L/O/G/O Путешествие по миру игрушек МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского края Л.Д.Постоева, педагог-психолог
Настоящая игрушка – это средство для детской игры. А игра и есть самая главная и самая развивающая деятельность для дошкольника.
L/O/G/O Мягкие игрушки
Мягкая игрушка является одним из самых популярных и распространенных видов детских игрушек. Она не должна быть слишком большой, чтобы ребёнок мог самостоятельно взять её в руки, обнять, перенести. И слишком крохотные зверята тоже неудобны. Они теряются, их трудно удержать в руках, с ними неудобно производить какие-то действия. Важно, чтобы игрушка имела чёткий и понятный образ, чтобы ребёнок мог легко её узнать и назвать: это зайчик, это медведь. Точный образ подсказывает ребёнку характер действий героя его игры: как он ходит, прыгает или переваливается, как и что ест, как разговаривает. В последнее время в связи с появлением новых видов «животных» – драконов, динозавров, инопланетян – это становится проблематичным. Порою даже взрослый с трудом может узнать и назвать какого-нибудь игрушечного животного. Чем «мягче» мягкая игрушка, тем больше возможностей она открывает для собственных действий и фантазии самого ребёнка. Так как «жёсткие» игрушки с фиксированными конечностями не позволяют варьировать их позу, а значит – менять их настроение, выражение, готовность принять то или иное отношение ребёнка.
L/O/G/O Куклы
Кукла – пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов. В куклы дети играли всегда, и девочки, и мальчики. Куклы используются для сюжетно- ролевых и режиссёрских игр. Играя с куклами, ребёнок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, то, что его волнует; воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. Для ролевых и режиссёрских игр используются куклы разного размера. В режиссёрской игре используют маленьких куколок, которых удобно взять в руку. Для ролевых игр требуются куклы большего размера: им отводится роль, связанная с ролью ребёнка. Например, ребёнок – «мама», кукла – «дочка». Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. В возрасте около 6 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения.
В дошкольном возрасте для детей особенно привлекательными становятся образ Барби и её друга и спутника Кена. Эти куклы больше всего подходят для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Но игра с ними не должна превращаться в коллекционирование как самих кукол, так и их туалетов. Проблема в том, что кукла Барби на глазах обрастает имуществом: к ней прилагается не только обувь и одежда, но и расчёски, помада, велосипеды, нижнее бельё, собачки, младенцы и пр. Уже не нужно ничего изобретать и придумывать: всё имеется в готовом виде. В последнее время ставшую уже традиционной Барби всё более вытесняет кукла Братц – «девушка-подросток» с утрированными чертами лица и ярким макияжем. У неё огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Братц, как и Барби, обеспечена всем необходимым дамским «имуществом». Поскольку подобные куклы навязывают ребёнку способ действий, его собственная содержательная игра не формируется, а заменяется однообразным манипулированием. По-настоящему хорошая кукла должна оставлять простор для собственной фантазии ребёнка, давать возможность для зарождения и воплощения собственных замыслов – то есть быть открытой для игры.
Выбираем куклу У куклы, подходящей для детской игры, есть несколько признаков: ей присуща детская внешность, не слишком ярко и не слишком подробно прорисованная; у неё отсутствуют телесные признаки пола; её волосы прочно закреплены на голове и их можно расчесывать; желательно, чтобы материал, из которого сделана кукла, была натурального происхождения, мягкий и приятный на ощупь; куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела.
L/O/G/O Кубики и конструкторы
Одно из любимых детских занятий – конструирование, то есть создание чего- то целого (домов, машин, мостов) из отдельных элементов. Конструирование не только увлекательно, но и весьма полезно. Ведь когда ребёнок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Существует три основных вида конструирования: по образцу, ребёнок ориентируется на готовую модель того, что нужно построить; по условиям, образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать; по замыслу, когда ребёнок сам, без каких-либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения и воплощает его в материале, имеющемся в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребёнка.
L/O/G/O Пазлы и другие картинки из частей
Сегодня картинки из частей прочно завоевали себе место в детской жизни. Особенной популярностью пользуются пазлы. Многие родители считают пазлы одним из самых развивающих пособий для детей, поэтому стремятся иметь их дома хотя бы в небольшом количестве. Да, есть дети, которых пазлы увлекают. Они могут долго и по многу раз собирать одни и те же картинки или с удовольствием берутся за новые вместе с родителями. Но это занятие, вопреки расхожему мнению, не определяется мотивами познавательного характера. Чаще всего пристрастие ребёнка к пазлам связано с его личностными особенностями или с особенностью внутрисемейных отношений. Среди многих видов пазлов хороши те, что обладают важным качеством – открытостью для действий ребёнка. Они должны позволять ребёнку разнообразно действовать с картинкой.
L/O/G/O Мозаика
За внешней простотой и доступностью процесса складывания мозаики скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, во многом способствующая раскрытию творческого видения мира. Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребёнка. Оно задействует мелкую моторику рук, требует включения образного мышления и воображения. Создание мозаичного изображения способствует развитию целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения или произвольности. Складывание мозаики – тот вид деятельности, который, благодаря образцу, позволяет выполнять работу «по правилам», но в то же время открывает возможности для творчества. Поэтому игры с мозаикой так важны с точки зрения подготовки ребёнка к школе.
Литература: Смирнова Е. и др. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. - М.: ЛомоносовЪ, Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Картинки: htm i-detskie-predmety.html html html html html КОНСТРУКТОР В ПРОЗРАЧНОЙСУМОЧКЕ 150 ЭЛЕМЕНТОВ uct_id=39963&category_id=1066&option=com_virtuemart&Itemid=3&vmcchk=1&Itemid=