ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОГМАТИЧЕСКОЕ обучение ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Никашин А.И. Email: anikashin@yandex.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Advertisements

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Классификация и структура типов уроков теоретического обучения и методов обучения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.
Учитель живёт до тех Учитель живёт до тех пор пока учится: пор пока учится: как только он перестаёт как только он перестаёт учиться, в нём умирает учиться,
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Педагогический анализ традиционной объяснительно - иллюстративный технология обучения Подготовил : студент 3 «V» курса Исмоилов Сарвар.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод – способ достижения цели.. Методы обучения связаны задачами урока (каждая задача решается совершенно конкретными методами или их.
Конструирование урока математики с использованием ИКТ.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
ЦЕЛЬ образования, которая исходит из понимания того, что человек это микрокосм, а значит, «самое высшее, самое совершенное и превосходящее творение»,
Педагогический анализ традиционной объяснительно - иллюстративный технология обучения.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Семинар на тему: «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ» «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО.
Методы и средства обучения.
«Пассивность ученика… является величайшим грехом с научной точки зрения, так как берет за основу ложное правило, что учитель это все, а ученик ничто!!!»
Технологический подход в образовании. Классно-урочная /традиционная/ технология обучения. Зам. директора по УВР Фомина Т.Н.
Транксрипт:

ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОГМАТИЧЕСКОЕ обучение ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Никашин А.И.

ДОГМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ познавательной деятельности Миниатюра XIII века ХАРАКТЕРИСТИКА: Преподавание на латинском языке ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Освоение религиозных писаний ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слушание и механическое заучивание ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ Отрыв формы от содержания МАСТЕР Делает Показывает умения, навыки ОБУЧАЕМЫЕ малые группы Никашин А.И.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДО КОМЕНСКОГО 1. Занятия в школах начинались тогда, когда ученик приходил в школу. Это вынуждало учителя с каждым заниматься индивидуально. 2. Не устанавливалось никаких границ, до которых учащегося необходимо было довести в течение каждого года, месяца, дня. 3. Не были указаны пути, ведущие к намеченной цели. 4. Сами цели не являлись ведущими, определялись неточно, «на глазок». 5. Отсутствовал способ одновременного обучения учеников даже одного класса. Для этого следовало бы всех учеников школы, курс которой рассчитан на N лет, разделить на N групп, занимающихся в разных помещениях, чтобы не мешать друг другу. 6. Искусство и наука преподавались в отрывках, не энциклопедически (не системно). В глазах учащихся они представляли «кучу дров», из которой один подхватывал одно, другой – другое, и ничье образование не было всесторонним. 7. То, что соединено природой, брали не вместе, а раздельно. 8. Новичков учили только читать, а письмо откладывали на несколько месяцев... Никашин А.И.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО- ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Никашин А.И.

«ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА» 1638 г. РАЗРАБОТАЛ: возрастную периодизацию последовательную систему школ ОБОСНОВАЛ: классно-урочную систему объяснительно-иллюстративное обучение ЗАЛОЖИЛ: теоретические основы нравственного воспитания ИЗЛОЖИЛ: первые требования к учителю научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные); природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется); последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему); доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному); прочность (повторение - мать учения); сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); наглядность; связь теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей КОМЕНСКИЙ Я.А. СФОРМУЛИРОВАЛ принципы дидактики: На этих принципах до сих пор работает традиционная массовая школа Никашин А.И.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА – теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – усвоение знаний и их последующее применение на практике ХАРАКТЕРИСТИКА – требует более глубокого, но воспроизводящего мышления ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ – пассивно-созерцательное обучение ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – изложение материала на уровне понимания и усвоения Никашин А.И.

«МИР ЧУВСТВЕННЫХ ВЕЩЕЙ В КАРТИНКАХ» КОМЕНСКИЙ Я.А. Для учащихся следует составлять специальные учебники, которые должны быть: адаптированы для каждого класса (по возрасту) включать весь необходимый материал по предмету изложены в системе написаны точным и понятным языком служить «вернейшей картиной мира» иметь привлекательным для детей внешний вид Учебник «Мир чувственных вещей в картинках» был впервые в истории учебной литературы снабжен многочисленными иллюстрациями. В учебнике 150 рисунков выполнены самим автором. Никашин А.И.

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ «МИР ЧУВСТВЕННЫХ ВЕЩЕЙ В КАРТИНКАХ» Temperanta (Умеренность) УМЕРЕННОСТЬ 1 предписывает соблюдать меру в пище и питье 2 и сдерживать жадность словно уздой 3, и так она умеряет все, дабы не было ничего чрезмерного. ГУЛЯКИ напиваются 4, шатаются 5, рыгают 6 и дерутся 7. От пьянства происходит похотливость, от последней распутная жизнь между развратными мужчинами 8 и женщинами 9, в поцелуях, ласках, объятиях, плясках 10. Invitatio (Введение) УЧИТЕЛЬ: Подойди, мальчик! Научись уму-разуму. МАЛЬЧИК: Что это значит – уму-разуму? У: Все, что необходимо, правильно понимать, правильно думать, правильно высказывать. М: Кто меня этому научит? У: Я с божьей помощью. М: Каким образом? У: Я поведу тебя повсюду: покажу тебе все, назову тебе все… Никашин А.И.

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ «МИР ЧУВСТВЕННЫХ ВЕЩЕЙ В КАРТИНКАХ» Gentilismus (Язычество) ЯЗЫЧНИКИ выдумали себе около божеств. Главными были следующие: Юпитер 1 – бог неба. Нептун 2 – бог моря. Плутон 3 – бог подземного царства. Марс 4 – бог войны. Аполлон 5 – бог искусств. Меркурий 6 – бог воров, торговцев и красноречия. Вулкан (Мульцибер) – бог огня и кузнецов. Начальники и идолы, и наиболее грязный из всех – Приап. … Vietor (Бочар) БОЧАР 1 одетый в передник 2, изготовляет из ореховых ветвей 3 на скамье для вырезывания 4 ножом с двумя ручками 5 обручи, а из дерева – клёпки 6. Из клёпок он изготовляет бочки большие 7 и малые 8 с двойным дном. Затем он изготовляет кадки 9, чаны 10, ушаты 11 и лохани 12 с одним дном. Затем он соединяет клепки обручами 13, которые связывает при помощи бочарного ножа 14 прутьями 15, набивает при помощи колотушки 16 и клина 17. Никашин А.И.

СРЕДСТВА ОБЪЯСНИТЕЛЬНО- ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГ представляет знания об объекте в обработанном «готовом» виде, воздействуя разными средствами на органы чувств ОБУЧАЮЩИЕСЯ слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят… ФУНКЦИИ (формы метода): 1. Сообщение: = устное (рассказ, лекция) = печатное (учебники, пособия) = наглядное = практическое 2. Объяснение 3. Организация: = осмысления, = обобщения, = закрепления, = применения 4. Оценка ФУНКЦИИ: 1. Восприятие информации 2. Осознание 3. Осмысление 4. Запоминание 5. Углубление понимания 6. Обобщение усвоенного 7. Закрепление повторением 8. Воспроизведение 9. Применение изученного в упражнениях, заданиях. Никашин А.И.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО- ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ демонстрация, объяснение, беседа, обсуждение, а также: НАГЛЯДНОСТЬ 1. Натуральные предметы. 2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения). 3. Модели, макеты, изображения, фотографии. 4. Учебные видеофильмы, презентации. 5. Технологические, операционные, предметные планы-карты. 6. Практический показ действий педагогом. НАБЛЮДЕНИЕ - целенаправленное, восприятие во времени предметов, явлений или процессов с целью выявления признаком, обнаружения отличительных черт или происходящих изменений в сравнении. СОПРОВОЖДАЕТСЯ словесными указаниями, показом, вопросами ЭКСКУРСИИ обогащение и формирование социального опыта посредством наблюдения за объектами окружающего мира в реальных условиях, уточнения, расширения представлений, закрепления знаний и умений. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – уточнение, систематизация, обобщение, закрепление полученных сведений, подведение итогов. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОКАЗ – опыта работы (ЛР), решения задач (ПЗ), доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации…

(реконструкция) КЛАСС В ГОРОДЕ Никашин А.И.

(репродукция) ЗАНЯТИЯ В ДЕРЕВНЕ Никашин А.И.

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Объяснительно-иллюстративная технология будет носить развивающий характер обучения, ЕСЛИ она используется наряду с другими технологиями: проблемно-поисковой, игровой, в сотрудничестве и СОТВОРЧЕСТВЕ. Современные ИКТ и технические средства позволяют увидеть ученых писателей артистов художников конструкторов изобретателей… и продукты их деятельности… Мультимедийные средства: расширяют границы чувственного восприятия. Компьютерные средства: это анимация, видео, имитация явлений космоса и микромира… это перенесение мысли в прошлое и в будущее. Никашин А.И.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ