«Почему деревья сбрасывают листву». КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Для детей старшего возраста ЦЕЛЬ: развивать монологическую речь, логическое мышление. ЦЕЛЬ:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Листопад КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Для детей младшего возраста ЦЕЛЬ: развивать монологическую речь, логическое мышление. ЦЕЛЬ: развивать монологическую.
Advertisements

Почему бывает листопад. Как красив осенний лес. Деревья стоят как барышни на балу. Так хочется подольше видеть эту красоту.Но очень скоро все листья.
Тема исследования: Как наступает листопад Ученики 2 «Б» класса МОУ Лицея 8 Руководитель Конова А.Н.
Осень. В листьях происходят удивительные превращения. удивительные превращения.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная пора- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум.
Осень. В листьях происходят удивительные превращения. удивительные превращения.
Осень. В листьях происходят удивительные превращения. удивительные превращения.
Исследовательская работа на тему:. Глава 1 : Введение Глава 1 : Введение Глава 2 : Основная часть. Исследование. Глава 2 : Основная часть. Исследование.
ОСЕНЬ В ЛЕСУ В добрый путь, мои родные…. Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый.
Боровикова Валентина Ученица 4 «а» класса МБОУ Кожевниковская средняя общеобразовательная школа 1 Руководитель: Черных Т.А.
Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки.
Исследовательский проект «Тайны осеннего листа» Выполнили учащиеся 2 класса Тяпкина Кристина Шулепова Ирина Руководитель: Никитина Любовь Ивановна учитель.
Презентация к уроку Живой мир. Тема: Осень. Осенние месяцы. Подготовила Хандажапова Сэсэг Баторовна, Учитель ГКОУ Школы 2124 г.Москвы.
Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. ( А.К.Толстой.
Автор: учитель начальных классов Шаламай Л.В. В гости к осени.
Путешествие в осеннее царство. Выбрали маршрут Отчёты были представлены в виде презентации; презентации; буклета; буклета; газеты; газеты; книжек- малышек;
«Почему листья меняют свой цвет?» Выполнила: ученица 2 «А» класса Теплякова Дарья Руководитель: Потемкина Л.Л г.
Уголок природы «Октябрь». Температура воздуха: от +3° C до +9° C; Световой день: 10 ч. 30 мин; Погода: Туман,
Листья деревьев Листья деревьев Зелёный лист не так - то легко оторвать. А осенью он падает сам. Происходит это потому, что в месте прикрепление черешка.
Осень. В листьях происходят удивительные превращения. удивительные превращения.
Транксрипт:

«Почему деревья сбрасывают листву»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Для детей старшего возраста ЦЕЛЬ: развивать монологическую речь, логическое мышление. ЦЕЛЬ: развивать монологическую речь, логическое мышление. ЗАДАЧИ: - создать в памяти детей самые радостные впечатления от первого жёлтого листочка; ЗАДАЧИ: - создать в памяти детей самые радостные впечатления от первого жёлтого листочка; закрепить знания детей о том почему лист на дереве желтеет и о том как это происходит. закрепить знания детей о том почему лист на дереве желтеет и о том как это происходит. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: хлорофилл, багряный, устьице. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: хлорофилл, багряный, устьице. МАТЕРИАЛ: картина с изображением осеннего леса, осенние листья, микроскоп, восковые мелки, цветные карандаши, краски, лист бумаги. МАТЕРИАЛ: картина с изображением осеннего леса, осенние листья, микроскоп, восковые мелки, цветные карандаши, краски, лист бумаги. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за деревьями на участке, экскурсия в парк, чтение литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за деревьями на участке, экскурсия в парк, чтение литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций.

Листопад! Листопад! Листопад! Листопад! Лес осенний конопат, Налетели конопушки, Налетели конопушки, Стали рыжими опушки. Стали рыжими опушки. Ветер мимо пролетал, Ветер мимо пролетал, Ветер лесу прошептал Ветер лесу прошептал -Ты не жалуйся врачу, Конопатых я лечу: -Ты не жалуйся врачу, Конопатых я лечу: Все рыжинки оторву, Побросаю их в траву. Н.Егоров. Сегодня ребята на занятии мы разгадаем много загадок природы. Узнаем, как деревья готовятся к зиме? Отчего листья на деревьях желтеют? И почему деревья сбрасывают листву? А вот послушайте самую первую загадку. О каком времени года в ней говорится? «Пусты поля, мокнет земля, «Пусты поля, мокнет земля, День убывает, когда это бывает?» День убывает, когда это бывает?» Дети: Осенью. Воспитатель: Правильно. А что происходит осенью с природой. Дети: опустели поля; высохла трава; день становится короче, а ночи длиннее; часто идут дожди; листья на деревьях желтеют. часто идут дожди; листья на деревьях желтеют. Воспитатель: Правильно. А скажите ребята, название каких деревьев вы знаете? Дети: тополь; клён; берёза; черёмуха; липа; рябина; сосна; ель и др. Воспитатель: Молодцы ребята. Но есть ещё много разных деревьев, название которых вы узнаете, когда будете учиться в школе. Дети, а зачем нам нужны деревья? Дети: - это дом для птиц; - дерево даёт нам кислород, а поглощает углекислый газ; - дерево даёт нам кислород, а поглощает углекислый газ; - они спасают нас в сильную жару; - они спасают нас в сильную жару; - они защищают нас от сильного ветра; - они защищают нас от сильного ветра; - из дерева делают мебель, строят дома, делают бумагу. - из дерева делают мебель, строят дома, делают бумагу. Воспитатель: Хорошо дети. А какая мебель сделана из дерева у нас в группе? Дети: - столы; - стулья; - кровати; - рамки для картин; - рамы для окон; - кубики. Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, что деревья хотят отдохнуть, ведь они хорошо поработали летом. А к отдыху они готовятся заранее, начиная сбрасывать с себя листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идёт подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво – наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зелёным. Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Дети, давайте рассмотрим с вами засушенные листочки: зелёный и жёлтый, что вы видите? Дети: листья одинаковые по рисунку, но разные по цвету, у них есть прожилки. Воспитатель: Но осенью листья становятся не только жёлтыми, но и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество

находится в завянувшем листе. Но как же это происходит? Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается. Образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. Лист всё время остаётся зелёным. С наступлением осени удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, но не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет. Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой и невыразительной. А если ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими. Воспитатель: Ребята, а деревья все сразу стоят с пожелтевшей листвой? Дети: Нет. Листочки у них желтеют постепенно. Воспитатель: Правильно. Но на берёзе самой первой появляются (пряди) жёлтых листьев, от неё не отстаёт липа. А вот в сентябре краснеет листва у рябин, а конце сентября надевают жёлтый и ярко красный наряд осины. И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Эти «живые часы» чутко ощущают смену дня и ночи. Хотя наши деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время всё равно быстро изнашиваются. Через микроскоп можно увидеть, что лист покрыт прозрачной кожицей, которая усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение охлаждает их, не даёт перегреться. Воспитатель: Ребята, приложите листочек к щеке. Что вы чувствуете? Дети: Он холодный. Он холодит. Воспитатель: Что произойдёт с листочком, если его сорвать с дерева? Дети: Листик быстро засохнет. Воспитатель: А если он останется висеть на дереве? Дети: Он будет живой, зелёный, свежий. Воспитатель: Да ребята, на дереве листья сочные, свежие, клетки живого листа всегда наполнены водой. А для чего нужен листопад деревьям? Дети: Чтобы дерево отдохнуло, поспало, приготовилось к зиме. Воспитатель: А ещё листопад нужен деревьям и в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить. Там, где много фабрик и заводов, мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица, испарение замедляется. Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды в год. А известен случай, когда тополь сменил её пять раз! Дети попробуйте сорвать зелёный листочек. Что произошло с ним? Дети: Он разорвался, но не оторвался. Воспитатель: Значит, этому листочку ещё долго сидеть на ветке, он крепко (прочно) скреплён с веткой. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он отрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черенком. Ещё вчера

листья не мог сорвать даже сильный ветер, а сегодня они отваливаются сами. Что произошло? Оказывается, осенью в основании черенка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Даже лёгкое дуновение ветра – и листья начинают падать. Воспитатель: Дети, а все ли деревья сбрасывают свою листву? Дети: Нет. Воспитатель: Назовите деревья, которые не сбрасывают свою листву. Дети: Хвойные. У них иголки. Они всегда стоят зелёными и зимой и летом. Воспитатель: Правильно. Но эти иголки называются хвоинками. А какие деревья относятся к хвойным? Дети: Сосна, ель, пихта. Воспитатель: А ещё кедр. Ребята, поэты в своих стихах отражают приход осени по разному, а название у них одинаковое. Давайте мы их послушаем. Дети читают стихи об осени. «ОСЕНЬ» «ОСЕНЬ» Всё быстрее облетают клёны Всё темнее низкий свод небес Всё темнее низкий свод небес Всё виднее, как пустеют кроны, Всё виднее, как пустеют кроны, Всё слышнее, как немеет лес, Всё слышнее, как немеет лес, И всё чаще прячется во мгле И всё чаще прячется во мгле Солнце, охладевшее к земле. Солнце, охладевшее к земле. И. Мазнин И. Мазнин «ОСЕНЬ» «ОСЕНЬ» Осень на опушке краски разводила, Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зардели клёны, Пожелтел орешник, и зардели клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный, В пурпуре осеннем только дуб зелёный, Утешает осень – не жалейте лето! Утешает осень – не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета! Посмотрите – роща золотом одета! З. Федоровская З. Федоровская «ОСЕНЬ» «ОСЕНЬ» Осень. По утрам морозы. Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтый листопад В рощах жёлтый листопад Листья около берёзы Листья около берёзы Золотым ковром лежат. Золотым ковром лежат. В лужах лёд прозрачно-синий В лужах лёд прозрачно-синий На листочках белый иней. Е. Головин На листочках белый иней. Е. Головин Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас я предлагаю вам взять то, чем бы вы хотели зарисовать «листопад». Дети берут краски, карандаши, восковые мелки и рисуют «листопад» под сопровождение музыки «Голоса птиц». После занятия дети рассматривают рисунки. Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием, у всех получились интересные работы. Литература: «Почемучкины книжки» Г. Граубин. «Учить детей наблюдать и рассказывать» Н.В. Ёлкина. «Учить детей наблюдать и рассказывать» Н.В. Ёлкина. «Мы и окружающий мир» А.Н. Казаков. «Мы и окружающий мир» А.Н. Казаков. Пословицы и приметы: «Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт». «Мигнула липа пёстрым листом – осень позвала». «Холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд». «Таков октябрь: когда кроет землю – когда листком, когда снежком». «Народные имена октябрю, месяцу – листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост».