Урок 1 Автор работы: Скворцова Т. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
Advertisements

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.Малой Ордынке Имя при рождении: Александр Николаевич.
Островский Александр Николаевич.
Александр Николаевич Островский ( г.г.).
Биография Островского Александра Николаевича Биография Островского Александра Николаевича ( )
Александр Николаевич Островский русский драматург, член - корреспондент Петербургской Академии наук. Изучал флору окрестностей своего имения, опубликовал.
Александр Николаевич Островский ( ) выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук. 1.
Александр Островский – уроженец Москвы. Будущий писатель-драматург родился в 1823 году. Кроме Александра, в семье священника было еще трое детей. Родная.
Александр Николаевич Островский КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
Личность – это человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо. Толковый словарь С.И. Ожегова.
Александр Николаевич Островский Биография. Детство и образование Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла,
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
Семья ОтецМать Мачеха Сын священника; Чиновник- юрист; Титулярный советник; дворянство Дочь пономаря; Умерла, когда Александру было 8 лет Баронесса Эмилия.
Александр Николаевич Островский Великий русский драматург, Александр Николаевич Островский, родился в Москве в Замоскворечье купеческом и.
«У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным мытарствам» А.Н.Островский.
Жизненный и творческий путь А.Н. Островского
Александр Николаевич Островский ( г.г.) Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие имеют школы, академии, высокое покровительство,
Николай Васильевич Гоголь ( ) Николай Васильевич Гоголь ( )
Презентация на тему: Жизнь и творчество А.Н.Островского Выполнила студентка Выполнила студентка 711 группы 711 группы Абдуселимова Элина.Д Абдуселимова.
Транксрипт:

Урок 1 Автор работы: Скворцова Т. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области

Василий Перов. Портрет А.Н. Островского (1877) Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Федорович, был сыном священника; окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, рано ушла из жизни, когда Александру шел всего восьмой год. В семье было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Московский дворик. В. Поленов Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 году гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось, потому что он поругался с одним из преподавателей (учился до 1843). По желанию отца, Александр поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851

С молодости Островский испытывал страстное увлечение театром, был близко знаком с артистами Малого театра: П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным, П. М. Садовским. В 1851 он оставил службу и всецело посвятил себя литературно- театральной деятельности. Работа в московских судах, изучение купеческих исков, которыми часто занимался отец Островского, снабдили будущего драматурга богатым жизненным материалом, связанным с бытом и нравами российского купечества, и позволили ему впоследствии создавать произведения, в которых художественная яркость характеров тесно переплетается с их реалистичностью. Портрет работы художника Н.В. Неврева М. Щепкин. Драматург А. Н. Островский ( ), актёры М. Н. Ермолова ( ), П. С. Мочалов ( ), М. С. Щепкин ( ) и П. М. Садовский ( ). Почтовая марка СССР 1949 г.

9 января 1847 в газете Московский листок была опубликована сцена из комедии Островского Неосторожный должник, названной позже Свои люди сочтемся. Она принесла литературную известность Островскому. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И. А. Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I (надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861 году. А. И. Любезнов – Большов В спектакле «Свои люди – сочтёмся». Малый театр

Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 г. император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю 2 июня) 1886 г. Островский скончался в своем костромском имении Щелыково. Похоронили писателя там же, Скончался А. Н. Островский 2 июня 1886 г. похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо- Бережки Костромской области. Памятник Островскому у Малого театра в Москве

«Колумб Замоскворечья». Театр Островского Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Герои его произведений люди из незажиточной среды выступают как носители правды и человечности. Основные идеи реформы театра Театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров); Неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка не на одного актёра; «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу её можно и прочитать».

Купчиха за чаем 1918 Купчиха с покупками 1920 Творчество А. Н. Островского и живопись Б. М. Кустодиева неразрывно связаны с изображением патриархальной Руси, Замоскворечья, населённого купечеством. Русское общество второй половины XIX века делилось на шесть сословий, среди них видное место занимали купцы. Они считались привилегированным сословием, освобождались от рекрутской повинности и телесных наказаний. Но, по сравнению с дворянами, это сословие считалось второсортным. Купцы играли не малую роль в жизни общества.

Купчиха с зеркалом 1920 Кустодиев: Пасха

Купец 1920Купец 1918 А. Н. Островский вывел на сцену разные типы купцов, «поворотил нас лицом к купцу». Вся жизнь писателя с детства связана с Замоскворечьем. Купеческим районом старой Москвы. Картины своеобразных нравов и быта Замоскворецкого купечества с раннего детства глубоко запали в душу драматурга. Здесь живой и наблюдательный мальчик набрался впечатлений о жизни купеческих особняков и их обитателей, которых впоследствии изображал в своих пьесах. Островский писал: «Тогда ещё тихое Замоскворечье, населённое богатыми купцами и вообще людьми достаточными, было особым миром. Там, в просторных домах, окружённых всевозможными службами и большими садами, мирные обитатели вели совершенно замкнутую семейную жизнь».

Масленичное гулянье 1919 Масленица (фрагмент), 1916

Выходной 1920 Купцы соблюдали традиции, имели определённые нравственные ценности. Отличались трудолюбием, деловитостью, смекалкой, любовью к своему делу, умением ценить время, умением ладить с людьми. Дома их были всегда большие, с крепкими воротами, мощными засовами, такими были и их лавки. Домашний уклад соответствовал правилам «Домостроя»: младшие слушаются старших, жена подчиняется во всём мужу, дети почитают родителей.

Кустодиев. Купчихи Картина «Купчиха» прекрасна живописной палитрой. На фоне золотистой осени горделиво стоит женщина в лиловом платье. На ней шаль с ярким народным орнаментом. Художник восхищается статной русской красавицей, пышущей здоровьем. И пейзаж, и платье, и сама героиня – это яркий красочный букет. Купчиха. 1915

Первоначальное название пьесы «Гордым Бог противится». Это фраза из Священного Писания, и продолжение у нее такое: «А смиренным дает благодать». Комедия написана А.Н.Островским именно о таких «смиренных» добрых людях и веселых русских святках. Впервые она была поставлена в Малом театре более 150 лет тому назад. Премьера состоялась в Малом Театре 25 января 1853 г при деятельном участии Островского. И надо же такому случиться – именно в это время шли в Москве гастроли знаменитой Рашели! «Трудно было удержаться от сопоставления этих зрелищ слишком нагляден был контраст, и публика Малого театра разбилась на две враждующие партии» пишет Владимир Лакшин. Часть зрителей роптала против представления на сцене «грубых» русских нравов: «Соединяя высокое с комическим, в Бедности не порок автор перенес на сцену изрядно подзабытый к середине века, особенно в богатых московских домах, мир народного святочного веселья песен, плясок, обрядов русского карнавала. Наверное, в его память эти сцены вернулись как эхо воспоминаний замоскворецкого детства. Там было и это до замирания сердца сладкое ожидание праздника, когда на святках появлялись чьи- то румяные лица за морозными окнами, слышались веселые голоса, топот ног и смех в сенях, а потом возникал хоровод масок, коза и медведь с бубном, будто сошедшие с лубочной картинки, бренчанье балалайки или гитары, и старинные песни, гаданья, прибаутки».

Место действия – дом купца Гордея Карпыча Торцова Время действия – Святки Действующие лица Гордей Карпыч Торцов, богатый купец. Пелагея Егоровна, его жена. Любовь Гордеевна, их дочь. Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся. Африкан Савич Коршунов, фабрикант. Митя, приказчик Торцова. Яша Гуслин, племянник Торцова. Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца. Анна Ивановна, молодая вдова. Маша, Лиза подруги Любови Гордеевны. Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова. Арина, нянька Любови Гордеевны. ДействиеI ДействиеII ДействиеIII

К. Е. Маковский. Святочные гадания е годы Свя́тки двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (Крещения). Вторым туринским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Сцена из комедии А.Н.Островского «Бедность не порок»

Пролог Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог

Это своеобразное вступление к основному сюжетному развитию. Предваряя это развитие, пролог раскрывает первопричины (подчас весьма далекие по времени) показываемых в произведении событий. Эти первопричины в значительной мере проясняют главный смысл дальнейших проистекающих из них положений и происшествий.

В драматическом произведении экспозиционные данные могут быть или непосредственно сообщены отдельными действующими лицами (например, в комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» мы узнаем о первоначальном положении в доме Торцовых и образе жизни Гордея Карпыча Торцова из воспоминаний Пелагеи Егоровны), или могут возникнуть в представлении читателей и зрителей косвенно Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где еще нет завязки действия, не обозначился конфликт, определяющий содержание пьесы? Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию? Что мы узнали о персонажах пьесы после 1-го действия? Как вы думаете, почему пьеса начинается со сцены, где Егорушка рассказывает Мите о делах в доме Торцовых: ведь Митя должен знать об этом не хуже его? Каким образом драматург посвящает нас в отношения Любы и Мити?

Завязка изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Раскрывая возникшее противоречие, завязка подводит читателей к пониманию темы произведения. Большое содержательное значение имеет и развитие событий, начало которого положено завязкой. В развитии событий обнаруживаются воспроизводимые художниками связи и противоречия между людьми, раскрываются различные черты человеческих характеров, передается история, формирования и роста действующих лиц. Если завязка подводит читателя к пониманию поставленной в произведении проблемы, то развитие действия дает представление о возможных путях ее разрешения.

Кульминация это момент высшего напряжения в развитии действия. Содержательное назначение кульминации заключается в наибольшем заострении проблемы произведения. Развязка пьесы «Бедность не порок» психологически обусловлена, она происходит не столько в результате стечения сюжетных обстоятельств, сколько благодаря столкновению определённых психологических типов, выведенных автором в данном произведении. В этом случае сюжет как раз служит средством для подготовки такого столкновения, но само по себе столкновение не привело бы к желаемому итогу, не встреться в нём именно те характеры, которые должны встретиться. Здесь развязка наступает в результате столкновения двух, и только двух характеров: купца Гордея Торцова и фабриканта Африкана Коршунова. Все прочие действующие лица массовых финальных картин - либо статисты, либо агенты, подготавливающие почву для желанного итога. Даже Любим Торцов, при всей колоритности своей натуры, выступает в роли тонкого психолога-провокатора (провокатора, разумеется, в позитивном значении этого понятия). Свою функцию шута-провокатора Любим Карпыч прекрасно осознаёт, иначе откуда взяться его обещаниям вроде «А я с братом смешную штуку сделаю» ?

Рецензии Белинского «Русский театр в Петербурге» (1841 год). «Какого бы рода и содержания ни была пьеса … содержание её всегда одно и то же: у дураков-родителей есть милая, образованная дочка; она влюблена в прелестного молодого человека, но бедного …; а её хотят выдать за какого-нибудь дурака, чудака, подлеца, или за всё это вместе» – пишет критик. Фабула «Бедности…» почти точь-в-точь такая же: папаша-самодур собирается выдать за скверного во всех отношениях фабриканта умницу-дочку, взаимно влюблённую в доброго, но бедного приказчика, а все положительные герои стремятся воспрепятствовать безумным замыслам отца, заодно устроив счастие любящих сердец. И что за «примитивную» развязку мы наблюдаем: в критический момент появляется хороший человек, который «режет правду- матку», в результате чего всё оканчивается как нельзя более благополучно… На характерах героев, а не на сюжете лежит основная нагрузка действия практически всех пьес Островского, включая «Бедность не порок».

Какие герои, какие психологические типы сталкиваются в развязке пьесы «Бедность не порок»? Два типа характеров должны были столкнуться в финале пьесы «Бедность не порок». Любим Торцов не просто «швыряет правду в глаза», он выступает со своей обличительной речью как раз в тот момент, «момент истины», когда его слова возымеют поистине волшебный эффект. Он как психолог, прекрасно знающий своих «пациентов». На психологическом фоне разворачивается действие пьесы. Любим Торцов апеллирует к брату с призывом устроить счастье Любови Гордеевны и Мити. Ведь дело происходит в святочную неделю, а святки – самое время если не для искренне добрых поступков, то по крайней мере хотя бы для сентиментальных жестов. Чернышевский упрекал Островского, углядев в «перевоспитании» Гордея Торцова некую «идеализацию» купечества. Согласие Гордея Карпыча на брак дочери и приказчика, равно как и последующее его заявление «Просите все, кому что нужно: теперь я стал другой человек» - рождаются под влиянием всё того же психологического момента, но говорить о каком-то действительном, глубинном изменении натуры Гордея Торцова преждевременно. Увидеть в финале комедии некую абсолютную идиллию может только наивный идеалист.

Чем объяснить случайность развязки пьесы? Что, собственно, так подействовало на Гордея в монологе его брата? Не хочет ли автор показать, что торжество добра есть подчас счастливый случай в этой среде? Поведение Гордея неразумно. Согласны ли вы со словами: «Где же взять разумности, когда ее нет в самой жизни, изображаемой автором»? Александр Коршунов – Любим Торцов и Григорий Скряпкин – Митя в комедии А.Н.Островского «Бедность не порок». Фото Николая Антипова

Дмитрий Кознов – Гордей Карпыч Торцов и Сергей Тезов – Африкан Савич Коршунов в комедии А.Н.Островского «Бедность не порок». Гордей Карпыч и Африкан Савич – ещё те гордецы и самодуры. Так, по крайней мере, судят о них все окружающие. Автору мало назвать (прямым ли текстом, чужими ли устами) героя таким-то и таким- то, надо его ещё и с д е л а т ь таким. Речевые характеристики главных героев. Бросается в глаза контраст их манер говорить. Речи Гордея Карпыча состоят преимущественно из кратких тяжеловесных фраз, редкая из которых включает в себя больше трёх-пяти слов. Он не стесняется в изобилии употреблять ругательные выражения, коверкает слова, плохо согласует собственную речь, всегда категоричен: ГОРДЕЙ КАРПЫЧ: (строго) Жена! С ума, что ль, ты сошла в самом деле? Не видывал Африкан Савич твоей мадеры-то! Шампанского вели подать… полдюжины… да проворней! Да вели зажечь свечи в гостиной, что новая небель поставлена. Там совсем другой ефект будет. Перед нами действительно человек грубый, малообразованный, но с претензиями на «светскость», натура темпераментная и широкая.

Сергей Тезов – Африкан Савич Коршунов и Любовь Ещенко – Любовь Гордеевна в комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» Африкан Коршунов. Его вкрадчивая речь с обилием уменьшительно-ласкательных суффиксов («дайте ручку», «подарочек», «бриллиантик», «старенёк», «деньжонок» и т.п.), зачастую перебиваемая хихиканьем, сочетается с жёсткостью иных высказываний и действий. Например: КОРШУНОВ: Я говорю: полюбите меня. Что ж, я ещё не стар… (Смотрит на неё ) Али старенёк? Хе, хе, хе… Ну что ж, не беда. Зато будете в золоте ходить. У меня ведь деньжонок-то нет, я человек бедный… Так, каких-нибудь сот пять тысяч… хе, хе, хе, серебром!.. (Берёт её за руку).

Не только Африкан Коршунов, Гордей и Любим Торцовы психологически тонко выписаны автором «Бедности…». Все ведущие действующие лица – Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна, Митя, Гуслин, Разлюляев, Анна Ивановна, Егорушка – являют собой яркие психологические портреты. Это достигается прежде всего стилизацией речевых характеристик каждого героя, потому как в драме, в отличие от прозы, других способов сообщить внутреннюю организацию и сиюминутное состояние души персонажа практически не остаётся. Как вы понимают утверждение: «Островский чародей языка»? На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. А у одной из его героинь в роли всего 263 слова, нет ни одного глагола, 60 раз повторяется слово «уж». У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев важнейшее средство их характеристики. Объясните особенности речи тех персонажей, которых вы избрали для чтения по ролям. Справедливо отметил И. С. Тургенев речевое мастерство А. Н. Островского: «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач!..»

Ремарки здесь также существенны. Благодаря им можно заметить, как под покровом обтекаемой речи скрываются хищные повадки. Такая «гремучая смесь» внешней угодливости и даже почти что самоиронии, но – в то же время – и внутренней жёсткости, точнее – жестокости, оставляет зловещее впечатление. Из реплик Африкана Савича складывается образ человека не просто недоброго, а хищного, при том закомплексованного, следовательно, злопамятного; не просто властолюбца и самодура, подобного Гордею Торцову, а морального садиста, ничего не забывающего и никого не прощающего. Прочитайте ремарки автора к явлению 10 действия 2-го, относящиеся к Любе. Почему там повторяется глагол «кланяется»? Дмитрий Кознов – Гордей Торцов в комедии А.Н.Островского «Бедность не порок»

Сергей Потапов – Гриша Разлюляев в комедии А.Н.Островского «Бедность не порок». Фото Николая Антипова Денис Курочка – Яша Гуслин в комедии А.Н.Островского «Бедность не порок». Фото Николая Антипова Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это определение? Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?

Дмитрий Кознов – Гордей Карпыч комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» Островский скрыто прокомментировал своих героев дал им говорящие имена и фамилии, например Самсон Силыч Большов, Тигрий Львович Лютов. Он играл сочетаниями несоединимых качеств: Тихон Кабанов, Платон Зыбкин. Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями Африкан Коршунов, Любовь, Гуслин, Разлюляев?

Обобщающие вопросы по 2-му и 3-му действиям : В чем проявляется самодурство Гордея Карпыча? Чем его поведение отличается от поведения Коршунова? Кто из героев пьесы в наибольшей степени воплощает замысел автора? Почему эта не всегда веселая пьеса названа комедией? Как бы вы определили характер смеха, который вызывают Коршунов и Гордей Торцов? Почему в устах Гордея и Коршунова не звучат песни, пословицы, прибаутки?

Кто из героев пьесы в своем духовном облике и жизненном поведении олицетворяет линию народной песни? Кого из персонажей пьесы назвали «песенной героиней»? Обоснуйте с помощью текста утверждение, что вся душа Любови «как бы пропета, прокомментирована лирическими песнями». С каким героем прежде всего связано авторское отношение к жизни? Почему именно пьяница Любим Торцов воплощает пробуждающееся чувство сопротивления самодурству? Почему Любим считает, что «...кабы я беден был, я бы и человек был»? Как в пьесе проявляется любовь драматурга к русским нравам и обычаям? Как выражается в ней талантливость людей из народа? Александр Коршунов – Любим Торцов в комедии А.Н.Островского «Бедность не порок». Фото Николая Антипова

Ап. Григорьев в своих стихах приветствовал Любима Торцова как наиболее полное выражение русской души: Любим Торцов пред ней живой Стоит с поднятой головой, Бурнус напялив обветшалый, С растрепанною бородой. Несчастный, пьяный, исхудалый, Но с русской чистою душой. Зритель и читатель, как и автор, и его герой Любим Торцов, с радостью смотрят на ушедший почти сказочный мир человеческого единства, воплощенный в мотиве народного праздника, и с горьким сознанием, что мир этот ушедший не устоял перед натиском новых хищнических деловых отношений. Аполлон Григорьев

Писатель И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться театр Островского. Театральный режиссер нашего времени Л. Додин обратил внимание на современность, даже злободневность драматургии Островского: «Островский один из немногих отечественных драматургов, максимально учитывающих возможности и способности театра. К тому же наше время походит на эпоху Островского с ее грубостью, инфантилизмом и ограниченностью, со стремлением урвать... когда обмануть и унизить ничего не стоит». Лев Абрамович Додин И. А. Гончаров

Драма это изображение жизни в формах самой жизни. Покажите на примерах из пьесы «Бедность не порок», как Островский изображает установившийся порядок жизни. Подготовьте материал на тему «Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок»

Википедия. Журавлёва А. И., Макеев М. С., Александр Николаевич Островский. – М., Журавлёва А. И., Некрасов В. Н., Театр Островского. – М., Лобанов М. П., Островский. – М., 1989 (Серия «Жизнь замечательных людей»).