Светлаков Александр Дмитриевич учитель истории и обществознания, директор школы МОУ « СОШ 1 » г.Гурьевска, Калининградской области Правление Петра и его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Петр I ( 1672 – 1725 г.г.). Родился 1672 года, а умер в 1725 году. Русский царь с 1682 года и первый российский император с 1721 года. Великий государственный,
Advertisements

Культура при Петре I.. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была.
Исторический проект. 1 этап – погружение в проект. Тема проекта: Российская империя при Петре I. Цель проекта: 1. Сформировать представления учащихся.
Реформы Петра I. Великий Петр! Твой каждый след для сердца русского Как памятник священный. И здесь, средь гордых скал, Твой образ незабвенный Встает.
Пётр I. Император Российский. Пётр I. Император Российский. ( ) Окр.мир. 3-4 класс.
Русская идея в XVIIIвеке Основные тенденции развития российской общественной мысли.
Презентация по теме: Презентация "Реформы Петра I"
Петр Iю Россия на рубеже веков. Петр I. Россия на рубеже веков.
ПЁТР ПЕРВЫЙ Яковлева Ирина Валентиновна учитель начальных классов МОУ «Приозёрная СОШ»
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял.
Реформы Петра I «Пётр – это вся Россия; её плоть и дух, характер и гений, воплощение всех её добродетелей и пороков…» К. Валишевский.
Внутренняя политика Александра III Подготовила ученица 8 «в» класса МБОУ Бутурлиновская СОШ Габор Любовь.
Вводятся ремесленные цехи, на заводах не наемные рабочие, а приписные крестьяне, предприятия работают на армию Рост количества мануфактур (200), строительство.
Военные реформы Петра I Автор : Егоров Александр ученик 7 а класса Автор : Егоров Александр ученик 7 а класса Новосибирская область г. Татарск МОУ СОШ.
Культура России в первой четверти XVIII века. Культура – это ? Культура (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание),
"Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии "
Петр I-Представитель династии Романовых. Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял.
Реформы Петра 1. Эпоха Петра Великого –время преобразований, охвативших все сферы жизни страны, в основе которых лежали его энергия, ум и воля Эпоха Петра.
Петровская эпоха мая 1703 года Петр I решил заложить новую крепость.
Примеры информационных моделей объекта 7 класс Учитель: Щербинина М.В.
Транксрипт:

Светлаков Александр Дмитриевич учитель истории и обществознания, директор школы МОУ « СОШ 1 » г.Гурьевска, Калининградской области Правление Петра и его реформы. по истории России данная разработка предназначена для 7 класс А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

Тема: Правление Петра I и его реформы. Проблемный вопрос: нужно ли было насильственное внедрение европейской культуры Петром I в России?

Пётр Первый полностью перевернул всю жизнь страны. Была Московская Русь, неторопливая, не похожая на западных соседей, стала – Российская империя, темп развития которой ускорился в несколько раз! Законодательство петровского времени настойчиво пропагандировало идею «всеобщего блага», а также свою заботу о «благе подданных», о «всенародной пользе». Подданным настойчиво внушалась мысль о государстве, в одинаковой степени заботящемся обо всём населении страны.

Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле - от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. Реформы касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли. Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием государственного аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству, богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра является то, что он заставил российских дворян учится, хотя и преимущественно насильственными методами.

Однако до открытия навигационной школы приходилось использовать другой способ обучения посылать русских учеников за границу. При этом им вменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д. Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для обучения производила крутой переворот в сознании современников. В допетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на выезд зарубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная привилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке.

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов. В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании. Построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д.

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы. в январе 1700 г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1700 г. Для женщин чуть позже.

Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения. В 1710 году Пётр I утвердил образец «гражданской» азбуки, пересмотрев для этого вест кириллический алфавит. Задание: А теперь попробуйте составить таблицу «негативные» и «положительные» последствия реформ Петра I.

1. Реформы велись в русле апробированных в Западной Европе приёмов и методов, но с истинно русским размахом и своеволием, с применением самого грубого принуждения и насилия. 1. Государство стало империей. Россия - одной из могущественных стран Европы. 2. Формирование бюрократической машины, которая принесла и приносит сейчас немало негативного. 2. Становится более централизованной система государственного управления. 3. Многие русские купцы находились в бедственном положении. Их трудности определялись общей неустойчивостью и зависимостью от политических решений и капризов администрации. 3. Получили мощный толчок развития промышленность, внутренняя и внешняя торговля. 4. Насильственное брадобритие, распространение курения.4. Патриархальный образ жизни уступает место светскому. 5. Введение тяжёлых рекрутских наборов. Постоянное ведение военных действий, и как следствие этого большие людские потери. 5. Создана мощная регулярная армия и флот. 6. Трудовое поколение, которому достался Пётр, работало не на себя, а на государство и после принудительной и тяжёлой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. 6. Положено начало развитию русской науки, образованию. Открыто несколько учебных заведений. 7. Пётр I верил в возможность слепого переселения на русскую почву всего того, что было в других странах. 7. Знакомство России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества. 8. Много крестьян насильственно сгонялось на строительство флота, Петербурга, где многие погибали от непосильного труда. 8. Бурный рост городов. Основание Петербурга. 9. Жестокое подавление народных восстаний.9. Осуществляется освоение колоссальных территорий Поволжья, Сибири, Украины. Составление карт, разведка полезных ископаемых. 10. Реформы проводились в интересах дворян, в рамках феодально- крепостнического строя. 10. Бурно развивается издательское дело, выходит первая газета, вводится новый шрифт.

Эпоха Петра Великого и его преобразования очень противоречивы и неоднозначны. Неслучайно так полярно противоположны точки зрения многих видных деятелей науки, искусства о нём самом и его преобразованиях.

Николай Михайлович Карамзин, писатель (1766 – 1826) « Пылкий монарх с разгорячённым воображением, увидев Европу захотел сделать Россию – Голландией. Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях гражданами России.»

Василий Осипович Ключевский – историк, ученик Соловьёва. ( ) «Реформа, совершённая Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, а ограничивалось стремлением вооружить русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными …. Сопротивление народа вынудило Петра к использованию насильственных мер, которые и создали впечатление революции. На самом деле деятельность Петра была скорее потрясением, чем переворотом.»

Иван Сергеевич Аксаков ( ) – Публицист, издатель, редактор, славянофил. «Пётр I – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были блестящей ошибкой.»

А.А.Данилов,История России, М, 2005 Молчанов Н.Н.,Дипломатия Петра 1,М,2004