Информационный проект МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Научно-практическая конференция «Грани.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре… Но ведь где бы мы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам.
Advertisements

То, что нужно осмыслить до урока. Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально- культурных ценностях.
Правила речевого этикета Презентацию подготовила учитель МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области ©Халяпина.
Формулы речевого этикета как средства развития коммуникативных способностей школьников.
Этикет (от фр. этикетка, надпись) – нормы и правила поведения людей в обществе.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Речевой этикет в устной и письменной речи
2. Развитие отношений с окружающими. 1. Развитие характера 3. Войти без страха в мир общения.
Тема: Культура общения. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной.
Тема: Культура общенияОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Цель: повысить коммуникативный уровень Задачи : практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции; практически опробовать.
Секреты речевого общения Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова ? Презентационное сопровождение к уроку русского языка в 5 классе по учебнику под.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Выполнил: ученик 7А класса Муфаздалов Игорь Руководитель: учитель русского языка и литературы Манурова Асия Абдулловна.
Социальный проект « Школьный речевой этикет » Коллективная работа учеников 6 б класса 2013 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Что такое вежливость? Вежливость-соблюдение правил приличия. Вежливость – доброе поведение. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было.
- Здравствуйте! – поклонившись, мы друг другу сказали. - Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего.
Культура общения Виктория Максимова. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями.
Авторы: Алексеева Виктория Ученица 8 «В» класса Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Слова вежливости в нашей.
Классный час на тему: «Этикет». Людовик 14 – король-солнце На одном из приемов у Людовика XIV каждому гостю преподнесли карточку с перечислением некоторых.
Транксрипт:

Информационный проект МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Научно-практическая конференция «Грани творчества» Секция гуманитарных наук Исследовательская работа «Правила речевого этикета в нашей речи» Подготовил ученик 9 класса «Б» МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Халяпин Роман Научный руководитель Научный руководитель Халяпина Лариса Николаевна 2010 год

Презентация проектной работы Можно обучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному Можно обучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному Вольтер

Проблема Нарушение этикетных требований к речевой деятельности у наших современников.

Актуальность темы В ХХI веке на фоне продолжающих свое существование национальных традиций происходит дальнейшая демократизация и формирование единой системы норм и правил. Сегодня в российском обществе остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи.

Цель исследования Обогащение сведениями об искусстве речевого общения; выведение правил речевого этикета, необходимых для распространения среди школьников.

Задачи Расширить и уточнить представление о речевой культуре, о речевом этикете; провести наблюдение за использованием речевого этикета одноклассниками, учениками школы и выяснить, что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума; познакомиться с основными правилами речевого этикета.

Этапы работы над проектом 1. Организационный Изучение методической литературы по данной проблеме Разработка плана исследования 1)Выяснить, что такое речевой этикет 2)Уточнить роль орфоэпии, интонации в общении людей 3)Познакомиться с невербальными средствами речевого общения 4)Составить формулы речевого этикета

Этапы работы над проектом 2. Сбор информации по теме исследования Сбор информации по теме исследования в библиотеке, на Интернет- ресурсах, у учеников школы Обработка информации

Этапы работы над проектом 3. Практический Выступление по теме исследовательской работы на уроках, внеклассных мероприятиях (Приложение) Создание презентации по данной теме Публикация материалов по данной теме в сети Интернет

1.1 Речевой этикет Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми

1.2 Речевой этикет Необходимым признаком грамотной устной речи является не только правильное произношение звуков и сочетаний звуков в слове, но и правильное выделение голосом ударного слога. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. В. Г. Белинский Мы любуемся речью, когда она течет, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно.

1.3 Речевой этикет Невербальные средства общения Невербальные средства общения Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса Жест – движение рукой или другое движение, что-то обозначающее или сопровождающее речь. Жест – движение рукой или другое движение, что-то обозначающее или сопровождающее речь. Мимика – это движение лицевых мышц (улыбка, взгляд, смех). Мимика – это движение лицевых мышц (улыбка, взгляд, смех).

1.4 Речевой этикет Приветствие Приветствие Прощание Прощание Извинение Извинение Благодарность Благодарность Поздравление Поздравление Пожелание Пожелание Обращение (к знакомому, незнакомому) Обращение (к знакомому, незнакомому) Знакомство Знакомство Сочувствие, утешение Сочувствие, утешение Соболезнование Соболезнование Просьба Просьба Приглашение Приглашение Совет Совет Комплимент, одобрение Комплимент, одобрение

1.4 Речевой этикет Формулы приветствия Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй!(те) Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Нижайшее почтение! Общий салют! Добро пожаловать! Привет от старых штиблет! Рад Вас видеть. Сердечно приветствую Вас. Доброе утро! Здорово, браток! Лёгок на помине! Приветствую Вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер!

1.4 Речевой этикет Формулы поздравления 1)От имени и по поручению коллектива нашей школы поздравляем вас... 2) По случаю успешного завершения учебного года разрешите поздравить вас... 3) Примите наши горячие поздравления... 4) Прими мой скромный подарок. 5) Сердечно поздравляю. 6) От всего сердца поздравляю всех вас... 7) Вот мой подарок. 8) Это тебе на память.

1.4 Речевой этикет Формулы благодарности 1)Покорнейше вас благодарю. 2) Благодарю вас. 3) Спасибо. 4) Примите мою благодарность. 5) Премного вам благодарен! 6) Разрешите поблагодарить вас. 7) Я вам так признателен! 8) Приношу свою благодарность. 9) Нет слов, чтобы выразить мою благодарность!

1.4 Речевой этикет Формулы сочувствия, утешения Я вам сочувствую...; примите мои соболезнования...; мне жалко (жаль) вас...; мне жаль, что так случилось...; я вас понимаю...; успокойтесь...; не волнуйтесь...; не беспокойтесь...; не огорчайтесь...; не расстраивайтесь...; не горюйте...; потерпите...; забудьте об этом...; возьмите себя в руки; крепитесь...; все пройдет...; всякое бывает...; ничего не поделаешь...; вы не виноваты...; не обращайте внимания...; не падайте духом; прошу принять мои глубокие соболезнования...; ничего страшного...; это не ваша вина...; разрешите выразить вам мое искреннее сочувствие...; очень сочувствую вам

1.4 Речевой этикет Формулы извинения Прошу меня извинить. Простите. Виноват. Прошу прощения. Извините меня. Примите мои извинения. Не сердитесь, пожалуйста. Пардон. Извини, дружок. Извините меня, пожалуйста. Простите меня, пожалуйста. Приношу свои извинения.

1.4 Речевой этикет Этикетные формулы выражения согласия Да. Вы правы. Это само собой разумеется. Этого нельзя отрицать. Я согласен с.... Могу согласиться с.... Я разделяю ваше мнение. Придерживаюсь такого же мнения. Не возражаю против этого. Я не против. Это так. Вы абсолютно правы. С этим нельзя не согласиться. Совершенно с вами согласен. Иначе и быть не может! А как же иначе? Разве можно с тобой не согласиться! Против этого не возразишь. В какой-то мере вы правы

1.4 Речевой этикет Этикетные формулы выражения несогласия Я не уверен, что это так. Не думаю, что это верно. Боюсь, что вы не правы. Я бы этого не сказал. Об этом нельзя сказать с уверенностью. Трудно сказать, так ли это. Я позволю себе не согласиться с вами. Позвольте не согласиться с вами. Разрешите мне вам возразить. Позвольте высказать иное мнение. Ты абсолютно не прав. Я совершенно не согласен. С вами нельзя согласиться. Не может быть! Этого быть не может! Ничего подобного! Как раз наоборот! Этого нельзя утверждать. Разве можно с вами согласиться!

1.4 Речевой этикет Формулы просьбы Пожалуйста… Будьте добры… Будьте любезны … Если тебе не трудно… Если вас не затруднит… Сделайте одолжение… Не откажите в любезности… Окажите любезность… Не сочтите за труд… Я хочу вас (тебя) попросить… Мне хочется вас (тебя) попросить… Я прошу вас (тебя)… Мне нужно попросить вас (тебя)… Я просил(а) бы вас (тебя)… Обращаюсь к вам (тебе) с просьбой… Не можете (можешь) ли вы (ты)… Вам (тебе) не трудно… Не трудно ли вам (тебе)… Не затруднит ли вас (тебя)…Можно ли вас (тебя) попросить…Нельзя ли вас (тебя) попросить

1.4 Речевой этикет Формулы прощания До свидания! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощайте! Счастливо! Всего! Привет! Пока! Бывай! Будь! Разрешите откланяться! Позвольте откланяться! Жду ответа. Жму руку. Мое почтение! Можете быть свободны. Не буду Вам мешать. Разрешите идти? Не забывайте нас! Ну, мне пора. Не смею Вас задерживать. Прощайте соседи, до будущей беседы. Путь добрый. Скатертью дорога. Прощай! В добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! До скорого свидания! Честь имею кланяться! Гуд бай! Не поминайте лихом! Будьте здоровы! Всего! До завтра! Ни пуха ни пера! Увидимся!

2.1 Современная русская речевая культура Сбор информации по теме исследования Уровень речевой культуры наших современников стремительно падает. Выяснить, что язык является не только основным средством общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, но и неотъемлемой частью культуры, помогло наблюдение за использованием речевого этикета одноклассниками и 26 учениками 7 класса в течение двух недель.

2.2 Современная русская речевая культура Результаты наблюдения за 20 одноклассниками Колич-во детей Здороваются с учителями 18 Здороваются со старшими, вошедшими в здание школы 17 Здороваются с тех служащими 17 Здороваются друг с другом 20 Благодарят работников столовой 14 Благодарят друг друга за оказанную услугу 16 Уходя из школы, прощаются 14 Результаты наблюдения за учащимися 7 класса Колич-во детей Здороваются с учителями 24 Здороваются со старшими, вошедшими в здание школы 19 Здороваются с тех служащими 21 Здороваются друг с другом 22 Благодарят работников столовой 16 Благодарят друг друга за оказанную услугу 20 Уходя из школы, прощаются 24 Наблюдения за соблюдением правил речевого этикета

2.1 Современная русская речевая культура Наблюдения за соблюдением правил речевого этикета через 1 неделю после ознакомления с данными Результаты наблюдения за учащимися 7 класса Колич-во детей Здороваются с учителями 25 Здороваются со старшими, вошедшими в здание школы 24 Здороваются с тех служащими 25 Здороваются друг с другом 26 Благодарят работников столовой 19 Благодарят друг друга за оказанную услугу 23 Уходя из школы, прощаются 26 Результаты наблюдения за 20 одноклассниками Колич-во детей Здороваются с учителями 18 Здороваются со старшими, вошедшими в здание школы 17 Здороваются с тех служащими 18 Здороваются друг с другом 20 Благодарят работников столовой 17 Благодарят друг друга за оказанную услугу 19 Уходя из школы, прощаются 20

2.2 Современная русская речевая культура Наблюдения за соблюдением правил речевого этикета через 1 неделю после ознакомления с данными показали, что уровень культуры в 9 классе повысился на 3,5 % в 7 классе повысился на 8,5 %

3.1 Результаты 1. Обогатил себя интересными сведениями о речевом этикете, о русской культуре в целом Роль речевого этикета способствует установлению контакта между собеседниками; привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников; позволяет засвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).

3.2 Результаты 2. Вместе с учителем познакомили учащихся с употреблением этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, извинения, благодарности, проведя внеклассное мероприятия в 6-7, 9 классах «Правила речевого этикета»(разработка прилагается)

3.3 Результаты 3. Создал презентацию по данной теме 4. На сайте Интернета в методическом центре СМИ размещена работа по данной теме

Выводы Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения А.Сент-Экзюпери А.Сент-Экзюпери Чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком. Чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком.

Методические ресурсы 1. Григорян Л.Т. Язык мой- друг мой. – М.: Просвещение, Журнал «Воспитание школьников» 1, Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. – Брянск: «Курсив», Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет.- М.: Дрофа, 2004