Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке. (5 класс) 22 октября Учитель русского языка и литературы и литературы МКОУ «Гимназия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке.
Advertisements

Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке.
Ко II спр. Относятся: 1.Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить 2.7 глаголов на – еть: видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть, смотреть.
Окончания По системе Шаталова.. Буквы Е - И в падежных окончаниях имен существительных Окончание -Е пишется в существительных 1-го склонения в дательном.
Правописание личных окончаний глаголов. Стелит, откроет, веет, дышит, слышет, звонит, клеет. Стелит, откроет, веет, дышит, слышет, звонит, клеет.
Глагол (Повторение). Глагол – это … часть речи Глагол обозначает … действие предмета.
РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС. Решаем проблему Откроет, стелет, веет, дышит, слышит, украсит, клеит.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ» Правописание личных окончаний глаголов. Правописание буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов. НАДО ЗНАТЬ:
1. Личное окончание глагола ударное? НЕТДА 2. Ставлю в инфинитив. Оканчивается на –ИТЬ? ДА НЕТ II спр. И АТ (ЯТ) 3. Глаголы брить, стелить? НЕТДА 3. Глаголы.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
… И кораблик подгоняет ; Он б ежит себе в волнах На поднятых парусах …
Глагол Глагол Спряжение глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в.
Субарнова М.П. Учитель русского языка школы 425 Кронштадтского района Машина ед…т ?
Глагол как часть речи. Что мы знаем о глаголе? Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка в 6 классе на тему "Разноспрягаемые глаголы"
Русский язык 5 класс Правило правописания безударных личных окончаний глаголов.
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Транксрипт:

Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке. (5 класс) 22 октября Учитель русского языка и литературы и литературы МКОУ «Гимназия 1». г.Калачинск.Омская область Михайлова Светлана Петровна

и задачи Цели и задачи урока Цели 1. Дати понятие о спряжении; 2. Научить определять спряжение глагола с ударным личным окончанием; 1. Дати понятие о спряжении; 2. Научить определять спряжение глагола с ударным личным окончанием; 3. Познакомить с правописанием глаголов 2 лица. задачи задачи Систематизация знаний и умений Продолжати формировати орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся. Тренировати способность правильно определять спряжение глагола с ударными личными окончаниями. Систематизация знаний и умений Продолжати формировати орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся. Тренировати способность правильно определять спряжение глагола с ударными личными окончаниями.

Языковая разминка 1. Сделати синтаксический разбор предложения, расставить пропущенные знаки препинания. -Нес..тся Терек волнами точ..т дикий берег клочок..т вокруг огромных скал. клочок..т вокруг огромных скал. - Ноч.. стел..т тень и влажный берег студ..т ночь тян..т свой невод золотой. ночь тян..т свой невод золотой. От чего зависит выбор гласной в окончании глагола?

Повторение Что такое глагол? Что такое глагол? Какие морфологические категории присуще только глаголу? Какие морфологические категории присуще только глаголу? Что такое переходность- непереходность, возвратность- невозвратность глагола? Что такое переходность- непереходность, возвратность- невозвратность глагола?

Новая тема Что такое склонение? Что такое склонение? Спряжение-это изменение глагола по лицам и числам. Спряжение-это изменение глагола по лицам и числам. В русском языке выделяются глаголы I и II спряжения, а также разноспрягаемые глаголы.

Глаголы I спряжения Думати Думати Ед.ч. Мн.ч Ед.ч. Мн.ч 1 л. Думаю думаем 2 л. Думаешь думаете 3 л. Думает думают

Глаголы II спряжения Пилить Пилить Ед.ч. Мн.ч 1 л.пилю пилим 2 л.пилишь пилите 3 л.пилит пилят

Внимание Ко II спряжению относятся следующие глаголы: -на –ить (кроме брить и стелить – I спр.) -на –ати ( гнати, дышати, держати, слышати) -на – еть( смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, видеть, ненавидеть, зависеть, видеть, ненавидеть, обидеть) обидеть) Все остальные глаголы относятся Все остальные глаголы относятся к I спряжению! к I спряжению!

Лингвистическая справка Давайте поговорим с Вами о исконно русских глаголах. 1. Глагольные близнецы- одеть и надеть - « покрыть одеждой» и « снабдить одеждой» - Гл. + сущ. с обозначением лица. - «укрепить что-то на чем-нибудь» и «целиком или частично покрыть одеждой» - Гл. + сущ. с обозначением неодушевленного предмета. - Одеть-раздеть и надеть-снять. - Шуба одевания; И одевъ одежды свои; Он чулочки одевает.

Лингвистическая справка 2. Два глагола обуять. - « охватить, объять, овладеть» об + уйти (у + яти) в значении « брати, хватати» об + уйти (у + яти) в значении « брати, хватати» Пример: Такая меня тоска обуяла, такая грусть, что, кажется, все бы на свете отдала. - «охваченный, объятый» Пример: Виновен я; гордыней обуянный,обманывал я бога и царей. - «лишить рассудка, сделати безумным» - «лишить рассудка, сделати безумным» Приставка О + суффикс –ати от прил. Буи « глупый, безумный» Пример : Надменный! Кто тебя подвигнул? Кто обуял твой дивный ум?

Закрепление -Задание 1 Проспрягати глаголы, выделить окончание, определить спряжение. Просить, сказати, тереть, брить. -Задание 2 Переписати, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени, выделить окончание. 1. Сосны вершинами(махати) приветно. 2. Лиловая занавеска чуть-чуть(колыхатися) от ветра. 3.(Сыпати) спелые орехи мне орешник в кузовок. 4. Не пенится море, не (плескати) волна. 5. Мороз слегка (щипати) за щёки.

Подведение итогов урока Итак, какую тему мы сегодня изучили? Что такое склонение и спряжение? Какие глаголы относятся к I и II спряжению? Сегодня на уроке мы провели лингвистический анализ исконно русских глаголов, дали историческую справку. Закрепили полученные знания на практике.

Домашнее задание Домашнее задание Выучить правило на стр.67, выполнить упр.249. Выучить правило на стр.67, выполнить упр.249.

Литература Пирогова Л. И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник. М.: Школа-Пресс, с экз. ISBN Пирогова Л. И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник. М.: Школа-Пресс, с экз. ISBN Пирогова Л. И.ISBN Пирогова Л. И.ISBN Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М.: Издательский дом «ОникС 21 век», с. (Поступающим в вузы). ISBN X Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М.: Издательский дом «ОникС 21 век», с. (Поступающим в вузы). ISBN X Розенталь Д. Э.ISBN X Розенталь Д. Э.ISBN X О структуре русского глагола О структуре русского глагола О структуре русского глагола О структуре русского глагола