Методические материалы к уроку «Интерпретация поэмы А. Блока «Соловьиный сад» для 11 класса ( 2 часа) Муниципальное образовательное учреждение «общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.А. Блок «СОЛОВЬИНЫЙ САД». Что для человека более необходимо – личное счастье или выполнение долга? Наказанье ли ждет, иль награда, Если я уклонюсь от.
Advertisements

Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Развивающая викторина для детей "Самый-самый " Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 ст. Беломечётской.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.

Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику Посвящается…
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 3 класс Школа России Масько Любовь Георгиевна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
дней и ночей 27 миллионов жизней советских людей 3.
1 у дома 2 деревенька 3 березы 4 родные просторы.
Michael Jackson
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Типовые расчёты Растворы

Флористические оформления. Композиции до 6000 руб
Транксрипт:

Методические материалы к уроку «Интерпретация поэмы А. Блока «Соловьиный сад» для 11 класса ( 2 часа) Муниципальное образовательное учреждение «общеобразовательная средняя школа г. Мезень» Автор: учитель русского языка и литературы Коршакова Людмила Николаевна

Интерпретация Интерпретация поэмы А.А. Блока «СОЛОВЬИНЫЙ САД» поэмы А.А. Блока «СОЛОВЬИНЫЙ САД»

Ход урока 1. Знакомство с текстом Знакомство с текстом Знакомство с текстом 2. Эмоциональный аспект анализа Эмоциональный аспект анализа Эмоциональный аспект анализа 3. Первичное восприятие поэмы Первичное восприятие поэмы Первичное восприятие поэмы 4. Рефлексия I уровня Рефлексия I уровня Рефлексия I уровня 5. Ассоциации к понятию «соловьиный сад» Ассоциации к понятию «соловьиный сад»Ассоциации к понятию «соловьиный сад» 6. Мотивация к смысловому анализу поэмы Мотивация к смысловому анализу поэмы Мотивация к смысловому анализу поэмы 7. Вопросы для работы над истолкованием поэмы, составленные учащимися Вопросы для работы над истолкованием поэмы, составленные учащимися Вопросы для работы над истолкованием поэмы, составленные учащимися 8. Работа над текстом поэмы 9. Ассоциации с другими произведениями Ассоциации с другими произведениями Ассоциации с другими произведениями 10. Вторичная рефлексия Вторичная рефлексия Вторичная рефлексия 11. Домашнее задание Домашнее задание Домашнее задание

Цели урока: Развитие навыков исследовательской и аналитической работы с поэтическим текстом; Развитие навыков исследовательской и аналитической работы с поэтическим текстом; Совершенствование умения проводить герменевтический анализ-интерпретацию поэтического текста Совершенствование умения проводить герменевтический анализ-интерпретацию поэтического текста Воспитание эстетического вкуса, умения понимать поэзию Воспитание эстетического вкуса, умения понимать поэзию

Знакомство с текстом Прослушивание звукового файла из фонотеки Прослушивание звукового файла из фонотеки Вторичное самостоятельное чтение Вторичное самостоятельное чтение

Эмоциональный аспект анализа Какие тайны текста вы для себя открыли? (авторские неологизмы, интересные образы, необычные зарисовки, эпитеты, особый лиризм, оттенки чувств,..) Какие тайны текста вы для себя открыли? (авторские неологизмы, интересные образы, необычные зарисовки, эпитеты, особый лиризм, оттенки чувств,..) Какие чувства, ощущения испытали после прочтения поэмы? Какие чувства, ощущения испытали после прочтения поэмы?

Первичное восприятие поэмы Обсуждение первых впечатлений от прочитанного Обсуждение первых впечатлений от прочитанного Краткая запись своих первых представлений о тексте каждым учеником Краткая запись своих первых представлений о тексте каждым учеником

Рефлексия I уровня Почему у нас возникли именно такие чувства? Почему у нас возникли именно такие чувства? Почему понравилась поэма? Почему понравилась поэма? Не понравилась? Почему? Как вы себе это можете объяснить? Не понравилась? Почему? Как вы себе это можете объяснить?

Какие смысловые ассоциации вызывает у вас соловьиный сад? Соловьиный сад -Блаженство, утопия, прохлада, привычка, соблазн, рай, идеал, мечта, воспоминание, иллюзия, надежда, встреча, неизвестность, забытье, плен, тюрьма, обман, искушение, лето, уединенность, воздушный замок, пресыщенность, плен, клетка… (По ходу ответов ассоциации записываются на доске, (некоторые кратко комментируются учащимися) их роль – помощь при работе над содержанием и смыслами поэмы)

Мотивация к смысловому анализу поэмы – работа над пониманием внутренних смыслов произведения. Как получилось, что герой, добившийся исполнения своей мечты – попасть в соловьиный сад- уходит оттуда навсегда?

Вопросы для работы над истолкованием поэмы, составленные учащимися 1. Какие проблемы затрагивает в поэме А. Блок? 2. Какие части можно условно выделить в поэме? 3. Какое значение имеет то, что повествование идет от первого лица? 4. Какие образы присутствуют в поэме? 5. Какую роль играет каждый из них? 6. Какое значение в поэме имеет образ соловья? 7. С какой целью вводит автор в поэму образ осла – товарища лирического героя? 8. Почему поэма начинается упоминанием о море и заканчивается так же?

9. Что олицетворяют образы моря, соловьиного сада, осла, прекрасной незнакомки? 10. Как связаны образы поэмы с лирическим героем? 11. Почему герой выполняет тяжелую работу? В чем ее смысл? 12. Что означает образ сада в поэме? 13. Почему сад обнесен стеной? 14. Как изображен соловьиный сад? 15. Какими художественными средствами изображается соловьиный сад? 16. Как можно расшифровать строки: «Не доносятся жизни проклятья в этот сад, обнесенный стеной»?

17. Чем соловьиный сад так притягивал героя? 18. Почему герой любил «недоступность ограды»? 19. Как в поэме возникает мотив соблазна? 20. Почему поэт счел нужным раскрыть перед читателем всю прелесть райского блаженства в соловьином саду? 21. Что ждет героя за воротами сада: наказание или награда? 22. Что символизирует в поэме неизвестный напев? 23. Что заставляет лирического героя забыть о шуме моря и криках осла? 24. Почему в саду останавливается течение времени?

25. Как живет герой в соловьином саду и можно ли это назвать жизнью? 27. Кто та незнакомка, которая живет в саду? 28. Как изображена возлюбленная лирического героя? 29. Кто Она? Мечта или реальность? 30. Как в ее изображении воплотились мечты поэта о Вечной Жене? 31. Почему Вечная Женственность, призванная спасти человечество, не спасает героя? 32. Заменив «куски скал» на «манящие розы», счастлив ли герой? 33. Почему герой не хотел просыпаться от «очарованного сна»? 34. Было ли «отворение неприступных дверей» входом в забытье?

35. Почему он не остается в соловьином саду? 36. Почему страдает герой, ведь счастье вроде бы сбылось? 37. Какие два мира сталкиваются в поэме? 38. Почему крик осла доносится до героя в момент его пребывания в саду? 39. Ради чего был предан осел? 40. Почему герой делил с ослом тяжелый труд, а счастье разделить не захотел? Или не смог? 41. Как прослеживается тема предательства в поэме? 42. Предал ли герой себя ради мечты? 43. Каково возмездие герою за предательство? 44. Как в поэме звучит мотив одиночества? 45. Что чувствует герой, когда возвращается в прежний мир?

46. Почему розы пытаются удержать героя? 47. Как герой понимает, что ему нет места в прежнем мире? 48. Какие изменения произошли за время отсутствия героя? К чему он возвратился? 49.Почему, когда герой вернулся, его место в жизни было уже занято? 50. Почему в реальном мире течение времени ускорилось? Какие детали указывают на это?

51. Для чего в концовке поэмы появляется «другой рабочий» с ослом? 52. Для чего в конце поэмы поэт изображает вражду между крабами? 53. Это произведение о правде жизни? Почему? 54. В чем смысл заглавия поэмы? 55. Каков скрытый смысл поэмы? 56. О чем хотел предостеречь своих читателей А. Блок?

Ассоциации с другими произведениями Какие произведения других авторов содержат похожие темы и мотивы? Какие произведения других авторов содержат похожие темы и мотивы? В чем отличие? В чем отличие?

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова В чем сходство? (Тема прекрасного сада) Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов; И грозды полные на них, Серег подобье дорогих, Висели пышно, и порой К ним птиц летал пугливый рой. пугливый рой. В чем различие? Вдоль прохладной дороги, меж лилий, Однозвучно запели ручьи, Сладкой песнью меня оглушили, Взяли душу мою соловьи. Чуждый край незнакомого счастья … «Соловьиный сад» А. Блока

О чем шепчут волшебные голоса Мцыри? О чем говорит неизвестный напев герою поэмы Блока? И снова я к земле припал, И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам; Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели О тайнах неба и земли… (М.Ю. Лермонтов) Или разум от зноя мутится, Замечтался ли в сумраке я? Только всё неотступнее снится Жизнь другая - моя, не моя... И чего в этой хижине тесной Я, бедняк обездоленный, жду, Повторяя напев неизвестный, В соловьином звенящем саду? (А. Блок)

Как в поэме Лермонтова возникает женский образ? В чем отличие его от образа незнакомки в «Соловьином саде?» Я поднял боязливый взгляд, И жадно вслушиваться стал. И ближе, ближе всё звучал Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он Лишь звуки дружеских имен Произносить был приучен. (М.Ю. Лермонтов) Каждый вечер в закатном тумане Прохожу мимо этих ворот, И она меня, легкая, манит И круженьем, и пеньем зовет. И в призывном круженье и пенье Я забытое что-то ловлю, И любить начинаю томленье, Недоступность ограды люблю. (А. Блок)

В чем различие между судьбами лирических героев? «Мцыри» «Соловьиный сад» Путь знакомый и прежде недлинный В это утро кремнист и тяжел. Я вступаю на берег пустынный, Где остался мой дом и осел. Или я заблудился в тумане? Или кто-нибудь шутит со мной? Нет, я помню камней очертанье, Тощий куст и скалу над водой... Где же дом? - И скользящей ногою Споткаюсь о брошенный лом, Тяжкий, ржавый, под черной скалою Затянувшийся мокрым песком... пускай в раю, … пускай в раю, В святом, заоблачном краю Мой дух найдет себе приют… Увы! – за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял… Какая мечта была у каждого из героев? Кто виноват в том, что судьба их сложилась трагично?

Вторичная рефлексия Как изменилось ваше представление о поэме? Как изменилось ваше представление о поэме? Почему? Почему? Какие новые смыслы вы в ней открыли? Какие новые смыслы вы в ней открыли?

Домашнее задание (письменные работы на выбор) Напишите свою интерпретацию поэмы «Соловьиный сад» Напишите свою интерпретацию поэмы «Соловьиный сад» Что нового вы узнали о мире, о людях, читая эту поэму? Что нового вы узнали о мире, о людях, читая эту поэму? Как иначе можно было бы назвать поэму? Возможно ли это и почему? Как иначе можно было бы назвать поэму? Возможно ли это и почему?

Использованные ресурсы: Изображения : html &t=65825&page=39

html htm %ED%FB%E5%20%F5%F3%E4%EE%E6%ED%E8%EA%E8&st=75 %ED%FB%E5%20%F5%F3%E4%EE%E6%ED%E8%EA%E8&st= html html html bin/dcforum/dcboard.cgi?az=show_thread&forum=DCForumID2&om=11373&omm=0 bin/dcforum/dcboard.cgi?az=show_thread&forum=DCForumID2&om=11373&omm=0 Звуковой файл – поэма «Соловьиный сад» мр 3

Литература: Б.С. Локшина Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении, Санкт-Петербург, изд. Фирма Глагол, 2001 Блок А.А. "Лирика" - М.: Правда, Казакова, Н.А. Александр Блок. «Соловьиный сад» (метод аналитического чтения) / Н.А. Казакова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ( ( Каганович С. Л., Новгородский региональный центр развития образования, « Новые подходы к школьному анализу поэтического текста» ( (