Муниципальное автономное образовательное учреждение прогимназия 108 г.Улан-Удэ Республики Бурятия Природа. Человек. Общество Электронное приложение к.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое окружающий мир? Посмотри в окно… Что ты сейчас видишь вокруг себя? Что ты видел в местах, где ты отдыхал летом? А зимой? Что ты видел, когда.
Advertisements

Отгадай кроссворд: Кто в каждый встречный цветок Свой опускает хоботок, А после – в улей Мчится пулей, И что-то прячет в уголок?
Президент РФ Дмитрий Медведев одобрил предложение о проведении 1 сентября уроков толерантности. «Россия должна стремиться к гармонизации национальных.
16 ноября – Международный день толерантности. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира.
Информация. Виды информации.. Информация – это сведения об окружающем нас мире.
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Природа» (по учебнику А.Плешакова) Выполнила учитель начальных классов МОУ «СОШ 45 г. Чебоксары» Сильвестрова.
МДОУ «Арский детский сад 10» Зимушка-зима Открытое занятие по экологии 3 декабря 2012 год.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Глаза-орган зрения Уши-орган слуха Нос-орган обаяния Язык-орган вкуса Кожа-орган осязания Какие ты знаешь органы чувств?
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Природа» (по учебнику А.Плешакова)
Урок окружающего мира О Л Е Н Ь Б И О Л О Г И Я Щ У К А Е Ж Е В И К А С А П О Г И Т Е Т Р А Д Ь В О З Д У Х О Б Л А К АОБЩЕСТВО Тема урока.
Что такое окружающий мир? Посмотри в окно… Что ты сейчас видишь вокруг себя? Что ты видел, когда шел сюда? Что ты видел в местах, где ты отдыхал летом?
Человек Человек - разумное существо, поэтому он отвечает за судьбу всей природы и человечества, от него зависит, какой будет наша планета Земля!
К уроку « Мир вокруг нас» по А.А.Плешакову. 3 класс.
Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг, Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка.
Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг, Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка.
Неживая и живая природа. Явления природы. Окружающий мир 2 класс.
Цели: обеспечить обобщение и систематизацию знаний ребят о природе родного края, формирование стремления к защите растительного и животного мира; способствовать.
ТВОИ ПОМОЩНИКИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ Презентацию подготовила и выполнила учитель первой категории Бекетова Елена Геннадьевна.
LOGO Company name Как мы воспринимаем окружающий мир.
ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ Стефаненко Валентина Владимировна Окружающий мир 1 класс.
Транксрипт:

Муниципальное автономное образовательное учреждение прогимназия 108 г.Улан-Удэ Республики Бурятия Природа. Человек. Общество Электронное приложение к курсу «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов Автор: Номоконова Елена Николаевна, Учитель начальных классов

«ПРИРОДА» «ПРИРОДА» «ЧЕЛОВЕК» «ЧЕЛОВЕК» «ОБЩЕСТВО» «ОБЩЕСТВО» А зачем его изучать? Разве мы его уже не знаем? Ведь его можно увидеть, услышать, понюхать, потрогать… Вот и ты, отвечая на эти вопросы, понял, что уже многое знаешь, но не всё. Окружающий нас мир богат и разнообразен. Он хранит в себе много тайн и загадок. Предлагаю разгадать некоторые из них, изучив разделы:

Что такое окружающий мир? Посмотри в окно… Что ты сейчас видишь вокруг себя? Что ты видел, когда шел сюда? Что ты видел в местах, где ты отдыхал летом? А зимой? Что ты видел, когда поздно вечером смотрел на небо? Можно сказать, что окружающий мир – это природа, человек, его труд и результат труда, общество в котором он живёт...

Но вспомни сказочных героев, которые из-за своего незнания попадали в разные затруднительные ситуации: Но вспомни сказочных героев, которые из-за своего незнания попадали в разные затруднительные ситуации: Чего не знал Буратино, закапывая деньги в землю и ожидая, когда они вырастут? Чего не знал Буратино, закапывая деньги в землю и ожидая, когда они вырастут? Чего не знал волк, когда зимой, по совету лисы, хвостом ловил в проруби рыбу? Чего не знал волк, когда зимой, по совету лисы, хвостом ловил в проруби рыбу? Чего не знал Колобок, когда поверил льстивым речам лисы? Чего не знал Колобок, когда поверил льстивым речам лисы? Чего не знали Нуф-Нуф и Ниф-Ниф, когда строили себе дома, и что знал Наф-Наф? Чего не знали Нуф-Нуф и Ниф-Ниф, когда строили себе дома, и что знал Наф-Наф? Почему Незнайка постоянно попадает впросак? Почему Незнайка постоянно попадает впросак?

Занятие 1. ПРИРОДА. ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … ПРИРОДА!!! На этом занятии ты познакомишься с разнообразием природы и её классификацией; рассмотришь взаимосвязи в природе, значение природы для человека и задумаешься над своим отношением к природе. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?

Задание 1 Подумай, что из изображённого здесь можно отнести к природе, а что создано человеком. Укажи объекты, созданные человеком. ПРИРОДА – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую по следующим признакам: живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

Правильно! Это объект, созданный человеком. Он не является объектом природы.

Неверно! Это объект природы.

Задание 2 Распредели оставшиеся объекты на две группы (проведи линии с помощью карандаша): Шпаргалка 1. Живая природа. 2. Неживая природа.

ПРИРОДА ЖИВАЯ растенияживотныегрибыбактерии??? НЕЖИВАЯ

Задание 3 Укажи объекты живой природы.

МОЛОДЕЦ! дышит, питается, растёт, развивается, приносит потомство (воспроизводит себе подобных), умирает. Это объект живой природы, так как он дышит, питается, растёт, развивается, приносит потомство (воспроизводит себе подобных), умирает.

НЕВЕРНО! Это объект неживой природы.

НЕВЕРНО! Это не объект природы, так как создан руками человека.

Задание 4 Зная признаки живой и неживой природы, определи, к какой природе относится человек? (Выдели цветом). ПРИРОДА ЖИВАЯНЕЖИВАЯ

Задание 5 Используя карандаш распредели объекты живой природы по царствам. ПРИРОДА ЖИВАЯ растенияживотныегрибыбактерии??? НЕЖИВАЯ

В природе всё взаимосвязано Тепло и свет от солнца, воздух, вода необходимы для жизни дерева. Благодаря этим условиям дерево живет и растет. А под деревьями растут грибы. Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба – это грибница. Она связана с корнями дерева, оплетает их и гриб получает от дерева питательные вещества. На этом же дереве живет белка, которая питается грибами и орехами. Мы выяснили, что растения служат животным пищей. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворенными в ней солями. Солнце, воздух, вода – это неживая природа. Дерево, грибы, белка – это живая природа. Вывод: живая и неживая природа связаны друг с другом.

Задание 6 Восстанови взаимосвязь объектов живой природы, заполнив пропуски. ДЕРЕВО БЕЛКАЧЕЛОВЕКБЕЛКАЧЕЛОВЕК ГРИБЫОРЕХИ

Задание 7 Определи какие объекты живой природы изображены на рисунках. Нажми на их изображение курсором.

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала. Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала. Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви, Нашел один орех – сорвал, сорвал второй и третий… Отбросил куст и как медведь, пошел себе довольный. А бедной белке и смотреть на это было больно. 1. Если человек придет в лес с добром и не повредит ствола дерева, его корней, то не погибнут грибы, будет чем питаться животным, да и сам человек вернется из леса не с пустой корзиной и сегодня, и завтра, и через год. 2. Если человек придет в лес со злом, сломает ветки или повредит ствол дерева, то дерево погибнет, не будет грибов, белке нечем будет питаться. Хуже будет и человеку, так как растения очищают воздух от пыли, а человеку, как и растениям, и животным он необходим для дыхания.

Охрана природы имеет для человека огромное значение Что же такое природа для человека? Первое и самое важное значение природы для человека – это источник того, без чего не существует жизни на земле - воздуха, пищи и воды. Посмотри на речку, озеро, море. Хочется искупаться? Купаясь, плавая, ты укрепляешь свое здоровье, развиваешь мускулатуру. Значит природа – источник здоровья. Посмотри на цветущий луг. Какие чувства он у тебя вызывает? Красиво, правда! Значит природа – источник красоты. Художники, архитекторы, модельеры в лучших своих работах используют природные мотивы. Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Смог бы ты нанести вред природе? Думаю, что нет. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Природа – источник доброты. Наблюдая за природой, мы учимся у нее. Человек увидел летящую птицу, задумался и изобрел аэроплан… Понаблюдал за осенними листьями, свернувшимися в трубочку и начал строить прочные мосты. Природа – источник познания. Природа помогла одеться древним людям и помогает нам сейчас, она дала человеку в руки первое орудие труда – камень. Природа – источник материалов для хозяйственной деятельности.

Ты любишь разгадывать загадки? Тогда вперед!!! И помни, иногда они могут иметь несколько отгадок… Задание: Может ли на последнюю загадку быть отгадка: «медведь»? 1. Один костёр весь мир согревает. 2. Шёл я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. 3. Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – Скинет шубу с плеч долой? 4. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. 5. Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. 6. Зелена, а не луг, бела, а не снег, Кудрява, а не голова. 7. Зимой и летом одним цветом. 9. Зимой спит, а летом шумит. 8. На Земле он всех сильней, Потому что всех умней. А «лес»? А «река»?

Мы топаем ногами: топ- топ-топ. Мы хлопаем в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, Глядим в окно подальше и хлопаем глазами!!!

Проверь свои знания: 1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же? Да Не знаю Нет

2. Бабочки, стрекозы, ветер – это объекты природы? Да Нет Не знаю

3. Горшок с цветами – это предметы окружающего нас мира? Да Нет Не знаю

4. Может ли природа быть учителем? Да Нет Не знаю Подумай, чему бы ты мог научиться у природы.

5. Смогут ли существовать на земле кроты, если исчезнет солнце? Да Нет

ПРИРОДА – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую по следующим признакам: живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

6. Выбери верное утверждение: Природа – это люди и среда, в которой они живут. Горы, моря, реки, небо, земля – это природа. Всё, что нас окружает - природа.

Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом? Затрудняешься? Подсказку можешь найти в кроссворде

3. Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий. Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знай, что это …….. 7. Кто-то в сумке носит спички, Кто-то важные вещички, Кто-то книжки и игру, А детишек - ………… Разгадай кроссворд: п ч е л а м е д в е д ь 1. Кто в каждый встреченный цветок Свой опускает хоботок, А после в улей мчится пулей И что-то прячет в уголок? 2. Кто в лесу огромней всех? Кто богатый носит мех? Кто в берлоге до весны Днем и ночью смотрит сны? л о с ь с л о н в о л к л е б е д ь к е н г у р у 4. Некрасивый он, пожалуй… Вместо носа – шланг пожарный, Уши вроде опахал, Ростом с башню отмахал. 5. Смел и зол разбойник серый, Чуть козу вчера не съел он. К счастью, Тузик и Трезорка За отарой смотрят зорко. Еле ноги уволок От собак матерый ……… 6. Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод, Красавица птица-дикарка, Как белое диво плывет.

Если ты внимательно изучил предыдущий раздел, то можешь называть себя ЗНАТОКОМ ПРИРОДЫ ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

Теперь ты знаешь, что человек – это тоже часть живой природы, так как обладает всеми ее признаками. Но он отличается от всех других её объектов, его даже выделили в отдельное царство. А чем он отличается? Интересно? Тогда вперед, в следующий раздел «ЧЕЛОВЕК». Но сначала …

Ты, человек, люби природу, Хоть иногда её жалей, В увеселительных походах, Не растопчи её полей, Вот в дальней сутолоке века, Ты оценить её спеши. Она твой давний, добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую, И не исчерпывай до дна, И помни истину простую, - Нас много, а она – одна! В главное меню

ЧЕЛОВЕК Человек – разумное существо. Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда (Словарь С.И.Ожегова).

Да, среди животных тоже немало сообразительных, например дельфины, собаки, но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – построили города, дороги, фабрики и заводы всё то, что не относится к природе).

Твоими мыслями, движениями, чувствами управляет – важнейший орган тела. У некоторых животных, например рыб, он не больше маленького зернышка. У кошек, собак, обезьян он гораздо больше. У человека это большой и сложнейший «аппарат», который позволяет воспринимать окружающий мир, выполнять движения, удерживать в памяти всё, что мы видели и делали. Он управляет нашей речью, нашими мыслями, отдает приказ и контролирует их выполнение. мозг А где же находится разум? Каждый участок головного мозга выполняет свою работу: один участок «заведует» работой рук, другой – сном, третий – настроением, четвертый – работой мысли.

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА Мозг человека состоит из огромного числа нервных клеток. Только в слое серого вещества, которое облегает мозг, таких клеток миллиардов, это больше, чем людей на всем земном шаре.

«Сложен всякий человек, и глубок как море» Ф.М.Достоевский Каждый человек индивидуален, неповторим. У каждого человека есть свой внутренний мир, изучением которого занимается наука психология. Внутренний мир человека Воображения, мечты Характер Чувства, восприятие Знания, мышление Память

Но знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек получает знания? Познание начинается с органов чувств. Это они посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Человеку свойственны пять органов чувств: зрение осязание слух обоняние вкус

ЗРЕНИЕ Орган зрения – глаз. Благодаря особому его строению мы можем определить форму предмета, его цвет, расстояние до него. Глаз – очень сложный и тонкий аппарат. Береги его! Оглянись, сколько вокруг тебя людей в очках! Значит, в их глазах уже что-то испортилось. И не отмахивайся, когда тебе говорят: Не читай лежа; Не читай при плохом освещении; Книгу держи на расстоянии 30 см от глаз; Телевизор смотри не ближе двух метров от экрана и не больше двух часов в день; Работая на компьютере, отдыхай через каждые 15 минут. Когда ты ложишься спать и закрываешь глаза, ты даешь им отдохнуть.

СЛУХ Орган слуха – ухо. Слух обеспечивает способность людей общаться друг с другом и узнавать о местонахождении предметов. В отличие от глаз, уши никогда не отдыхают. Уши предупреждают тебя о шумах, об опасности даже тогда, когда ты спишь. Уши спящей кошки или собаки даже во сне мгновенно поворачиваются в сторону звука.

ОБОНЯНИЕ Орган обоняния – нос. Он дает нам возможность правильно дышать и при этом информирует о разных запахах. Запах может быть еле уловимым или очень сольным, приятным или противным, зловонным. Есть естественные запахи, которыми обладают природные объекты, и искусственные, созданные человеком, например духи. Люди, которые создают духи, могут распознавать до 4000 запахов. Обоняние – это страж, который определяет качество воздуха. Запах подсказывает нам, что продукт испортился и его нельзя есть.

ВКУС Информацию о вкусе доставляет нам язык. Вы знаете, что конфета сладкая и вкусная, что лимон – кислый, а горчица – горькая. Удивительно, но каждый участок языка лучше всего чувствует один какой-то вкус: его кончик воспринимает сладкое, задняя часть горькое, боковые части кончика языка- солёное, а более дальние боковые части – кислое. Вкус пищи мы определяем за полсекунды. Если зрение и обоняние подвели нас, то вкусовые ощущения ещё раз предупредят нас об испорченном продукте. Но эти же органы чувств дают нам очень приятные ощущения от любимого блюда.

ОСЯЗАНИЕ Орган осязания – кожа. Нервные окончания, находящиеся в коже, позволяют нам узнать, твердый предмет или мягкий, гладкий или шершавый, холодный или теплый, чуткие пальцы могут определить форму предмета. Вспомните сказку Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине». Принцесса почувствовала горошину через «двадцать тюфяков и двадцать пуховиков». Вот какая у нее была сказочно нежная и чувствительная кожа.

Все органы чувств сообщают нам сведения об окружающем нас мире. Эти сведения по нервам попадают в наш мозг. При повреждении одного органа чувств другие начинают работать интенсивнее и берут на себя его роль. Например, слепые люди обладают обостренным слухом и осязанием. Мозг проделывает с полученной информацией огромную работу. Он сортирует её, отбирает важную, хранит в памяти, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает выводы и диктует нам наше поведение, то есть, проходит определенные ступеньки познания. Ступеньки познания восприятиепамятьмышлениевоображение

Задание 1 Один говорит, двое глядят, двое слушают. На Земле он всех сильней, Потому что всех умней. Отгадай загадки: Живут два друга, Глядят в два круга. Я на лице у вас расту, Я запах чую за версту. Если б не было его, Не сказал бы ничего. (ЧЕЛОВЕК) (ОРГАНЫ ЧУВСТВ) (ГЛАЗА) (НОС) (ЯЗЫК)

Задание 2 Какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях? (Соедини линиями) Открывая флакон духов Глядя в окно Слушая музыку Смотря телевизор Пробуя сок Трогая батарею Глаз – орган зрения. Ухо – орган слуха. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания.

Задание 3 Перед тобой стоит стакан с чаем. Какие органы чувств работают: Тебе сказали, что в стакане чай Это жидкость темно-коричневого цвета Стакан горячий Чай сладкий Чай ароматный Глаз – орган зрения. Ухо – орган слуха. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания.

Задание 4 Слепые читают книги, при написании которых использовали брайлевский шрифт, состоящий из комбинаций точек. Объясните, какое чувство обеспечивает возможность восприятия пальцами точек на странице книги. У Вас устали глаза? Тогда, зажмурьте их, а потом резко откройте. Это упражнение повторите 5 раз.

Тебе нравиться разгадывать кроссворды? Это очень увлекательное занятие. При его выполнении твоё познание проходит все ступеньки: – ты прочитываешь задание. – вспоминаешь, не знакомо ли оно тебе, не встречался ли ты с ним ранее. – начинаешь думать, рассуждать, используя знакомую, известную информацию. – пытаешься представить, соотнести, начинаешь творчески мыслить. Восприятие Память Мышление Воображение

ВОСПРИЯТИЕ Способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.

ПАМЯТЬ Память – хранилище наших чувств и знаний, нашего опыта. То, что мы постепенно узнаем, сохраняется в нашей памяти. Если что-то очень сильно заинтересовало, понравилось, или наоборот, причинило боль, - запоминается надолго.

ПАМЯТЬ Память бывает разная. Один говорит: «Скажи, и я запомню». Это значит у него или устная память. Другой просит, чтобы ты записал, а он посмотрит и запомнит. Значит память. А третий говорит: «Сейчас запишу». Память у него моторная –. А бывает память. Нужно развивать в себе все виды памяти. Главное понять - что к чему. Понял – считай, что запомнил. слуховая зрительная двигательная эмоциональная

МЫШЛЕНИЕ Процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

ВООБРАЖЕНИЕ Способность воображать, творчески мыслить, фантазировать. Мысленное представление.

Кроссворд 1. Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. 2. Глубоко был спрятан он, раз-два-три и вышел вон. И стоит он на виду, белый, я тебя найду. 3. Травянистое растение с продолговатыми съедобными кислыми листьями. 4. Дотронься летом до ствола этого дерева – он прохладный даже на солнышке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. 5. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые, а название одно. 6. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. 7. Бывает – поранят дерево, сдерут кору. Ствол под корой у дерева обычно белый, а у этого дерева он начинает быстро краснеть. 8. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда О П Я Т А Б О Р О В И К Б Е Р Ё З А С Ы Р О Е Ж К И М Я Т А И В А Ч Е Л О В Е К Щ А В Е Л Ь 1. Найди лишнее слово. 2. Найди ключевое слово. 3. Подумай, какую взаимосвязь имеют лишнее и ключевое слова. Найти ответ можно в следующем разделе «ОБЩЕСТВО».

ОБЩЕСТВО В этом разделе ты узнаешь о людях, населяющих планету Земля; поймёшь, как важно проявлять дружбу и уважение к любому народу, как важно бережно относиться к людям, и помнить и любить свою малую родину. В главное меню

Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. Человек живет среди себе подобных, среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты Земля, то говорят: человеческое общество или человечество. Часть общества – это народ, к которому ты принадлежишь. Часть общества – это твой школьный класс. Часть общества – это и твоя семья.

Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Вот и ты, наверняка, расспрашивал своих родителей о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки… А как появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний не существовало, люди складывали легенды. Сейчас на Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Народы отличаются языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т.д.)

Государство Народы объединены в государства. Всего на Земле около 200 государств. Каждый человек является гражданином какой-либо страны. Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Что такое страна? Это территория, находящаяся под властью одного правительства. Страна может быть очень большой или очень маленькой. Страны договариваются о границах своих владений, иначе это нередко ведет к спорам (войнам). Страны, народы которых управляют самостоятельно, называют независимыми. Но если страна находится в зависимости от другого государства, то ее называют колонией. Иногда несколько стран объединяются, и тогда образуется новый народ, а иногда большая страна распадается на более мелкие государства.

Зачем государству флаги? Флаги развеваются на крышах зданий и на мачтах кораблей, на них четкие яркие цветные узоры. Флаг является символом страны, а также ее областей, округов, штатов. Детали рисунков на флаге могут многое рассказать о стране и ее истории. На флаге Кении красуются традиционные щит и копья, а на флаге Ливана – кедровое дерево, в древности принесшее процветание этому региону.

Что такое государственные гимны? Это торжественные мелодии. Они представляют страну и исполняются в особо важных случаях, например на Олимпийских играх.

Кто управляет государством? Глава государства – самое важное лицо в стране. Это может быть король, королева или избранный президент. Парламент – учреждение, в котором обсуждаются и принимаются новые законы. Самый старый в мире парламент - альтинг – в Исландии. Он был учрежден викингами-поселенцами в 930 году.

Какая страна самая большая в мире? Огромная Российская Федерация занимает площадь более 17 млн. кв. км. Она простирается через 11 часовых поясов в дух частях света – в Европе и в Азии. Сколько нужно времени, чтобы пересечь всю Россию? Это зависит от способа передвижения. Раньше поезда знаменитой Транссибирской магистрали (построена в 1905 году) доставляли пассажиров с Тихоокеанского побережья в Москву за 8 дней.

Какое государство меньше чем город? Самое маленькое государство в мире расположено в Риме, столице Италии. Оно называется город-государство Ватикан и является центром Римской католической церкви. Население Ватикана около 1 тысячи человек (почти как средняя городская школа).

Что общего у разных народов? Люди, где бы они ни жили, в основном похожи. Они могут говорить на своих языках и иметь разные убеждения, носить особую одежду и предпочитать различную пищу. От родителей человеку достаются темная или светлая кожа и волосы, голубые или карие глаза. Но, в конце концов, у всех людей одинаковые потребности, желания, надежды и страхи. Мы не должны тратить время на раздоры, потому что все мы члены одной большой семьи.

Признаки государства (страны) Территория Государственная граница Столица Народ Государственный язык Глава государства Символы государства (флаг, герб, гимн) Законы Экономика Образование Наука Культура

Место НародЧисленность (млн. чел.) Страна проживания Бразильцы 149Бразилия Американцы 194США Русские 146Россия Индусы 244Индия Бенгальцы 190Индия, Бангладеш Японцы 126Япония Китайцы 1220Китай Определи самый многочисленный народ

Проверь себя Даны слова: 1. Подчеркни красным цветом слова, которые относятся к характеристике государства. 2. Подчеркни синим цветом слова, которые относятся к характеристике народа. 3. Подчеркни зелёным цветом слова, которые относятся к характеристике семьи. территория совместное хозяйство родной язык жизнь под одной крышей государственная граница национальный костюм столица национальные танцы государственный язык забота друг о друге

Мы с тобой не знаем: где живет этот человек; сколько ему лет; какой он национальности. Подумай, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля? Если затрудняешься ответить сам, мы подскажем: добрый, умный, смелый, сильный, улыбчивый, преданный, честный, … Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга, независимо от национальности и цвета кожи.

Выдели цветом те качества, которые, на твой взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми: Справедливость Эгоизм Праздность Милосердие Болтливость Простота Правдивость Бестактность Искренность Уважительность Хвастливость Честь Совесть Жадность Сдержанность Выдержка Честность Стыдливость Жестокость Мужество Скромность Хитрость Тактичность Заносчивость Малодушие Зависть Трусость Прочитай еще раз качества, который ты выбрал для себя. Надеюсь, ты оставил всё самое лучшее.

И на прощание хочу предложить нарисовать автопортрет «Мой портрет в лучах солнца». Распечатай следующую страничку и в центре солнечного круга напиши свое имя, нарисуй свой портрет или вклей свою фотографию. Затем, вдоль лучей, напиши всё хорошее, что ты о себе знаешь, и что помогает тебе жить в мире с природой, с человечеством, с собой. Если нужно, добавь лучи.

«Мой портрет в лучах солнца»

Вспомни сказочного героя, который был изолирован от человечества, и как ему было трудно привыкать к жизни среди людей. Зачем же нам ненавидеть друг друга? Ведь все мы - большая команда одного корабля под названием ЗЕМЛЯ!

ВСЕМИРНЫЙ ХОРОВОД С.Я.Маршак Стихи для ребят всех народов и стран. Для абиссинцев и англичан, Для испанских детей и для русских, Шведских, немецких, турецких, французских, Народов, чья родина – Африки берег; Для краснокожих обеих Америк. Для желтокожих, которым вставать Надо, когда мы ложимся в кровать. Для эскимосов, что в стужу и в снег Лезут в мешок меховой на ночлег. Для детворы из тропических стран, Где на деревьях не счесть обезьян. Для ребятишек, одетых и голых, Тех, что живут в городах или селах… Весь этот шумный, задорный народ Пусть соберется в один хоровод. Север планеты пусть встретиться с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом!!!

Список используемых источников Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. 2-4 класс. Учебник в 4 частях. Часть 4.- М.: Баласс, 2007 – ил. (Образовательная система «Школа 2010») Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. 2-4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007 – Образовательная система «Школа 2010» Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия). – Волгоград: Учитель, – 85 с.