Финансовая грамотность населения России По результатам социологических исследований Лобанова Ирина Руководитель Департамента исследований банковского сектора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальное агентство финансовых исследований Национальное агентство финансовых исследований ЗАЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
Advertisements

Коллекторы и долги: взгляд российского потребителя По итогам всероссийского исследования.
Дистанционные банковские сервисы: потребительские ожидания и предпочтения По результатам социологических исследований.
Дистанционные банковские сервисы: потребительские ожидания и предпочтения По результатам социологических исследований.
Финансовое поведение: от культа наличности к современным платежным инструментам По результатам социологических исследований Имаева Гузелия Генеральный.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Россия, , г. Москва, Болотная набережная.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Потенциал использования банковских карт.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Нужно ли возвращать банковские кредиты?
Национальное агентство финансовых исследований Национальное агентство финансовых исследований ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ Презентация.
«Вторая волна» мирового экономического кризиса: захлестнет ли она Россию? МОСКВА, 2011 год.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Отношение населения к нынешней ситуации:
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Человек и деньги в условиях финансового.
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В : НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИЛЯРА ИБРАГИМОВА доцент НИУ-ВШЭ Диляра Ибрагимова доцент кафедры экономической социологии.
ПРОЕКТ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ Выполнила студентка группы ЭМФ-355 Алиева Сабина.
Национальное агентство финансовых исследований Микрофинансовый рынок в 2016: дигитализация и риск- менеджмент спасут мир? Павел Самиев, управляющий.
Финансовая грамотность населения России: проблемы и пути повышения Национальное агентство финансовых исследований 17 сентября 2009.
Классный час Финансовая грамотность. 8 сентября 1802 года – создание Министерства финансов Российской империи Александр Первый «Должность Министра финансов.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Электронная коммерция в России - что покупает.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Российский рынок банковского розничного.
Транксрипт:

Финансовая грамотность населения России По результатам социологических исследований Лобанова Ирина Руководитель Департамента исследований банковского сектора

Динамика уровня доходов населения Источник: НАФИ гг.. «К какой из следующих групп населения Вы скорее могли бы себя отнести?», в % от всех опрошенных ! Источник: НАФИ, ВЦИОМ, гг.

Финансовая активность населения: спрос на банковские услуги Источник: НАФИ, ВЦИОМ гг. Не имеют банковского счета (unbanked)! года, 60 лет и старше Низкий уровень доходов Сельские жители Образование: среднее и ниже Количество пользователей банковских услуг в России, в % Все больше россиян приобретают опыт пользования банковскими услугами

Уровень финансовой грамотности россиян (субъективная оценка) «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?», в % от всех опрошенных Источник: НАФИ гг.. ! Субъективная самооценка финансовой грамотности снижается. Половина (50%) Россиян считает себя финансово безграмотной.

Финансовая грамотность и материальное положение респондента Источник: НАФИ, гг. Чем хуже материальное положение, тем ниже финансовая грамотность

Допустимый уровень закредитованности Источник: НАФИ, гг. Как Вы думаете, какую максимальную долю от совокупного дохода семьи должны составлять ежемесячные выплаты по кредиту (кредитам)?, % респондентов До 10%До 20%До 40%Более 40%

Осведомленность о стратегии действий в нестабильной финансовой ситуации Источник: НАФИ, 2014 г. Знаете ли Вы, что необходимо делать клиенту банка, в том случае, если у него возникают материальные затруднения при выплате кредита? в % от всех респондентов «Небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна» - 22% россиян Что такое кредитная история, знает менее половины россиян! !

Ведение бюджета Источник: НАФИ, гг. Ведете ли Вы учет своих доходов и расходов (семейных бюджет)?, % респондентов

Наличие сбережений Есть ли у Вас (Вашей семьи) в настоящее время сбережения, накопления?, в % от всех опрошенных Формы хранения сбережений % Кладу на срочный вклад в банке под процент 44 Храню в наличных рублях 35 Кладу на счёт до востребования/текущий счет в банке 22 Покупаю иностранную валюту и храню ее в наличной форме 5 Покупаю изделия из драгоценных металлов или открываю металлический счет 3 Другое 7 Затрудняюсь ответить 3 9 Возросла доля россиян, имеющих сбережения (с 28% до 38%) Как правило, сбережения хранятся в банке или в наличной рублевой форме. Четверть населения (25%) ведут в той или иной степени учет своих доходов и расходов Источник: НАФИ гг.

Динамика уровня доверия финансовым институтам Банки Страховые компании Инвестиционные компании МФО Что потребитель вкладывает в понятие доверия финансовым организациям: Выполнение своих обязательств Отсутствие мошенничества, прозрачность информации Стабильность, отсутствие вероятности банкротства Государственная поддержка, гарантия, хорошая репутация Источник: НАФИ, гг. Банки Скажите, насколько Вы доверяете следующим финансовым организациям?, в % от всех опрошенных

Источники информации, которым доверяют при выборе банка Каким источникам информации Вы доверяете при выборе банка больше всего?, в % от всех опрошенных Доверие неформальным каналам коммуникаций среди населения в ситуации выбора банка продолжает уверенно расти. Популярность же официальных источников информации остается на прежнем уровне. Исключение составили рейтинги банков – доля доверяющих им выросла. Источник: НАФИ г Рекомендации знакомых и родственников Отзывы людей о банках на Интернет-форумах, в прессе и т.п Рейтинги банков Телевизионные репортажи (новости, комментарии экспертов и т.п.) Советы и рекомендации независимых экспертов (финансовых аналитиков, представителей госорганов) Статьи в прессе Реклама банка 577 Телефонный звонок сотрудника банка с консультацией или предложением 335 Пришедшее по почте предложение самого банка 233 Другое 1188 Затрудняюсь ответить 12810

Развитие платежной индустрии в различных странах Источник: НАФИ, 2013 гг. и другие… «Зарплатная» модель «Кредитная» модель «Дебетовая» модель «Электронно- мобильная» модель 43% 58%-68% 64%-82% 28%-33% Study published by Accenture back in 2011 «Mobile commerce landscape» Federal Reserve Survey of Consumer Finances, US Census Bureau, Sallie Mae, Com Score, Experian Payment behavior in Germany in Deutsche Bundesbank Доля населения

«Компетентность» в области платежных инструментов и сервисов 13 Знаете ли Вы или слышите впервые о том, что такое…?, в % от всех опрошенных Знание об отдельных платежных инструментах и сервисах, а также понимание их сути только формируется =>=> Источник: НАФИ, г.

Пластиковые карты: распространенность мошенничества Источник: НАФИ г.. C какими видами мошенничества с банковскими картами лично Вы сталкивались в течение последних пяти лет?, в % от владельцев банковских карт 26% Совместное исследование с «Ассоциацией участников Мастер Кард» !!! 26% владельцев банковских карт сталкивались с различными формами/попытками мошенничества

Модели поведения после случая мошенничества Изменился ли Ваш подход к использованию банковской карты после случая мошенничества? Источник: НАФИ г., онлайн-опрос. Модель избегания/смены банка «Бездействующие фаталисты» Совместное исследование с «Ассоциацией участников Мастер Кард» 1. Избегание безналичных расчетов, либо смена банк-партнера – каждый пятый держатель карты, столкнувшийся с мошенничеством 2. Оценка работы банка тесно связана с результатом – среди тех, кому вернули пропавшие с карты деньги, все показатели взаимодействия высокие и, наоборот, если не удалось вернуть деньги, аналогичные показатели в три раза ниже. !!! 26% владельцев банковских карт сталкивались с различными формами/попытками мошенничества

Защита прав потребителей финансовых услуг «Насколько, по Вашему мнению, защищены или не защищены ваши права как потребителя финансовых услуг?», в % от всех опрошенных !!! Только 15% россиян отмечают, что знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг: Общество защиты прав потребителей (39%) Роспотребнадзор (31%) Госорганы (суды, прокуратура, полиция…) (12%) Страховые компании (8%) Другое (профсоюзы, коллекторы, омбудсмен, трудовая инспекция…) (10%) Источник: НАФИ г.. Половина россиян считают, что их права как потребителей финансовых услуг не защищены. При этом подавляющее большинство опрошенных (91%) признались, что не знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг.

Исследование финансового поведения: смена парадигм Поведенческая экономика Принципы и подходы психологии. Объясняет систематические отклонения от рациональности в поведении человека. Неоклассическая экономика Человек – рациональный экономический субъект. Учитываются все возможные риски и максимизируется выгода. Больше обеспокоены возможными потерями, чем возможными выгодами. Предпочитают сохранять «Статус-Кво». Переоценивают настоящее и недооценивают будущее. Не любят неопределенность. «Бросают якорь» у первой информации. … Новые подходы к изучению и формированию финансового поведению

18