Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Р.С. Афанасьев к.э.н., ведущий консультант «ООО ЭКОРИС-НЭИ» 17 февраля 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОГРАММ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ 16 июля 2012 г.
Advertisements

_____________________________________ Боровская М.А. – заместитель директора департамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-
Внедрение новых организационно-экономических механизмов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания учреждениями в сфере.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТ СМЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ.
___________________________________ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 29 марта 2011 г. О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА.
Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание ФГУ государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества ФГУ.
О финансовом обеспечении деятельности государственных (муниципальных) учреждений, формирование и финансовое обеспечение государственного (муниципального)
Новая модель финансового обеспечения выполнения государственного задания на учебный год 31 июля 2013 г.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Цель и задачи повышения качества государственных (муниципальных) услуг путем реформирования бюджетной сети Задача 1. Создание условий и стимулов для более.
Расчет объемов бюджетных ассигнований по предоставлению субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного.
Финансовый университет при Правительстве РФ Архангельский филиал Центр финансово-экономических исследований Федеральный закон 83-ФЗ: проблемы реализации.
Институциональные механизмы минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ Иркутск,2011.
О реализации Федерального закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Г. Екатеринбург 17 апреля 2012 г. ПЕРЕХОД НА НОРМАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС в Законодательной Думе Хабаровского края 25 октября 2011 года.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Переход к нормативным затратам – основные задачи и перспективы.
Транксрипт:

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Р.С. Афанасьев к.э.н., ведущий консультант «ООО ЭКОРИС-НЭИ» 17 февраля 2012 г.

Содержание Задачи реформы бюджетного сектора Содержание реформы в системе учреждений ВПО Алгоритм определения финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2012 год Задачи учреждений ВПО 2

3 Федеральный закон 83-ФЗ Повышение качества государственных (муниципальных) услуг Федеральный закон - ключевой инструмент реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г р. ЦЕЛИ ЗАКОНА: Федеральный закон от г. 83-ФЗ создает правовые механизмы, способствующие достижению следующих целей: Повышение доступности государственных (муниципальных) услуг Повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений

Организация оказания государственных (муниципальных) услуг I До 83-ФЗ II Федеральный закон 83-ФЗ ППО Смета БУ Смета ППО КУ БУ Субсидии АУ ППО – Публично-правовое образование БУ – Бюджетное учреждение Обозначения КУ – Казенное учреждение 4 АУ – Автономное учреждение

Концепция Федерального закона 83-ФЗ бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств автономные учреждения – получатели субсидий автономные учреждения бюджетные учреждения казенные учреждения Государственные (муниципальные) учреждения: участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса 5

6 Основные изменения в статусе бюджетных учреждений - Полученные доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей ради которых учреждение создано - Расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета - Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества) - Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени - Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения - Изменение механизмов финансового обеспечения: переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии Расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений

7 Основные изменения в статусе бюджетных учреждений Формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг; осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания; определение перечня особо ценного движимого имущества, предварительное согласование крупных сделок, решение об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), определение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности и об использовании закрепленного за ним федерального имущества согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ФБУ учредителем и недвижимым имуществом, в том числе передачу его в аренду; определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности; определение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности, и др. Расширение функций и полномочий учредителя в контексте Федерального закона 83-ФЗ

Нормативно-правовое регулирование определения финансового обеспечения выполнения ГЗ Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. 671 Совместный Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. 137н/527 Ведомственный перечень государственных услуг и работ Минобрнауки России, утвержденный ИБ- 10/02вн Приказ Минобрнауки России от 27 июня 2011 г

Методологические и практические вопросы перехода к новому механизму 1. Как перейти от сметы к новой группировке затрат - ?2. Как рассчитать затраты на единицу услуги?3. Какая информация используется? 4. Какие нормативы формируются? Натуральные - ? Стоимостные - ? 5. Какой метод расчета нормативов используется? Метод прямого счета по статьям затрат - ? Метод обратного счета - ? 6.Возможность формирования унифицированных нормативов - ?7. Как нормативы изменяются в динамике? 9

10 Бюджетная смета : Разделение затрат по кодам КОСГУ: 200 Расходы ВСЕГО 210 Оплата труда и начисления на неё 220 Оплата работ, услуг 221 Услуги связи 222 Транспортные услуги 223 Коммунальные услуги 224 Арендная плата за пользование имуществом 225 Работы, услуги по содержанию имущества 226 Прочие работы, услуги 260 Социальное обеспечение 290 Прочие расходы 310 Увеличение стоимости основных средств 340 Увеличение стоимости материальных запасов Государственное задание на выполнение задания: Нормативные затраты на оказание государственной услуги: Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги ФОТ основного персонала (ППС) материальные запасы прочие расходы Общехозяйственные расходы. Нормативные затраты на содержание имущества (доли уменьшены) Как перейти от сметы к новой группировке затрат - ? От обеспечения деятельности - к финансированию услуги

11 Формирование бюджетной сметы подведомственных учреждений: Формирование госзадания Определение нормативных затрат и расчет финансового обеспечения государственного задания Количество студентов Соотношение «Студент- Преподаватель» - Фонд оплаты труда - Стипендии, питание, оздоровительные мероприятия, мягкий инвентарь и пр. Количество студентовФонд оплаты трудаРасходные материалы Коммунальные услуги Общехозяйственные нужды

Какая информация используется? Отраслевые НПАДанные бюджетной сметыРасчет финансирования на единицу услуги? 12

Какие нормативы формируются? Натуральные нормативы (+) (-) Стоимостные нормативы (+) Четкость, простота, прозрачность планирования Нормативы устаревают, не отражают реальной потребности Возможность для альтернативных решений, свобода в соотношении ресурсов в рамках установленной статьи 13

Какие методы нормирования используются? Используется система частных норм и нормативов Общий объем финансирования/число вузов / студентов Ежегодный пересмотр или экстраполяция темпов роста (+) Простота, реализуемость (-) Требует корректировок Метод прямого счета по статьям затрат Метод обратного счета (от имеющихся финансовых ресурсов) СтруктурныйЭкспертный 14

Можно ли сформировать унифицированные нормативы? Виды нормативов: Основные факторы: единый норматив – определяется один норматив для всех учреждений для всех учреждений (с использованием корректирующих коэффициентов) групповые нормативы – определяются нормативы по группе учреждений (с использованием корректирующих коэффициентов) индивидуальные нормативы – определяются отдельно по каждому учреждению Дифференциация финансирования единицы услугиНаличие норм и нормативов для прямого счета 15

Система ВПО Минобрнауки России 16 высокий уровень дифференциации затрат на обучение одного студента – до 5 раз более 320 вузов большинство вузов оказывают несколько образовательных услуг обучение осуществляется более чем по 800 специальностей и направлений подготовки, входящих в 28 УГСН

Особенности структуры затрат в сфере образования Основной элемент – фонд оплаты труда Стипендиальное обеспечение учащихся и студентов -? Особые элементы затрат: Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями Предоставление ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной литературы Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Публичные обязательства для федеральных учреждений - ? 17

18 Новая система финансирования: от содержания сети – к финансовому обеспечению бюджетных услуг Переход к системе субсидий на госзадание для бюджетных учреждений, включающей: Первоначальные н ормативы затрат индивидуализированы: субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов Учреждения (п.8 ст ФЗ) Затем будет происходить их постепенная унификация по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов Обязательная субсидия Могут предоставлят ься Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий Субсидию на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с госзаданием (ст БК РФ) Субсидии на иные цели (ст БК РФ) Бюджетные инвестиции (ст. 79 БК РФ)

19 Особенности определения нормативных затрат в соответствии с приказом Минобрнауки России 2070 Сочетание нормативного и структурного методов определения затрат Метод определения нормативных затрат «сверху- вниз» Информационная база данных: отсутствие данных в разрезе государственных услуг Задача разделения бюджетной сметы Индивидуальные нормативные затраты высокая степени дифференциации на единицу услуги по большинству услуг – отсутствие единых норм и нормативов

20 Финансовое обеспечение выполнения ГЗ Ргз – объем финансового обеспечения выполнения государственного задания; Р i гу – нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги; Ри – расчетно-нормативные затраты на содержание имущества бюджетного учреждения; Р i гр – нормативные затраты на оказание j-той государственной работы

21 Формирование государственного задания: единица объема государственной услуги Nочр – норматив затрат на оказание единицы государственной услуги ФОИВ (ФБУ) на соответствующий финансовый год; ki – количество единиц оказания одной государственной услуги в соответствующем финансовом году. Единица государственной услуги При определении нормативных затрат Перечень государственных услуг Форма государственного задания

22 Формирование субсидии на выполнение государственного задания БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА 2011: Затраты, определяемые нормативным методом БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА 2011: Затраты, определяемые структурным методом Рассчитываются ежегодно в установленном законодательством Российской Федерации порядке Рассчитываются нормативные затраты на единицу услуги в 2011 году С учетом индексации С учетом объема услуги в 2012 году Нормативные затраты на оказание государственной услуги в очередном финансовом году Нормативные затраты на выполнение работ Нормативные затраты на содержание имущества Сумма нормативных затрат на оказание всех услуг Субсидия на выполнение государственного задания

Как нормируем? Особенность алгоритма формирования нормативных затрат (сложность Порядка 2070) 1. Затраты, в отношении которых существуют законодательно закрепленные нормы и нормативы затрат, определяются в расчете на единицу профессорско-преподавательского состава и требуют перерасчета на единицу образовательной услуги: По таким статьям нормативные затраты должны определяться ежегодно нормативным методом (прямым счетом). 2. Затраты, в отношении которых не существует законодательно закрепленных норм и нормативов: соотношение студент-преподаватель для различных профилей вузов и специальностей, влияющее на фонд оплаты труда ППС доплаты за ученые степени затраты на организацию культурно-массовой и оздоровительной работы и ряд других По этим статьям нормативные затраты определяются при помощи «первоначальных нормативов затрат» - методом обратного счета 23

24 Алгоритм формирования субсидии на 2012 год 1.Определение нормативных затрат для видов затрат, по которым предусмотрены законодательно установленные нормативы; 2.Определение нормативных затрат на единицу услуги, по которым отсутствуют законодательно установленные нормативы; 3.Корректировка нормативных затрат на единицу услуги с учетом индексации на 2012 год; 4.Определение нормативных затрат на 2012 год; 5.Определение общих нормативных затрат; 6.Определение нормативных затрат на содержание имущества; 7.Формирование субсидии н выполнение государственного задания

25 Шаг 1. Определение нормативных затрат для которых законодательно установлены нормативы Затраты на доплаты за ученые степени 211 статья КОСГУ затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы 226 статья КОСГУ общехозяйственные затраты Объем денежного довольствия офицеров, преподавателей военных кафедр 211 статья КОСГУ затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

26 Шаг 2. Нормативные затраты на ед. услуги, по которым отсутствуют законодательно установленные нормативы Расчет основан на первоначальных нормативах затрат Используются данные о сложившемся уровне затрат на оказание государственной услуги в 2011 году G i Отч гу – нормативные затраты на ед. гос. услуги; Z i отч гу – затраты на ед. гос. услуги в 2011 году; k i отч – объем оказания гос. услуги в 2011 году

27 Шаг 3. Корректировка нормативных затрат на единицу услуги с учетом индексации на 2012 год Полученные нормативные затраты корректируются в соответствии с законодательством Российской Федерации: ФОТ работников ФГУ – с 1 октября 2012 года на 6%; Денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц – с 1 апреля 2012 года на 6 % (за исключением Минобороны России и МВД России); Стипендиальный фонд – с 1 сентября 2012 года на 6%; Расходы на связь – с 1 января 2012 года на 6%; Расходы на транспорт – с 1 января 2012 года на 6%; Расходы на коммунальные платежи – 1) с 1 января 2012 года на 6%; 2) в соответствии с 261-ФЗ сокращение на 3%; Публичные нормативные и приравненные к ним обязательства – по уровню инфляции.

28 Шаг 4. Определение нормативных затрат на 2012 год N i очер гу – нормативные затраты на ед. гос. услуги в 2012 году; G i Очер гу – нормативные затраты на ед. гос. услуги в 2012 году; k i очер – объем оказания гос. услуги в 2012 году

29 Шаг 5. Определение общих нормативных затрат Общие нормативные затраты равняются сумме нормативных затрат для которых законодательно установлены нормативы и нормативных затрат, по которым отсутствуют законодательно установленные нормативы

30 Шаг 6. Определение нормативных затрат на содержание имущества (1) N им (нал) – нормативные затраты на выплату налогов учреждением в очередном финансовом году; N им (ку) – нормативные затраты на оплату коммунальных услуг в очередном финансовом году, учитываемых в составе расходов на содержание имущества учреждения.

31 Шаг 6. Определение нормативных затрат на содержание имущества (2) N им (ку)– нормативные затраты на оплату коммунальных услуг в очередном году, учитываемые в части затрат на содержание имущества; r тепло – потребление тепловой энергии учреждением в натуральных показателях, рассчитанное в отчетном году; t очер терло – средневзвешенный тариф на теплоснабжение на очередной финансовый год; r электр – потребление электрической энергии учреждением в натуральных показателях, рассчитанное в отчетном году; t очер электр – средневзвешенный тариф на электроснабжение на очередной финансовый год; K изм_площ – коэффициент изменения площадей учреждения в очередном финансовом году по сравнению с отчетным финансовым годом

32 Шаг 7. Формирование субсидии на выполнение государственного задания Ргз – объем финансового обеспечения выполнения государственного задания; Р i гу – нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги; Ри – расчетно-нормативные затраты на содержание имущества бюджетного учреждения; Р i гр – нормативные затраты на оказание j-той государственной работы

Индивидуальные нормативы для каждого вуза Финансирование на единицу приведённого контингента (ПК) формируется исходя из фактически сложившихся затрат вузов на подготовку обучающихся Недостатки системы : Отсутствие прозрачной системы распределения финансирования Отсутствие стимулов к повышению эффективности и экономии ресурсов Возможные пути решения : Нормативы на группу вузов Нормативы на группу специальностей 33

Субсидия на выполнение государственного задания Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги Оплата труда и начисления Приобретение материальных запасов Нормативные затраты на общехозяйственные нужды Затраты на содержание имущества Затраты на приобретение услуг связи Затраты на прочие нужды Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда прочего персонала Затраты на коммунальные платежи Затраты на транспортные услуги Нормативные затраты на содержание имущества Уплата налога на имущество организаций и земельного налога Коммунальные услуги (50% затрат на тепло, 10% затрат на электричество) Нормативные затраты на выполнение работ Нормативные затраты на оказание государственной услуги 34

Субсидия на иные цели Стипендиальное обеспечение Публичные обязательства Иные затраты … … Соц. обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 35

36 Публичные нормативные обязательства Оплата проезда работникам в условиях Крайнего Севера 212 статья КОСГУ Обеспечение ППС книгоиздательской продукцией 212 статья КОСГУ Предоставление ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной литературы 290 статья КОСГУ Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 262 статья КОСГУ Льготы ЖКУ, проживающим и работающим в сельской местности 212 статья КОСГУ

Вопросы, требующие решения Разграничение затрат на услуги ВПО, ДПО, СПО, НПО в учреждении ВПО «Очищение» стоимости услуги ПО от затрат инфраструктурных объектов (поликлиник, санаторий, школ и др.) Разработка нормативов по специальностями и направлениям подготовки Отсутствие информационной базы, адаптированной для формирования государственного задания Управление доходами и расходами учреждения 37

38 Групповые нормативы Региональные коэффициенты Поправочные коэффициенты Индивидуальные нормативы Формульные нормативы Направления развития нормативов НОРМАТИВЫ финансового обеспечения государственных заданий:

39 Дальнейшие шаги для обеспечения финансово- хозяйственной деятельности в новых условиях Повышение внебюджетной составляющей финансирования деятельности, коммерциализация использования имущества Привлечение частных инвестиций, создание ГЧП, разработка бизнес-планов Разработка концепции и внедрение системы корпоративного управления Повышение качества финансового менеджмента Внедрение управленческого учета с целью определения фактических затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в разрезе подразделений

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! тел.: +7 (495)