« Перечитывая страницы классики…» (материалы к обобщающему уроку по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Выполнила учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Advertisements

МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Теория Раскольникова Причины возникновения. Постулаты теории.
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание ». « Вечная Сонечка, пока мир стоит !»
Вгадай епізод з роману:. А коли не к кому, коли идти больше некуда!...
Ф.М. Достоевский. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
ПРИСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ «ЛЦО» Дудникова Любовь Семёновна.
Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к.
1 Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
« Творческая история создания романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » Выполнила Череп Людмила Федоровна, учитель русского языка и литературы.
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» (обучающий тест)
«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше.
Теория Раскольникова. ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
« Проблема свободы в романе Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание ».
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека.
Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка
Ф.М. Достоевский в восприятии современных читателей.
Транксрипт:

« Перечитывая страницы классики…» (материалы к обобщающему уроку по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии станицы Ленинградской Краснодарского края Мельникова Татьяна Николаевна

Творчество Достоевского есть русское слово о всечеловеческом. Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает, и душа получает новое огненное крещение. Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком. Творчество Достоевского есть русское слово о всечеловеческом. Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает, и душа получает новое огненное крещение. Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком. Н.А.Бердяев Н.А.Бердяев

Как православный мыслитель и писатель, он искал в человеке прежде всего возможности самосовершенствования и спасения, пути «мертвой» души к воскресению. Эта тема преступления и наказания – одна из важнейших тем русской художественной и философской мысли – ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с «Евгением Онегиным» Пушкина, «Мертвыми душами» Гоголя, «Воскресением» Толстого. Как православный мыслитель и писатель, он искал в человеке прежде всего возможности самосовершенствования и спасения, пути «мертвой» души к воскресению. Эта тема преступления и наказания – одна из важнейших тем русской художественной и философской мысли – ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с «Евгением Онегиным» Пушкина, «Мертвыми душами» Гоголя, «Воскресением» Толстого.

Достоевский-философ в «Преступлении и наказании» размышляет об онтологической природе человека: что есть в нем смерть и грех, что есть жизнь и воскресение. Через все его творчество пройдет мысль о человеке, несущем бремя первородного греха – все сознавать и творить мир от себя вне Творца, и в то же время о человеке, в котором жива память о непосредственном чувстве, когда он знал Бога живого. Для Достоевского эта двойственная природа человека составляет самое существо и тайну личности от начала мировой истории и на веки веков. Достоевский-философ в «Преступлении и наказании» размышляет об онтологической природе человека: что есть в нем смерть и грех, что есть жизнь и воскресение. Через все его творчество пройдет мысль о человеке, несущем бремя первородного греха – все сознавать и творить мир от себя вне Творца, и в то же время о человеке, в котором жива память о непосредственном чувстве, когда он знал Бога живого. Для Достоевского эта двойственная природа человека составляет самое существо и тайну личности от начала мировой истории и на веки веков.

В человеке, по Достоевскому, должна быть «общая точка» с другими людьми не только в «гордости», болезни сознания, «цивилизации» (которую в современной писателю России символизирует город- призрак без «почвы» - Петербург), но и в непосредственных ощущениях, в любви и в вере – такого человека «жизнь вынесет». В человеке, по Достоевскому, должна быть «общая точка» с другими людьми не только в «гордости», болезни сознания, «цивилизации» (которую в современной писателю России символизирует город- призрак без «почвы» - Петербург), но и в непосредственных ощущениях, в любви и в вере – такого человека «жизнь вынесет».

У Раскольникова есть такие точки: он един с Соней в ее вере, с Катериной Ивановной в ее молитве (пусть не всегда, пусть даже усмехается на себя за то), един с Мармеладовым, когда тот надеется на прощение грешников, забыв на мгновение о своем «некуда идти». У Раскольникова есть такие точки: он един с Соней в ее вере, с Катериной Ивановной в ее молитве (пусть не всегда, пусть даже усмехается на себя за то), един с Мармеладовым, когда тот надеется на прощение грешников, забыв на мгновение о своем «некуда идти».

Раскольников, человек совестливый и легко ранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы и несчастья, царящие в обществе. Отсюда, по словам Достоевского, «его идея: взять во власть это общество». С этой целью Раскольников и решил путем преступления испытать себя, проверить, может ли он стать властелином, «обыкновенный» он человек или «необыкновенный», кто он – «тварь ли дрожащая или право имеет», «вошь ли, как все, или человек».

Литературовед В.Я.Кирпотин пишет: «Вдохновение Достоевского начинало работать тогда, когда оно сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий…» Литературовед В.Я.Кирпотин пишет: «Вдохновение Достоевского начинало работать тогда, когда оно сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий…» 1). Можете ли вы согласиться с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»? Аргументируйте ответ. 2) Можно ли происходящее в романе назвать «взрывом событий»? Почему?

Как Ф.М.Достоевский отвечает своим романом на поставленный им самим вопрос: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой при условии, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное, на иной взгляд, существо?» Как Ф.М.Достоевский отвечает своим романом на поставленный им самим вопрос: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой при условии, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное, на иной взгляд, существо?» А.да А.да Б.нет Б.нет

Убийство, совершенное Раскольниковым, не только отторгнуло его от людей, но привело к самоубийству. «Разве я старушонку убил?» - с горечью говорит он Соне Мармеладовой. – Я себя убил, а не старушонку!» В этом и заключается сущность наказания Раскольникова, которое несравненно страшнее любого иного наказания. Муки совести, сознание своей духовной опустошенности привели его в конце концов к тому, что он, по совету Сони, идет с повинной и отдает себя в руки правосудия. Убийство, совершенное Раскольниковым, не только отторгнуло его от людей, но привело к самоубийству. «Разве я старушонку убил?» - с горечью говорит он Соне Мармеладовой. – Я себя убил, а не старушонку!» В этом и заключается сущность наказания Раскольникова, которое несравненно страшнее любого иного наказания. Муки совести, сознание своей духовной опустошенности привели его в конце концов к тому, что он, по совету Сони, идет с повинной и отдает себя в руки правосудия. Что заставило Раскольникова явиться с повинной? Как разрешается в эпилоге борьба двух начал в самосознании Раскольникова? Что заставило Раскольникова явиться с повинной? Как разрешается в эпилоге борьба двух начал в самосознании Раскольникова?

Характер Раскольникова противоречив.Он весь в сомнениях, колебаниях.В нем причудливо сочетаются непомерная гордость, озлобленность, холодность с мягкостью, добротой, отзывчивостью к чужим несчастьям. В его сознании все время происходит напряженная борьба. Он постоянно спорит с самим собой, пытается убедить себя в правильности своей теории. «Мать, сестра, как я любил их! Отчего теперь я их ненавижу, физически ненавижу подле себя не могу выносить… Характер Раскольникова противоречив.Он весь в сомнениях, колебаниях.В нем причудливо сочетаются непомерная гордость, озлобленность, холодность с мягкостью, добротой, отзывчивостью к чужим несчастьям. В его сознании все время происходит напряженная борьба. Он постоянно спорит с самим собой, пытается убедить себя в правильности своей теории. «Мать, сестра, как я любил их! Отчего теперь я их ненавижу, физически ненавижу подле себя не могу выносить… -Согласны ли вы с мнением о том, что роман Достоевского не о том, как «преступление будит в человеке совесть»? О чем роман Достоевского? -Согласны ли вы с мнением о том, что роман Достоевского не о том, как «преступление будит в человеке совесть»? О чем роман Достоевского?

Раскольников… жизнь предстает перед ним как клубок неразрешимых противоречий. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться, некуда пойти. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» - с болью говорит Раскольникову задавленный судьбой и жизненными обстоятельствами Мармеладов,- ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы…что значит, когда уже некуда больше идти» Раскольников… жизнь предстает перед ним как клубок неразрешимых противоречий. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться, некуда пойти. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» - с болью говорит Раскольникову задавленный судьбой и жизненными обстоятельствами Мармеладов,- ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы…что значит, когда уже некуда больше идти»

И только на каторге в нем шевельнулась спасительная мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моим убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…» Любовь воскресила и Соню, и Раскольникова. «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». И только на каторге в нем шевельнулась спасительная мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моим убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…» Любовь воскресила и Соню, и Раскольникова. «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Использованная литература Е.Г.Буянова «Романы Ф.М.Достоевского». Выпуск 12. Издательство Московского университета, Е.Г.Буянова «Романы Ф.М.Достоевского». Выпуск 12. Издательство Московского университета, Ф.М.Достоевский. Выставка в школьной библиотеке. М., «Школьная библиотека», Ф.М.Достоевский. Выставка в школьной библиотеке. М., «Школьная библиотека», Н.И.Якушин. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. Издательство «Русское слово», М., 2002, издание третье. – Пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. Н.И.Якушин. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. Издательство «Русское слово», М., 2002, издание третье. – Пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. Фотоматериалы из личного архива. Фотоматериалы из личного архива.