25.05.2011Мантере Э.В.. 1. Бюджетная система РФ. Государственный бюджет и его структура. 2. Налоги и налоговая система. 3.Бюджетно-налоговая (фискальная)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства 1. Понятие финансов и финансовой.
Advertisements

Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
Финансы. Финансовая система государства Выполила: Барсукова А.С., группа ЭО-14.
Понятие налога Закрепить основные понятия и определения налоговой системы.
Урок 1, 2 Фискальная политика.. План урока: 1. Понятие фискальной политики 2. Цели и инструменты 3. Виды фискальной политики.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Государственный бюджет Основными источниками доходов государственного бюджета являются… 1) доходы граждан.
Государственная стабилизационная политика Инструменты госуд. экономической политики Госуд.бюджет Центральный банк БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
Жамбылский Политехнический Колледж. Предмет:Деньги.Финансы.Кредит. Тема:Налоги Выполнила:Эпп Диана Студентка группы 2УиА12-2.
Урок II Бюджет и источники его наполнения. План урока Понятие «бюджет» Порядок утверждения бюджета Структура бюджета: - доходы бюджета - расходы бюджета.
ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Иванова Диана Группа ДНФ б ИНО МЭСИ Москва 2014.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Транксрипт:

Мантере Э.В.

1. Бюджетная система РФ. Государственный бюджет и его структура. 2. Налоги и налоговая система. 3.Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и макроэкономическое регулирование Мантере Э.В.

1. Денежная масса и ее измерение (денежные агрегаты, денежный мультипликатор). 2. Ценные бумаги и их разновидности Мантере Э.В.

Вопрос Мантере Э.В.

Важнейшими инструментами макроэкономическою регулирования являются кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика государства. Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Влияет на: – уровень национального дохода и, следовательно, – уровень объема производства и занятости, – уровень цен. Направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией Мантере Э.В.

– это ведущее звено финансовой системы страны, объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет – основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона. (утверждается законодательным органом власти, в РФ это федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации). Играет существенную экономическую, социальную и политическую роль, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы Мантере Э.В.

Можно рассматривать: На стадии утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов. Исполнение государственного бюджета – отражает расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов Мантере Э.В.

В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней: 1. Федеральный бюджет; 2. бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты); 3. бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты); 4. бюджеты государственных внебюджетных фондов Мантере Э.В.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации 2. Фонд социального страхования Российской Федерации 3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Мантере Э.В.

Бюджеты функционируют автономно. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов до минимально необходимых величин. Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называется налогово- бюджетным федерализмом Мантере Э.В.

Федеральный бюджет служит орудием претворения в жизнь намеченных правительством финансовых мероприятий. Основные функции бюджета заключаются в следующем: – перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП); – государственное регулирование и стимулирование экономики; – контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств Мантере Э.В.

консолидированный бюджет - бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов; расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») - федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами Мантере Э.В.

С помощью консолидированного бюджета органы власти осуществляют распределение и перераспределение ВВП. Величина консолидированного бюджета и особенно его доля в ВВП представляют собой важнейшие показатели, характеризующие степень вмешательства государства в экономику и существенно влияющие на другие макроэкономические параметры Мантере Э.В.

В процессе исторического развития рыночной экономики ясно видна долговременная тенденция к возрастанию доли государственных расходов в ВВП (все большая доля национального производства покупается государством). Это объясняется, прежде всего, повышением роли общественных благ в экономическом развитии всех стран Мантере Э.В.

Доли государственных расходов в ВВП существенно различаются в различных странах: в США эта доля составляет менее 40%, в Японии – примерно 35%, в Западной Европе – в основном около 50%, доходя до 65% в Швеции. В России расходы консолидированного бюджета составили 30,7 % ВВП, по официальным данным 2009 г Мантере Э.В.

Построение бюджета основано на теории общественного договора: домашние хозяйства и фирмы платят государству, региональным и местным властям налоги, взамен которых последние обязуются предоставлять обществу определенный набор услуг. Соответственно бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной Мантере Э.В.

Ведущим звеном бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства Мантере Э.В.

Формируются за счет налогов и неналоговых платежей. В федеральный бюджет взимаются следующие основные налоги: акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, частично налог на прибыль и др Мантере Э.В.

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования государственного имущества доходы от внешнеэкономической деятельности, часть прибыли государственных унитарных предприятий. При этом в составе доходной части бюджета не учитываются средства, полученные от внутренних и внешних займов и продажи государственного имущества Мантере Э.В.

Мантере Э.В.

производством общественных благ общенационального назначения, финансированием приоритетных отраслей экономики, осуществлением целевых программ, обслуживанием государственного долга и т.п Мантере Э.В.

Делятся на две основные части: расходы по обслуживанию долга – процентные расходы. прочие расходы – непроцентные расходы. В расходную часть бюджета включаются только процентные выплаты по государственным займам; расходы же по выплате основной суммы долга в бюджет не включаются, а осуществляются за счет профицита, или накопленных резервов, или дополнительно привлеченных средств Мантере Э.В.

Превышение государственных расходов над доходами образует дефицит государственного бюджета. В противном случае имеет место его профицит. Если государственные доходы превышают расходы за исключением процентных расходов, образуется первичный профицит государственного бюджета Мантере Э.В.

Согласно пакту о финансовой стабильности, заключенному странами европейского валютного союза, размер бюджетного дефицита не может превышать 3% ВВП страны Мантере Э.В.

Дефицит государственного бюджета может быть покрыт тремя способами: 1. выпуск дополнительных денег в обращение, 2. рост государственных займов, 3. увеличение налогов Мантере Э.В.

При нулевой ставке налога доход государства равен нулю. При 100%-ной ставке никто не будет работать легально, и государство останется без дохода. Существует, следовательно, оптимальная налоговая ставка (t*), при которой доход государства будет максимальным (T max. ). Ее превышение не только вредит экономике, но и подрывает государственный бюджет Мантере Э.В.

В первой половине 90-х гг. правительство в основном покрывало дефицит займами в Центральном банке выпуск дополнительных денег в обращение высокая инфляция. С 1995 г. на рынок были выпущены государственные обязательства (Государственные краткосрочные облигации (ГКО), Облигации федерального займа (ОФЗ), Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и т.д.). проблема бюджетного дефицита существенно возросла отказ правительства в 1998 г. платить по своим обязательствам. Экономический рост после кризиса 1998 г. в сочетании со значительным повышением мировых цен на нефть привели к повышению бюджетных доходов (в 1999 г. был достигнут первичный профицит) Мантере Э.В.

Профицит бюджета ведет к тому, что у государства нет необходимости брать займы для покрытия дефицита, отвлекая на себя средства с финансовых рынков. Он позволяет правительству выплачивать старые долги, а также формировать финансовый резерв (с 2004 г. – Стабилизационный фонд) для страхования от непредвиденных обстоятельств и будущих выплат по прежним займам Мантере Э.В.

Федеральный бюджет сильно зависит от мировых цен на энергоносители: доходы от продажи нефти и газа дают до 40% бюджетных поступлений. Как только цена переваливает за $27 за баррель, Министерство финансов получает 90 центов с каждого доллара. При незначительном падении цены ниже этой отметки неизбежен дефицит Мантере Э.В.

Каждое муниципальное образование (МО) имеет собственный бюджет. Бюджет МО, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего МО. Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района Мантере Э.В.

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ Мантере Э.В.

Закрепленные доходы – доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Регулирующие доходы – направляемые от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету, превышающие закрепленные доходы, для покрытия его расходов Мантере Э.В.

Дотации – определенные суммы денежных средств, передаваемые из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците. Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Кредитные ресурсы – средства, передаваемые в качестве кредита, т. е. они должны быть возвращены с процентами или без них Мантере Э.В.

Общий объем доходов бюджета Республики Карелия определен в сумме 18 млрд. 523 млн. руб.; общий объем расходов - 20 млрд. 9 млн. руб.; дефицит бюджета Республики Карелия составит 1 млрд. 485 млн. руб., или 11,2 процента к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений Мантере Э.В.

Вопрос Мантере Э.В.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ Мантере Э.В.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства Мантере Э.В.

Сбор – представляет собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Мантере Э.В.

Фискальная функция. Налоги образуют источник бюджетных доходов; Функция перераспределения ресурсов между отраслями. Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие; Функция перераспределения доходов между членами общества и достижения «социальной справедливости». Люди с высокими доходами платят повышенные налоги, а наиболее бедные, напротив, получают субсидии Мантере Э.В.

Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под его покровительством; Налог должен быть точно определен по сумме платежа, сроку и способу уплаты; Налог должен взиматься в такое время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его; Налог должен быть разработан таким образом, чтобы он удерживал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государству. В последнем случае речь идет о сокращении затрат, связанных со сбором налога Мантере Э.В.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог (например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом). Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения Мантере Э.В.

Прямой налог платится непосредственно из того источника, который им обложен (налог на прибыль, подоходный налог и др.). Косвенным является налог, который вносят в казну одни лица, а фактически оплачивают другие ( НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины). Такие налоги платят продавцы, но фактически оплачивают покупатели, поскольку эти налоги увеличивают цены товаров. Простота сбора Мантере Э.В.

Структура доходов консолидированного бюджета РФ характеризуется высокой долей косвенных налогов за последние семь лет она не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 % Мантере Э.В.

По характеру начисления на объект обложения налоги подразделяются на: прогрессивные; регрессивные; пропорциональные Мантере Э.В.

Предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными Мантере Э.В.

Предполагают, что средняя налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода (подоходный налог). Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства Мантере Э.В.

Это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода (при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается) – косвенные налоги Мантере Э.В.

К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина Мантере Э.В.

К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц Мантере Э.В.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России. Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик. Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей Мантере Э.В.

Вопрос Мантере Э.В.

Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и(или) расходов государственного бюджета Мантере Э.В.

Направлена на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, поддержание: стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного уровня цен Мантере Э.В.

Воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета: государственные закупки; налоги; трансферты Мантере Э.В.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты это расходы государственного бюджета, а налоги основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой Мантере Э.В.

Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) и на совокупный спрос, и на совокупное предложение Мантере Э.В.

Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное Мантере Э.В.

Государственные закупки компонент совокупного спроса прямое и непосредственное воздействие на совокупный спрос. Изменение налогов и трансфертов перераспределение совокупного дохода косвенное воздействие Мантере Э.В.

Дж.М. Кейнс: Все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора Мантере Э.В.

Основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов Мантере Э.В.

Мантере Э.В.

Где: - изменение государственных расходов; mpc – предельная склонность к потреблению; 1/(1 mрс) – мультипликатор автономных расходов – Мантере Э.В.

Мультипликатор автономных расходов это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу: Соответственно: Мантере Э.В.

Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае G) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается Мантере Э.В.

Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (т.к. налоги косвенно воздействуют на AD, а госзакупки – напрямую) Мантере Э.В.

Мультипликатор налогов это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу. – мультипликатор налогов всегда величина отрицательная (рост налогов приводит к снижению совокупного дохода). – по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов Мантере Э.В.

Увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, независимо от величины МРС Мантере Э.В.

Трансферты представляют собой как бы «антиналоги», тоже обладают мультипликативным эффектом. Оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение к уменьшению располагаемого дохода Мантере Э.В.

Мультипликатор трансфертов это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов Мантере Э.В.

Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую Мантере Э.В.

Применяется при спаде (рис. а), направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Мерами стимулирующей фискальной политики выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов Мантере Э.В.

Снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска но и снижение уровня цен (рис. в), поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией Мантере Э.В.

Используется при буме («перегреве» экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. б). Мерами сдерживающей фискальной политики служат: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; снижение трансфертов Мантере Э.В.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую Мантере Э.В.

Представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны государственном бюджете Мантере Э.В.

Основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве» Мантере Э.В.

подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности Мантере Э.В.

Их действие ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева». Преимущество - нет необходимости принятия специальных решений для введения их в действие. Оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики Мантере Э.В.

является эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций. Поэтому с целью стимулирования частных инвестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег Мантере Э.В.