Понятие исполнительного производства

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Место исполнительного производства в системе права Российской Федерации.
Advertisements

Арбитражный процесс ТЕМА: Понятие и сущность искового производства ВЫПОЛНИЛ: студент группы 28 ЮЗ-302 Нигаматуллин И.Р. РУКОВОДИТЕЛЬ: к.ю.н. доцент Фабрика.
П РЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА. Содержание 1. Понятие предмета гражданского процессуального права 2. Метод гражданского процессуального права.
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ПЛАН: 1. Соотношение понятий «гражданский процесс», «гражданское судопроизводство» и «гражданское процессуальное.
ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА Подготовила: Селиванова А.В. ГР-ЮР-16-3.
Способы защиты трудовых прав и свобод. Самозащита работниками трудовых прав. Крыжнева Милана 3 курс 2 группа ГМУ.
Презентация на тему: ПРАВИЛА СУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА Бурсиной В.В Галяминой Е.Н. Галяминой Е.Н.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Санкт - Петербург 2014 Выполнил студент 1 курса Винская М. А. Группа 1440 Проверила : Гокинаева И. А. Федеральное государственное автономное образовательное.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : « МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ КАК ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВАЯ СДЕЛКА » Выполнила : Шевцова Юлия.
Тема 1. Предмет, метод и система трудового права. Источники трудового права. Основные принципы правового регулирования труда.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
Процессуальное право : гражданский и арбитражный процесс 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА 2. УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА 3. ПРОХОЖДЕНИЕ ДЕЛА.
Общая характеристика судебной системы РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА И ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ С ИСКОМ РУз. Создано ТКБ как небольшая помощь
ТЕМА: Оспаривание нормативных актов как эффективное средство защиты ПЛАН 1. Оспаривание нормативных актов как способ защиты прав 2. Обращение в суд общей.
Транксрипт:

Исполнительное производство представляет собой деятельность судебных приставов-исполнителей и других участников правоотношений, складывающихся в процессе реализации судебных исполнительных листов и иных исполнительных документов, указанных в ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве", посредством государственного принуждения. Главной задачей исполнительного производства согласно ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

ГПК РФ, а также Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 года, вступивший в силу с 1 февраля 2008 года, подорвали устоявшееся за многие десятилетия в российской юридической литературе положение о том, что исполнение судебных решений и иных юрисдикционных актов - завершающая, заключительная стадия гражданского процесса. Сами исполнительные органы в связи с проведенной в 1997 году реформой исполнительного производства были не только переименованы, превратившись из судебных исполнителей, подчиненных судам, в судебных приставов-исполнителей, судебный контроль за которыми ограничивается предусмотренной законом возможностью оспаривания в судебном порядке их действий, но и получили совершенно новое качество.

Исполнение судебных актов, урегулированное нормами исполнительного права, является, по существу, тем конечным результатом, по которому можно судить об эффективности всей правоохранительной деятельности. Итак, исполнительное право - системная целостная совокупность норм, регулирующих исполнение юрисдикционных актов неуголовного характера, является самостоятельной процессуальной отраслью российского права.

Современный институт исполнительного производства в своём развитии прошёл три основных этапа: I. когда суд как орган для разрешения споров только зарождался, имело место самоосуществление пострадавшей стороной своего нарушенного права, которое выражалось в форме само расправы, самопомощи самозащиты II. уже имеет место исполнение судебного решения, однако оно осуществлялось органом вынесшим решение, то есть самим судом III. происходит образование специального органа, задачей которого стало исполнение судебных решений, т. е. формируется самостоятельный институт – исполнительное производство

Первое упоминание об органе исполнения судебных решений в России содержится в договоре Великого Новгорода с Великим князем Ярославом Ярославовичем 1270 года

В январе 1649 года царём Алексеем Михайловичем и Земским Собором было утверждено " Уложение " 1649 года 4. По Уложению пристав признавался единым органом исполнения судебных решений в России. При исполнении судебных решений пристав действовал под руководством воевод. Уложением вводились меры принудительного исполнения, направленные на имущественную ответственность должника : продажа движимого и недвижимого имущества, вычет из жалованья стрельцов.

Во времена Петра I органы исполнения судебных решений ( приставы ) непосредственно стали царскими чиновниками. Вместе с тем, исполнение судебных решений постепенно начало выделяться в самостоятельную стадию гражданского процесса 5. По Уставу Благочиния 1782 года органом исполнения судебных решений в России была управа благочиния, то есть полиция. Исполнительное производства было выведено из судебной системы и лишено контроля судебных органов за правильным и своевременным исполнением их решений. С 1 января 1835 года вступил в силу " Свод законов Российской империи ", по которому исполнительное производство было возложено на полицию : квартальных и становых приставов, во главе которых стояли управы благочиния.

Поворотом в исполнительном производстве явилась судебная реформа 1864 года, возродившая в органах юстиции должность судебного пристава. В частности, был принят Устав гражданского судопроизводства, при составлении которого использовался, в частности, Французский гражданский кодекс - классический образец рецепции римского прав. После Октябрьской революции в начале 20- х годов институт судебных приставов как самостоятельная, отдельная от суда структура был упразднён и вместо него образованы судебные исполнители, подчинявшиеся председателю суда и размещавшиеся в здании суда. Институт судебных приставов в России был восстановлен в 1997 г. после вступления в силу Федеральных законов " О судебных приставах " и " Об исполнительном производстве ", которыми была создана служба судебных приставов.

Рассматривая исполнительное производство как самостоятельную отрасль права, необходимо обратиться к традиционным понятиям любой отрасли права предмету и методам правового регулирования. Под предметом правового регулирования обычно понимается то, что регулируется правом. Имеются некоторые теоретические расхождения по поводу определения содержания предмета правового регулирования. Я. Ф. Фархутдинов исходит из того, что предметом правового регулирования являются правовые отношения, существующие в рамках той или иной отрасли права, а применительно к процессуальному праву дополнительными элементами выступают процессуальные действия и процессуальная форма [3]. В теории права отмечалось, что предмет регулирования процессуального права составляют организационно - процессуальные отношения [4]. Полагаем, что исполнительное производство процессуальная отрасль права, предмет правового регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно - исполнительной деятельности судебного пристава - исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму. Заметим, что существует и прямо противоположная точка зрения о полностью вне процессуальном характере исполнительного производства. Порядок осуществления принудительного исполнения судебным приставом - исполнителем в Российской Федерации определяется Федеральным законом « Об исполнительном производстве ». Причем в целях повышения эффективности и установления дополнительных гарантий законности в исполнительном производстве деятельность судебного пристава - исполнителя облекается в особую юридическую форму. В юридической науке было высказано справедливое мнение, что под процессуальной формой следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально - правового результата, а также что процессуально - правового регулирования требуют, прежде всего, такие случаи правоприменения, которые состоят из множества действий и отношений. Эти положения позволяют использовать термин « процессуальная форма » для характеристики деятельности не только органов правосудия, но и для характеристики процессуальной деятельности всех органов государства, их должностных лиц, в том числе и судебного пристава - исполнителя. В частности судебный пристав - исполнитель добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой нормой, но не было совершено обязанным лицом. Это означает, что он применяет материально - правовые нормы, а также приводит механизм реализации юрисдикционного акта в соответствие с предписаниями норм Закона « Об исполнительном производстве », устанавливающего общую процедуру их реализации и особые меры принудительного исполнения ( возбуждает исполнительное производство, предоставляет должнику срок для добровольного исполнения, затем применяет меры принудительного исполнения ), т. е. применяет процессуальные нормы. Однако деятельность судебного пристава - исполнителя по применению процессуально - правовых норм является, в отличие от суда, принудительно - исполнительной, а не право разрешительной.

Процессуальная форма характерна для всех процессуальных отраслей права. Однако наиболее исследован этот вопрос в науке гражданского процессуального права. Среди характерных черт гражданской процессуальной формы обычно выделяют то, что порядок рассмотрения и разрешения судебных дел заранее определен нормами процессуального права, заинтересованные в исходе дела лица пользуются правом участия в судебном заседании при разбирательстве дела и отстаивания своих прав и интересов, судебное решение по делу должно быть основано на фактах, установленных в судебном заседании при помощи доказательств, и соответствовать закону. Проводятся исследования и в области арбитражной процессуальной формы, под которой понимается нормативно устанавливаемый порядок осуществления правосудия, выработанный на основе обобщения огромного опыта правоприменения. При анализе процессуальной формы исполнительного производства следует использовать те достижения, которые имеются в данной сфере. По мнению проф. К. И. Комиссарова, гражданской процессуальной форме свойственны следующие признаки : нормативность, непререкаемость, системность и универсальность. Исполнительная процессуальная форма также отвечает перечисленным признакам [5]. Нормативность исполнительной процессуальной формы выражается в том, что существующий Федеральный закон « Об исполнительном производстве » определяет условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов ( ст. 1 Закона « Об исполнительном производстве »). Законодательным актом, имеющим высшую юридическую силу и определяющим общие положения, является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. В частности по Конституции, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства ( ст. 2 Конституции РФ ). Это означает, что устанавливается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе и в исполнительном производстве. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. В Конституции РФ имеются положения, согласно которым в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это правило развивается и в законодательстве об исполнительном производстве. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора ( п. 4 ст. 3 Закона « Об исполнительном производстве »). В ст. 71 Конституции РФ отсутствуют нормы об исполнительном производстве. Это позволило некоторым авторам утверждать, что исполнительное законодательство является комплексным, соединяющим в себе нормы различной отраслевой принадлежности, поэтому одни нормы относятся к федеральному законодательству, а другие к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Полагаем, что законодательство об исполнительном производстве является федеральным законодательством. Отсутствие в Конституции РФ ( ст. 71, 72, 73) норм о нахождении в чьем бы то ни было ведении исполнительного производства объясняется тем, что законодатель не успевает вносить соответствующие изменения в нормативные акты, тем более в Конституцию РФ. С принятием федеральных законов « Об исполнительном производстве » и « О судебных приставах » изменилось место исполнительного производства в системе права Российской Федерации. На этом работа по законодательном урегулированию исполнительного производства не завершена, предстоит внесение дополнений в законодательные акты Российской Федерации. Данная точка зрения основывается также на том, что исполнительное право ( производство ) является процессуальной отраслью права, а такие процессуальные отрасли права, как гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное, отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации ( п. « о » ст. 71 Конституции РФ ), кроме того, в ее ведении находится и уголовно - исполнительное право, наиболее близкая по характеру к исполнительному производству отрасль права.

В системе законодательства об исполнительном производстве выделяются законы и подзаконные нормативные акты, которые содержат как общие, так и конкретные правила, определяющие порядок процессуальной деятельности в исполнительном производстве. Непререкаемость исполнительной процессуальной формы означает, что судебный пристав - исполнитель добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой нормой, но не было совершено обязанным лицом только в том порядке, который установлен исполнительно - процессуальным законодательством. Это означает, что такие процессуальные действия, как возбуждение исполнительного производства, подготовка к исполнению, применение мер государственного принуждения к должнику, обжалование действий судебного исполнителя и судебная проверка их законности и обоснованности должны реализовываться в соответствии с предписаниями Закона « Об исполнительном производстве ». Системность исполнительной процессуальной формы выражается в том, что исполнительное производство в настоящее время представляет собой юридически целостную отрасль права. Имеется общая часть, которая отражает специфический предмет правового регулирования данной отрасли, содержит общие положения, определенным образом связывающие и объединяющие различные институты исполнительного производства. Имеются отдельные институты, которые регулируют процессуальные отношения, возникающие в исполнительном производстве. В частности существуют характерные только для исполнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве, основаниях и мерах применения принудительного исполнения, отводах в исполнительном производстве, сроках, ответственности и некоторые другие. В то же время в гражданском процессуальном праве есть ряд положений, которые, в свою очередь, не влияют на исполнительное производство – это положения о подведомственности, подсудности, судебные расходы и другие. Универсальность также является признаком исполнительной процессуальной формы. Универсальность предполагает возможность ее распространения на различные виды принудительного исполнения : исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению, о денежных взысканиях с граждан, с организаций и граждан - предпринимателей, исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению, о передаче определенных предметов и о совершении определенных действий. Кроме того, исполнительной процессуальной форме свойственно то, что принудительное исполнение осуществляется специальным органом Службой судебных приставов и специальным должностным лицом судебным приставом - исполнителем, деятельность которого строго регламентируется федеральными законами « Об исполнительном производстве » и « О судебных приставах », что также является важной гарантией защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

В процессе принудительного исполнения принимают активное участие лица, участвующие в исполнительном производстве, и лица, содействующие исполнительному производству, указанные в главе 6 Закона « Об исполнительном производстве ». Иные субъекты имеют возможность защищать свои права в порядке, предусмотренном главами 17,18 Закона « Об исполнительном производстве », предполагающими в том числе и судебную защиту прав граждан и организаций. Природа исполнительного производства характеризуется именно тем, что в его рамках осуществляется принудительное исполнение. В связи с этим исполнительное производство является самостоятельным участком правоохранительной деятельности. Рассмотренные выше обстоятельства позволяют охарактеризовать исполнительную процессуальную форму как определенную законодательством об исполнительном производстве систему гарантий, последовательного порядка принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершать в их пользу определенные действия или воздерживаться от совершения этих действий. Таким образом, предмет правового регулирования исполнительного процессуального права составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно - исполнительной деятельности судебного пристава - исполнителя в исполнительном производстве. Наряду с предметом правового регулирования другим системообразующим фактором любой отрасли права является метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования в общей теории права понимают совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на данную группу общественных отношений, и выделяют следующие его элементы : а ) общее юридическое положение субъектов права ; б ) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений ; в ) способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов ; г ) юридические меры воздействия, способы, основания и процедуры их применения. Метод правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, характеризуется сочетанием императивности и диспозитивности. В исполнительном производстве отношения власти и подчинения составляют императивный метод правового регулирования процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве, в силу того что метод правового регулирования предопределяется особенностями предмета правового регулирования. Императивность метода правового регулирования определяется тем, что в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, участвует судебный пристав - исполнитель с одной стороны и иные субъекты, в том числе лица, участвующие в исполнительном производстве, с другой. Поэтому в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда только два субъекта, один из которых судебный пристав - исполнитель. Императивность проявляется в отношениях судебного пристава - исполнителя с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и связана с формой исполнения. Отношения власти и подчинения в исполнительном производстве – это отношения, возникающие при осуществлении судебным приставом - исполнителем своей компетенции, которая распространяется не только на лица, участвующие в исполнительном производстве, но и на многие иные субъекты. Так, согласно п.1 ст. 6 Закона « О судебных приставах » законные требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом [7]. Диспозитивность метода предполагает возможность совершения действий ( либо их несовершения ) по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. Диспозитивность метода правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, определяется тем, что субъективные права и обязанности сторон, других лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируются гражданским, семейным и другими материальными отраслями права, в которых применяется метод юридического равенства сторон. К примеру, диспозитивность проявляется в исполнительном производстве в возбуждении исполнительного производства, отказе взыскателя от взыскания, заключении мирового соглашения между взыскателем и должником, отказе взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, и в других действиях. Возможность совершения ( несовершения ) действий имеется и у должника. При этом следует согласиться с тем, что выбор вариантов поведения для должника практически ограничен, поскольку он обязан исполнить юрисдикционный акт исполнительный документ.

обычно понимается то, что Под предметом правового регулирования регулируется правом Предмет правового регулирования исполнительного процессуального права составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно - исполнительной деятельности судебного пристава - исполнителя в исполнительном производстве.

В теории права отмечалось, что предмет регулирования процессуального права организационно - процессуальные отношения. Исполнительное производство процессуальная отрасль права, предмет правового регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно - исполнительной деятельности судебного пристава - исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму. составляют

Под процессуальной формой следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально - правового результата, а также что процессуально - правового регулирования требуют, прежде всего, такие случаи правоприменения, которые состоят из множества действий и отношений. Эти положения позволяют использовать термин « процессуальная форма » для характеристики деятельности не только органов правосудия, но и для характеристики процессуальной деятельности всех органов государства, их должностных лиц, в том числе и судебного пристава - исполнителя.

По мнению проф. К. И. Комиссарова, гражданской процессуальной форме свойственны следующие признаки : - нормативность ; - системность ; - универсальность. - непререкаемость ; Исполнительная процессуальная форма также отвечает перечисленным признакам.

Нормативность исполнительной процессуальной формы выражается в том, что существующий Федеральный закон « Об исполнительном производстве » определяет условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов ( ст. 1 Закона « Об исполнительном производстве »). - нормативность ;

Непререкаемость исполнительной процессуальной формы означает, что судебный пристав - исполнитель добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой нормой, но не было совершено обязанным лицом только в том порядке, который установлен исполнительно – процессуальным законодательством. - непререкаемость ;

Исполнительное производство представляет собой юридически целостную отрасль права. - системность ; Имеется общая часть, которая отражает специфический предмет правового регулирования данной отрасли, содержит общие положения, определенным образом связывающие и объединяющие различные институты исполнительного производства. Имеются отдельные институты, которые регулируют процессуальные отношения, возникающие в исполнительном производстве. В частности, существуют характерные только для исполнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве, основания и меры применения принудительного исполнения, отводы в исполнительном производстве, сроки, ответственности и т. п. В то же время в гражданском процессуальном праве есть ряд положений, которые, в свою очередь, не влияют на исполнительное производство, это положения о подведомственности, подсудности, судебные расходы и др.

Универсальность предполагает возможность ее распространения на различные виды принудительного исполнения : - исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению о денежных взысканиях с граждан, организаций и граждан - предпринимателей, - исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению о передаче определенных предметов и о совершении определенных действий. - универсальность.

Гарантированы : последовательность порядка принудительного исполнения судебных актов судами общей юрисдикции, арбитражными судами, а также актами других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершать в их пользу определенные действия или воздерживаться от совершения этих действий. Исполнительно - процессуальная форма - система гарантий

Под методом правового регулирования в общей теории права понимается совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на данную группу общественных отношений. Выделяются следующие его элементы : а ) общее юридическое положение субъектов права ; б ) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений ; в ) способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов ; г ) юридические меры воздействия, способы, основания и процедуры их применения.

Императивность метода правового регулирования определяется тем, что в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, участвует судебный пристав - исполнитель с одной стороны, и иные субъекты, в том числе лица, участвующие в исполнительном производстве, с другой. Поэтому в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда только два субъекта, один из которых судебный пристав - исполнитель. Императивность проявляется в отношениях судебного пристава - исполнителя с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и связана с формой исполнения. Диспозитивность метода правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, определяется тем, что субъективные права и обязанности сторон, других лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируются гражданским, семейным и другими материальными отраслями права, в которых применяется метод юридического равенства сторон. Методы правового регулирования диспозитивности императивности

Стадия исполнительного производства – это совокупность определенных процессуальных действий, направленных на достижение конкретных целей и решение поставленных задач.

В основном придерживаются позиции О. В. Исаенковой, что в исполнительном производстве можно выделить стадии : - возбуждение исполнительного производства ; - осуществление принудительного исполнения ; - окончание исполнительного производства. Начало исполнительн ого производства Применение к должнику установленных законом принудительных норм Реальное восстановление нарушенного субъективного права Завершение исполнительн ого производства

Возбуждение исполнительного производства Основанием для возбуждения исполнительного производства является предъявление судебному приставу - исполнителю исполнительного документа судом, другим органом, его выдавшим, или взыскателем, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и он соответствует формальным требованиям, предъявляемым законодательством к исполнительным документам.

Обращение взыскания на имущество должника Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста ( описи ), изъятия и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются. При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест. Если сведений о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав - исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. При отсутствии у должника денежных средств в рублях, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на денежные средства должника в иностранной валюте. При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание. Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом - исполнителем.

Стадия завершения исполнительного производства Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю. Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен или изменен и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Каждая стадия исполнительного производства представляет собой группу процессуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В большинстве случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления судебного пристава-исполнителя. Стадия исполнительного производства – это совокупность процессуальных действий, которые направлены на достижение определенной цели. В литературе не сложилось определенной и однозначной позиции относительно вопроса количества стадий в исполнительном производстве.

Изложенные позиции не единственные в литературе, посвященной проблемам исполнительного производства. И. М. Зайцев выделяет такие стадии как: 1) начало исполнительного производства; 2) применение к должнику установленных законом принудительных мер; 3) реальное восстановление нарушенного субъективного права; 4) завершение исполнительного производства. И. В. Решетникова выделяет такие стадии как: 1) возбуждение и подготовка к непосредственному исполнению; 2) осуществление исполнительного производства; 3) окончание исполнительного производства. О. В. Исаенкова выделяет такие стадии как: 1) возбуждение исполнительного производства; 2) осуществление принудительного исполнения; 3) окончание исполнительного производства.

В качестве мер принудительного исполнения выступают: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе. В случае добровольного неисполнения требований исполнительного документа на стадии применения мер государственного принуждения к должнику задействуется механизм принудительного исполнения через ФССП.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО урегулированный нормами процессуального права порядок принудительного исполнения решений, определений, постановлений судов, иных юрисдикционных органов, который определяется системой взаимосвязанных процессуальных прав и обязанностей и соответствующих им действий органов судебного исполнения и участников исполнительного производства.

Для возбуждения исполнительного производства взыскателю необходимо обратиться с исполнительным документом к судебному приставу - исполнителю, который должен в течение трех дней вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении устанавливается срок для добровольного исполнения должнику, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства. Одновременно судебный пристав - исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Такие действия производятся на основании заявления взыскателя. Исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом - исполнителем в течение двух месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа.

В стадии осуществления исполнительных действий к должнику применяются меры принудительного исполнения, перечисленные в ст. 68 ФЗ « Об исполнительном производстве ». Данную стадию составляют действия по аресту, описи, оценке, хранению, реализации имущества должника и распределению взысканных денежных сумм между кредиторами.

Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю. Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен или изменен и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.