Внутренняя и внешняя диалогичность современной библейской проповеди К 40-летнему юбилею Заочных библейских курсов Савин Г.А. Савин Г.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неведомый Бог для особенно набожных. 16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. 17 Итак он рассуждал в синагоге.
Advertisements

Тема: Жанровое своеобразие древнерусской литературы Цели: -познакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы -развивать умение определять жанр произведения.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Мировоззрения и религиозные представления условно могут быть разделены на четыре типа.
Родительское собрание В МОУ СОШ пгт Новокручининский г.
Анализ сформулированных целей урока. Типичные ошибки Примеры формулировок целей Тема урока Формулировка цели как результата деятельности учителя, а не.
Мир древнерусской литературы. Изучение «Слова о Законе и Благодати».
КУРС ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и дисциплин начального образования ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
РИТОРИКА 1.1. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЕ РОДЫ И ВИДЫ 1.2.АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 1.3. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ 1.4. СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 1.5. СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ РЕЧЬ.
Проект «Типы речи в публицистике» Автор:. Какие тексты существуют в современной публицистике?
Тема урока:. Ответить на вопросы: Что такое Библия? Когда появилась первая Библия? Кто писал Библию? Из чего состоит Библия? О чём говорится в Библии?
Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси.
Древнерусская литература Учитель МОУ СОШ 18 Шейн Светлана Николаевна.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Презентация на тему: «Житие в древнерусской литературе»
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Древнерусская литература Жанры, их особенности, произведения. Выполнил студент 1 курса Романов Сергей.
Транксрипт:

Внутренняя и внешняя диалогичность современной библейской проповеди К 40-летнему юбилею Заочных библейских курсов Савин Г.А. Савин Г.А.

«Традиционное» представление о речевой коммуникации: АВТОР ТЕКСТА АДРЕСАТ ТЕКСТА ТЕКСТ ПРОПОВЕДНИКСЛУШАТЕЛЬ ПРОПОВЕДЬ Привычное представление верующих людей:

Основной закон текстообразования - это диалогичность текста Проповедник Активный автор Слушатель Пассивный автор ОЖИДАНИЯ ТЕКСТ ПРОПОВЕДИ

Гомилетический треугольник Гомилетический треугольник Предмет проповеди Субъект проповеди (Проповедник) Объект Проповеди (верующий или интересую- щийся человек

Базовые определения видов диалогичности проповеди Базовые определения видов диалогичности проповеди 1. Внешняя диалогичность 1. Внешняя диалогичность Внешняя диалогичность проповеди основывается на симметричных модусных сферах: сфера субъекта речи и сфера объекта речи: «я»-сфера и «ты»-сфера. Внешняя диалогичность проповеди основывается на симметричных модусных сферах: сфера субъекта речи и сфера объекта речи: «я»-сфера и «ты»-сфера. Местоимения я и ты в данном случае указывают на исполнителя роли в разыгрываемой речевой драме, на исполнителей ролей речевого действия. Местоимения я и ты в данном случае указывают на исполнителя роли в разыгрываемой речевой драме, на исполнителей ролей речевого действия.

2. Внутренняя диалогичность В состав проповеди практически всегда включаются высказывания, принадлежащие другому лицу (или самому проповеднику, но произнесенные им ранее). Они называются условно «чужой речью». Такая смена источника информации или точки зрения в монологической речи является сигналом внутренней диалогичности текста. В состав проповеди практически всегда включаются высказывания, принадлежащие другому лицу (или самому проповеднику, но произнесенные им ранее). Они называются условно «чужой речью». Такая смена источника информации или точки зрения в монологической речи является сигналом внутренней диалогичности текста.

Пример внешней диалогичности текста проповеди: Дн 17:22 и далее: Дн 17:22 и далее: И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

Мф. 5:21, 27, 31 и т.п. Мф. 5:21, 27, 31 и т.п. Вы слышали, что сказано древним:не убивай, кто же убъет, подлежит суду. Вы слышали, что сказано древним:не убивай, кто же убъет, подлежит суду. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать …. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать …. Пример внутренней диалогичности текста проповеди:

Основная проблема современных проповедников Евангелия – доминанта внутренней диалогичности над внешней диалогичностью В чем это выражается? - В непонимании насущных проблем адресата проповеди. - В невладении возможными речевыми жанрами проповеди.

Определение речевого жанра Речевой жанр - это такой вид речевого произведения, который характеризуется относительной устойчивостью тематических, композиционных и стилистических характеристик. Речевой жанр - это такой вид речевого произведения, который характеризуется относительной устойчивостью тематических, композиционных и стилистических характеристик.

Традиционная классификация проповедей: Традиционная классификация проповедей: 1. нравоучительная гомилия, существовавшая до III в. и возникшая вопреки апостольской проповеди; 1. нравоучительная гомилия, существовавшая до III в. и возникшая вопреки апостольской проповеди; 2. изъяснительная гомилия, представлявшая собой толкование Священного Писания в виде церковного поучения, обязанная своим появлением богословской и проповеднической деятельности Оригена в III в.; 2. изъяснительная гомилия, представлявшая собой толкование Священного Писания в виде церковного поучения, обязанная своим появлением богословской и проповеднической деятельности Оригена в III в.; 3. догматическое слово – тип проповеди, получивший распространение в IV в с распространением ересей и расширением сферы христианства; 3. догматическое слово – тип проповеди, получивший распространение в IV в с распространением ересей и расширением сферы христианства; 4. апологетическое слово – тип проповеди, связанный с развитием противорелигиозной философии в IV в.; 4. апологетическое слово – тип проповеди, связанный с развитием противорелигиозной философии в IV в.; 5. нравообличительная проповедь, существующая с IV в. и направленная против языческих пороков; 5. нравообличительная проповедь, существующая с IV в. и направленная против языческих пороков; 6. похвальные слова, возникшие как самостоятельный тип с IV в.; 6. похвальные слова, возникшие как самостоятельный тип с IV в.; 7. надгробные речи – типы проповеди, появившиеся с IV в.; 7. надгробные речи – типы проповеди, появившиеся с IV в.; 8. патриотическая проповедь, получившая распространение в посленикейский период с V в.; 8. патриотическая проповедь, получившая распространение в посленикейский период с V в.; 9. социальная проповедь, сложившаяся к XIX в. 9. социальная проповедь, сложившаяся к XIX в.

Современные классификации проповедей Современные классификации проповедей В современной гомилетике проповеди классифицируются по 6 основаниям: В современной гомилетике проповеди классифицируются по 6 основаниям: 1. по времени; 1. по времени; 2. по месту произнесения; 2. по месту произнесения; 3. по адресату; 3. по адресату; 4. по содержанию; 4. по содержанию; 5. по цели; 5. по цели; 6. по форме или способу изложения. 6. по форме или способу изложения.

Рассмотрим классификации по адресату, содержанию и цели. 1. Классификация по адресату. По адресату проповеди разграничиваются на монастырские, мирские и миссионерские. Монастырские проповеди предназначены для братства обители. Возникновение этого типа проповедей относят к XI в. и связывают с открытием первого на Руси Киево-Печерского монастыря. Мирские проповеди адресованы верующим, собравшимся на богослужение в храме или слушающим слово пастыря за его пределами. Миссионерские проповеди обращены к людям невоцерковленным, «не входящим в лоно Церкви». По адресату проповеди разграничиваются на монастырские, мирские и миссионерские. Монастырские проповеди предназначены для братства обители. Возникновение этого типа проповедей относят к XI в. и связывают с открытием первого на Руси Киево-Печерского монастыря. Мирские проповеди адресованы верующим, собравшимся на богослужение в храме или слушающим слово пастыря за его пределами. Миссионерские проповеди обращены к людям невоцерковленным, «не входящим в лоно Церкви».

2. Классификация по содержанию. По содержанию выделяется три типа проповедей. По содержанию выделяется три типа проповедей. К первому типу относятся проповеди, в которых истолковываются тексты Священного Писания. Это экзегетические (от греч. eksegeomai 'изъяснять', 'истолковывать') проповеди. К первому типу относятся проповеди, в которых истолковываются тексты Священного Писания. Это экзегетические (от греч. eksegeomai 'изъяснять', 'истолковывать') проповеди. Проповеди второго типа получили название литургических, поскольку представляют собой толкование значения какого-либо праздника, чина, иконы и т.п. Разновидностью второго типа считается проповедь панегирическая, обычно посвящаемая знаменательной церковной дате или событию государственной важности. Обычно такая проповедь отличается торжественной приподнятостью стиля. Проповеди второго типа получили название литургических, поскольку представляют собой толкование значения какого-либо праздника, чина, иконы и т.п. Разновидностью второго типа считается проповедь панегирическая, обычно посвящаемая знаменательной церковной дате или событию государственной важности. Обычно такая проповедь отличается торжественной приподнятостью стиля. В третий тип объединены проповеди-наставления, в основе которых лежит особый повод, не связанный с местом в Библии либо церковным праздником. В третий тип объединены проповеди-наставления, в основе которых лежит особый повод, не связанный с местом в Библии либо церковным праздником.

3. Классификация по цели. По цели различаются проповеди кериптические (от греч. kirusso 'провозглашать', 'возвещать'), катехизические (от греч. katexeo обучать, наставлять), догматические и нравоучительные. По цели различаются проповеди кериптические (от греч. kirusso 'провозглашать', 'возвещать'), катехизические (от греч. katexeo обучать, наставлять), догматические и нравоучительные. Крептические проповеди – это проповеди миссионерские, которые создаются для обращения в Христианство язычников и иноверцев. Крептические проповеди – это проповеди миссионерские, которые создаются для обращения в Христианство язычников и иноверцев. Катехические проповеди имеют целью просвещение новообращенных и представляют собой наставление неофитов в христианской вере. Такие проповеди содержат упрощенное и общепонятное объяснение катехизиса. Катехические проповеди имеют целью просвещение новообращенных и представляют собой наставление неофитов в христианской вере. Такие проповеди содержат упрощенное и общепонятное объяснение катехизиса. В догматических проповедях основное внимание пастыря сосредоточено на раскрытии христианских догматов – богооткровенных истин, которые содержат учение о Боге и отношении Его к миру и к человеку. В догматических проповедях основное внимание пастыря сосредоточено на раскрытии христианских догматов – богооткровенных истин, которые содержат учение о Боге и отношении Его к миру и к человеку. Нравоучительные проповеди представляют собой разъяснение нравственных аспектов Православия и Христианства, основ христианской морали. Нравоучительные проповеди представляют собой разъяснение нравственных аспектов Православия и Христианства, основ христианской морали.

4. Классификация по способу или форме. Проповеди делятся на аналитические и синтетические. Проповеди делятся на аналитические и синтетические. Аналитические проповеди представляют собой глубинный пословный анализ фрагмента библейского текста, молитвы или авторской формулировки темы, которая лежит в основе пастырского слова. Аналитические проповеди представляют собой глубинный пословный анализ фрагмента библейского текста, молитвы или авторской формулировки темы, которая лежит в основе пастырского слова. К аналитическим проповедям относится проповедь- поучение или простая гомилия. Проповедник, последовательно изъясняя положенный в основу своей духовной речи текст, сохраняя монологичность, вступает в невербализованный диалог со своим адресатом. В данном типе на первый план выступает выразительность убеждения (от мягкого наставления до назидания и втолковывания). Такая проповедь, являясь аналитическим рассуждением, чаще всего характеризуется диалогической или вопросно-ответной формой. К аналитическим проповедям относится проповедь- поучение или простая гомилия. Проповедник, последовательно изъясняя положенный в основу своей духовной речи текст, сохраняя монологичность, вступает в невербализованный диалог со своим адресатом. В данном типе на первый план выступает выразительность убеждения (от мягкого наставления до назидания и втолковывания). Такая проповедь, являясь аналитическим рассуждением, чаще всего характеризуется диалогической или вопросно-ответной формой.

4. Классификация по способу или форме (продолжение). В противоположность аналитической проповеди, в проповеди синтетической отправной точкой для размышления проповедника является определенная тема, вытекающая из жизни общества, конкретной православной общины или из сакрального текста. К таким проповедям относятся проповеди - слова´ (от греч. logos слово, речь), речи, различные обращения. В противоположность аналитической проповеди, в проповеди синтетической отправной точкой для размышления проповедника является определенная тема, вытекающая из жизни общества, конкретной православной общины или из сакрального текста. К таким проповедям относятся проповеди - слова´ (от греч. logos слово, речь), речи, различные обращения. Слова являются наиболее типичными образцами синтетической проповеди, представляющими собой монологические, тематизированные единством предмета проповеди. Для проповедей Слов и речей релевантным являются стилистические коннотации возвышенности, торжественности, приподнятости. Слова являются наиболее типичными образцами синтетической проповеди, представляющими собой монологические, тематизированные единством предмета проповеди. Для проповедей Слов и речей релевантным являются стилистические коннотации возвышенности, торжественности, приподнятости.