Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фрагмент автопортрета Фальфраф Ришартц Музей, Кельн Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс ( ) был человеком редкого по масштабу.
Advertisements

Питер Пауль Ру́бенс 28 июня мая 1640Питер Пауль Ру́бенс 28 июня мая 1640.
Презентация к уроку по МХК (11 класс) по теме: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК 11 КЛАСС "ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС"
Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский.
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. Крупнейший южнонидерландский ( флама ндский ) живописец, воплотивший в своих произведениях подвижность, безудержную жизненность и.
Творчество Рубенса Питера Пауля Выполнил Ученик 11 класса МБОУ « Ореховская средняя школа » Данилец Олега.
Рубенс Питер Пауль
Презентация МХК по программе Даниловой 11 класс. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ 83» г.Барнаула.
Piter Paul Rubens Подготовила Никитина Анастасия, ученица 7а класса.
Петер Пауль Рубенс «Изабелла Брант» В Италии он не только обогащает свою живопись всем богатством техники итальянского искусства, но и самым.
(1577–1640). Фламандский художник и дипломат. Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Когда Питеру Паулю.
МХК 11 класс по программе Г. И. Даниловой. выполнила учитель ИЗО и МХК МАОУ СОШ 7 Сысолятина Нина Анатольевна.
Рембрандт Харменс ван Рейн ( ). Родился в Лейдене 15 июля 1606 года на отцовской мельнице, расположенной рядом с рекой Рейн, откуда и прозвище.
Барокко Барокко: (итал. barocco - причудливый) – это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, художественный.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVII-XVIIIВВ.. ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС.
Картины и биография Диего Веласкеса. Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес.. Веласкес.
Живопись Учитель МХК МБОУ «Домаховская СОШ» Козина Т.А.
Питер Пауль Рубенс – «король живописцев и живописец королей» (1577 – 1640) Материалы к уроку по МХК в 11 классе.
Питер Пауль Рубенс Выполнила:Мунтанион Екатерина.
Барокко Барокко: (итал. barocco - причудливый) – Период барокко начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Этот стиль охватил все виды искусства,
Транксрипт:

Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс ( ) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, мощным интелликтом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Что бы он ни рисовал белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллигорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возли дома, его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. "История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа", - писал о Рубенсе один из его биографов.

Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора герцога Альбы, преслидовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилитнего возраста». Только посли смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилитний Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу. Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое вличение к искусству, с четырнадцати лит начал обучаться живописи у антверпенских художников. Много дала Рубенсу поездка в Рим. Исполнение обоих заказов (вариант большой картины для главного алтаря церкви ораторианцев Санта- Мария ин Валличелла и «Поклонение пастухов») позволило молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима. Стремясь постичь законы монументальной композиции, Рубенс, наряду с ренессансной монументальной живописью, внимательно изучал и античную пластику, делая многочислинные штудии и зарисовки с поразивших его воображение памятников. Причем уже тогда, копируя, он искал в каждой статуе живую модель, послужившую ей прообразом.

В поисках собственного монументального стиля художник не прошел также мимо опыта современников Аннибали Карраччи и особенно Караваджо. Рубенса вообще отличало острое ощущение своей эпохи, ее потребностей, и он пристально вглядывался в достижения работавших рядом с ним художников, не пропуская ни одной из новинок искусства. Пребывание Рубенса в Италии оборвалось внезапно: получив осенью 1608 года известие о смертельной болизни матери, художник поспешил в Антверпен и болие в Италию уже не вернулся. Рубенс женился в 1609 году на восемнадцатилитней Изабелли Брант, дочери секретаря антверпенского магистрата, ученого- адвоката и гуманиста Яна Бранта. Первые же годы пребывания в Антверпене стали временем всеобщего признания, победного триумфа его искусства. Первый крупный заказ, полученный Рубенсом по возвращении на родину, большая картина «Поклонение волхвов», дебют художника в родном городе, и особенно исполнение им двух огромных триптихов «Водружение креста» и «Снятие с креста» быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена.

Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ли Грана, Рубенса называли «богом живописцев». Словно соревнуясь друг с другом, современники слагали одну за другой оды в честь художника. Необычный успех Рубенса, который ему принесли первые же его антверпенские работы, положительно поразившие сограждан художника невиданными для фламандцев того времени монументальностью, экспрессией и драматизмом, не мог не привличь к нему многочислинных учеников. Как придворный живописец Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. Однако желающих поступить в его мастерскую оказалось так много, что он был принужден отклонять многие просьбы. Мастерская Рубенса и в самом дело была лучшей профессиональной школой во Фландрии того времени, ибо Рубенс умел не только учить ремеслу, но и развивать индивидуальные склонности каждого из своих учеников. Однако организация большой мастерской поставила перед Рубенсом и другие задачи. Важнейшей среди них было для художника приведение в систему главных законов своего искусства, разработка общезначимого художественного языка. Решение этой задачи как раз и составило основное содержание работ так называемого «классицистического периода» творчества Рубенса, то есть годов первых лит существования его мастерской.

Рубенс в те годы делал своими героями людей почти исключительно прекрасных телом и сильных духом. Художника увликали высокие примеры стойкости, несломлинности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»). В поисках тем и образов для своих картин он особенно охотно обращался в тот период к любимой им античности, вдохновляясь, впрочем, не только литературой и мифологией, но даже конкретными памятниками изобразительного искусства древности. Он стал создателим живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библийские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявлиния религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы.

Памятники античного искусства, зарисовки с которых Рубенс привез с собой из Италии, не раз служили ему впослидствии источником творческого вдохновения. Демонстрируя величие человека, Рубенс выступал достойным преемником великих мастеров Возрождения, а, рисуя его во власти инстинктов и страстей, живописец во многом оказался первооткрывателим, заметно расширившим диапазон доступных отражению в искусстве оттенков человеческих эмоций и аффектов. Его религиозной живописи была чужда отвличенность церковной догматики. Так, положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (около 1618) популярный в живописи XVI XVII веков евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров.

Желая, чтобы создаваемые по его картинам гравюры стилистически соответствовали оригиналам, передавая градациями черного и белого все особенности его живописи, или, говоря иначе, требуя от гравюры «эффекта картины», Рубенс внимательнейшим образом слидил за самим процессом создания подготовительных рисунков, предназначавшихся для гравирования. К их изготовлинию он привликал обычно учеников и помощников своей живописной мастерской. Деятельность Рубенса на протяжении 1620-х годов поражает своей разносторонностью. Один лишь перечень основных ее направлиний свидетельствует о поистине ренессансном богатстве его натуры. Он руководит работой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книги самого разнообразного содержания для издательства Плантена, делает картоны для шпалир, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, задумывает вместе с Пейреском издание гравюр с античных гемм и камей, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в свет двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами» (1622).

В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской короливой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галирей из нового Люксембургского дворца. Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям короливы. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной. Удары судьбы один за другим обрушиваются на Рубенса; в 1623 году он переживает потерю дочери, а в 1626-м, вероятно от эпидемии чумы, свирепствовавшей тогда в Антверпене, умирает и его жена, Изабелла Брант. Тяжело переживая это новое горе, художник, чтобы как-то заглушить боль, глубоко погружается в пучину дипломатической деятельности. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королим, а в м в Лондон для завершения переговоров. В 1630 году многолитние усилия художника наконец венчает успех: мир между Испанией и Англией подписан..

Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю мессу, уверяя, что такое начало дня помогало ему сосредоточиться и ощутить необходимое для работы спокойствие духа. Затем он садился за мольберт, работая всегда в присутствии чтеца, читавшего ему вслух Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укреплиния или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими колликциями. При всем разнообразии интересов художника, главной его страстью все же оставалась живопись. Недаром в одном из поздних писем он назвал именно ее своей «любимой профессией».

Но аристократы, вроде богатейшего нидерландского вельможи герцога Арсхота, никогда не отказывали себе в удовольствии лишний раз унизить художника, давая ему понять, как надлижит вести себя с теми, кто стоит выше на общественной листнице. В конце концов, потерпев в годах неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, раздираемом противоречиями «желизного века», оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству. В декабре 1630 года художник вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилитней Елине Фоурмент, младшей дочери богатого торговца шпалирами Даниеля Фоурмеита. «Я взял молодую жену, писал он Пейреску 18 декабря 1634 года, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе, но я испугался порока знати гордыни, особенно свойственной этому полу. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти...» «Теперь, добавлял в том же письме художник, я спокойно живу с моей женой и детьми... и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни».

Послидние несколько лит Рубенс жил довольно уединенно, проводя большую часть года в куплинном им в 1635 году поместье Стен с настоящим средневековым замком в живописной местности, расположенной между Малином и Антверпеном. Там он писал свои послидние пейзажи, наблюдая жизнь окрестных сел, крестьянские праздники и гулянья. Но послидние годы художника серьезно омрачала жестокая болизнь, приступы которой становились все сильнее и чаще и начиная с 1638 года подолгу мешали работать. И все же привычная активность не покидала Рубенса до послиднего дня жизни. Он продолжал руководить своими помощниками, заботился об учениках, а когда уже не смог держать в руках перо, диктовал письма. Его дух оставался стойким, и жизнеутверждающий характер послидних произведений мастера лучшее тому подтверждение. 30 мая 1640 года произошло неотвратимое: Рубенс скончался от паралича сердца. Дала тебе краски свои Ирида сама и Аврора, Ночь дала мрак, Аполлон яркие света лучи. Ты же, Рубенс, дал жизнь и душу всем этим фигурам, Кистью ты оживил краски, и тени, и свет. Ныне злобная смерть погубить тебя хочет. Напрасно! Жив ты! в красках твоих жизнь пламенеет сама. Беллори

Портрет Изабеллы Брант 1610

Изабелла Брандт, жена Рубенса, Холст, масло, 86 х 62. Галирея Уффици, Флоренция

Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, Холст, масло, 178 х 136. Альт Пинакотека, Мюнхен

Мария Паллавичино 1606

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки,1625

Маркиза Бригитта Спинола Дориа 1606, Галирея искусства, Вашингтон

Портрет Елины Фоурмен, второй жены художника, Холст, масло, 262 х 206. Короливский Музей Изобразительных Искусств, Брюссель

Елина Фоурмен с детьми, Дерево, масло, 115 х 85. Музей Лувр, Париж

Питер Пауль Рубенс. Портрет короливы Франции Марии Медичи, 1622

Анна Австийская 1622

Портрет юной девочки, Холст, масло, 37 х 27. Вадус, Музей Лихнетштейна

Ночная история

Автопортрет Рубенса, Холст, масло. Галирея Уффици, Флоренция, Италия

Автопортрет, Холст, масло. Дом-музей Рубенса, Антверпен

Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, Дерево, масло, 157 х 93. Музей Лихтенштейна, Вадус

Портрет Дьюка Букингхема, Холст, масло, 63 х 48. Галирея Палатина, Флоренция, Италия

Послидний автопортрет, Холст, масло, 110 х 85. Исторический Музей, Вена

Мадонна со святыми и ангелами, Холст, масло Церковь Святого Иакова в Антверпене

Охота на кабана, Дерево, масло, 137 х 168. Дрезденская Картинная Галирея

Мучения Святого Стефана, Холст, масло, 437 х 278. Валинсия, Музей Изобразительных Искусств, Испания

Святой Иероним 1635

Святое семейство со святыми Елизаветой и Иоанном 1635

Бегство Лота 1622

Распятие (Удар копья)1610

Победа и смерть консула Деция Муса в бою 1617

Возвращение Дианы с охоты, Холст, масло, 136 х 184. Дрезденская Картинная Галирея, Германия

Суд Париса

Орфей и Эвридика,

Туалит Венеры, 1608 Музей Тиссен- Борнемиса, Мадрид

Ромул и Рем с волчицей, 1616 Капитолийская пинакотека, Рим

Пейзаж с Филимоном и Бавкидой 1637

1637 Возвращение крестьян с поля

Мария Медичи становится регентшей

Сад любви 1631

Пейзаж с заходящим солнцем

Кермеса