1 Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, профессор сайт: a-edu.narod.ru э-почта: andreev_a_a@mail.ruandreev_a_a@mail.ru блог:blogs.mail.ru/mail/andreev_a_a.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, профессор, завкафедрой электронной педагогики НОУ МФПА «Синергия» сайт: a-edu.narod.ru э-почта:
Advertisements

П роблемы преподавателей вузов в среде eLearning (EL) Андреев Александр Александрович сайт: a-edu.narod.ru э-почта:
Квалификационные характеристики работников образования.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Оценка качества образования в процессе аттестации кадров.
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
Гражданское образование в России на современном этапе.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 170 ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА Современные подходы к моделированию.
Методический семинар г. ФГОС ООО Кадровые условия реализации основной образовательной программы.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Основные направления деятельности Центра развития профессионального образования Республики Татарстан (ЦРПО РТ) 2015 год А.В. Сидоренко, заведующий ЦРПО.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
Подведение итогов проекта ИСО в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого Сундукова Татьяна Олеговна ассистент кафедры информатики.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Транксрипт:

1 Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, профессор сайт: a-edu.narod.ru э-почта: блог:blogs.mail.ru/mail/andreev_a_a

2 Требования и подготовка преподавателей вуза в среде e-Learning Москва-2010

3 План 1.Предмет обсуждения 2.Требования 3.Проблемы подготовки 4. Будущее EL-преподавателя

4 1.Предмет обсуждения

5 Преподаватель вуза - это научно- педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающегося научно-исследовательской работой. Преподаватель вуза - это научно- педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающегося научно-исследовательской работой. ( ) Педагог - это человек, имеющий специальную педагогическую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью Педагог - это человек, имеющий специальную педагогическую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью

6 РЕКОМЕНДАЦИЯ О СТАТУСЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Париж, 11 ноября 1997 г.) ПРЕАМБУЛА Генеральная конференция ЮНЕСКО …под «преподавательскими кадрами учреждений высшего образования» понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и/или научной работой и/или те, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или обществу в целом»

7 И. Грекова. Кафедра. И. Грекова. Кафедра. Преподавательская работа вообще тяжела, а здесь она была поистине каторжной. Учебные планы менялись нервно, с быстротой хамелеона…. Преподавательская работа вообще тяжела, а здесь она была поистине каторжной. Учебные планы менялись нервно, с быстротой хамелеона…. Нагрузка была чудовищная, на грани физической выполнимости. А требовалась еще научная работа, А откуда время? В ход пускались ночи, выходные дни, отпуска – и их не хватало. Временами какое-то веселое отчаяние помогало людям тянуть свою лямку. Нагрузка была чудовищная, на грани физической выполнимости. А требовалась еще научная работа, А откуда время? В ход пускались ночи, выходные дни, отпуска – и их не хватало. Временами какое-то веселое отчаяние помогало людям тянуть свою лямку. В общем, жизнь преподавателя была непрерывным барахтаньем в куче неотложных дел, в вечном заторе недоделанных... В общем, жизнь преподавателя была непрерывным барахтаньем в куче неотложных дел, в вечном заторе недоделанных... повесть

8 Положение дел Профессиональная деятельность сотрудников вузов протекает на фоне очевидных проблем, среди которых наиболее острыми являются низкий престиж в обществе профессии преподавателя и ученого и отток высококвалифицированных кадров из системы «высшая школа – аспирантура». Преподаватель вуза вынужден часто не рассматривать свою деятельность в нем как основную, имеет низкую мотивацию к работе в научной и преподавательской сфере, не проявляет интереса к последним достижениям в науке, не стремится повышать свою квалификацию.

9

10 2.Требования (=компетенции,=готовность)

11 Краткий учительский катехезис 1900 года Краткий учительский катехезис 1900 года ?showtopic=6322&st=50 ?showtopic=6322&st=50

12 Требования, разработанные в России годы Физическое здоровье; Уравновешенность характера; Наличие развитой воли; Предприимчивость, инициатива; Организаторские способности и навыки; Хорошее знание своего предмета; Стремление пополнить умственный багаж новыми сведениями и быть в курсе дела; Знакомство с основными течениями современной рефлексологии, педагогики и методики; Знакомство с методикой своего предмета; Знание своего ученического коллектива (группы, аудитории) Социально-экономическая и политическая подготовка; Интерес к общественной жизни и активное участие в ней; Внимательное и любовное отношение к учащимся; Образцовое поведение учителя в смысле дисциплинированности, аккуратности, опрятности, коллективизма, чувства долга, любви к делу, добросовестности.

13 Требования, оформленные в государственных документах Требования, оформленные в государственных документах

14 Официальные требования и нормы оформлены в следующих документах 1.Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию от г. 439 «Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» по специальностям высшего образования» 2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Утвержден ио Министра образования РФ Жураковским В.М Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых ППС образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» Письмо Минобразования РФ от 26 июня 2003 г иy/15

15 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593 Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593

16 10 практикоориентированных требований к преподавателю вуза

17 Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 1.Цель. Уметь формулировать цели учебной дисциплины и занятия 2.Программа. Знать структуру и уметь разработать учебную программу дисциплины

18 Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 3. Занятия. Знать дидактические и организационные характеристики, а также уметь реализовать в учебном процессе типовые виды традиционных и электронных занятий 3. Занятия. Знать дидактические и организационные характеристики, а также уметь реализовать в учебном процессе типовые виды традиционных и электронных занятий 4. ИКТ. Выбирать и применять в учебном процессе дидактически обоснованные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе Интернета, во всех формах получения образования 4. ИКТ. Выбирать и применять в учебном процессе дидактически обоснованные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе Интернета, во всех формах получения образования

19 Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 5. Контроль. Знать и применять разнообразные педагогические формы контроля учебного процесса, в том числе в виде тестов 6. Ресурсы. Знать характеристики, а также уметь искать и использовать в учебном процессе образовательные ресурсы, в том числе в Интернете

20 Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 7. Писать. Уметь разрабатывать пособия и методические рекомендации для проведения учебных занятий 7. Писать. Уметь разрабатывать пособия и методические рекомендации для проведения учебных занятий 8. Право. Знать основы нормативно- правового обеспечения учебного процесса и авторского права

21 Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 9. Наука. Принимать участие в НИР, конференциях и публиковаться. 10. Здоровье. Быть физически, психически и нравственно здоровым

22 Презентационный портрет зарубежного преподавателя Digital World: Teachers Today j9qw- A0NM&feature=player_embedded

23 Задание 1

24 Задание 1 Формирование списка требований к преподавателю в среде eLearning Сформулируйте список требований к EL-преподавателю Можно использовать прилагаемый ниже список требований. Отметьте знаком «+» в списке два наиболее важных требования и знаком «-» два второстепенных. 1.Цель. Уметь формулировать цели учебной дисциплины и занятия 2.Программа. Знать структуру и уметь разработать учебную программу дисциплины 3. Занятия. Знать дидактические и организационные характеристики, а также уметь реализовать в учебном процессе типовые виды традиционных и электронных занятий 4. ИКТ. Выбирать и применять в учебном процессе дидактически обоснованные средства информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе Интернета, во всех формах получения образования 5. ……………………………………………….

25 3. Проблемы подготовки преподавателей

26 Исторически сложившиеся пути подготовки преподавателей вузов 1.Специально готовить преподавателей ВШ как, например, учителей для средних школ, которые получают высшее образование в педвузах по направлению подготовки "Образование и педагогика". 2. Повышать квалификацию (или переподготавливать) сотрудников, уже имеющих высшее образование.

27 Задание 2

28 Задание 2 Разработка коллективной синтетической программы повышения квалификации преподавателей Предложите название программы и сформируйте перечень актуальных тем подготовки преподавателе для eLearning. Предложите название программы и сформируйте перечень актуальных тем подготовки преподавателе для eLearning. Вы можете использовать темы реальных программ повышения квалификации преподавателей вузов, приведенные ниже, а также редактировать их или добавлять новые по своему усмотрению. Вы можете использовать темы реальных программ повышения квалификации преподавателей вузов, приведенные ниже, а также редактировать их или добавлять новые по своему усмотрению. Отметьте знаком «+» среди них две темы наиболее важные, я знаком «-» две наименее важные. 1. Содержание программы «Преподавание он-лайн» Глобальный Открытый Университет ( 1.Основные принципы функционирования Интернет 2.Приобретение навыков работы с LMS «Virtual University» 3. Подготовка и проведение учебного процесса в Интернете 4. Методические и психологические вопросы подготовки и проведения занятий 5. Организационно-правовые аспекты обучения в Интернете 6. Финансово-экономические аспекты обучения в Интернет 7.Практикум «Разработать пилотный проект онлайн-курса»

29 Содержание авторского курса «Современная педагогика высшей школы» (МФПА). Особенности современного образования; 2. Теоретические основы педагогики высшей школы; 3. Учебно- методическое обеспечение для электронного обучения. 4. Планирование и реализация учебного процесса; 5. Программные средства для подготовки и проведения электронного обучения; 6. Качество электронного обучения; 7. Преподаватель электронного обучения. 8.Нормативно-правовое обеспечение. Авторское право 1. Особенности современного образования; 2. Теоретические основы педагогики высшей школы; 3. Учебно- методическое обеспечение для электронного обучения. 4. Планирование и реализация учебного процесса; 5. Программные средства для подготовки и проведения электронного обучения; 6. Качество электронного обучения; 7. Преподаватель электронного обучения. 8.Нормативно-правовое обеспечение. Авторское право

30 Содержание учебной программы «Преподавание он-лайн» Глобальный Открытый Университет Содержание учебной программы «Преподавание он-лайн» Глобальный Открытый Университет ( 1. Вводный курс "Основы учебы в среде Интернет" Основные принципы функционирования Интернета Учебные ресурсы LMS «Virtual University» Приобретение навыков работы с учебными ресурсами Приобретение навыков работы с учебными ресурсами 2. Теоретический курс «Преподавание онлайн» 1.Виртуальный факультет 2. Подготовка и проведение учебного процесса в Интернете 3. Методические и психологические вопросы подготовки и проведения занятий 4. Организационно-правовые аспекты обучения в Интернете 5. Финансово-экономические аспекты обучения в Интернет 5. Финансово-экономические аспекты обучения в Интернет 6.Практический курс «Пилотный проект онлайн-курса»

31 С ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ « Преподавание в сети Интернет» С ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ « Преподавание в сети Интернет» Тема 1. Принципы организации и функционирования системы открытого образования Тема 2. Развитие системы открытого образования в России Тема 2. Развитие системы открытого образования в России Тема 3. Информационно-образовательная среда открытого образования Тема 4. Теоретические основы открытого образования Тема 5. Психолого-педагогические и валеологические основы открытого образования Тема 6. Сетевой учебно-методический и информационный комплекс Тема 7. Разработка учебно-методических материалов для информационно-образовательной среды открытого образования Тема 8. Организация учебных занятий в информационно-образовательной среде открытого образования Тема 9. Оценка качества обучения в информационно-образовательной среде Тема 10. Организация учебного процесса в виртуальном представительстве

32 Содержание программы ПК ППС в Северо-западном техническом университете, С-Пб

33

34 Можно пройти профотбор Можно пройти профотбор Тест "Гуманитарий или технарь" Тест поможет понять, какая сфера деятельности (техническая или гуманитарная) Вам ближе. Тест "Гуманитарий или технарь" Тест поможет понять, какая сфера деятельности (техническая или гуманитарная) Вам ближе. Тест "Профориентатор" (Личностный блок) Включает 41 вопрос из компьютерного тестового комплекса "Профориентатор". Тест поможет ответить на вопрос, в каких профессиях Ваши личностные особенности позволят добиться успеха. Тест "Профориентатор" (Личностный блок) Включает 41 вопрос из компьютерного тестового комплекса "Профориентатор". Тест поможет ответить на вопрос, в каких профессиях Ваши личностные особенности позволят добиться успеха.компьютерного тестового комплекса "Профориентатор"компьютерного тестового комплекса "Профориентатор"

35 Способности к педагогическому труду

36 4. Будущее преподавателя вуза (нужен ли преподаватель вуза?)

37 1. Возрастание роли информального образования в информационном обществе Такое образование спонтанно реализуется за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде ( общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.) Такое образование спонтанно реализуется за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде ( общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.) Оно проявляется особенно ярко в социальных сетях Интернета (типа сообществ eLearning). Оно проявляется особенно ярко в социальных сетях Интернета (типа сообществ eLearning).

38 2. Смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы Эту тендендицию в мировом образовании задолго до ГОСа отмечал Г. Драйдент «Обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися». Качество образования человека как и здоровье зависит от: Наследственных признаков 15% Медицинского обеспечения 35% Самостоятельной заботе о здоровье 50%

39 3. Смещение акцента в сторону управления учебной деятельностью Знай основы управления учебной деятельностью Преподаватель XXI века должен помогать выбрать индивидуальную образовательную траекторию, должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, реализовать индивидуальный подход, поощрять неформальную обстановку на занятиях, коллективную работу студентов и т.д. Преподаватель XXI века должен помогать выбрать индивидуальную образовательную траекторию, должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, реализовать индивидуальный подход, поощрять неформальную обстановку на занятиях, коллективную работу студентов и т.д. В перечисленном не проглядывает знание предмета, это чистой воды элементы педагогического менеджмента. Менеджмент важнее знаний предмета В перечисленном не проглядывает знание предмета, это чистой воды элементы педагогического менеджмента. Менеджмент важнее знаний предмета

40 4.Высшее образование в нынешней форме исчезнет П. Друкер утверждает: «Потребность в традиционном очном высшем образовании отпадет в течение ближайших тридцати лет». П. Друкер утверждает: «Потребность в традиционном очном высшем образовании отпадет в течение ближайших тридцати лет».

41 Продолжение дискуссии Ввиду актуальности и дискуссионности темы, возможно провести дискуссию по этой проблеме на блоге автора Ввиду актуальности и дискуссионности темы, возможно провести дискуссию по этой проблеме на блоге автора

42 ФРАГМЕНТ КИНОФИЛЬМА 1. Внедрение книг (новых информационных технологий XV века) в учебный процесс

43 Выводы 1.Статус преподавателя вуза низкий и его надо менять 2.Требования к преподавателю превышают его физиологические возможности, поэтому их надо тщательно отбирать и обосновывать. 3. Многообразие программ повышения квалификации понуждает создать некую идеальную синтезированную программу, вбирающую коллективный разум и опыт. 4. Исследования показывают, что наблюдается тенденция: вузовский преподаватель становится менеджером учебного процесса и его знания по специальности уходят на второй план

44 ПРИГЛАШЕНИЕ IV Международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-learning «MOSCOW Education Online 2010» ( online.com) online.comwww.moscow-education- online.com с 29 сентября по 01 октября 2010 г. г.Москва

45

46 Концепция «сделай сам» заключается в самостоятельном управлении жизнью Обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. –М.: ПАРВИНЭ, с. Письмо Минобразования РФ от # ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений" Качество образования человека как и здоровье, видимо, зависит от: Наследственных признаков 15% Медицинского обеспечения 35% Самостоятельной заботе о здоровье 50%

47 Дисциплины из программы подготовки «телевизионных ведущих», которых необходимы для интернет-преподавателя Дисциплины из программы подготовки «телевизионных ведущих», которых необходимы для интернет-преподавателя Техника речи. Техника речи. Мастерство эфирного выступления. Мастерство эфирного выступления. Исполнительское мастерство. Исполнительское мастерство. Культура радио- и телевизионной речи. Культура радио- и телевизионной речи. Психологические основы телерадиокоммуникаций. Психологические основы телерадиокоммуникаций. Актерское мастерство. Актерское мастерство. Пластика движения. Пластика движения. Грим. Грим. Институт подготовки телеведущих

48 ФРАГМЕНТ КИНОФИЛЬМА 1. Внедрение книг (новых информационных технологий XV века) в учебный процесс

49 Основные составляющие компетентности педагогических работников, в частности, преподавателей Профессиональные Профессиональные Информационные Информационные Коммуникационные Коммуникационные Правовые Правовые Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

50 Профессиональные компетенции Качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого- педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии. Качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого- педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.