ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ Указываются возможности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Advertisements

Внеучебная воспитательная работа на СХФ. Основная цель: Воспитание гражданина России – личности высоконравственной, обладающего высокой культурой, интеллигентностью,
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
РАБОТА КУРАТОРОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ. Куратор- (лат. curator), попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Программа деятельности куратора в контексте реализации ООП ФГОС – 3 поколения А.А.Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
Отчет о проведенной воспитательной работе за учебный год Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
О работе методического совета в учебном году Уровневая подготовка в КГТУ Задачи по разработке основных образовательных программ по ФГОС ВПО.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Школьное самоуправление ЦЕЛЬ: Формирование ведущих качеств нравственной личности, через детскую общественную организацию. ЦЕЛЬ: Формирование ведущих качеств.
О перспективах и совершенствовании социально- воспитательной работы в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
ПОЛОЖЕНИЕ о цикловых методических комиссиях утверждено решением Ученого совета ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава от г. Протокол 4.
Транксрипт:

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ Указываются возможности вуза в формировании общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. Дается характеристика социокультурной среды вуза, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся. Могут быть представлены соответствующие документы. Например: документы регламентирующие воспитательную деятельность; сведения о наличии студенческих общественных организаций; сведения об организации и проведении внеучебной общекультурной работы; сведения о психолого-консультационной и специальной профилактической работе; сведения об обеспечении социально-бытовых условий и др.

Пример Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников Воспитательная среда Башкирского государственного университета в целом и филологического факультета в частности складывается из мероприятий, которые ориентированы на: формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. воспитание нравственных качеств, интеллигентности, развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры. привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления. сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственности, формирование чувства университетской солидарности, формирование у студентов патриотического сознания. укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.

Пример Воспитательная среда включает в себя три составляющие: профессионально-трудовую, гражданско-правовую, культурно-нравственную.

Пример 1. Профессионально-трудовая составляющая воспитательной среды - специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики. Задачи: подготовка профессионально-грамотного, компетентного, ответственного специалиста; формирование личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности, таких как трудолюбие, любовь к окружающей природе, рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, творческие способности и другие качества, необходимые выпускнику для будущей профессиональной деятельности; привитие умений и навыков управления коллективом.

Пример Основные формы реализации: организация научно-исследовательской работы студентов; проведение выставок научно–исследовательских работ; проведение университетских и межвузовских конкурсов на лучшие научно-исследовательские, дипломные и курсовые работы; работа творческих коллективов, опирающихся на научные исследования (фольклорный ансамбль «Таусень»); работа научно-творческих кружков (литературно-творческое объединение «Тропинка»); мониторинг студенческой среды по вопросам организации учебного процесса («Преподаватель глазами студентов», «Любимец студентов» и т.п.); проведение факультетского конкурса по результатам сессии на лучшую группу факультета, финансовые поощрения лучших студентов; проведение стимулирующих мероприятий, например «Триумфальная арка» - церемония награждения людей, достигших успехов как в науке, так и в общественной деятельности; «Татьянин день» – официальная церемония вручения наград за научные и общественные достижения (например, номинации «Молодой ученый года», «Руководитель года», «Спортсмен года», «Профсоюзный организатор года», «Татьяна года» и т.д.); профсоюзное обучение лучших молодых активистов; работа студенческой газеты-стенда, в которой сотрудничают студенты и преподаватели, публикуют материалы на злободневные темы о жизни молодежи, по проблемам борьбы с курением и наркоманией, пропагандируют здоровый образ жизни.

Пример 2. Гражданско-правовая составляющая воспитательной среды - интеграция гражданского, правового, патриотического, интернационального, политического, семейного воспитания. Задачи: формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье; формирование правовой и политической культуры; формирование установки на воспитание культуры семейных и детско-родительских отношений, преемственность социокультурных традиций; формирование качеств, которые характеризуют связь личности и общества: гражданственность, патриотизм, толерантность, социальная активность, личная свобода, коллективизм, общественно-политическая активность и др.

Пример Основные формы реализации: развитие студенческого самоуправления; организация генеральных уборок на факультете, в университете, в общежитиях для воспитания бережливости и чувства причастности к совершенствованию материально-технической базы университета; проведение субботников по уборке территории; кураторство студенческих групп младших курсов (Куратор помогает на первом этапе знакомства студентов с университетской системой, организуя встречи во внеурочное время, походы в театр, на концерты, поездки на природу; поддерживает связь с родителями студентов- нарушителей и отстающих); проведение общеуниверситетских конкурсов, формирующих у молодых людей интерес к истории своей семьи и республики, содействующих укреплению межнациональной дружбы («Где твои корни?», «Венок дружбы», конкурс военно-патриотической песни и др.); проведение мероприятий, подчеркивающих значимость семьи, здоровых отношений между мужчиной и женщиной («Молодая Семья», где принимают участие выпускники, которые узаконили свои отношения в этом году; конкурсы «Идеальная пара», «Леди БашГУ», «Любовь с первого курса», «Главней всего погода в доме», фотоконкурс «Загляните в семейный альбом…» и др.);

Пример совместное обсуждение проблем студенчества; дополнительное материальное стимулирование студентов, имеющих высокие показатели в учебе, НИРС, активистов; проведение регулярных пресс-конференций, собраний по решению вузовских проблем; проведение профориентационной работы в подшефных школах силами студентов и др. имиджевые мероприятия; социальная защита малообеспеченных категорий студентов; организация политических дискуссий, семинаров по правовым вопросам и т.п. участие в программах государственной молодежной политики всех уровней. встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками трудового фронта, старейшими сотрудниками университета.

Пример 3. Культурно-нравственная составляющая воспитательной среды включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, экологические и физическое воспитание. Задачи: воспитание нравственно развитой личности; воспитание эстетически и духовно развитой личности; формирование физически здоровой личности; формирование таких качеств личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские, волевые и физические качества, нравственно-психологическая и физическая готовность к труду и служению Родине.

Пример Основные формы реализации: развитие досуговой, клубной деятельности (СТЭМ, КВН, Брейн, Что?Где?Когда? Неделя первокурсника, Студенческая весна и т.д.), поддержка молодежной субкультуры в рамках создания реального культуротворческого процесса; организация различных соревнований всех уровней, творческих конкурсов, фестивалей (конкурс Авторской песни, «Шлягер прошлого и настоящего», Алло, мы ищем таланты; организация выставок творчества студентов, преподавателей и сотрудников; проведение дней культуры в университете; обмен студентами в целях знакомства с особенностями культуры и традиций другой страны; участие в спортивных мероприятиях университета по настольному теннису, волейболу, баскетболу, стрельбе и т.д.; проведение в общежитиях культурно-воспитательных мероприятий, помогающих студентам чувствовать себя психологически комфортно вдали от дома: Посвящения в жители общежития (октябрь), Вечер Хеллоуин (октябрь); Бал-маскарад (декабрь); день влюбленных (февраль), Мисс и мистер общежития (февраль, март), Юморина (апрель), встреча с ветеранами (май); конкурс-смотр на лучшую комнату общежития (июнь);

Пример анализ социально-психологических проблем студенчества и организация психологической поддержки; помощь подшефному детскому дому и др. благотворительные мероприятия (например, сбор книг и игрушек, детских вещей для детей, организация концерта); организация встреч с интересными людьми (выпускниками, деятелями культуры и др.); организация физического воспитания и валеологического образования студентов; экологическое воспитание; организация санаторно-курортного лечения студентов с хроническими заболеваниями; социологические исследования жизнедеятельности студентов по различным направлениям, эффективность культурно-массовых и спортивных мероприятий, адаптация к вузу, профилактика нарко­мании, алкоголизма и других вредных привычек; борьба с курением; профилактики правонарушений; применение различных форм работы со студентами (тренинги, ролевые игры и др.), проведение встреч с врачами, наркологами, эпидемиологами и другими специалистами;

Пример пропаганда здорового образ жизни, занятий спортом, проведение конкурсов, стимулирующих к здоровому образу жизни («Семестр без вредных привычек», «Самый здоровый студент»); работа фольклорных, танцевальных коллективов, выступающих в университетских, городских и международных мероприятиях; работа творческих кружков; работа студенческих строительных отрядов, педагогических отрядов, работающих на спортивных площадках города и выезжающих в летний период в детские лагеря и санатории Краснодарского края.

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП ВПО В соответствии с ФГОС ВПО и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП ВПО осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе.

9.1.Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП вуз создает фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ / проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Вузу также рекомендуется на основе требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по соответствующему направлению подготовки разработать: матрицу соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств; методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП (заданий для контрольных работ, вопросов для коллоквиумов, тематики докладов, эссе, рефератов и т.п.); методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ / проектов и т.п.) и практикам.]

9.2.Итоговая государственная аттестация студентов- выпускников вуза Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по решению Ученого совета вуза. Вузу рекомендуется на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по соответствующему направлению подготовки разработать и утвердить требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, а также требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена (в случае решения Ученого совета вуза о его проведении).

Пример Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки – Филология В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки – Филология и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе.

Пример Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП по направлению подготовки – Филология в вузе созданы следующие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

Пример 1. Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств. 2. Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП (заданий для контрольных работ, вопросов для коллоквиумов, тематики докладов, эссе, рефератов и т.п.). 3. Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ/проектов и т.п.) и практикам. 4. Программы проведения практических занятий по дисциплинам учебного плана.

Пример 5. Вопросы и задания для контрольных работ по дисциплинам учебного плана. 6. Вопросы для проведения коллоквиумов по дисциплинам учебного плана. 7. Темы рефератов по дисциплинам учебного плана. 8. Вопросы к зачетам и экзаменам по дисциплинам учебного плана. 9. Контрольные тесты по дисциплинам учебного плана. 10. Примерная тематика дипломных работ (по кафедрам).

ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В данном разделе могут быть представлены документы и материалы, не нашедшие отражения в предыдущих разделах ООП, например: Описание механизмов функционирования при реализации данной ООП системы обеспечения качества подготовки, созданной в вузе, в том числе: мониторинга и периодического рецензирования образовательной программы; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии); системы внешней оценки качества реализации ООП (учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса); Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания (в случае ее применения); Соглашения (при их наличии) о порядке реализации совместных с зарубежными партнерами ОП и мобильности студентов и преподавателей и т.д.

РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ ООП ВПО В ЦЕЛОМ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ДОКУМЕНТОВ Регламент периодического обновления ООП ВПО разрабатывается вузом на основе системы менеджмента качества.