Создание школьной газеты. Юнкором может стать каждый, но не всякий Юнкоры народ особый толпой не ходят, хором не говорят. Юнкором может стать каждый,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ШКОЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ Модуль «Медиаобразование в школе и вузе» МГГУ им. М.А. Шолохова © И.В. Жилавская.
Advertisements

Интервью Интервью – это разговор журналиста с собеседником, предназначенный для средств массовой информации; журналист задает вопросы, а собеседник на.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шушенская средняя общеобразовательная школа 1 Основные приемы проведения собственных исследований младших.
План исследовательской работы Тема работы Направление Автор (коллектив авторов) Фото Район, город (село) Школа, класс.
ИНТЕРВЬЮ Модуль «Медиаобразование в школе и вузе» МГГУ им. М.А. Шолохова Автор И.В. Жилавская, к.ф.н.
Начинающему корреспонденту Выполнила Багаева Светлана, ученица 8б класса гимназии 1 г.Кирово-Чепецка.
Создание газеты нашего класса «Наша Школьная Страна» Автор: Мурдасов Михаил, 4 «Б» класс, МАОУ «Гимназия 19» Консультант: Мурдасова Татьяна Владимировна.
Методика проведения исследовательской части работы по химии и экологии учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Хафизова Э.М.
VIII городской конкурс детских и юношеских СМИ. Номинация «Лучший редактор». I тур Самопрезентация «Я – суперредактор»
Презентация школьной газеты «Наша школа 56». Общие положения Школьная газета «Наша школа 56» создана как средство массовой информации МОУ «СОШ 56». Финансирование.
Рассказ о нас МОУ СОШ 17 с углубленным изучением отдельных предметов 2010 год.
Технология проведения игр-исследований для младших школьников Автор проекта: Шапошник Валентина Васильевна, учитель начальных классов ЗОШ 32.
МКОУ «Садовская средняя общеобразовательная школа» Презентация «Юный журналист» Руководитель: Степанова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» Учитель МОУ «Узярская основная общеобразовательная школа» Суханова Т.С.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Обратите внимание на особенности стиля учебника: точность, логичность, абстрактность понятий; учебник сам по себе не будет организовывать внимание читателя;
Корреспондент школьной газеты Модуль «Медиаобразование в школе и вузе» МГГУ им. М.А. Шолохова ©И.В. Жилавская.
Одно из самых очевидных и все же самое часто нарушаемое правило в сети. Очень многие забывают, что их собеседник не компьютер, что за буковками на экране.
Выполнила: Молодцова Тамара. Журналист это человек умеющий писать. Речь не идёт о рецептах в кулинарной книге или новогодней открытки для родственников.
Транксрипт:

Создание школьной газеты

Юнкором может стать каждый, но не всякий Юнкоры народ особый толпой не ходят, хором не говорят. Юнкором может стать каждый, но не всякий Юнкоры народ особый толпой не ходят, хором не говорят.

В этой программе мы будем знакомиться с азами создания газеты. Ты спросишь: «А для чего нужна газета в школе?» Для того чтобы не только учителя задавали вопросы, а школьники на них отвечали, но информация могла двигаться в обратном направлении – от окружения детей к окружению взрослых, т. к. газета становится ещё и средством диалога с микрорайоном, образовательными учреждениями, общественными организациями, представителями власти, родителями и т.д. Давай рассмотрим проблемы, которые тебя поджидают. Во - первых это проблема финансирования и технического обеспечения редакций. Финансировать – снабжать денежными средствами. (Толковый словарь) Финансистами могут быть: Родители Любознательный писатель добро пожаловать в обучающую программу «Школьная газета». Попечительский совет (Руководители школы от лица родителей) Администрация школы (Люди руководящие школой. Н-Р: директор) Меценаты (Богатый покровитель науки, искусства, образования) Спонсоры (Лицо оказывающие кому-либо финансовую поддержку в обмен на рекламу своей деятельности). Выбери тех, кто может оказать реальную поддержку.

2. Твои технические возможности: Компьютер (Электронно – вычислительная машина) Сканер (Устройство для ввода изображения (текстов, графиков, рисунков и т. д.) в память компьютера.) Копировальный аппарат (Аппарат производящий копии) Фотоаппарат (Устройство для получения изображения на прозрачной плёнке) Диктофон ( Аппарат для записи и воспроизведения устной речи.) Расходные материалы для компьютера и принтера. Бумага, краска. Канцтовары ватман, карандаши цветные и простые, ластики, фломастеры, маркеры цветные, ножницы, клей, гелиевые ручки, тетради в клетку, краски, кисточки. Выбери то, что тебе доступнее всего. Если ты выбрал последний пункт в технических возможностях, то наиболее доступной является школьная стенная газета. Не расстраивайся, что не можешь делать газету в обще принятом виде, т. к. этот вид издания будет перспективен еще очень долгое время, так как он является великолепной начальной ступенью по обучению журналистскому мастерству. И должен отвечать всем тем требованиям, которые будут изложены ниже.

3. Периодичность издания. (Периодичный – выходящий из печати через определённый отрезок времени) Газета – это периодичное средство массовой информации и оно должно выходить в строго установленный срок. Газета может выходить 1 раз в: Неделю (7 дней) Месяц (30-31 день) Квартал (3 месяца) Тематические выпуски Газета отражает одну тему Другие сроки (но строго регламентированы) Выбери наиболее приемлемые для себя сроки.

4. Главный принцип выпуска газеты – достоверность. Проверяй все изложенные факты. Достаточно лишь один раз ошибиться в дате, правописании или достоверности происходящего и твои статьи не вызовут ни у кого доверия. Поэтому не стоит прельщаться сомнительными фактами. Лучше семь раз проверь! Вспомни, какая пословица соответствует данному принципу. Семь раз отмерь, один отрежь. Все материалы, помещённые в газету, должны быть проверены и перепроверены. Достоверный – не вызывающий сомнений.

5. Источники информации (Источник информации– то, что даёт какие – либо сведения) Домашняя библиотека (Библиотека, учреждение собирающее и хранящее книги. Школьная библиотека Городская библиотека Периодическая печать Интернет (Система связи, объединяющая множество компьютеров во всём мире.) Интервью (Предназначенная для печати беседа журналиста с каким – либо лицом) И т. д. К каким источникам ты имеешь доступ? Отметь.

6. Оперативность. Быстрота, скорость. Ещё раз оцени свои возможности и сопоставь оперативность и периодичность. Т.к. периодичность и формы могут быть различными в зависимости от возможностей и интересов школы, но помни, ценятся «горячие» факты и новости. Представь такую ситуацию: произошло очень интересное событие. А ты думаешь: писать или нет? Решил – напишу! Но ведь прошло уже несколько дней и о этом событии узнали все твои товарищи. А кому интересно читать о том, что известно всем?

7. Тираж. (Тираж – общее количество экземпляров) Тираж, формат (Формат – размер печатного издания, тетради, листка) и, соответственно, расходные материалы – напрямую зависят от финансовых и технических возможностей. При наличии ксерокса, газету можно тиражировать. Вернись назад и оцени свои возможности. Помни: чем лучше оборудование, тем больше возникает проблем и появляется потенциальная опасность каких-то срывов в издательской деятельности.

8. Качество печати. (Свойство печати) Многие мечтают делать цветные газеты, хотя, если посмотреть на рынок «взрослых» СМИ, можно только подивиться такому стремлению. Но вот обеспечить минимальное качество черно-белой печати – это вполне естественное желание. И опять же возвращаемся к проблеме финансирования Главный вопрос, как выяснилось – финансовый. Правда, тут стоит сказать о платности издания. Плата за издание, если не необходима, то хотя бы очень приветствуется. Она в данном случае служит не инструментом бизнеса, а мерой интереса. Выручка школьного издания никогда не покроет расход, а потому школьное издание в качестве бизнес-проекта – это утопия. Помни об этом!

9. Название. Помни, «как корабль назовешь, так он и поплывет», - говорили герои известного мультика про капитана Врунгеля. А потому, с одной стороны, название должно быть удобным для употребления в речи. С другой стороны - оно должно указывать на принадлежность, а главное - быть оригинальным, неповторимым, запоминающимся. Уже существуют такие названия как: «Зазеркалье» (Улан-Удэ), «Очепятка» (Хабаровск), «Есть в Москве такая школа» (Москва), «Перекресток здесь» (Томск), «Из-под парты» (Новокузнецк), «Время колокольчиков» (Москва). Одно из самых оригинальных газетных названий, пожалуй, придумали новосибирцы: «132% - больше чем школьная газета». Это наиболее интересные названия. А наиболее распространённые: «Школьная газета», «Школьный журнал». А вот взяв в руки газету «Гимназист», «Лицеист», «Мы», «Класс!». Из любопытных опытов стоит отметить «На трех этажах» (Омск), «Вот так!» (Астрахань), «Послушайте» (Челябинск), «Стеклышки» (Нефтекамск), «ДНК» (друг нашей компании) (Абакан), «По ту сторону звонка» (Нижний Тагил).

10. А редактор кто? Редактор - руководитель издания, отдела. Если выпускаешь газету один, то и редактором будешь ты сам. Если группой то должность выборная По статистике 51% редакторов, – это преподаватели русского языка и литературы. В некоторых случаях редактором школьного издания выступают старшие вожатые, методисты, педагоги- организаторы, библиотекари. Именно таким людям приходит в голову мысль добавить в монотонный, подчас скучный, школьный ритм ярких красок. Определись, кто будет редактором.

11. Выпуск газеты процесс сложный и трудоёмкий, поэтому нужны помощники, т.е. сотрудники редакции.. Редакция - коллектив работников, занимающихся подготовкой к выпуску в свет газеты, журнала, книги. Члены редколлегии делятся на группы. Подумай, кто из твоих друзей отвечает следующим требованиям. Итак, внимание!

1 группа – журналисты (Журналист – работник работающий в газете, журнале).Самая многочисленная группа. Что же делают журналисты? Как ты думаешь? Попытайся сам ответить на этот вопрос? ________________________________________ ______________________ Проверь. Действия журналистов: выбор темы, работа с литературой, подготовка и проведение интервью, развитие культура речи и письма, общение со сверстниками и взрослыми людьми, сбор материала. Таким образом, журналисты проводят интервью с учениками, учителями, врачом, директором, психологом, проводят журналистские расследования, и пишут статьи. Запиши, кого пригласишь для работы в этой группе.

Возникает вопрос: «О чём писать журналистам?» С чего начинается статья? С какого бы то ни было факта. Факт и Событие, Факт и Новость - это совсем не одно и тоже. Факт - понятие намного большее. Это и новости, и события, необъяснимые и объяснимые явления, сплетни и слухи и т.д. и т. п. Опираясь только на реальные факты можно написать хорошую статью или подготовить яркий, запоминающийся видеоматериал. Всё же остальное не будет никому интересно. Но помни! Не всякий факт достоин внимания читателей. Например: "Вчера Ира пришла в класс в красной блузке, а сегодня в голубой. Или ещё: "У Серёжи в тетради 3 пятёрки, 4 четвёрки, у Лены 8 пятёрок, а у Саши…" Будет тебе интересен такой материал? Будут ли твои читатели его читать? Я думаю что нет. Не всякое событие интересно для читателей. Не всякая новость достойна того, что бы её нужно было сообщать всем. Новости и факты, которые сообщают газеты должны быть интересны многим, а не только её авторам. "Золотое правило" юного корреспондента (Сотрудник газеты посылающий сообщения с мест) - пиши о том, что интересно тебе! Как ты думаешь, о чем написал свою первую заметку известный французский журналист Жак Дюпуатье? Статья тогда ещё 13-летнего автора называлась "Моя мама". Кстати, она принесла Жаку определённую известность и первый гонорар. Интересных тем очень много. То, что волнует тебя будет интересно и твоим сверстникам может стать темой для материала. Ты споришь с друзьями, что-то бурно обсуждаешь с соседом по парте -прекрасный материал для газеты! Пиши не про своих сверстников - читателей, а для них! Заметки должны быть небольшими по объёму. Чтобы их было легко и быстро читать.

Что бы твою заметку было интересно читать, что бы все изложенные мысли были понятны читателю, придерживайся трёх правил. Следуй от интересного факта - к важному выводу. От простого к сложному. От явления к сущности. Любую тему можно сделать интересной! Подумай, что необычного, интересного, о чем говорит тот или иной факт.

2 группа – художники (Человек – работающий красками, карандашом) На вопрос, чем занимаются художники, я думаю, ты ответишь легко. Дерзай! Проверь. Действия журналистов: выбор темы, отображение на экране компьютера (используя любой графический редактор) или бумаге заданной темы. Если рисунок «бумажный», то художник передаёт его ученику, ответственному за работу со сканером, а тот, в свою очередь, переводит изображение на экран компьютера (Эту работу можно поручить старшему брату или сестре, или даже попросить родителей). Запиши, кто будет работать в этой группе. Нельзя забывать о иллюстрациях! В редакциях сейчас есть очень хорошая техника, которая размножит, украсит, вставит любые картинки. Что бы легче ориентироваться в тексте, необходимы значки - указатели, символы, цветные индексы, которые ты можешь придумать сам. Больше внимания иллюстрациям. Для детей они так же важны, как написанные слова. Даже больше! И не забудь, что факты, изложенные в статье прекрасно проиллюстрируют диаграммы, таблицы, рисунки.

3 группа – статисты. Кто же это такие? Статисты – собирают, обрабатывают и анализируют информацию, определяют вопросы, соответствующие тематике номера газеты (например, для номера, посвященного правам и обязанностям ребёнка, статистическая группа предложила учащимся и их родителям, а также учителям ответить на вопросы: Какие права детей знаете? Какие права детей нарушаются? Какие обязанности у детей перед родителями? Какие обязанности у родителей перед детьми? и т. д., проведение статистического исследования полученных результатов, вывод результатов в виде статьи, диаграмм, графиков. Запиши, кого пригласишь для работы в этой группе.

4 группа - группа по набору текстов Из названия понятно, какую роль выполняют ребята из этой группы. Они производят печать текстов в текстовых редакторах, сохраняют всю информацию на дискетах, дисках, флешкартах. Данная группа передаёт свои материалы верстальщикам. Это кто, спросишь ты? Запиши, кто будет работать в этой группе.

5 группа – корректор. Корректор - сотрудник редакции, типографии, исправляющий ошибки, допущенные во время набора. Корректор это тот человек, который отвечает за правописание. Поэтому на эту должность лучше пригласить учителя или родителей.

6 группа – верстальщики или оформительская группа (дизайнерская). Верстка - расположение набранного материала по страницам газеты. Сверстать страницу – значит расположить на странице в определённом порядке заголовок, текст, иллюстрации и другие элементы оформления. Необходимо помнить, что все элементы расположенные на странице должны быть уравновешены. Газета тогда читаема, когда количество текстов и иллюстраций примерно равно. Распредели основные злементы газеты по её страницам. (АНДРЕЙ) Заголовок, статья, интервью, рисунок, кроссворд, заметка, таблица, постоянная рубрика.

Определения Информация - краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдет (выставки, конкурсы, начало спортивного сезона, премьеры, юбилеи). Корреспонденция - подробное сообщение корреспондента с места. Трансформация заметки в корреспонденцию.

Репортаж - оперативный и подробный рассказ о событии с места события. Главные формулы репортажа: "Я был, я видел, я участвовал" или "Пришел - увидел - написал". Виды репортажа: 1. Событийный. Материал, повествующий о каком- нибудь общественно значимом событии. Событийный репортаж яв- ляется оперативным отражением свершившегося события. 2. Тематический репортаж. Этот вид предполагает без глубокого анализа обратить внимание на те или иные вопросы, требующие решения.

Интервью - беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения. Виды и типы интервью. Требования к вопросам интервью и ведению беседы: 1. Ясность и краткость. Если собеседник не понял вопроса, виноват интервюер. Классическая ошибка - задавать несколько вопросов одновременно. Со беседник теряется, он не знает на какой вопрос ответить, а после ответа не помнит остальных, так что все равно придется повторять. 2. Не допускать односложных ответов. "Да" или "нет" - это никому неинтересно. Исключение составляет разве что интервью официальное. "Вы давали приказ стрелять?" - "Нет". 3. Конкретность. "Много ли вы читаете?""Часто ли бываете в кино?" - такие вопросы задавать не стоит."Улова" не будет. Конкретно поставленные вопросы - свидетельство знания материала. Конкретность ответа обусловлена конкретностью самого вопроса. 4. Используйте паузу. Пауз бояться не надо. Молчание собеседника, когда он подыскивает наиболее точную фразу, принимают за ожидание очередного вопроса. Между тем в паузах человек раскрывается не менее, чем в своих высказываниях. Молчание может быть ледяным и торжественным, почтительным и угрожающим. 5. Корректность и уважение к собеседнику. Этическое чувство должно подсказывать интервьюеру, не звучали ли его вопросы через чур щекотливо. 6. Интересный вопрос. Хотите получить интересный ответ, поломайте голову над интересным вопросом.

Виды интервью: 1. Событийное. Журналист имеет дело с очевидцами событий. 2. Проблемное. Журналист знакомится с мнениями знатоков того или иного вопроса. 3. Портретное. Журналист показывает характер и личность собеседника. 4 Интервью - дуэль. Можно рассматривать как некую раз- новидность проблемного интервью.

Фотожанры (фотоинформация, фотоэтюд, фотоотчерк, фотообвинение Заметка – небольшая статья. Заметка должна отвечать на следующие вопросы: 1. Кто? Участник события 2. Что? Содержание события факта 3. Когда? Время события 4. Где? Адрес события 5. Краткая характеристика описываемого события.

Статья Это жанр, характеризующийся постановкой проблемы, разра- боткой выводов на основе анализа явлений, взятых в неограничен- ном масштабе на основе теоретических посылок и обобщенных фактов. Статья предполагает обобщение огромного фактического мате- риала. В статье, в отличие от корреспонденции, рассматриваются отдельные ситуации, как части более широкого явления. В коррес- понденции автор прежде всего старается вскрыть внутреннюю сущность явления, конфликта, явления, проблемы, в статье - про- следить связь, соединяющую данную ситуацию с социальными проблемами. Журналист не ограничивается только анализом фак- тов, но и опирается на всю совокупность фактов, относящуюся к рассматриваемому вопросу. Виды статей: 1. Передовая статья - редакционное или авторское вы- ступление, открывающее номер газеты, журнала. Требование к передовице: актуальность, раскрытие и обоснование сущно- сти выдвигаемых задач, конкретность и лаконичность обоб- щений, выводов и аргументации. 2. Проблемная статья освещает вопрос, который нужно изучить или разрешить практически. 3. Оперативная статья посвящается наиболее существен- ным в данный момент задачам: экономическим, политическим и т.д.

Корреспонденция - подробное сообщение корреспондента с места. Трансформация заметки в корреспонденцию. Репортаж - оперативный и подробный рассказ о событии с места события. Главные формулы репортажа: "Я был, я видел, я участвовал" или "Пришел - увидел - написал". Виды репортажа: 1. Событийный. Материал, повествующий о каком-нибудь общественно значимом событии. Событийный репортаж яв- ляется оперативным отражением свершившегося события. 2. Тематический репортаж. Этот вид предполагает без глубокого анализа обратить внимание на те или иные вопросы, требующие решения.

Определился? Команду единомышленников сформировал? Молодец! И работа только начинается: самая сложная, и в тоже время самая интересная. Смело приглашай друзей и попутного ветра в дальнейшей работе.