

Тема урока: Жанр басни. И.А. Крылов Жанр басни. И.А. Крылов «Ворона и лисица» «Ворона и лисица»

Эзоп Эзоп (др.-греч. Aesop) полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э… Эзоп (др.-греч. Aesop) полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э…

Жан де Лафонтен Жан де Лафонтен( ) знаменитый французский баснописец. Жан де Лафонтен( ) знаменитый французский баснописец. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое, и рисует тонко и метко; но в то же время его звериные типы в высшей степени выдержанны и художественны сами по себе. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое, и рисует тонко и метко; но в то же время его звериные типы в высшей степени выдержанны и художественны сами по себе.

Кто не слыхал его живого слова? живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. все сильней. Сокровищница мудрости народной Сокровищница мудрости народной В них людям открывалась до конца, В них людям открывалась до конца, И голос их прямой и благородный И голос их прямой и благородный К добру и правде открывал сердца. К добру и правде открывал сердца. Все знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой вольной и счастливой Народ его и родина его. М. Исаковский М. Исаковский

Жизнь и судьба И.А. Крылов ( ) родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил армейский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. И.А. Крылов ( ) родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил армейский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Будущий баснописец не учился в школе. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Будущий баснописец не учился в школе. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. И.А. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным. И.А. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

Наследие баснописца И.А. Крылов написал более 200 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель все свои сюжеты. И.А. Крылов написал более 200 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель все свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, И.А. Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов …» По воспоминаниям одного из современников, И.А. Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов …»

Наследие баснописца Басни начал писать в 1805 году, перевёл две басни французского баснописца Лафонтена. Басни начал писать в 1805 году, перевёл две басни французского баснописца Лафонтена. В 1806 году он напечатал только три басни. В 1806 году он напечатал только три басни. В 1808 году им было издано уже 17 басен. В 1808 году им было издано уже 17 басен. В 1809 году был опубликован первый сборник. В 1809 году был опубликован первый сборник. Всего до конца жизни он написал 205 басен, которые были объединены в девять книг. Всего до конца жизни он написал 205 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней - последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора. Работал он до последних дней - последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Последний приют Могила И.А.Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре Могила И.А.Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре ( Санкт-Петербург) ( Санкт-Петербург)

«ВОРОН И ЛИСИЦА» Вам эта басня не показалась знакомой? Вам эта басня не показалась знакомой? Почему подумали именно о басне «Ворона и Лисица»? Почему подумали именно о басне «Ворона и Лисица»? Чем эта басня похожа на рассказ? Чем эта басня похожа на рассказ? Чем она похожа на сказку? Чем она похожа на сказку? И всё-таки басня – это не рассказ, не сказка, не анекдот. А что тогда? И всё-таки басня – это не рассказ, не сказка, не анекдот. А что тогда?

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

«Ворона и Лисица» Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала.

Карточка 1 1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает? Проворонить – значит _________________________________________. 2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________ ______________________________________________________________ 3. Сравните свои догадки с мнением В.И.Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение). 4. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах? Ворона за море летала, да вороной и вернулась. Пугана ворона и куста боится. Не летать вороне в высокие хоромы. _______________________________________________________________

Карточка 2 На ель Ворона взгромоздясь, На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась… Задание: 1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться. ____________________________________________ _______________________________________________________ _______ 2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь? ___________________________________ _______________________________________________________ _______ 3. Какой можно представить себе Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь?

Карточка 3 - Голубушка, как хороша! - Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрушки! Какой носок! Какие пёрушки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, - Ведь ты б у нас была царь-птица! Ведь ты б у нас была царь-птица! 1. Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону._______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________ 2. Какой мы представляем Лисицу, слушая её речь? _____________________________________________________ _____________________________________________________ _________________________________________________

тяжёлая неуклюжая крупная громкоголосая голубушка светик петь мастерица царь-птица ирония Ворона глупая и тщеславная

Карточка 4 Русский народ образовал множество слов и выражений от слова лиса. Прочитайте их и объясните, что они значат? Лисить - ______________________________________________________ Он облисит кого угодно - _______________________________________ Налисил и напел сладко - _______________________________________ Лису петь - ___________________________________________________ Проверьте себя. Переносное значение слова лисица В.И.Даль объясняет так: Лисица - хвастуха, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра, корыстный льстец. Лисица - хвастуха, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра, корыстный льстец.

плутовка проныра льстец хитроумная сообразительная находчивая победительница

Сравним басни Эзопа и Крылова - Что общего у этих басен? - Что общего у этих басен? - Чем они различаются? - Чем они различаются? - Где стоит поучительная часть? - Где стоит поучительная часть? Сравните поучительные части. Одинаков ли смысл басен у Эзопа и Крылова? Сравните поучительные части. Одинаков ли смысл басен у Эзопа и Крылова?

Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Аллегория – это изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Аллегория – это изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

«К другу моему» (1793 г.) Чинов я пышных не искал И счастья в том не полагал, Чтоб в низком важничать в народе,- В прихожих ползать не ходил. Мне чин один лишь лестен был, Который я ношу в природе,- Чин человека. И.Крылов И.Крылов

«Дедушка Крылов» В северной части Летнего сада, на небольшой площадке находится памятник великому русскому поэту- баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В северной части Летнего сада, на небольшой площадке находится памятник великому русскому поэту- баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник был открыт 12 мая 1855 года и вот уже полтора века остается любимым местом у посетителей Летнего сада. Его называли "Дедушкой Крыловым" 19 веке, называют так и сейчас. Памятник был открыт 12 мая 1855 года и вот уже полтора века остается любимым местом у посетителей Летнего сада. Его называли "Дедушкой Крыловым" 19 веке, называют так и сейчас.

В.Г.Белинский о Крылове «Слава И.А. Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

Домашнее задание: 1. Статья учебника «Басня как эпический жанр». 2. Выразительное чтение басни наизусть.

«Из каких басен Крылова взяты эти строчки?»

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( («Ворона и Лисица»)

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт и выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)

У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок»)

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза. («Стрекоза и Муравей»)

Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)

Голодная кума Лиса залезла в сад; в нём винограду кисти рделись. («Лисица и виноград»)

Закончи строчку из басни Крылова 1. «А Васька слушает …». 2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно…» 3. «Хоть видит око, да зуб…» 4. «Ай, Моська, знать, она сильна…» 5. « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело…»

Использованная литература В мире литературы. 6 кл. В 2 частях: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. А.Г. Кутузов,-11-е изд.-М.: Дрофа, 2010 В мире литературы. 6 кл. В 2 частях: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. А.Г. Кутузов,-11-е изд.-М.: Дрофа, 2010 Рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии под ред. А.Г.Кутузова в двух частях/ З.Б.Абдуева, Н.И.Сарычева.- М.:Дрофа,2010. Рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии под ред. А.Г.Кутузова в двух частях/ З.Б.Абдуева, Н.И.Сарычева.- М.:Дрофа,2010. Литература. 6 класс: поурочные разработки по учебнику А.Г. Кутузова Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель,2007 Литература. 6 класс: поурочные разработки по учебнику А.Г. Кутузова Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель,2007 Ельцова О.В. Поурочные разработки по литературе по программе А.Г.Кутузова: 6 класс.-М.:Вако, Ельцова О.В. Поурочные разработки по литературе по программе А.Г.Кутузова: 6 класс.-М.:Вако, Н. Литературные викторины. – С-Пб., Н. Литературные викторины. – С-Пб., images.yandex.ruбасни крылова иллюстрации images.yandex.ruбасни крылова иллюстрации «Лисица и виноград» «Лисица и виноград» Е. Рачева к басням И. Крылова. Е. Рачева к басням И. Крылова. памятник Крылову памятник Крылову портрет Крылова портрет Крылова «Квартет» «Квартет» и Лисица» и Лисица» «Свинья под дубом» «Свинья под дубом» портрет Эзопа портрет Эзопа портрет Лафонтена портрет Лафонтена могила Крылова могила Крылова портрет Белинского портрет Белинского