Литературоведческий анализ языка художественного произведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель русского языка и литературы МОУ – сош с.Садовка Мамкеева Э.Ф.
Advertisements

Урок в 6 классе. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском.
Надо мной в лазури ясной Светит звездочка одна А.С. Пушкин.
Антитеза резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. резкое противопоставление.
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
Лирическая зарисовка как жанр художественной литературы.
Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры 3.
Терян Диана и Лера Тышлина 5 б. Скоро Новый Год!!
Стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин Родился 26 мая 1799 в Москве, умер 29 января 1837 в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Афанасий Фет.
ОБРАЗ ОГНЯ И СОЛНЦА В ЛИТЕРАТУРЕ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ.
А.С.Пушкин «Зимнее утро». Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина» Цели урока: Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, Продолжить.
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
Александр Сергеевич Пушкин Родители Пушкина Пушкин Сергей Львович ( ) Пушкина Надежда Осиповна ( )
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Э.Грабарь «Февральская лазурь» А.Степанов «Цугом»
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Урок литературы в 10 классе Приёмы анализа лирического стихотворения.
Транксрипт:

Литературоведческий анализ языка художественного произведения

Поэтическая лексика Слова, словесные обороты, которые использует поэт. Особые группы слов. Синонимы слова, различные по звучанию, но близкие по смыс­лу (это позволяет точнее выра­зить мысль, избегая повторов) Выхожу я один на дорогу; // Сквозь туман кремнистый путь блестит... Колокольчики мои, // Цвети­ки степные! Антонимы слова, противопо­ложные по значению. Они по­могают лучше передать, изоб­ разить противоречия, противо­поставить явления Белей лишь блеск, чернее тень. Они сошлись: волна и камень I/ стихи и проза, лед и пламень...V Архаизмы устаревшие сло­ва и выражения, придающие речи торжественность Угас, как светоч, дивный гений... И в светлой гриднице, в кру­гу князей, бояр... Неологизмы новообразован­ные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие вы­разительность речи Будет буря мы поспорим // И помужествуем с ней О, рассмейтесь, смехачи! Стоял Январь, не то Февраль, I/ Какой-то чертовый Зимарь

Тропы Эпитет художественное определение Тучка золотая; утес-великан; стоит одиноко; в пустыне чах­ лой и скупой. Вся комната янтарным блес­ком II Озарена... Сравнение сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке. Посмотрит рублем ода­рит. Река, как зеркало...

Аллегория (иносказание) изображение отвлеченного по­нятия или явления через кон­кретные предметы и образы Ирония скрытая насмешка Забил снаряд я в пушку туго / / И думал: угощу я друга! // Постой-ка, брат, мусъю... Литота художественное пре­уменьшение Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок Гипербола художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление В шар земной упираясь нога­ми, II Солнца шар я держу на руках Олицетворение изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свой­ствами живых существ да­ ром речи, способностью мыс­лить и чувствовать Робко месяц смотрит в очи, // Изумлён, что день не минул... Осторожно.ветер // Из калит­ки вышел...

Овеществление уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам Гвозди б делать из этих лю­дей: II крепче б не было в мире гвоздей Метафора скрытое сравне­ние, построенное на сходстве или контрасте явлений, в ко­тором слова «как», «как буд­то», «словно» отсутствуют, но подразумеваются Деревья в зимнем серебре (де­ревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропин­ку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завеси­ла) Метонимия сближение, сопо­ставление понятий по смежно­ сти обозначаемых понятий, ког­да явление или предмет обозна­ чаются с помощью других слов и понятий Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер); вел мечи на пир обильный (вел воинов)

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа Что ищет он в стране далекой? II Что кинул он в краю родном? Мой друг, отчизне посвятим II Души прекрасные порывы! Ах! уймись ты, буря! Повтор (рефрен) неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык Соловей мой, соловей, // Голосистый соловей! Не верь, не верь поэту, дева! Рано, рано осень... Мутно небо, ночь мутна О весна без конца и без края, II Без конца и без края мечта

Анафора единоначатие «Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его после­дним днем, Клянусь позо­ром преступленья И вечной правды торжеством Эпифора единство концовок Струится нетихнущий дождь, томительный дождь... Градация своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым Антитеза противопоставление Черный вечер, белый снег. Ве­тер. Ветер Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнитель­ного динамизма Мы сёла в пепел! Града в прах! В мечи серпы и плуги

Сопоставление противоположностей Я царь, я раб, я червь, я бог Инвектива резкое обвинение (в противоположность панегирику восхвалению) А вы, надменные потомки... подлостью прославленных отцов Бессоюзие намеренный пропуск союзов Мелькают мимо будки, бабы, II Мальчишки, лавки, фона­ри, I/ Дворцы, сады, монас­тыри... Многосоюзие увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынуж­денными паузами, сделать ее выразительнее И волны теснятся, и мчатся назад, // И снова приходят, и о берег бьют... Параллелизм однородное синтаксическое построение предложений Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы Инверсия нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости... Где глаз людей обрывается ку-ций...

Поэтическая фонетика Аллитерация повторение согласных звуков Пушки с пристани палят... Пора, перо покоя просит... Ассонанс повторение глас­ных звуков Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь-дон. Динь-дон Анафора единоначатие Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн...Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен, Я, говорит, расстроен Звукоподражание прямое и непрямое, т. е. имитация зву­ковых явлений подбором слов с однородными звуками О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить (лягушки)Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шур­шат камыши... Знакомым шумом шорох их вершин... Паронимия игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука ис­пользуется для создания новой смысловой связи Леса лысы. // Леса обезле­сели. Леса обезлисели

Слово с точки зрения происхождения Архаизмы вышедшие из употребления слова Ланиты щеки, очи глаза, перлы жемчуг, на тоце на поле, живот жизнь Славянизмы устаревшие слова, словосочетания и оборо­ты речи, заимствованные из церковно-славянского и старо­славянского языков. Используются для придания речи художественной вырази­тельности, экспрессивного зву­чания: торжественного или иронического, а также для создания истори­ческого колорита. См. «Пророк» А. С. Пушкина. Отрывок «Ах ты, гой еси...» в поэме А. И. Безыменского «Трагедийная ночь». Беречь как зеницу ока, паче чаяния Многие славянизмы вошли в со­став устойчивых фразеологи­ческих оборотов Диалектизмы местные сло­ва, распространенные в ограни­ченной области Яр круча, черевички ту­фельки, баз двор

Профессионализмы слова, имеющие ограниченное рас­ пространение в какой-либо профессии Файл, директория, сидиром, зазипованный архивирован­ный файл, скачать перепи­сать Провинциализмы слова, пе­редающие особенности провин­ циального говора, характерны для малокультурной речи Эфтот этот, вецер, церез, лу-цына («ц» вместо «ч»), корми-ти, пойти (кормить, поить) Жаргонизмы (арго) исполь­зование ненормативного услов­ного языка Хаза притон, пушка, во-лын револьвер, телка де­вушка, бабки деньги Варваризмы иностранные слова, используемые в массовой литературе Мусье, мамзель, пардон, сорри Неологизмы новые (новооб­разованные) слова языка Компьютер, принтер, луно­ход, космонавт

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.