Презентация составлена на основе перепечатанного издания книги В. К. Алымова « Лопари », 1930 г. МБОУ КСОШ 2014 г. Терентьева Д. А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ 31, г. Мурманска Крупина Н.П. Вся наша жизнь – олень.
Advertisements

Из глубины веков Миллионы лет назад по нашей земле прополз гигантский ледник километровой толщины. Снес леса, огладил вершины сопок, а потом, тысячелетия.
СААМЫ Саамы (устаревшее название – лопари) – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Численность около 1,9 тыс. человек.
СААМЫ Саамы (устаревшее название – лопари) – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Численность около 1,9 тыс. человек.
>;) Вам, наверно, кажется, что правила записи чисел и правила вычислений с ними всегда были такими же, как сейчас. На самом деле, люди сначала очень.
Наш край Автор Иванова Надежда Григорьевна, учитель начальных классов высшей категории.
СААМЫ Северный край Саамы (устаревшее название – лопари) – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Численность около.
Павленко Екатерина Автор: Павленко Екатерина, ученица 2 А класса, МОУ «Хибинская гимназия» Научный руководитель: Шемякина Л.В., учитель начальных классов,
Название презентацииНазвание презентации 1 воспитатель Куник А.В. МБДОУ детский сад 1.
Саамы. Презентация Ученицы 3 И класса Михайловой Марии.
Классный час для учащихся начальной школы. На территории четырёх государств: России, Норвегии, Финляндии и Швеции издавна проживают саамы. Старое русское.
Ученики 1 класса А МОУ СОШ 13 Скурстенис Оксана Владимировна Авторы: Руководитель: Оленегорск 2007.
Ненцы. Не́нцы (устаревшее самоеды) народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Не́нцы (устаревшее.
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК «Школа России» Яндушева Т.Ф. МОБУ «Люльпанская средняя общеобразовательная школа»
«История русского народа». Предками русского народа были многочисленные славянские племена. Земля, на которой они жили была покрыта дремучими лесами,
Каждый народ строит Даже в самые давние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудие труда, и только начинал.
Первые жители Карелии Первичное заселение края. Археологические памятники Курс "Моя карелия" Проводилова О.В.
Методическое пособие к занятию по ознакомлению с окружающим. «Знакомство с жизнью народов Севера» Воспитатель: Бушкова Е.П. МДОУ «Центр развития ребенка»
Баренцево Карское Лаптевых Восточно- Сибирское Чукотское.
Природные зоны холодного пояса 1.Где на Земле расположены холодные пояса? 2.Почему в полярных областях холодно?(наклон солнечных лучей) 3.Как называются.
Транксрипт:

Презентация составлена на основе перепечатанного издания книги В. К. Алымова « Лопари », 1930 г. МБОУ КСОШ 2014 г. Терентьева Д. А.

Приехал в Мурманск в 1924 году и сразу окунулся в проблемы саамов. Искренним отношением к саамам заслужил высокую оценку от коренного народа Кольского полуострова – « Друг саамов ». Его деятельность многогранна. Был председателем губернского Комитета Севера, членом Мурманского губисполкома, заместителем председателя Общества изучения Мурманского края, старшим экономистом окр плана, директором Мурманского краеведческого музея. Автор проекта развития оленеводства на Кольском полуострове, участвовал в создании газет и журналов для саамов. Печатался в журналах « Карело - Мурманский край », газете « Полярная правда ». Книга « Лопари » вышла в 1930 году в издательстве « Крестьянская газета », Москва. В ней был обобщён накопленный материал о жизни саамов. За свою деятельность был награждён Малой серебряной медалью Всесоюзного Географического общества. За обвинение в участии в « саамском заговоре », как и почти 100 саамов, был арестован и расстрелян в 1938 году.

« За Полярным кругом вблизи Северного Ледовитого океана, среди гор, лесов и тундр живёт древний народ лопари. Лопарями, или лапами, их называют европейцы ; сами же себя они называют сами или сами. Лопарей во всём мире насчитывается около человек, из которых большая часть живёт в Норвегии ; 8500 живёт в Швеции ; 2000 в Финляндии и в СССР. В этой книжке говорится только о тех лопарях, которые живут у нас в СССР.»

« Лопари по внешнему виду отличаются от своих соседей – европейцев. Они – самый низкорослый народ в Европе. Редкие из них имеют рост выше 160 сантиметров. По цвету волос и кожи, по форме и цвету глаз, лопарей не отличить от русских. Язык, на котором говорят лопари, похож на язык финнов, карелов, эстонцев, мордвы, но лопари не сговорятся с ними на своём языке ; языки только похожи друг на друга, но не одинаковы. Учёные, предполагают, что лопари на севере живут очень давно, что поселились они здесь раньше всех, еще в те времена, когда люди не знали ни железа, ни других металлов, а делали себе орудия из камня и кости. Наши лопари первый раз упоминаются в одной книге 1000 лет назад. Их видел один норвежский путешественник, плававший в те времена на своём небольшом кораблике из Норвегии в Белое море. Он говорил, что лопари жили в глубине лесов, занимались охотой на диких зверей и птиц и ловом рыбы, а к берегам из леса выходили для того, чтобы менять свою добычу на нужные им предметы, привозимые другими людьми. Русские с лопарями встретились лет назад. Около 500 лет назад появились первые русские селения среди лопарей.»

Приходилось лопарям терпеть и от русских купцов, покупавших у них за бесценок меха, ценную рыбу сёмгу, жемчуг и оленей. Купцы опутывали их такими договорами, от которых лопарь всегда находился в долгу у купца. Так продолжалось до самой революции. Много приходилось терпеть лопарям и от русских монахов, появившихся в лопарской земле 400 лет назад и крестивших лопарей. Всех лопарей, живших по западному Мурманскому берегу, московский царь Иван Грозный отдал в собственность монахам Печенгского монастыря, который был основан для торговых дел. Так как лопари не имели своей грамоты, то у них и нет своих книг, в которых рассказывалась бы их история. Но в устных преданиях сохранились воспоминания об их прежней жизни, о том, как лопарям приходилось вести борьбу за своё существование. Трудно приходилось лопарям жить. Нужно было бороться и с суровой природой, и с жадными купцами, монахами и разбойниками.»

Избушки – вежи – очень древнего происхождения ; вероятно, древние рыболовы и охотники, жившие несколько тысяч лет назад, имели такие же избушки. Построены они из досок или жердей, кое - как обработанных топором. Стены и крыша обложены дёрном, торфом или древесной корой..» « В жилище ведёт маленькая дверка из досок – такая маленькая, что входить в неё свободно могут только дети, взрослому приходится низко сгибаться. Прямо против двери, посреди вежи, всегда когда есть кто – нибудь дома, на земле разложен костёр – горит огонь ; над ним на крючке висит чайник или котелок. Дым от огня выходит в простую дыру в крыше. Пола в веже нет а вместо него, по сторонам от огня, на землю летом кладутся берёзовые ветви с листьями, а осенью или весной – еловые. На этих местах сидят люди во время обеда или чая, занимаются шитьём, принимают гостей, спят. Позади огня на особом месте помещается кухонная посуда, чайники, самовары., котлы. В веже очень тесно, дым от огня ест глаза людям, находящимся в ней, коптит их лица. Но лопари бывают в веже мало, большую же часть находятся на вольном воздухе, под открытым небом.»

Селения и зимние жилища. « Погосты – это селения, где имеются жилища для постоянного жилья : рубленые наподобие русских изб избушки без сеней, по – лопарский называемые « порт ». В углу, около двери, имеется камелёк. Внутренний вид « порта » такой : открытая печь, имеющая 2 стенки, сходящиеся в глубине. Огонь комелька и отапливает, и освещает избу. Перед камельком сидят лопари, часто по старому обычаю на полу : пьют чай, едят, разговаривают ; женщины рукодельничают – вяжут чулки из шерсти своих овец, рукавицы, рубашки, или шьют что – нибудь.

« Олень – и перевозчик, и кормилец лопаря. Поэтому оленеводство для всей массы лопарей – главное занятие. Рыболовством лопари занимаются на озёрах, реках и немного на море.» « Охота для лопарей имеет уже меньшее значение, чем оленеводство и рыболовство.» « В марте лопари Иокангского, Лумбовского и Сосновского погостов уходят на восток, к горлу Белого моря, куда к этому времени уже приплывают стада тюленей … Охота на тюленя называется « торосовый промысел.»

У лопарей нет таких песен, которые пелись бы по всей Лапландии. Каждый лопарь сочиняет песню во время пения или перед тем, как хочет петь. Песни у них самые простые и по всякому случаю. Поехал лопарь в лес за дровами и запел песню о том, как он едет, как бегут олени, какой олень у него хороший, какой послушный.» « Так поют многие народы – те, о которых обыкновенно говорят, что они стоят на низших ступенях культуры. Лопарей часто называют народом отсталым в культурном отношении.» «… хозяйство своё они ведут так же, как вели его 1000 лет назад …» « Многие люди, в том числе и некоторые учёные, раньше говорили, что лопари народ вымирающий, неспособный к борьбе за лучшую жизнь, некультурный …» « Но это неверно ». « Лопари, как и другие малые северные племена, живут особой жизнью, ведут особое хозяйство, не похожее на хозяйство земледельца или горожанина. От этого у них за тысячи лет выработались особые обычаи и особые навыки в работе, особые жилища и особые одежды.» « Нельзя называть их дикарями и за то, что у них мало грамотных людей и что им незнакомы многие обычаи, существующие у культурных людей. Ведь до революции, при царях, у них почти не было школ, никто не заботился об охране их здоровья и об улучшении их хозяйства. Теперь лопари находятся накануне коренной переделки их хозяйства на социалистический лад. И, конечно, это способное племя, закалившееся в борьбе с природой, справится с этой задачей так же, как другие народы и племена СССР.»