По рассказу Антона Павловича Чехова Учитель: С.Т. Лапшина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок и спектакль по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Исполнители: учащиеся 6 класса Исполнители: учащиеся 6 класса Учитель : Шаповал Наталия Петровна. Учитель.
Advertisements

Цели: 1.Показать художественное своеобразие произведения А.П.Чехова «Хамелеон». 2.Расширить понятие «сатира», «юмор», показать значение художественных.
А. П. Чехов - мастер сатирического рассказа Рассказ «Хамелеон» Краткость- сестра таланта.
А. П. Чехов - мастер сатирического рассказа Рассказ «Хамелеон» Краткость- сестра таланта Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы.
Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. Сфера сатиры - преимущественно.
Антон Павлович Чехов «Хамелеон». Антон Павлович Чехов Годы жизни: 17 января июля 1904.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский.
Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» /Урок литературы Урок литературыУрок литературы в 7 классе А/ в 7 классе А/
Антон Павлович Чехов. Последняя фотография 1904 г. Антон Павлович Чехов. Последняя фотография 1904 г. А. П. Чехов и Л.Н. Толстой.
Антон Павлович Чехов «Хамелеон» Работу выполнила ученица 7 класса Б МОУ «Первомайская СОШ» Казюлина Лидия Руководитель учитель русского языка и литературы.
Нравы – обычай, уклад общественной жизни. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает.
Информационно - методический центр Адмиралтейского района Роль детали в рассказе А. П. Чехова « Хамелеон » Павлова Алла Николаевна, учитель русского языка.
Литературная разминка Как звали полицейского надзирателя? Что было в руках у городового? Как звали золотых дел мастера? Какое животное «обидело» Хрюкина?
А. П. ЧЕХОВ Смех сквозь слёзы РАССКАЗЫ : Хамелеон Толстый и тонкий.
Роль художественной детали в рассказе Чехова "Хамелеон" Проект Романовой Виктории, 8 класс.
Антон Павлович Чехов ( 1860 – 1904). Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А.П. Чехов Желание служить благу.
Годы жизни: 17 января июля 1904 Антоша Чехонте Будучи студентом университета, молодой Чехов, который учился на врача, сочинял короткие юмористические.
Антон Павлович Чехов Рассказ «Хамелеон» Подготовила учитель русского языка и литературы Султанян С.В.
«В рассказах Чехова читатель непременно увидит себя и свои мысли». Л.Толстой.
А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Презентация урока по литературе в 6 классе. Учитель: Межакова С.М.
Транксрипт:

По рассказу Антона Павловича Чехова Учитель: С.Т. Лапшина

Псевдонимы Чехова Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарёв, Лаэрт, Улисс. Врач без пациентов, Гайка 6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Макар Балдастов, Шампанский, Человек без селезёнки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гёте, Крик, Даглас.

Чехов в Таганроге

Сатирические журналы

Толстый и тонкий

Человек в футляре

Хамелеон Хамелеон – 1. разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки; 2. В переносном значении - беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Найдите художественные детали в тексте и определите их роль. Что несут в руках «служители закона» в начале рассказа? Что является центром внимания толпы в завязке повествования? Что происходит с Очумеловым? Что означают манипуляции с шинелью? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод?

Художественная деталь Чехов вкладывает на художественную деталь огромную смысловую нагрузку: название рассказа «Хамелеон» новая шинель - признак власти узелок в руке и конфискованный крыжовник щенок окровавленный палец Хрюкина - символ победы

Очумелов ( находящийся в беспамятстве, дурной, очумевший). Хрюкин (неопрятный, разиня, невежа). Жигалов (от «жига, жиганка»- брань, побои, наказание). Елдырин (от «елдыга» - сварливый и корыстный, придирается при дележе). Приём «говорящих фамилий» - юмористический или сатирический? Говорящие фамилии

Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь? Рассказ держится на живой речи, в которой преобладает диалог, своей речью персонажи выдают свой характер. Сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон»? А в речи Очумелова и Елдырина? О чём это говорит?

Речь Очумелова «Я ему покажу кузькину мать». «Знаю я вас, чертей,… мерзавец, …болван, …свинья». «Собаку истребить надо! Не рассуждать! Не дыши! Нужно проучить!» «Я этого так не оставлю! Я покажу вам как собак распускать!» Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев («По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»; «Я человек, который работающий» и т.д.)

Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства? Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст. Варианты: 1. Хамелеон – Очумелов. 2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин. 3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа. Почему толпа так быстро («словно из земли выросши») собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово «толпа», а в другом – «сборище»? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

пословицы Не всяк судит по праву, иной и по крива. Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы. Куда хочу, туда и ворочу. Верь не правде, а силе. Наглому дай волю, захочет и боле. Дело знай, а правду помни. Дай волю на ноготок, а он возьмёт на локоток. Закон что дышло: куда повернёшь туда и вышло

Как выражается авторская оценка происходящего? Чехов утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство.

Все чиновники «прислуживаются», а не «служат» - проявляют не уважение, а подобострастие и раболепие.

Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие. В его в произведениях горькая насмешка и грустное раздумье. ЭТО происходит и с Очумеловым, когда ему сообщают, что укусившая Хрюкина собачка не чья-нибудь, а самого генерала Жигалова.

Вроде бы смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов.

словарик Хамелеонство-угодничество, приспособленчество, чинопочитание. Конфисковать- принудительно отобрать, изъять в пользу государства. Обыватель- человек, живущий мелкими, личными интересами. Чинопочитание – преклонение перед человеком власти. Солдафонство- бездумно командовать, подчиняться. Косноязычныйплохо развита речь, невелик словарный запас.

Сюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон» Композиция рассказа

Проблема: Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехова

Смех добрый, веселый. Смех добрый, веселый. Смех злой, гневный, зовёт к протесту. Смех злой, гневный, зовёт к протесту. Фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Пояснение автора к тексту пьесы. Пояснение автора к тексту пьесы. Юмор Сатира Гротеск Гипербола Ремарка

Особенности композиции рассказа. Особенность сатирического рассказа: действие уже произошло. В центре внимания не выяснение положения Хрюкина, а обнаружение хозяина собаки. От результатов этого поиска будет зависеть участь пострадавшего. Перед нами психологическая сатирическая зарисовка нравов обывателей городка.

Экспозиция рассказа (завязка, начало) Несколькими штрихами дана зарисовка «сонной площади» городка – экспозиция напоминает драматургическую ремарку. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина. И вопросом сбитого с толку Очумелова: «Кто кричал?» На этом застывает развитие действия.

Кульминация Кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий идёт словно по кривой, волнистой линии.

Развязка Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остаётся до конца не прояснённой, а участники событий уже разошлись. (Развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»)

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением.. В рассказе повторяется ситуация выяснения (чья собака?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки. В зависимости от того, генеральская собака или нет, она то «бешенная собака», «бродячий скот», «подлость одна» то «нежная тварь», «цуцик этакий», «шустрая собачонка»

Финальный аккорд В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее. Можно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым. Но это до конца не прояснит авторскую позицию. Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.

Выводы Для Чехова характерна экономичная манера письма. Его рассказы лаконичны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа - то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета ( событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует, а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»). В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое, грустное и смешное.

Спасибо за внимание к Чехову