Социально-экономические характеристики регионов: классификация, специализация и дифференциация

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
Advertisements

Региональная экономика в системе наук.
Изучение национального богатства Статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества, называется макроэкономическими. Макроэкономика.
Экономическая и социальная политика государства. Вопросы: 1. Экономические функции государства. 2. Социальная политика: понятие и типы. 3. Показатели.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Теория производства. Производство деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых.
Роль государства в распределении и перераспределении доходов.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
Статистика уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень.
Тема 1.2. Организация - коммерческая основа экономики отраслей Структура национальной экономики, ее сферы, секторы, комплексы.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Lecturer: Farid M.Mammadov Международные экономические отношения CHAPTER 2 October 14, 2009.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Выполнила : Касымалиева Д. Т. ЭКО ( ФК )-1-15 Проверила : Асанова Н. Б.
«Экономический потенциал единой таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС» Лектор: к.э.н., доцент Коновалова Татьяна Александровна.
Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
Министерство образования Российской Федерации АНОО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭс» Факультет Экономики и таможенного дела Учебная дисциплина: «Геоэкономика»
Экономический рост. Темы: 1.Сущность, цели, основные характеристики экономического роста 2.Факторы и типы экономического роста 3.Оценка факторов роста.
Транксрипт:

Существует немало вариантов классификации регионов по уровню социально-экономического развития. Так, выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально- экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Другая классификация. С переходом к рыночной экономике, либерализацией хозяйственной деятельности регионов произошло разделение регионов на два типа: а) регионы-экстраверты, которые аккумулируют большие финансовые ресурсы, привлекают значительные инвестиции, в том числе и иностранные, ориентируются на производство экспортной продукции и внешние рынки; б) регионы-интроверты, ориентированные на внутренний рынок и низкий платежеспособный спрос.

В индустриально развитых странах при классификации регионов чаще всего используются следующие критерии: уровень экономического развития; темпы экономического развития; тип территориальной структуры хозяйства; коэффициент плотности населения; темпы прироста населения. В классификациях регионов принята следующая терминология: - депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития; - стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития; - микрорегионы, или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются; - программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяются целевые программы, развитие и контуры которых не совпадают по территории с регионами единой сетки.

Например, зона экологического бедствия Аральского региона охватывает территорию 17 районов четырех областей Республики Казахстан: Актюбинской, Кызылординской, Карагандинской, Южно-Казахстанской и города Туркестана, и воздействует на все центральноазиатские республики; - уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые в развивающихся странах и связанные с реализацией крупных новостроек или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные). Например, строительство города Астаны, новой столицы республики, и г.Алматы - крупнейшего регионального финансового центра.

Рассмотрим другие присущие регионам параметры, как целостность, комплексность, управляемость, экономическая самостоятельность, потенциал. Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни. Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность. Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. Здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, так как административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно- ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей - торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально- экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования. Экономический потенциал региона можно разделить на четыре основные составляющие: Природно-экологический потенциал, который хотя и не всегда имеет непосредственную экономическую оценку, но через реализацию таких своих компонентов, как качество земли, близость и удаленность от рынков сбыта, погодно климатические условия, экс логическая емкость территории, косвенно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности региона. Так, природно-экологическая система отношений, включение в процесс территориального воспроизводства материальных и духовных благ, может быть выражена через систему отношений по использованию местных природных ресурсов и предотвращению их хищнического уничтожения как естественного базиса развития территории.

Функциональная возможность регионов, зависящая от природно- экологических процессов, вытекает, по словам К. Маркса, из влияния географической среды на человека через посредство производственных отношений, возникающих в данной местности на основе данных производительных сил, первым условием развития которых являются свойства этой среды.... Это проявляется через систему рентных отношений, территориальных издержек и т.п.. Ресурсно-производственный потенциал, который имеет конкретную денежную оценку и функционирует в реальных формах различных элементов производительного капитала: основной и оборотный капитал, фонды обращения и оборотные средства. Действительно, ресурсный потенциал производства, механизмы его технологического использования имеют настолько тесную территориальную привязку, что даже при самой жесткой централизации управления общие результаты производства все равно будут в значительной степени зависеть от географических, этнических, культурных, религиозных и других факторов местного значения.

3. Трудовой потенциал, представляющий объем, структуру и качество рабочей силы, характеризуется уровнем квалификации и образования работников. Вмировой статистической и экономической практике (экспертами ООН) рассчитывается индекс развития человеческого потенциала ИРЧП). или индекс развития человека, представляющий собой интегральный показатель из трех основных компонентов - долголетия, образованности и уровня ВВП на душу населения (с учетом паритетов покупательной способности). Он является наиболее удачным комплексным показателем, который отображает наиболее важные черты развития общества.

Индекс человеческого развития (J чр ) характеризует как величину благосостояния, так и качество жизни населения той или иной страны и представляет собой среднюю арифметическую из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни: где J X i - индекс ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении; J X 2 - индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование); J X 3 - индекс реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности (ППС) валют разных стран в долларах США. Таким образом, принцип расчета каждой составляющей сводного индекса заключается оценке относительного расстояния между ее фактическим значением и максимальным, являющимся конечной целью развития.

4. Внешнеэкономические связи и бюджетно-финансовые отношения региона, представленные в первом случае платежным балансом региона как соотношение его экспорта и импорта, а во втором - системой межбюджетных отношений, размерами трансфертов, субсидий, субвенций и т.п. Отношения, возникающие на основе внешнеэкономических связей региона, могут включать внешнеторговые связи области, отношения по созданию и функционированию предприятий с иностранными инвестициями, конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынках, систему отношений регионального протекционизма и защиту регионального рынка от некондиционной продукции и контрабанды. В унитарных государствах, к числу которых относится и Казахстан, региональная политика проводится центральным правительством, которое в равной степени пользуется и макро -, и микроинструментами. Средства и формы региональной политики большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения.

Межрегиональные диспропорции. Прежде чем анализировать проблемы диспропорции, выясним следующее обстоятельство, касательно специализации регионов. Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются: · индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в РК по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству); индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по Казахстану); общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов). Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического положения и качестве жизни населения, развитии инфраструктуры, в экологическом состоянии среды, остроте социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мировой табели о рангах.

Даже в странах большой семерки региональный доход на душу населения разнится иногда по штатам, провинциям на %. Эти контрасты постоянно и повсеместно продуцируются из-за несовпадения экономических и социальных, стратегических и тактических целей развития. Как показывает анализ, разница в социально- экономическом развитии регионов в последние годы значительно выросла и у нас в республике.

Достаточно ярки региональные контрасты в уровнях развития производства и социальных стандартах жизни населения страны. Особенно выражены диспропорции между столичным регионом, бурно развивающимися областями запада Казахстана и сельскохозяйственными на юге и севере, между городом и селом. В то же время неравномерно и размещение производительных сил в республике. Оно имеет свои особенности в разных экономических районах и природно-хозяйственных зонах, различающихся физико-географическими, историческими, демографическими условиями, развитостью инфраструктуры.

Причинами межрегиональных различий в уровне жизни населения является усиление отраслевой, профессиональной, и социальной дифференциации. В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения); величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода. Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них: национальный доход на душу населения; уровень потребления отдельных материальных благ; степень дифференциации доходов; продолжительность жизни; уровень физического здоровья; уровень образования; степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития региона. Среди долгосрочных целей - становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие центра города; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход - ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития: ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей; средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей; уровень образования; уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования; уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг); состояние окружающей среды;равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса; обогащение культурной жизни людей.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе. Очевидным становится то факт, что ВВП, НД и другие вышеназванные экономические параметры далеко в недостаточной степени характеризуют уровень благосостояния населения области. Совершенно справедливым становится и тот факт, что усредненные показатели, к числу которых относятся среднедушевой доход, среднемесячная заработная плата и др., не могут дать объективную оценку социально- экономическому положению региона, показать его рейтинг среди других по уровню благополучия. Поэтому вполне обоснованно мы считаем, что к имеющимся показателям социально-экономического развития необходимо включить такой как прожиточный минимум (ПМ), который наиболее четко характеризует уровень жизни населения региона.

Современные оценки развития регионов. Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятого населения работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве. Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы.

Стираются различия между низко - и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере. Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран. При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития. Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально- экономического развития региона. Многие города характеризуются многократным превышением допустимых норм загрязнения воды и воздуха, т.е. здесь следует включать экологический аспект развития регионов. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются и навсегда выводятся из сельскохозяйственного оборота. Все негативные экологические тенденции оказывают влияние на общий тренд социально- экономического состояния регионов. В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

Структурно-территориальная политика регионов. Реализация сравнительных преимуществ, превращение их в конкурентные преимущества региональной экономики осуществляются, прежде всего, через структурно-территориальную политику. Речь идет о том, чтобы преимуществам структуры размещения экономических ресурсов соответствовала структура производства. Основу для решения практических проблем организационного оформления территориально- производственной интеграции составляют теория территориально- производственных комплексов (ТПК) и теория кластеров. Теория ТПК предполагает объединение на ограниченной территории предприятий, связанных между собой по принципу технологической цепочки, т.е. в одном районе группируются предприятия, выполняющие последовательные производственные стадии в выпуске определенной продукции (от добычи сырья до производства готового продукта). Свести группу предприятий в единый ТПК с учетом природных условий экономического района, развития транспорта и других факторов - значит содействовать росту эффективности капитальных вложений, сократить текущие затраты и более полно использовать трудовые ресурсы. Столь ощутимый эффект достигается благодаря целесообразному размещению предприятий на отведенной территории, организации для всех них единой транспортно-складской системы обслуживания, созданию общего энергетического хозяйства, инженерных коммуникаций (водоснабжение, канализация, теплофикация), противопожарной и аварийной служб. Принцип комплексности предусматривает взаимоувязанное и пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер. Правильное формирование ТПК обеспечивает наиболее рациональную организацию общественного производства, т.е. наилучшие в данных условиях пропорции между промышленностью и сельским хозяйством, между добывающей и обрабатывающей отраслями, а также комплексное использование природных ресурсов. Рациональный подбор входящих в комплекс предприятий позволяет оптимально организовать схему технологического процесса. Например, один и тот же продукт можно получать из разного сырья и при различной технологии. Во всех таких случаях схема организации технологического процесса и требования к размещению производства будут различными. Расположение промышленных предприятий в ТПК облегчает их кооперирование не только по основным, но и по вспомогательным производствам.

Теория кластеров разработана зарубежными экономистами, в русскоязычных источниках она встречается довольно редко и пока еще не получила широкого распространения. Согласно этой теории производственная структура конкретного региона должна развиваться по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд нескольких других. Таким образом, между всеми отраслями, представленными в данной местности, создаются устойчивые связи, позволяющие поддерживать эти отрасли и способствующие развитию общей экономики региона. В качестве передового зарубежного опыта проведения структурной политики следует отметить те примеры, которые построены по принципу совместного использования подотраслями общих для них ресурсов, создающих сравнительное преимущество данной территории. Особенно ярким примером опыта формирования территориальных кластеров взаимосвязанных подотраслей являются некоторые зарубежные страны. В Дании существуют кластеры конкурентоспособных отраслей, связанных с производством товаров для дома (предметы обстановки и хозяйственные товары) и здравоохранением (фармацевтика, медицинское оборудование и т.д.). Кластер отраслей здравоохранения связан с сельскохозяйственным кластером через технологии и требования к сырью. Подобные кластеры имеют место во многих странах. В Италии крупные кластеры объединяют производства бытовых товаров, продуктов питания, а также модных одежды и обуви. В более крупных странах имеется большее число кластеров. В Германии, например, выделяются они в следующих отраслях: химическое производство, металлургия, транспорт и печать. В каждом случае хозяйственная область достигла успеха в производстве конечного продукта, оборудования для его изготовления, специализированных ресурсов, а также часто в родственных производствах. М. Портер, исследовавший реализацию сравнительных преимуществ через образования кластеров взаимосвязанных подотраслей, пришел к выводу, что повсеместное распространение кластеров можно рассматривать в качестве главной черты всех высокоразвитых экономик. Сочетание на практике принципов ТПК и кластеров дает возможность развития промышленности в направлении, наиболее благоприятном для конкретной местности. При этом упор делается на взаимосвязь структуры производства с комплексом экономических ресурсов, присущих региону. Поскольку одинаковых регионов практически не существует, то необоснованно полагать, что имеется единая рекомендация в разработке соответствующей структуры. В то же время можно говорить о принципиальном подходе к решению этой проблемы, на которую можно было бы опереться в каждом конкретном случае.

Существует несколько принципов размещения промышленности в регионе. Развитие и размещение промышленности по всей территории. Приближение производства к источникам сырья и энергии или трудовых ресурсов. Специализация и комплексное развитие промышленности в районах с учетом их природных условий. Рациональное разделение труда между составляющими частя ми региона.

При разработке оптимальной структуры производства для каждого конкретного региона можно опираться на нижеприведенную последовательность действий: Определение экономического потенциала региона: трудовой (половозрастной состав, образовательный уровень, уровень квалификации, расселенческий фактор); природный (земельные ресурсы, полезные ископаемые, возможность и степень разработки их месторождений, растительные массивы); капитальный (наличие и состояние производственных фондов).

Распределение всех действующих отраслей на группы по признаку ресурсообеспечения (сырьевого): базирующиеся на местных ресурсах; базирующиеся на местных и привозных ресурсах. Здесь следует выделить отдельно группу отраслей, имеющих возможность частичного перехода с привозных ресурсов на местные, и отрасли, не имеющие такой возможности; базирующиеся на привозных ресурсах.

3. Выявление взаимосвязей между отраслями для выделения блоков приоритетного развития (точек экономического роста). Особое внимание следует уделить взаимосвязям отраслей, работающих на местных ресурсах и частично на привозных, а также традиционно сложившимся направлениям деятельности региона. Структура производства конкретного региона должна быть построена таким образом, чтобы между ее элементами существовали устойчивые связи. Наилучший вариант, когда все отрасли в процессе своей деятельности соприкасаются друг с другом. Это дает возможность передачи потенциала развития от конкурентоспособных отраслей тем, которые еще не достигли такого уровня. На практике в национальной экономике обычно существует несколько групп взаимосвязанных отраслей или производств (кластеров), развитие которых ведется не по всем составляющим, а по наиболее перспективным и устойчивым.