Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова Презентация на тему:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Казаки Казаки были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами.
Advertisements

Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова …Мы узнаём в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, - поэта, в котором выразился.
Денис Васильевич Давыдов – «певец-гусар» Исследовательская работа Актуганова Даниила, ученика 9 класса МОУ «Токтайбелякская основная общеобразовательная.
День защитника Отечества Классный час в 8 классе Подготовил: Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Черняево Ющук Т.С.
Моя родина – Россия ! моя родина !Выполнила : Сергеева Диана Ученица 6 «А» класса.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К.Паустовский.
«Это в сердце было моем…» Музыкально-поэтическая композиция, посвященная Музыкально-поэтическая композиция, посвященная Дню защитника Отечества ( )
Жигло Ольга Борисовна Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 г. Сковородино ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА.
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
Любовь – это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.
О памятках и братских могилах Великой Отечественной Войны на территории Республики Северная Осетия Алания Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная.
Посвящается Отечественной войне 1812 года и ее героям Бородинское поле Умолкшие холмы, дол некогда кровавый, Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
Презентация к уроку по теме: Презентация ко Дню Защитника Отечества
«Время эти понятья не стерло...» Зарыты в нашу память навека И даты, и события, и лица. А память, как колодец, глубока. Попробуй заглянуть: наверняка Лицо.
М.Ю. Лермонтов ребенком. Портрет работы неизвестного художника г.
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
Не найти нигде чудесней края, изумрудный лес, зеленый луг, Даль степная, зелень луговая, хутора и речка Бузулук. Эх, казачья вольная сторонка, песни задушевные.
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Транксрипт:

Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова Презентация на тему:

Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова Презентация на тему: Выполнил: Руководитель:

История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам.

В характеристике черкесов время выделило их воинственность. На эту черту опирается память о черкесах, сохраняемая на Кавказе и во всех странах, куда бросала судьба черкесские племена.

Бесстрашные и суровые черкесские воины в течение многих веков держали в страхе своих врагов, сохраняя пределы своей страны труднодоступными для них.

Черкесия – почти мифическая страна – привлекала европейцев своей загадочностью и малодоступностью, как и люди, ее населявшие.

Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе. Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.

Будучи на Кавказе в качестве офицера Кавказского корпуса и принимая участие в военных экспедициях в горы, Лермонтов имел возможность непосредственно наблюдать черкесов и оценить их воинские качества.

Черкесы-воины вызывали у него восхищение и уважение: Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы… Измаил-бей

Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил- бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.

И дики тех ущелий племена, Им бог – свобода, их закон – война; … Там поразить врага не преступленье; Верна там дружба, но вернее мщенье; Там за добро – добро, и кровь – за кровь, И ненависть безмерна, как любовь… Измаил-бей

Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. Свобода была их главной святыней. Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью. Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.

Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей. Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ. Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.

В любое время черкесы, вне зависимости от своего возраста и положения, были готовы к бою. Они никогда не расставались со своим оружием, издавна ставшим частью их повседневного быта. В случае начала войны черкесы быстро перестраивались на военный лад.

… Промчался клик: война! война! И пробудились племена. Насмерть идут они охотно. Умолк аул, где беззаботно Недавно слушали певца; Оружья звон, движенье стана: Вот нынче песни молодца, Вот удовольствия байрона!.. Измаил-бей

Война не вызывала у черкесов печали. То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость. Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.

М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами. Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами: … безвестными горами Блуждает он, дерется с казаками, И, заманив полки их за собой, Пустыню усыпает их костями И манит новых по дороге той. За ним устали русские гоняться, На крепости природные взбираться; Но отдохнуть черкесы не дают; То скроются, то снова нападут. Они как тень, как дымное виденье, И далеко и близко в то ж мгновенье. Измаил-бей

Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары: … Везде, налево и направо, Чертя по воздуху круги, Удары шашки упадают; Не видят блеск ее враги И беззащитно умирают!.. Измаил-бей

Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости. Оружием украшались стены черкесской сакли: … Блистает по стенам кругом Богатство горца: ружья, стрелы, Кинжалы с набожным стихом…

Оружие придавало воину уверенность и силу. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием. В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).

Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее. В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:

Недолго Измаил стоял: Вздохнуть коню он только дал, Взглянул, и ринулся, и смял Врагов, и путь за ним кровавый Меж их рядами виден стал!... Как юный лев, разгорячаюсь, В средину их врубился князь;... За ним, погибель рассыпая, Вломилась шайка удалая... Измаил-бей

Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство. Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора.

Черкесы были лихими наездниками. Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.

На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными. Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков. Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию: Не изменит добрый конь: С ним – и в воду и в огонь; Он, как вихрь, в степи широкой, С ним – все близко, что далеко… Измаил-бей

Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе. Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек». Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь. Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.

Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.

Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики. При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.

М.Ю. Лермонтов сохранил для потомков образ черкесов, и этот образ мы стали видеть его глазами. Лермонтов вольно или невольно, сделался защитником черкесов, призывая Россию к бережному и вдумчивому пониманию особенностей Кавказа.