Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Путь героя к преступлению Урок литературы в 10 классе.
Advertisements

Теория Раскольникова Причины возникновения. Постулаты теории.
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: Урок литературы по теме "А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери" . Гений и злодейство - две вещи несовместные".
Урок литературы в 10 классе, Копейкина Анна.. До: 1 урок - Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. 2 урок - Замысел автора и история создания романа Ф.
«Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского». 10 класс, монографическая тема.
Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Антигуманная сущность теории Раскольникова ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Теория Раскольникова. ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Вопросы для обсуждения 1. Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра?
1 Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
«Гений и злодейство – две вещи несовместные» Работу выполнила : Бирюкова Галина Алексеевна, учитель русского языка и питературы Щигровской основной школы.
По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (анализ эпизода ч. 3, гл. 6 ). Е. Н. Самохина, учитель школы 193.
Ф.М. Достоевский в восприятии современных читателей.
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка
Матричная схема на уроке литературы. Задачи уроков литературы Формировать представление о художественной литературе как об искусстве слова. Формировать.
Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Нравственные проблемы маленькой трагедии "Моцарт и Сальери"
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Транксрипт:

Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к совершенным вопросам прошли через Пушкина; ведь и для нас он был началом всего, что теперь есть у нас.» Ф.М. Достоевский

«Моцарт и Сальери»

Умозаключения Сальери: «Все говорят: нет правды на земле./Но правды нет и выше…/Когда бессмертный гений… озаряет голову безумца, /гуляки праздного? О, Моцарт, Моцарт!» «Имею ль я право власть иметь? Свобода и власть!..а главное власть. Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Раскольников: «Имею ль я право власть иметь? Свобода и власть!..а главное власть. Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!»

Позиция Сальери :«Что пользы, если Моцарт будет жив.. Что пользы в нем?» Раскольников: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную»

Вывод: И Раскольников, и Сальери одинаково расценивают человека, человеческую жизнь.

Философия, идея преступления Сальери: «Нет не могу противиться я доле/Судьбе моей: я избран, чтоб его/Остановить» Раскольников :«Я просто для себя убил. Мне надо было узнать тогда.. Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею»

Вывод: И Раскольников, и Сальери – самоуглублённые фанатики, способные жить одной идеей. И того, и другого приводят к убийству сложные философские умозаключения.

Н.В. Фридман «С полным правом можно сказать, что Сальери совершает первое в русской литературе «философское преступление», а Раскольников последнее»

Пушкинские традиции Тема философского преступления, впервые воплощённая Пушкиным в «Моцарте и Сальери», психологически тонко реализована в Творчестве Достоевского. То, что Пушкин усмотрел в зародыше, во времена Достоевского расцвело. Поэтому автор «Преступления и наказания» не без основания утверждает (устами своего героя): «Кто же у нас на Руси себя Наполеоном не считает»

Монолог – высказывание Сальери: «Все говорят нет правды на земле./ Но правды нет и выше» Раскольников :«Да, может, и бога-то совсем нет…»

Вывод: Чтобы совершить преступление, достаточно усомниться в истинности вечной «правды» Раскольников и Сальери – жертвы демонической идеи о том, что мир устроен Богом дурно, несправедливо и, стало быть, ошибку следует исправить. и Сальери – жертвы демонической идеи о том, что мир устроен Богом дурно, несправедливо и, стало быть, ошибку следует исправить.

Арифметические формулы героев Сальери :«Я сделался ремесленник/.. Музыку я разъял, как труп, Поверил я алгеброй гармонию» Раскольников: «Одна смерть и сто жизней взамен»

По мнению героя «спасение…» Сальери кажется, что он спасает искусство, на самом деле все его слова, все его мысли только о самом себе Раскольников, думая о спасении общества, ищет ответ на вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею»

Вывод: И Пушкин, и Достоевский утверждают, что неверие, зависть и злость ведут к преступлению.

Герои-двойники

Герои-антиподы Софья: «Это человек-то вошь» Разумихин: «…если общество устроить нормально, то разом все преступления исчезнут…»

Герои-призраки Вводя в свои произведения героев- призраков, авторы используют приём психологизма

Пушкинские традиции Сальери: «Но ужель он прав,/ И я не гений?» Свидригайлов: «…теорию-то сочинить умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, не в состоянии, стало быть, человек не гениальный»

Муки Христа

Вывод: А.С. Пушкин: «Гений и злодейство несовместимы»

Домашнее задание Продолжить сопоставительный анализ текстов, выявить: Особенности применения способа «зеркального отражения» при создании образов героев-персонажей; Развитие мотива слёз в трагедии романа; Общие евангельские мотивы и образы.