Логотип

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАВЕДУЮЩИЕ КАФЕДРОЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ КГМА (КГМИ) Pathophysiologia греч. pathos –страдание, болезнь + physis - природа + logos - учение, наука = наука о.
Advertisements

Предмет Патологическая физиология. Нозоология
Общая нозология © П.Ф.Литвицкий, 2004 © ГЭОТАР-МЕД, 2004.
Петр Францевич Литвицкий зав. каф. патофизиологии член-корр. РАН, профессор ПАТОФИЗИОЛОГИЯ: предмет, задачи, методы. …………….
Работа Саулина. Для биологического действия радиоактивных излучений характерен ряд общих закономерностей: 1) Глубокие нарушения жизнедеятельности вызываются.
Метаболизм 2 Цели урока: 1.Формирование общих представлений о клеточном метаболизме и его биологическом значении. 2.Развитие навыков самостоятельной работы.
Подготовила: Бори А. группа: 305 А Приняла: ШЫМКЕНТ 2016 Кафедра морфологических и физиологических дисциплин, физической культуры с валеологией.
Гипоксия-1
Биологическое действие ионизирующего излучения В процессах взаимодействия ио­ низирующих излучений с веществом энергия излучений передается атомам и молекулам.
Патология клетки
Радиационными (лучевыми) поражениями называются патологические изменения в организме, возникающие в результате воздействия на него ионизирующего излучения.
Ишемическое повреждение клетки. Механизмы нарушения энергетического обеспечения клетки и его последствия Выполнил: Smart.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Инфекционные заболевания. Презентация по ОБЖ.
* Источниками облучения являются естественный радиационный фон Земли, техногенно измененный естественный фон и искусственный радиационный фон. В результате.
Содержание 1.Общая характеристика гипоксии 2.Классификация гипоксии 3.Типы гипоксии 4.Структурно – функциональные нарушения при гипоксии 5.Компенсаторно.
Выполнила: студентка группы В 2-1, Черенкова С.В..
Защитно-Приспособительная(адаптационная) стадия проявляется комплексом биологических реакций, определяющих основу положительного клинического результата.
Выполнил студент: Бикмухаметов А.А ВСО факультета заочного обучения Группа: ОСД-115 Номер зачетной книжки: ОСД
генетические факторы, их воздействие на здоровье.
Транксрипт:

Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра патологической физиологии ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ

На лечении в стационаре находится больной К., 32 лет. Во время утреннего обхода у постели пациента К. врач в присутствии ординаторов отметил, что у больного рентгенологическое обследование желудка соответствует форме «крючка». К вечеру состояние больного ухудшилось, появились резкие боли в эпигастрии.

Какова проблема пациента К.?

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: По завершению лекции вы будете способны объяснить: основные понятия общей этиологии и патогенеза, роль, причины и условия в возникновении болезни, общие закономерности развития и исхода болезни.

План лекции 1. Определение понятия «этиология». Роль причины и условий в возникновении болезней; 2. Классификация болезнетворных факторов среды;

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ Этиология (греч. aitia причина, logos-учение) учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней.

Причинным фактором называют тот главный фактор, который вызывает заболевание и придает ему специфические черты, характерные только для данной болезни.

Причина болезни: 1. неадекватна (непривычна) по своему качеству (н:яды,токсины); 2. необычной по силе действия и количеству; 3. слабый, не болезнетворный раздражитель, если он станет условным сигналом какого – либо болезнетворного воздействия, то есть если он будет оказывать воздействие одновременно с этим патогенным фактором (н:введение шприца без апоморфина вызывает рвоту)

обязательна, незаменима одна она предшествует развитию болезни; специфицирует болезнь имеется параллелизм между интенсивностью болезнетворного фактора и тяжестью болезни; устранение болезнетворного фактора, как правило, приводит к исчезновению признаков болезни и выздоровлению организма; всегда действует в конкретных условиях с помощью предполагаемого фактора можно воспроиз­вести модель болезни на экспериментальных животных.

Условия болезни 1. от них зависит, окажет ли свое влияние причина и разовьется ли болезнь, если разовьется, то как тяжело будет протекать 2. факторы внешней среды, которые сопутствуют действию главного фактора – причины 3. могут препятствовать развитию болезни 4. всегда разные

Этиология ПРИЧИНАУСЛОВИЯ ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЯТРОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ Обязательна, незаменима Специфизирует болезнь ТОЛЬКО СПОСОБСТВУЮТ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮТ ДЕЙСТВИЮ ПРИЧИНЫ ВСЕГДА РАЗНЫЕ МОНОКАУЗАЛИЗМ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ПСИХОСОМАТИКА ЭТИОЛОГИЯ КРАУСА КОНДИЦИОНАЛИЗМ АНТИНОЗОЛОГИЗМ ТЕОРИЯ ПАТОЛ. КОНСТЕЛЛЯЦИИ ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ МЕХАНИЦИЗМ ПЕРЕОЦЕНКА НАСЛЕДСТВ ФАКТОРА СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Этиологические факторы Условное деление причин Особые причины болезни человека Значение для возникновения болезни Реакционные теории в этиологии их сущность

Общая характеристика болезнетворных факторов Причинные факторы: Внешние (экзогенные): Биологические (микроорганизмы, вирусы, паразиты, змеиный яд, пчелиный яд, чужеродные белки, вакцины, грибы и т.д.); Химические (ядовитые соединения и газы, тяжелые металлы, пестициды, гербициды, лекарственные препараты и т.д.); Физические (шум, барометрическое давление, электрический ток, ионизирующие излучения, высокая и низкая температура и т.д.); Механические (травма, сдавление, растяжение, разрыв, удар и т.д.); Психический (травма, эмоциональный стресс, ятрогения и т.д.) Нарушения питания (голодание, переедание)

Внутренние (эндогенные): Наследственные особенности; Первичные нарушения метаболизма; Нарушения нейроэндокринной регуляции; Первичные нарушения иммунной системы Врожденные и приобретенные изменения чувствительности и возбудимости органов и тканей

Этиотропные принципы профилактики и лечения болезней Воздействия должны быть направлены на: причинный фактор: устранение причинного фактора (антисептика, асептика, охрана окружающей среды); ограничение распространения инфекций (карантинные мероприятия); борьба с переносчиками инфекции; применение антибактериальных препаратов; отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

повышение резистентности организма: вакцинация против инфекционных заболеваний; терапия с помощью микродоз аллергенов; адаптация к физической нагрузке, низкой температуре, гипоксии и т.д.; рациональное питание; витаминопрофилактика и терапия.

ПАТОГЕНЕЗ

План лекции: 1. Определение понятия «патогенез»; 2. Основные закономерности развития патогенеза; 3. Патогенез ожогового шока; 4. Патогенез лучевой болезни

ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ Патогенез (греч. pathos-болезнь, genesis - развитие)- учение об общих закономерностях и механизмах развития, течения и исхода болезни.

Системное устройство организма Структурно – функциональный элемент----- орган - анатомо – физиологическая система функциональная система организм в целом

П А Т О Г Е Н Е З П О В Р Е Ж Д Е Н И Е К Л Е Т О К / ядра, митохондрий, лизосом,эндоплазм ретикул / ПОВРЕЖДЕНИЕ НЕРВНЫХ СТРУКТУР /рецепторы, стволы, центры, кора/ Нарушение проницаемости клеточных мембран Освобождение физиологически активных веществ Ингвиция или Активиция и ферментов РЕКАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛЕТОК, ОРГАНОВ, СИСТЕМ /цепьсаморазвивающихся процессов/ НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ КОМПЕНСАТОРНЫЕ И ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Использование резервов Дублирование функции Действие Функц. систем Усиление синтеза Фегоцитов иммуногенез Детоксикация Припособит. рефлексы Компенсация Восстановление функции тканей В Ы З Д О Р О В Л Е Н И Е ПОЛНОЕ НЕПОЛНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ БОЛЕЗНИ СМЕРТЬ НЕРВИЗМ Начальный / пусковой / механизм Проявление повреждения клеток Вторая фаза патогенеза Основные направления Этих процессов Результат их действия Результат их преобладания

Патогенез: Общий изучает общие закономерности развития болезней вообще или отдельных групп болезней (например, воспалительные, аллергические, инфекционные, эндокринные и т.д.) Частный изучает механизмы развития, течения и исхода конкретного заболевания (например, гипертонической болезни, гепатита, пневмонии и т.п.)

Причинно – следственная связь в патогенезе Ряд звеньев, которые связаны между собой причинно – следственными отношениями, т.е. изменения, возникшие в процессе болезни, становятся причинами новых нарушений Смена причины и следствия приводит к образованию порочного круга (circulus vitiosus)

Пример: Патогенез ожогового шока: высокая температура > ожог > повреждение тканей > > боль -> угнетение сосудодвигательного центра > падение тонуса периферических сосудов -> падение артериального давления -> нарушение микроциркуляции в тканях и органах > гипоксия > нарушение окислительно вос­становительных процессов > накопление промежуточных кислых продуктов > метаболический ацидоз > нарушения функций внутренних органов (мозга, сердца и т. д.) > ожоговый шок > смерть. Итак, высокая температура является причиной ожога (следствие первого порядка), которое становится причиной боли (следствие второго порядка). Боль является причиной угнетения сосудодвигательного центра (следствие третьего порядка) и т.д. Таким образом, в течении любой болезни можно выделить множество этапов или звеньев, характери­зующих причинно-следственные взаимоотношения. Эти следствия могут иметь как повреждающее, так и компенса­торно- приспособительное значение.

Пример: Ожог > боль угнетение сосудо­двигательного центра нарушение метаболизма головного мозга падение артериального гипоксия давления угнетение сократительной нарушение метаболизма функции сердца миокарда Порочный круг в патогенезе может наблюдаться и на клеточном уровне: Нарушения насосной функции Избыточное накопление Са 2+ в клетках. мембран клеток Переход Са 2+ в митохондрии Дефицит энергии

Пусковой механизм Пусковым механизмом, началом патогенеза любой болезни является первичное повреждение, вызванное этиологическим фактором. Оно может развиться на разных уровнях.

Пусковой механизм Пусковой или главный механизм в патогенезе – процесс, который необходим для развертывания всех остальных. Своевременная его ликвидация приводит к устранению процесса в целом. Повреждение БАВ:1. кинины; 2. из тучных клеток: гистамин, серотонин, гепарин, из адренергических окончаний катехоламины; 3. простагландины и др.

Местное и общее 1. В единстве общего и местного надо найти ведущую сторону, которая определяет тенденцию процесса (н:кариес зуба); 2. Соотношение между общим и местным меняется во времени (н: местное (фурункул) может распространится и стать общим (сепсис), общий патологический процесс благодаря защитным силам организма может ограничиться, локализоваться и исчезнуть

Форма и функция Болезнь имеет морфологическое выражение, понятие «функциональная болезнь» означает, что ее морфопризнаки еще не изучены. Сочетание функциональных и морфологических исследований дает полное представление о болезни

Общее (неспецифическое) и специфическое Общие неспецифические реакции организма возникли в эволюции, передаются по наследству, их значение защитное, они запускаются, когда возникает патологическая система (парабиоз, патологическая доминанта,неврогенная дистрофия, нарушение кортико – висцеральной динамики, стресс)

Физиологическая мера против болезни (по И.П. Павлову) Совокупность защитно – приспособительных механизмов при болезни (резервные возможности организма, регенерация, репарация, защитные рефлексы, СФМ,парность органов, системный принцип строения организма, стресс - реакция

Изучение механизмов развития отдельных болезней, т.е. частного патогенеза, обобщение их, используя диалектическую методологию общей патологии, позволит выяснить общие закономерности развития болезней, т.е. общий патогенез. С другой стороны, знания общих закономерностей развития болезней могут быть использованы для выяснения механизмов развития отдельных, конкретных заболеваний, т.е. частного патогенеза.

Патогенное действие ионизирующего излучения Ионизирующее излучение – это виды лучистой энергии, которые при прохождении через любое вещество вызывают образование из его нейтральных частиц пар ионов.

К основным видам ионизирующего излучения относят: а. электромагнитные волны 1. лучи Рентгена; 2. гамма – лучи; 3. космические лучи

Б. потоки летящих элементарных частиц материи 1. альфа – лучи 2. бета – лучи 3. потоки нейтронов 4. потоки протонов

Патогенез лучевой болезни Ионизирующие лучи ионизация воды свободные радикалы радиотоксины(перекиси, эпоксиды, альдегиды, кетоны) хиноновые радиотоксины(хиноны, холин, гистамин) угнетение синтеза белка, в том числе генетического аппарата (поломки, фрагментация, генные мутации), активности ферментов, разрушение билипидной сшивки клеточной мембраны цитолиз

Формы острой лучевой болезни В зависимости от дозы облучения выделяют следующие формы острой лучевой болезни: 1. Костно – мозговая – от 1 до 10 Грей; 2. Кишечная – от 10 до 20 Грей; 3. Токсическая или сосудистая – от 20 до 80 Грей 4. Церебральная – от 80 Грей

Периоды развития острой лучевой болезни 1. Период первичных реакций ( 1 – 2 дня): кратковременный лейкоцитоз с лимфопенией, активация адренало – гипофизарной системы, в тяжелых случаях лучевой шок 2. Мнимого благополучия (от нескольких часов, до нескольких недель): угнетение кроветворения (анемия, лейкопения, тромбоцитопения)

3. Разгар болезни (от нескольких дней до 2 – 3 недель): значительное угнетение кроветворения, снижение сопротивляемости (ангина, пневмония, перитонит, сепсис и др., гемморагический синдром смерть от кровотечения, присоединившейся инфекции и других осложнений. 4. Период исхода или восстановления

1 – 2 недели и дольше.Восстановление кроветворения( ретикулоцитоз, увеличение гранулоцитов, тромбоцитов, лимфоцитов, улучшение обмена веществ). Исходы: полное выздоровление, остаточные явления, возможен переход в хроническую форму.

ПАТОГЕНЕЗ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИ ПЕРВИЧНОЕ ИОНИЗИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ НА ТКАНИ Неадекватное возбуждение рецепторов Нарушение функций нс поражение кроветворной ткани поражение стенок сосудов поражение стенки кишечника угнетение органов иммуногенеза поражение половых и др. эндокринных желез дистрофические Явления в тканях нарушение регуляторных функций лейкопения тромбоцитопения анемия повышение проницаемости. Множественные кровоизления в разл. органах повышение проходимости для инфекций Н 2 О -е Н 2 О + Н 2 О - Н 2 О + + ОН Н 2 О -е Н 2 О - Н 2 О - Н 2 О + ОН - ОН +ОН Н 2 О 2 Н 2 О 2 H 2 O + O

Обратная связь? 1. Какая причина способствовала ухудшению состояния больного К.?